Упражнение 5. Обнаружение полярности
Подумайте о каком-нибудь способе своего поведения, от которого вы страдаете. (Это может быть и «задабривание» шефа, а может быть и существование в качестве «хорошего парня»). Сядьте на один из стульев и проиграйте свое поведение. Как только вы почувствуете, что ваше поведение похоже на привычное, пересядьте на другой стул и убеждайте себя в том, что только такое поведение и возможно в жизни. Приведите веские причины такого поведения; сделав это, пересядьте. Выслушав доводы в пользу поведения, от которого вы страдаете, приведите доводы против него. Расскажите о том, что вам не нравится в таком поведении, и, почувствовав, что вы привели веские дово-ды против такого поведения, пересядьте еще раз. Продолжайте диалог в том же духе, пока вам не станет совершенно ясно, что же поставлено на карту. Например: Если вы обычно «задабриваете» своего шефа, то одним из последствий большего отстаивания своих прав может стать ваше увольнение. Важно ясно понимать возможные последствия любых изменений в своем поведении. Следующим шагом, этого упражнения является перенос его в реальную жизнь. В течение нескольких дней поэкспериментируйте со своим поведением, которое вы хотите изменить, осознайте себя. Усильте то поведение, которое вам не нравится, чтобы почувствовать всю полноту своего неудовольствия от него. Когда вы почувствуете себя готовым к рискованным изменениям, попробуйте альтернативное поведение. Если при этом вы начнете нервничать, быстро вернитесь к своему обычному поведению и усильте его еще раз. Вы обнаружите, что больше не можете вести себя по-прежнему, и новое альтернативное поведение получится само собой.
Необходимо подчеркнуть, что чаще всего конфликты появляются тогда, когда мы пытаемся вести себя не так, как, по нашим представлениям, нам следовало бы себя вести. Например, представьте, что вы хотите нечто сделать, но при этом избежать возможных последствий. Если вы считаете себя смелым и прямолинейным человеком, возможно, вы не захотите согласиться, что боитесь этих последствий. Поэтому станете отказываться от этой части себя, наполненной страхом. Однако выражая и исследуя эту сторону своей личности, вы можете узнать, что ваш страх на самом деле является наиболее чувствительным средством вашей страховки и самозащиты или же наоборот — он нерационален и подавляет вас. Так или иначе соотношение фигуры и фона вашей дилеммы неуловимо изменится, вы станете менее фиксированы и будете искать решение, которое удовлетворит обе стороны вашей личности, и тем самым конфликт исчезнет. Вы можете испробовать этот метод, пользуясь следующим упражнением. УПРАЖНЕНИЕ 6. К ИНТЕГРАЦИИ КОНФЛИКТА Вернитесь к упражнению 1 на стр; 104 и продолжите спор между двумя частями. Дайте каждой из них возможность услышать, что говорит другая, и позвольте каждой ответить на точку зрения другой. Это поможет каждой из частей ясно определить, что она чувствует и чего хочет. Первым шагом на пути разбора конфликта является выяснение для противоположных частей их требований, желаний и возможных направлений действий. Следующий шаг — их рассуждения друг с другом, диалог, чтобы они обе смогли получить что-нибудь из того, что они хотят. Если одна из сторон отказывается слушать другую, — возникает тупик (то есть состояние напряжения между противоположными частями), который становится перманентным и никакой интеграции произойти не может. Но обычно, как только одна из частей начинает по-настоящему слышать другую, она становится способной предложить некий компромисс, на который может ответить другая сторона. Если обе части готовы к взаимным уступкам, тупик постепенно рассасывается, и происходит интеграция.
Здесь может помочь физическая аналогия. Когда два буксира выводят корабль из порта, они обычно имеют курс в 90 градусов по отношению друг к другу. Это означает, что если корабль нужно вывести в южном направлении, то один буксир направляют на юго-запад, второй — на юго-восток. Если два капитана знают направления движения обоих буксиров, у них может сложиться впечатление, что они движутся в совершенно разных направлениях. На самом деле результатом их действий становится движение корабля в южном, то есть в заданном направлении. Аналогично возникают споры между двумя различными частями себя, когда обе стремятся к движению в совершенно разных направлениях: однако, как и в случае с буксирами, все оканчивается выработкой совместного направления движения, которым вы можете следовать. Конфликты неизбежны и необходимы, поскольку мы сложны и неоднозначны. Понимая собственные составляю- щие, которыми обусловлены эти конфликты, мы можем найти им решение. Именно ясность и осознание ведут к росту и развитию, и если мы остаемся толерантными к фрустрации, неизбежно возникающей при разборке своих собственных чувств, мы сможем выйти из тупика и сформулировать новое решение, подходящее для данного момента времени. Я выслушал все, что ты должен был сказать мне о своих проблемах. Ты спрашиваешь, что тебе с этим делать. Думаю, что настоящая твоя проблема в том, что ты принадлежишь к человеческому роду. Признай это для начала. Идрис Шах ГЛАВА 10 ПЛЫТЬ ПО ТЕЧЕНИЮ Чтобы изобразить порывы ветра, иве не нужны бумага, чернила и кисть. Сарью Думать, что все постоянно и неизменно — это иллюзия, люди и мир все время меняются. Для некоторых изменений требуется больше времени, для других — меньше. Цветы уми-. рают за сезон, люди — за столетие, даже глыбы гранита, которые кажутся столь незыблемыми, выветриваются, разваливаясь на куски и становясь, в конце концов, галькой. Наши чувства и ощущения меняются каждое мгновение, вместе с ними изменяются и наши отклики миру. В этом смысле мы все время изменяемся. Подлинное, аутентичное общение с другими людьми подразумевает осознание собственных чувств, а поскольку это бесконечный поток, мы все время должны заново определять, что мы чувствуем в данный момент.
Нам следует осознавать и то, что происходит с другими — ведь и они меняются столь же быстро, как и мы. Поэтому доверие и близость возможны только в том случае, если мы следуем за изменениями в себе и в других людях, с которыми мы рядом. Если мы не уделяем должного внимания текущему моменту, мы можем завязнуть, описывая чувства, которые давно миновали. Это может вести к поведению, которое соответ- ствует нашему прошлому, но никак не настоящему. Например, в ходе рабочих контактов со своим руководителем и в зависимости от его требований, одобрения или критики, поначалу я могу чувствовать страх, затем облегчение, потом благодарность и, наконец, обиду и негодование. Каждое из этих чувств законно в контексте нашего общения. Но если я зациклен на страхе, а руководитель в это время говорит о том, что он одобряет мою работу, то наше общение, конечно же, вряд ли будет успешным. Лучшей моделью, передающей непрерывную череду изменений наших собственных чувств и чувств окружающих, является калейдоскоп. Картинка все время меняется и похожа на бесконечность. Изменения в наших чувствах или в чувствах окружающих нас людей приводят к изменению характера всех наших взаимодействий. Мы полагаем, что вещи остаются такими же только потому, что так удобно и кажется безопасным. Все живые существа меняются циклично. Утомленный жизнью и миром может сказать: «Я уже видел все это раньше, все меняется, но все остается прежним». Но в действительности он не видел всего, потому что почувствовать можно только то,, что происходит сейчас. Конечно, можно заметить некие сходства между разными моментами, но полностью осознавая текущий момент, вы можете обнаружить, что ситуация всегда уникальна. Дерево никогда не будет тем же, что прошлым летом и даже что минуту назад. Поскольку мы существуем и меняемся день ото дня, описание или восприятие себя самого верно лишь на тот момент, когда оно сделано. Но описывая словами происходящее, мы склонны надолго его фиксировать,- так фотограф фиксирует сцену или человека навсегда.: Язык — это основа нашего мышления, поэтому мы полагаем, что абстракция — это то же самое, что и объект, который она представляет. Но как только момент формирования образа проходит, субъект меняется. Река, на которую мы смотрим, никогда не вернется, новая река постоянно течет от истока к океану. Абстракции (например, «река») полезны, поскольку мы не могли бы без них описать мир; но мы должны осознавать их пределы.
УПРАЖНЕНИЕ!. РАЗВИТИЕ ВНУТРИ МИРА Представьте, что вы стоите возле мелкого ручья и бросили в него какую-то черную краску. Представьте, что вся вода окрасилась в черный цвет; потом набегает новая вода, и окраска постепенно пропадает и наконец исчезает совсем. Поразмышляйте, как изменилась река по сравнению с предыдущим моментом. В чем различие между рекой сейчас, опять ставшей чистой, и рекой до того, как вы изменили ее цвет? Изменения происходят постоянно, и если мы не осознаем этого, мы можем упустить настоящий момент и остаться в уже прошедшем. Это не говорит о том, что нам следует находиться на вершине всех изменений, которые происходят как в нас, так и в других, иначе это может привести к новому хаосу. Нам нужно ограничивать свое сознание таким количеством значимых наблюдений, с которым мы можем справиться. Выбор их обычно делается автоматически при условии, что мы открыты появлению новых фигур на фоне нашего общего опыта. Обычно нам хватает умственных способностей, чтобы отдохнуть от происходящих изменений, если мы знаем, как быть в курсе происходящего. Степень нашего контакта с окружением и степень погружения в себя тоже меняются со временем. Мы делаем наблюдения и храним их в своей памяти. Позже, оказавшись в ситуации, так или иначе связанной с этим воспоминанием, мы скорее используем память в качестве источника информации, чем осознаем то, что на самом деле происходит в данный момент. Переориентируя себя на настоящее, мы получим более точную информацию и окажемся гораздо больше включенными в происходящее. Более того, наш ответ будет больше соответствовать тому, кто мы есть и что мы хотим. Используя процесс таким образом, мы можем жить в данный момент— ведь только его мы в действительности и можем ощущать. Понимать концепцию процесса интеллектуально и чувствовать его для себя — это не одно и то же. Следующее упражнение поможет вам это различить.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|