Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и функции государственного регулирования экономики.




В рыночной экономике государство не осуществляет непо­средственного управления экономической сферой, основным регулятором хозяйственных отношений является рынок.

При переходе к рыночной экономике роль государственного регулирования более значима, чем в условиях сложившегося рыночного хозяйства поскольку:

сфера принимаемых государством решений намного шире, а сами решения во многих случаях более ответственные,

рыночные регуляторы здесь недостаточно эффективны,

государство призвано регулировать процесс перехода от планового хозяйства к рыночному, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий его нормального функционирования.

За государством прежде всего должны сохраняться следую­щие функции:

эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование;

обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собст­венника и субъекта хозяйствования;

формирование устойчивой макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых уч­реждений;

обеспечение минимальных социальных стандартов по пре­доставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобес­печивающие блага и услуги);

В переходный период требуется преодолеть тотальную монополизацию государ­ственной собственности, осуществить ее разгосударствление и приватизацию. Задача государственного управле­ния — создать возможности для эффективной работы предпри­ятий, определяющих основуэкономического развития и на­циональную безопасность с ис­пользованием рыночных законов: конкуренции, спроса, пред­ложения, стоимости и т.д. При этом важно обеспечить коорди­нацию взаимодействия между субъектами государственной и других форм собственности.

Цель государственного регулирования национальной экономики состоит в обеспечении экономи­ческой безопасности страны и ее устойчивого развития.

Конституцией Республики Беларусь определено, что «государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях» (ст. 13, п. 5).

В соответствии с Конституцией (ст. 107, п. 4.) Правительство (Совет Министров) Республики Беларусь обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социаль­ного обеспечения и оплаты труда.

Система государственного управления Республики Бела­русь, построенная по функционально-отраслевому и территори­альному принципам, включает 24 министерства, 7 государствен­ных комитетов и 7 государственных организаций, подчинен­ных Правительству Республики Беларусь.

Формирование в Республике Беларусь социально ориенти­рованной рыночной экономики требует повышения эффектив­ности взаимодействия органов отраслевого и территориального управления.

По мере достижения успехов в развитии республики, ее про­движения к социально ориентированной рыночной экономике будут усиливаться: концентрация усилий государства на потребностях и интересах человека, активизация его соци­альной роли, развитии инициативы и предприимчивости, уси­лении гражданской ответственности.

34. Система планирования и прогнозирования национальной экономики.

Государственное регулирование социально-экономических процессов на основе разработки и реализации прогнозов и программ, или индикативное планирование, стало ведущим мето­дом государственного управления экономикой Беларуси в переходный к рыночным отношениям период.

С по­мощью планирования государство поддерживает социально-экономическую систему в состоянии динамического равнове­сия. С одной стороны планирование - это норма, метод, инструмент принятия уп­равленческих решений, а также интегрирующая деятельность, объ­единяющая экономику, социологию, экологию, демографию, статистику и другие дисциплины. С другой стороны планирование - это наука управления, формирующая специфическую теорию, технологию и институ­циональные структуры, обеспечивающие необходимое воздей­ствие на объекты государственного регулирования экономики.

Разрушение централизованной экономики подразумевает изменение содержания и организации планирования: жесткое директивное пла­нирование заменяется направляющим, регулирующим и дру­гими его видами, в наибольшей степени соответствующими ры­ночным отношениям.

Основным инструментом становится индикативное планирование, которое пришло на смену директивному и рационально сочетает в себе рыночный механизм саморегулирования, учитывающий действие объективных законов рынка, и регулирующее воздействие государства на социально-экономические процессы.

Индикативное планирование призвано выполнять три важ­ные функции:

1) информационную — планами и прогнозами государство информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политике, что позволяет им формировать на этой основе свои бизнес-планы;

2) стабилизационную — дает возможность ориентироваться в долгосрочных установках и целях правительства и действо­вать сообразно с ними;

3) согласительную — позволяет правительству и негосудар­ственным субъектам хозяйствования достигать единства по ключевым вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций и согласований.

Переход к индикативному планированию предполагает эф­фективное использование лучших достижений централизован­ного планирования: методологию и методы разработки комплексных программ, социально-экономических, научно-технических и экологических прогнозов;

Разработанные в республике Комплексная программа научно-технического прогресса, Основные направления социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы, а также ежегодно составляемые прогнозы социально-экономического развития страны - пример междисциплинарного сотрудничества и научной обоснованности используемых методологических и методических подходов к прогнозированию и планированию социально-экономических процессов, разработке экономической политики и стратегии государства.

Национальным собранием Республики Беларусь в апреле 1998 г. был принят Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», который определяет систему государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны, цели и задачи, общий порядок их разработки. Главная цель — достижение устойчивого экономического роста, высо­кой степени занятости, внешнеэкономического равновесия и повышение на этой основе уровня жизни народа.

Государственное прогнозирование социально-экономическо­го развития – это деятельность государствен­ных органов по разработке прогнозов и программ социаль­но-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы, а также система научно обоснован­ных представлений о целях, критериях, принципах, направле­ниях и приоритетах социально-экономического развития Рес­публики Беларусь на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения.

Система государственных прогнозов социально-экономичес­кого развития Республики Беларусь включает:

на долгосрочную перспективу — Национальную страте­гию устойчивого социально-экономического развития Респуб­лики Беларусь на 15 лет и Основные направления социаль­но-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;

среднесрочную перспективу — Программу социально-эко­номического развития Республики Беларусь на 5 лет;

краткосрочную перспективу — годовой прогноз социаль­но-экономического развития Республики Беларусь.

Разработка государственных прогнозов и программ соци­ально-экономического развития Республики Беларусь прово­дится Советом Министров Республики Беларусь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...