Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Переодизации профессионального развития




Теория Д. Сьюпера (описан процесс формирования профессиональной Я-концепции и профессиональный путь разделен на пять этапов):

1. Этап роста (от рождения до 14 лет) – период проигрывания различных социальных ролей (в том числе и профессиональных), период проб себя в разных видах деятельности, прояснения своих предпочтений, формирование интересов, способных повлиять на дальнейший профессиональный выбор. Я – концепция развивается через идентичность со значимым взрослым.

2. Этап исследования (от 15 до 24 лет) – происходят попытки разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, ценностях, способностях и возможностях. В результате такого самоопределения происходит выбор профессии и начинается её основание.

3. Этап упрочнения карьеры (от25 до 44) – человек стремиться занять прочное положение в выбранной деятельности, обеспечить в найденном профессиональном поле устойчивую личную позицию. В трудовой биографии человека эти годы часто оказываются наиболее творческими, результативными и динамическими в приобретении профессионального мастерства и социального статуса. Вероятность смены профессии значительно уменьшается к концу этого этапа.

4. Этап сохранения достигнутого (от 45 до 64 лет) – здесь наблюдается тенденция сохранить достигнутое карьерное положение. Профессиональное развитие осуществляется в одном направлении без выхода за рамки найденного профессионального поля.

5. Этап спада (после 65 лет) – характерной чертой этого этапа является спад физических и умственных возможностей, что приводит либо к частичному сокращению профессиональной нагрузки, либо к прекращению трудовой деятельности. Здесь возможны возникновение потребности передавать свой опыт и смена профессиональных ролей (наставник, эксперт).

Периодизация А.А. Трущевой (этот процесс включает в себя четыре этапа):

1. Формирование профессиональных намерений – основой выбор личностью профессии на основе учета своих индивидуально-психических особенностей и их соответствия содержанию выбираемой профессии. На этом этапе происходит осознание необходимости профессиональной подготовленности, формирование первичных профессиональных целей и путей их достижения, ориентация и самоопределение в области профессиональной деятельности.

2. Профессиональная подготовка – освоение системы профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионально важных качеств личности, положительного отношения и интереса к будущей профессии. Это происходит на трех уровнях: психическом, интеллектуальном и социальном. Психологический уровень предполагает формирование готовности к данному виду деятельности, осознание человеком своих возможностей, способностей, интересов, отвечающих требованиям специальности. На интеллектуальном уровне происходит усвоение теоретических знаний, умений и навыков в соответствии с ГОСТом, овладение навыками профессионального самосовершенствования. На социальном уровне формируются представления о социальном статусе специалиста, востребованности профессии на рынке труда, ее престижности и оплачиваемости.

3. Профессионализация – вхождение (адаптация) и освоение профессии, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности.

4. Мастерство – данный этап характеризуется творческим выполнением профессиональной деятельности; интеграцией сформированных профессионально важных качеств личности в индивидуальный стиль деятельности; постоянным совершенствованием методик и технологий собственной профессиональной деятельности.

Периодизация А.К. Марковой включает в себя следующие этапы (уровни) этого процесса:

1. Допрофессионализм. Человек осуществляет некоторую работу и виды труда, еще не обладая качествами, свойственными профессионалу, не овладев нормами и правилами профессии, не достигнув в труде высоких и творческих результатов.

2. Профессионализм. Человек последовательно овладевает качествами профессионала, формируя навыка профессиональной деятельности. По мере развития мотивационной сферы, целеполагания человек все более сознательно повышает свое профессиональное мастерство, осознавая при этом себя в профессии, развивает себя средствами профессии.

3. Суперпрофессионализм. Профессиональная деятельность характеризуется на этом уровне высокими достижениями и творческими успехами. Главной особенностью этого уровня является творческое обогащение профессии своим личным вкладом, что влияет на прогресс общества.

4. Послепрофессионализм. На этом уровне специалист может оказаться наставником, экспертом в своей сфере. Этот уровень помогает человеку обрести новые грани профессионализма, состоящие в помощи другим людям и их духовном обогащении.

Периоды профессионализации:

1 период профессионализации – «Профессиональное младенчество» (1 курс). Учебные дисциплины должны создавать возможность непосредственно - эмоционального общения студента с профессионалом, что будет формировать потребность в профессиональном общении в последующем обучении; положительное отношение к нормам профессиональной деятельности. Например, «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Основы саморазвития личности» и т.д.

2 период – «Ранняя профессионализация» (2 курсы). Учебные дисциплины должны создавать возможность выполнения «предметно-манипулятивной» деятельности студента с предметом психологии и деятельности школьного психолога, что позволяет осваивать способы действия с предметом деятельности профессионального психолога.

3 период – «Допрактический профессиональный возраст» (3 и 4 курсы). Учебные дисциплины должны создавать возможность игровой деятельности в роли школьного психолога с выполнением его производственных функций и их элементов, что позволит освоить профессиональные роли и виды деятельности психолога, или нормы отношений между психологом и клиентом.

 

ЭТАПЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Теория компромисса с реальностью Э. Гинзберга (процесс профессионального самоопределения имеет три стадии: стадию фантазии, гипотетическую и реалистическую):

1. Стадия фантазии (первые 11 лет жизни) характеризуется возникновением и чередованием желаний в дальнейшем заниматься той или иной профессиональной деятельностью. При этом такие фантазии возникают независимо от реальных потребностей, способностей, возможностей и скорее являются попытками идентифицироваться с окружающими людьми.

2. Гипотетическая стадия (от 11 до 17 лет) включает в себя четыре периода:

§ период интереса (11 – 12 лет) – в это время дети делают выбор в соответствии со своими интересами и склонностями;

§ период способностей (13 – 14 лет) – подросток начинает проявлять большую изобретательность внимания к требованиям (в том числе образовательным и квалификационным), социальному статусу и уровню материальной оплаты в различных профессиях и соотносить это со своими способностями;

§ период оценки (15-16 лет) – в это время происходит сопоставление своих способностей, интересов, ценностей с требованиями конкретных профессий, появляется возможность более критично и реалистично относиться к результатам такого сравнения;

§ переходный период (около 17 лет) – он совпадает с моментом окончания школы и необходимостью перехода от гипотетического к реалистическому выбору профессии.

3. Реалистическая стадия (от 17 и старше) – также неоднородна, включает в себя три периода:

§ период исследования (17-18 лет) – здесь активность, связанная с профессиональным выбором, возрастает. Это объясняется в первую очередь социальной необходимостью поступления на работу или в конкретное профессиональное заведение;

§ период кристаллизации (19 – 21 год), во время которого сужается диапазон выбора и определяется направление будущей деятельности (специализации);

§ период специализации (от 22 лет и далее), когда общий профессиональный выбор уточняется выбором конкретной узкой специализации.

Основные типы самоопределения:

§ Профессиональное самоопределение, его основные признаки:

- большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т.д.);

- для профессионального самоопределения требуются благоприятные условия (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т.д.).

§ Жизненное самоопределение, его основные признаки:

- глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек;

- зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды;

- зависимость от экономических, социальных, экологических и других «объективных факторов», определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.

§ Личностное самоопределение, его основные признаки:

- невозможность формализации полноценного развития личности (не один документ не может указывать на то, что его «обладатель является … личностью).

- для полноценного личностного самоопределения лучше подходят сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам человека, но и часто способствуют развитию таких качеств.

Уровни реализации имеющихся возможностей (по профессиональному и жизненному типу самоопределения):

1. Агрессивное неприятие деятельности по данному типу, демонстративное игнорирование и даже разрушение имеющихся возможностей (постоянное «выяснение отношений», склоки с коллегами и т.д.);

2. Молчаливое избегание деятельности по данному типу (не выполнение профессиональных обязанностей, банальная лень и т.д.);

3. Реализация стереотипных способов деятельности (работа «по инструкции», банальные способы проведения досуга и т.д.);

4. Стремление усовершенствовать отдельные элементы своей деятельности (фактическое начало настоящего творчества), но в рамках традиционных способов жизнедеятельности (формирование индивидуального стиля деятельности, выполнение сложных задач, поиск новых возможностей для решения жизненных проблем и т.д.).

5. Стремление существенно усовершенствовать свою деятельность в целом (кардинальное изменение характера труда, образа жизни и т.д.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...