Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научный, научно-технический и инновационный потенциалы Республики Беларусь.




Ключевыми макропараметрами научного потенциала явля­ются показатели наукоемкости ВВП, среднегодовая числен­ность работников отрасли «Наука и научное обслуживание», их доля в общей численности занятых в народном хозяйстве, ко­личество научных организаций. Эти параметры используются и для международных сопоставлений.

На­учный и научно-технический потенциалы страны понесли серь­езные потери и находятся в сложном положении. С 1990 по 2004 г. численность работников, выполнявших НИОКР, в Бела­руси сократилась в 3,7 раза. В 2004 г. этот показатель уменьшился на 1230 чел., тогда как в странах с устойчивой экономикой наблюдается его стабильный рост на 3—5 % в год. В настоя­щее время на каждые 10 тыс. жителей республики приходится около 18 исследователей, тогда как в США — 52, Израиле — 38, России — 32, ФРГ — 29, Франции — 26, Южной Корее — 24.

Организационная структура потенциала. По состоянию на 2010 г., в республике 300 организаций и предприятий выпол­няли ИР, в которых было задействовано около 30 тыс. работни­ков. Традиционно научные организации распределяются по трем основным сферам, представляющим относительно обособлен­ные элементы в научной системе: академическую, вузовскую, отраслевую науку.

Наиболее мощной (и с высшим научным статусом) организа­цией является Национальная академия наук Беларуси, в кото­рой сосредоточены 90 научных организаций и свыше 11 тыс. работников, выполняющих ИР.

Вузовская наука представлена 35 университетами и други­ми вузами, а также 9 научно-исследовательскими институтами (НИИ), 3 конструкторскими и проектно-конструкторскими организациями, подведомственными вузам и Министерству образования республики.

Отраслевая наука включает, главным образом, научно-технические центры, конструкторско-технологические бюро (КТБ) базовых предприятий промышленности, строительства, АПК, учреждений системы здравоохранения. Наибольший потенци­ал сосредоточен в системе Министерства промышленности — 45 организаций и свыше 5 тыс. работников, выполняющих ИР (2004 г.).

Научная и научно-техническая деятельность. Анализ итогов научно-технической деятельности в 2004 г. показывает, что ведущие позиции в научной сфере занимает НАН Беларуси — 30 % по количеству организаций, 39 % — по числу работников, выполняющих НИР, и 31 % — по объему выполненных работ; Министерство промышленности (соответ­ственно, 15 %, 17,6 и 18,7 %), Министерство образования (14,6 %, 10 и 14,7 %) и Государственный военно-промышлен­ный комитет (ВПК) (3,7 %, 9,8 и 14 %). В совокупности они вы­полнили 78,4 % научно-технических работ в стране.

Научные кадры. Ключевой характеристикой научных кадров является так­же их качественный состав, его динамика. В 2009 г. в респуб­лике работали 739 доктора (в 2000 г. — 819, в 2005 г. - 780) и 3231 кандидат наук (в 2000 г. — 3847, в 2005 г. - 3255). Большинство из них занято в техничес­ких и естественных науках.

Финансирование науки заключается в денежном покрытии ее затрат. Финансовые ресурсы науки определяются как за­траты на научные исследования и разработки (ИР).

В последние годы доля средств республиканского бюджета в общем объеме финансирования науки составляет от 40 до 50 %, (в 2004 г. — 49,1 %), а в общих расходах республиканского бюджета — 2,0 %.

В ближайшие годы государство не сможет существенно уве­личить расходы на научные исследования, поэтому крайне ост­ро стоит проблема их рационального использования.

Материально-техническая база науки (МТБ). Включает ос­новные фонды (здания, сооружения, специальное лабораторное и технологическое оборудование) научных, конструкторских ор­ганизаций и предприятий, объектов инфраструктуры. Ее ядром являются приборы и оборудование для научных целей.

Инновационный потенциал.

Успешность инновационных процессов или инновационной деятельности зависит от уровня развития адаптационной спо­собности экономики, мощности ее инновационного потенциала.

Ядром инновационной сферы является производственное предприятие. Инновационностъ экономики — это способность и стремле­ние предприятий к постоянному поиску и использованию на практике результатов ИР, новых концепций, идей и изобрете­ний.

В Беларуси после 1991 г. удельный вес организа­ций, осуществляющих разработку и внедрение нововведений, упал в среднем до 5—6 % (ранее он составлял 60—70 %) общего количества организаций. Произошли падение спроса на нацио­нальную наукоемкую продукцию, вытеснение ее с внутреннего рынка.

Создание и использование технологий. Ключевым факто­ром в обеспечении инновационности, восприимчивости пред­приятий к нововведениям является технологическая среда, оп­ределяющая способность производства осваи­вать инновации.

Из всех используемых на се­годняшний день передовых технологий около 80 % относятся к традиционным и соответствуют III и IV технологическим укладам. Патентоспособными можно считать лишь 3,6 % общего числа технологий.

Инновации в промышленности. По данным Министерства статистики и анализа1, в 2004 г. инновационно активными, т.е. осуществляющими технологические инновации в течение трех последних лет, определены 292 организации (в 2003 г. — 314), или около 13 % общего числа обследованных в промышленно­сти Беларуси.

Инновационное предпринимательство. В Беларуси оно реализуется преимущественно в виде малых инновационных предприятий. Они более гибки, инициативны, лучше приспособляемы к быстро меняющейся внешней среде, поэтому обеспечивают более эффективный трансфер технологий.

В настоящее время в стране действует система государствен­ной поддержки малого инновационного предпринимательства, включающая 9 бизнес-инкубаторов, 4 научно-технологических парка, свыше 10 центров трансфера технологий и инновацион­ных центров. Создан Национальный центр транс­фера технологий для координации работ в данной сфере.

позитивные процессы в инновационной сфере идут пока медленно, кризисные явле­ния, возникшие в начале 90-х гг. XX в., не преодолены. Перспективные технологии не включаются в хозяйственный оборот, применение информационных техноло­гий в процессах производства, управления и проектирования на порядок ниже, чем в промышленно развитых странах.

Сложившаяся ситуация стала предметом озабоченности руководства страны, научного и бизнес-сообществ. Были предприняты шаги по созданию современной нормативно-правовой базы, насчитывающей более 20 нормативных актов, определяющих принципы, це­ли, направления и механизмы инновационной политики госу­дарства. Ключевые положения этих документов предусматри­вают перевод национальной экономики на инновационный путь развития посредством построения национальной иннова­ционной системы (НИС) рыночно ориентированного типа

Конечная цель НИС – реализация инновационных проектов, направленных на созда­ние высокотехнологических отраслей и производств как точек быстрого роста экономики.

Решение поставленных задачи потребует существенного увеличения финансовых вло­жений в сферу науки, которые к 2015 г. должны быть не ниже 2 % к ВВП. При этом доля внебюджетного финансирования должна составить не ме­нее 50 %.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...