Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение 4. Риск разрыва вредных отношений




Представьте себя говорящим окончательное «прощай» человеку, отравляющему вам жизнь. Представьте, что он или она покидает вашу жизнь тем или иным способом. Вы можете переехать в другой город, получить развод с супругом или поменять место работы — короче, вы боль­ше с этим человеком не встретитесь.

Что вы чувствуете, говоря ему «прощай»? Вспомина­ется ли вам, что кроме вреда эти отношения приносили вам что-то еще?

Чтобы суметь изменить сущность ранящих нас отношений, мы прежде всего должны почувствовать, что нас ранили, по­том осознать, что отношения с причиняющим нам боль чело­веком могут быть нам вредны. Мы можем кое-что сделать для изменения этих отношений или принять решение отказаться от них. В любом случае первым шагом должна стать регистра­ция боли, которую мы испытываем; без этого осознания мы


можем сохранять отношения неизменными бесконечно дол­го. В любых отношениях есть что-то хорошее, иначе они не возникали бы. Разрыв отношений означает не только избавле­ние от их плохих сторон, но и потерю хороших; поэтому преж­де, чем сделать этот поворотный и решительный шаг, следует взвесить и сравнить между собой риск разрыва и цену поддер­жания отношений. Наилучшим решением является измене­ние отношений путем протеста против приносящего боль по­ведения — с тем, чтобы дать партнеру возможность изменить­ся. В таком требовании заключен определенный риск: изме­нившись, человек может стать еще более вредоносным. Одна­ко взяв на себя ответственность, мы всегда имеем возможность уйти —пока мы об этом не вспомним, мы вынуждены мирить­ся с этими отношениями.

Если мы действительно решили расстаться, нам следует осознать причины, по которым мы собираемся это сделать. Терпение очень ценится в нашем обществе. Герой Горацио Эл-джера, сражающийся за собственный путь и за выживание в, трудном мире против всех его странностей и несуразностей, является частью нашей культуры. Его фразу «Я с этим справ­люсь!» мы чаще всего повторяем с гордостью. Но мы редко спра­шиваем себя: «А надо ли мне с этим справляться?» Пока мы упорствуем в своем терпении к наносимым нам травмам и стрессу, у нас нет способа их избежать. На память приходит картинка с человеком, ожидающим в середине зимы автобус на занесенной снегом остановке, стучащего зубами и говоря­щего: «Я могу это вынести». Пока он будет продолжать прово­дить ежедневно двадцать минут в этой жалкой ситуации, не осознавая, что это никому не нужно, он не станет искать дру­гого способа добраться до работы. Эта способность терпеть — одна из причин, по которой люди упорствуют в пребывании заведомо далеко от удовлетворения потребностей — своих и другого; оба человека заняты только тем, что стараются друг друга вытерпеть.

Пока не наступит момент, который позволит изменить от­ношения, сочетающие в себе вред и поддержку, в сторону большей поддержки и удовлетворительности, — некоторые отношения кажутся полностью вредоносными. Забота о себе


и независимость позволяют осознать, что, как бы мы ни ста­рались быть доброжелательными, некоторые люди продолжа­ют нас ранить. Есть много людей, которые могут оказаться вредоносными для нас; чувствительность к возможности быть задетым ими может помочь нам избежать серьезной раны. Когда бы я ни встретил нового человека, неприятного мне, я очень осторожен и допускаю его ближе к себе, лишь убедившись в том, что ему можно верить. Если он продолжа­ет вредить мне, я отойду от него и постараюсь его избегать. Я буду предельно внимателен, если окажусь вынужден нахо­диться вместе с ним. И попытаюсь поделиться с ним своим ощущением неудобства, но если это вызовет у него неприя­тие, упорствовать не буду. Творческая критика другого чело­века требует довольно много усилий.

. Истинная критика может стать подарком для критикуемо­го. Неподдельно доброжелательная и искренняя критика мо­жет включать как одобрение, так и порицание. Подобно оцен­ке полудрагоценных камней или артистичности выступления, критика другого человека включает оценку его слабых и силь­ных сторон. Такие суждения — это мнение, отражающее сис­тему собственных ценностей критикующего человека. По­скольку никакая из систем ценностей не является совершен­ной, любая критика неабсолютна. Однако критика из уст лю­дей, которых мы уважаем и чьей системе ценностей поклоня­емся, очень часто воспринимается нами как абсолютная. Если учитель, системе ценностей которого мы пытаемся научить­ся, считает нас неудачниками, то у нас появляется чувство ущербности. Но чья бы то ни было система не может быть аб­солютно правильной и во всем подходящей для нас; несоответ­ствие чьим-то стандартам обычно означает, что сами эти стан­дарты нам не совсем подходят. Этот вопрос можно разрешить •только, если слушать критику внимательно, с большим дове­рием и проверять, хотим ли мы изменить свои недостатки. На­пример, если мой учитель класса рояля говорит, что моя ин­терпретация какой-то части произведения излишне расчетли­ва, в то время как ей следовало бы быть «способной дышать самой по себе», я должен решить, хочу ли быть не только рас­четливым. Если я ценю расчетливость интерпретации, то могу


сказать: «Эта часть — красива в ее математической четкости». Если я не люблю такие интерпретации, я, наверное, скажу: «Эта часть сыграна как безжизненная — в алгебраической манере». Любая критика исходит из точки зрения и ожида- ний, с которыми разные люди подходят К событиям, вещам, действиям — их много и они очень разные. Конечно, вы кри-тикуете исполнение части музыкального произведения с боль­шой долей пристрастности, но в зависимости от того, нравит- ся оно вам или нет.

В нашем обществе большое внимание уделяют логике и причинам. Критика во многом основана именно на них, но зачастую, прикрываясь флером ясного понимания, мы пользуемся критичностью для того, чтобы выплеснуть свою враждебность на других и атаковать их. Поэтому, даже слы­ша подлинную критику, произносимую из лучших побуж­дений, мы также можем связать ее с несправедливой враж­дебностью. Если бы мы позволяли себе выражать гнев или враждебность как чувства, а не как «рациональное общение», нам не нужно было бы оправдываться за свой гнев или зло­употреблять критикой.

Из-за недружелюбного использования критики и пото­му, что подлинная критика часто воспринимается как ата­ка, мы привыкаем сдерживать собственную критичность и стараемся ее не проявлять. Это имеет два последствия: во-первых, мы теряем важную и полезную возможность для подлинного общения и, во-вторых, подавляем часть себя, а в итоге теряем свою способность к хорошей критике. Так как критика — это обмен между людьми системами их взглядов и ценностей, но из-за нехватки выразительных средств в от-сутствие опыта что-то остается невыраженным, и это может ввести в заблуждение. Хотя некоторым кажется, что в этом нет ничего страшного, теряя способность к критике, мы стал­киваемся с опасностью потерять понимание, что хорошо и что плохо в самих себе и в окружающих. Наши стандарты и требования становятся или слишком высокими, или слиш­ком низкими, а иногда просто неопределенными.

Например, перфекционисты с их нечеловечески высокими требованиями теряют представление о том, что достижимо, а


что нет. Будучи непревзойденными мастерами критики, если бы они поделились своей критикой с другими, они могли бы понять и может быть изменить собственные стандарты, напри­мер, стать к другим и к себе более добрыми. В определенном смысле ценности, используемые в критике, являются утверж­дением того, кто мы есть. Критикуя, мы получаем представле­ние о самих себе и развиваем свою способность к ясному под­линному общению.

Если вы хотите исследовать связь между критикой, враж­дебностью и благими намерениями, проделайте следующее уп­ражнение.

УПРАЖНЕНИЕ 5.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...