Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение 5. Обнаружение полярности




Подумайте о каком-нибудь способе своего поведения, от которого вы страдаете. (Это может быть и «задабрива­ние» шефа, а может быть и существование в качестве «хо­рошего парня»).

Сядьте на один из стульев и проиграйте свое поведе­ние. Как только вы почувствуете, что ваше поведение похоже на привычное, пересядьте на другой стул и убеж­дайте себя в том, что только такое поведение и возможно в жизни. Приведите веские причины такого поведения; сделав это, пересядьте. Выслушав доводы в пользу пове­дения, от которого вы страдаете, приведите доводы про­тив него. Расскажите о том, что вам не нравится в таком поведении, и, почувствовав, что вы привели веские дово-ды против такого поведения, пересядьте еще раз. Про­должайте диалог в том же духе, пока вам не станет совер­шенно ясно, что же поставлено на карту.


Например:

Если вы обычно «задабриваете» своего шефа, то одним из последствий большего отстаивания своих прав может стать ваше увольнение.

Важно ясно понимать возможные последствия любых из­менений в своем поведении.

Следующим шагом, этого упражнения является перенос его в реальную жизнь. В течение нескольких дней поэкспе­риментируйте со своим поведением, которое вы хотите из­менить, осознайте себя. Усильте то поведение, которое вам не нравится, чтобы почувствовать всю полноту своего неудо­вольствия от него.

Когда вы почувствуете себя готовым к рискованным изме­нениям, попробуйте альтернативное поведение. Если при этом вы начнете нервничать, быстро вернитесь к своему обычному поведению и усильте его еще раз. Вы обнаружите, что больше не можете вести себя по-прежнему, и новое альтернативное поведение получится само собой.

Необходимо подчеркнуть, что чаще всего конфликты по­являются тогда, когда мы пытаемся вести себя не так, как, по нашим представлениям, нам следовало бы себя вести.

Например, представьте, что вы хотите нечто сделать, но при этом избежать возможных последствий. Если вы считае­те себя смелым и прямолинейным человеком, возможно, вы не захотите согласиться, что боитесь этих последствий. По­этому станете отказываться от этой части себя, наполненной страхом. Однако выражая и исследуя эту сторону своей лич­ности, вы можете узнать, что ваш страх на самом деле являет­ся наиболее чувствительным средством вашей страховки и са­мозащиты или же наоборот — он нерационален и подавляет вас. Так или иначе соотношение фигуры и фона вашей ди­леммы неуловимо изменится, вы станете менее фиксирова­ны и будете искать решение, которое удовлетворит обе сто­роны вашей личности, и тем самым конфликт исчезнет.

Вы можете испробовать этот метод, пользуясь следующим упражнением.


УПРАЖНЕНИЕ 6.

К ИНТЕГРАЦИИ КОНФЛИКТА

Вернитесь к упражнению 1 на стр; 104 и продолжите спор между двумя частями. Дайте каждой из них возможность услышать, что говорит другая, и позвольте каждой отве­тить на точку зрения другой. Это поможет каждой из частей ясно определить, что она чувствует и чего хочет.

Первым шагом на пути разбора конфликта является выяс­нение для противоположных частей их требований, желаний и возможных направлений действий. Следующий шаг — их рассуждения друг с другом, диалог, чтобы они обе смогли по­лучить что-нибудь из того, что они хотят. Если одна из сто­рон отказывается слушать другую, — возникает тупик (то есть состояние напряжения между противоположными частями), который становится перманентным и никакой интеграции произойти не может. Но обычно, как только одна из частей начинает по-настоящему слышать другую, она становится способной предложить некий компромисс, на который мо­жет ответить другая сторона. Если обе части готовы к взаим­ным уступкам, тупик постепенно рассасывается, и происхо­дит интеграция.

Здесь может помочь физическая аналогия. Когда два бук­сира выводят корабль из порта, они обычно имеют курс в 90 градусов по отношению друг к другу. Это означает, что если корабль нужно вывести в южном направлении, то один бук­сир направляют на юго-запад, второй — на юго-восток. Если два капитана знают направления движения обоих буксиров, у них может сложиться впечатление, что они движутся в совер­шенно разных направлениях. На самом деле результатом их действий становится движение корабля в южном, то есть в за­данном направлении. Аналогично возникают споры между двумя различными частями себя, когда обе стремятся к дви­жению в совершенно разных направлениях: однако, как и в случае с буксирами, все оканчивается выработкой совместно­го направления движения, которым вы можете следовать.

Конфликты неизбежны и необходимы, поскольку мы сложны и неоднозначны. Понимая собственные составляю-


щие, которыми обусловлены эти конфликты, мы можем най­ти им решение. Именно ясность и осознание ведут к росту и развитию, и если мы остаемся толерантными к фрустрации, неизбежно возникающей при разборке своих собственных чувств, мы сможем выйти из тупика и сформулировать новое решение, подходящее для данного момента времени.

Я выслушал все, что ты должен был сказать мне о своих

проблемах. Ты спрашиваешь, что тебе с этим делать.

Думаю, что настоящая твоя проблема в том,

что ты принадлежишь к человеческому роду.

Признай это для начала.

Идрис Шах


ГЛАВА 10 ПЛЫТЬ ПО ТЕЧЕНИЮ

Чтобы изобразить порывы ветра, иве не нужны бумага, чернила и кисть.

Сарью

Думать, что все постоянно и неизменно — это иллюзия, люди и мир все время меняются. Для некоторых изменений требуется больше времени, для других — меньше. Цветы уми-. рают за сезон, люди — за столетие, даже глыбы гранита, кото­рые кажутся столь незыблемыми, выветриваются, развалива­ясь на куски и становясь, в конце концов, галькой.

Наши чувства и ощущения меняются каждое мгновение, вместе с ними изменяются и наши отклики миру. В этом смыс­ле мы все время изменяемся. Подлинное, аутентичное обще­ние с другими людьми подразумевает осознание собственных чувств, а поскольку это бесконечный поток, мы все время дол­жны заново определять, что мы чувствуем в данный момент.

Нам следует осознавать и то, что происходит с другими — ведь и они меняются столь же быстро, как и мы. Поэтому дове­рие и близость возможны только в том случае, если мы следу­ем за изменениями в себе и в других людях, с которыми мы рядом. Если мы не уделяем должного внимания текущему мо­менту, мы можем завязнуть, описывая чувства, которые дав­но миновали. Это может вести к поведению, которое соответ-


ствует нашему прошлому, но никак не настоящему. Напри­мер, в ходе рабочих контактов со своим руководителем и в за­висимости от его требований, одобрения или критики, пона­чалу я могу чувствовать страх, затем облегчение, потом благо­дарность и, наконец, обиду и негодование. Каждое из этих чувств законно в контексте нашего общения. Но если я зацик­лен на страхе, а руководитель в это время говорит о том, что он одобряет мою работу, то наше общение, конечно же, вряд ли будет успешным.

Лучшей моделью, передающей непрерывную череду из­менений наших собственных чувств и чувств окружающих, является калейдоскоп. Картинка все время меняется и похо­жа на бесконечность. Изменения в наших чувствах или в чув­ствах окружающих нас людей приводят к изменению харак­тера всех наших взаимодействий. Мы полагаем, что вещи ос­таются такими же только потому, что так удобно и кажется безопасным.

Все живые существа меняются циклично. Утомленный жизнью и миром может сказать: «Я уже видел все это раньше, все меняется, но все остается прежним». Но в действительнос­ти он не видел всего, потому что почувствовать можно только то,, что происходит сейчас. Конечно, можно заметить некие сходства между разными моментами, но полностью осозна­вая текущий момент, вы можете обнаружить, что ситуация всегда уникальна.

Дерево никогда не будет тем же, что прошлым летом и даже что минуту назад. Поскольку мы существуем и меняемся день ото дня, описание или восприятие себя самого верно лишь на тот момент, когда оно сделано. Но описывая словами происхо­дящее, мы склонны надолго его фиксировать,- так фотограф фиксирует сцену или человека навсегда.: Язык — это основа нашего мышления, поэтому мы полагаем, что абстракция — это то же самое, что и объект, который она представляет. Но как только момент формирования образа проходит, субъект меняется. Река, на которую мы смотрим, никогда не вернется, новая река постоянно течет от истока к океану. Абстракции (например, «река») полезны, поскольку мы не могли бы без них описать мир; но мы должны осознавать их пределы.


УПРАЖНЕНИЕ!. РАЗВИТИЕ ВНУТРИ МИРА

Представьте, что вы стоите возле мелкого ручья и броси­ли в него какую-то черную краску. Представьте, что вся вода окрасилась в черный цвет; потом набегает новая вода, и окраска постепенно пропадает и наконец исчезает со­всем. Поразмышляйте, как изменилась река по сравне­нию с предыдущим моментом. В чем различие между рекой сейчас, опять ставшей чистой, и рекой до того, как вы изменили ее цвет?

Изменения происходят постоянно, и если мы не осознаем этого, мы можем упустить настоящий момент и остаться в уже прошедшем. Это не говорит о том, что нам следует находиться на вершине всех изменений, которые происходят как в нас, так и в других, иначе это может привести к новому хаосу. Нам нуж­но ограничивать свое сознание таким количеством значимых наблюдений, с которым мы можем справиться. Выбор их обыч­но делается автоматически при условии, что мы открыты появ­лению новых фигур на фоне нашего общего опыта.

Обычно нам хватает умственных способностей, чтобы от­дохнуть от происходящих изменений, если мы знаем, как быть в курсе происходящего. Степень нашего контакта с окружени­ем и степень погружения в себя тоже меняются со временем.

Мы делаем наблюдения и храним их в своей памяти. Позже, оказавшись в ситуации, так или иначе связанной с этим воспо­минанием, мы скорее используем память в качестве источника информации, чем осознаем то, что на самом деле происходит в данный момент. Переориентируя себя на настоящее, мы полу­чим более точную информацию и окажемся гораздо больше включенными в происходящее. Более того, наш ответ будет боль­ше соответствовать тому, кто мы есть и что мы хотим.

Используя процесс таким образом, мы можем жить в дан­ный момент— ведь только его мы в действительности и можем ощущать.

Понимать концепцию процесса интеллектуально и чувство­вать его для себя — это не одно и то же. Следующее упражне­ние поможет вам это различить.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...