Правовая регламентация порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований.
Одной из политических свобод, входящих в правовой статус российского гражданина, является конституционное право на проведение публичных мероприятий. Конституция Российской Федерации (ст.31) декларирует: «граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования». Большинство современных конституций закрепляют такие формы политической активности граждан, как свобода собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования. Эти демократические институты являются формами публичного выражения коллективного или индивидуального мнения по любому вопросу общественной или политической жизни государства. Указанными политическими свободами граждане России пользуются как в интересах развития своей личности путем самовыражения и самоутверждения, так и для активного участия в общественно-политической жизни страны. Право граждан устраивать митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (далее – публичное мероприятие) установлено статьей 31 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования». В развитие данного положения Конституции издан федеральный закон от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетировании» (далее – Закон). В качестве организатора публичного мероприятия могут выступать (ст. 5 Закона): - один или несколько граждан России; - политические партии; - общественные и религиозные объединения (а также их отделения и иные структурные подразделения). Право граждан на проведение публичных мероприятий может быть ограничено законом (например, запрещено проводить публичные мероприятия при чрезвычайном положении или при военном положении, а также в местах, перечисленных в статье 8 Закона). Порядок организации публичного мероприятия При организации публичного мероприятия организатор обязан подать в орган исполнительной власти субъекта РФ не более чем за 15 и не менее чем за 10 дней письменное уведомление о планируемом мероприятии. Уведомление должно содержать следующие элементы (ст. 7 Закона): 1. Цель; 2. Форма (пикет/ шествие/демонстрация/собрание/митинг – описание смотри в статье 2 Закона); 3. Место или места проведения мероприятия; 4. Дата, время начала и окончания мероприятий; 5. Предполагаемое количество участников; 6. Формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении мероприятия; 7. Фамилия, имя, отчество либо наименование организатора; 8. Фамилии, имена отчества лиц, уполномоченных организатором выполнять распорядительные функции по организации и приведению публичного мероприятия; 9. Дата подачи уведомления. Уведомление подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению. --------------------------------------- О проведении публичного мероприятия в Москве с количеством участников свыше 5000 человек уведомление направляется мэру г. Москвы, менее 5000 человек – префекту соответствующего административного округа. Постановление Правительства г. Москвы от 19.04.1994 № 352. ------------------------------------ Кроме того, к уведомлению прилагается регламент проведения публичного мероприятия - документ, содержащий повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа. После получения уведомления орган исполнительной власти обязан документально подтвердить получение уведомления, указав при этом дату и время его получения, а также довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона (полный список обязанностей органа исполнительной власти установлен в ст. 12 Закона). Необходимость получения разрешения для проведения публичного мероприятия Конституция РФ не устанавливает разрешительный порядок проведения публичных мероприятий. Закон также не устанавливает необходимость получения разрешений, но устанавливает обязанность организатора мероприятия подать уведомление. Вместе с тем, необходимо учитывать, что Закон предусматривает возможность отказа в принятии уведомления о проведении мероприятия с предоставлением обоснования отказа. Ответственность за несоблюдение требований о проведении публичных мероприятий Ответственность за несоблюдение требований о порядке проведения публичного мероприятия установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях, а именно статьей 20.2. Предусматривается ответственность за нарушение порядка (i) организации и (ii) порядка проведения публичного мероприятия. За первое нарушение на организаторов может быть возложен административный штраф в размере от десяти до двадцати МРОТ За второе нарушение на организаторов может быть возложен административный штраф в размере от десяти до двадцати МРОТ и на участников – от пяти до десяти МРОТ. ----------------------------------- Регламент является обязательным для соблюдения организатором/ами и участниками мероприятия и его нарушение может быть признано основанием для наложения мер ответственности. Здесь не рассматриваются вопросы ответственности за иные правонарушения, которые могут быть совершены организаторами или участниками в процессе проведения публичного мероприятия. 1) публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики; 2) собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов 3) митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; 4) демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации; 5) шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; 6) пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. В качестве варианта можно предложить следующие дефиниции тех или иных форм проведения публичных мероприятий: собрание - совместное присутствие граждан Российской Федерации в установленном для этого месте и в заранее определенное время с целью коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов, не связанных с производственной деятельностью; митинг - форма организованного выражения как коллективного, так общественного мнения, массовой поддержки резолюций, требований и других обращений граждан Российской Федерации, проводимой в заранее определенном месте и в заранее определенное время; демонстрация - форма организованного выражения коллективного и индивидуального мнения граждан Российской Федерации по вопросам общественной и государственной жизни; шествие - форма демонстрации, проводимая путем передвижения граждан Российской Федерации колонной либо в ином порядке по заранее определенному маршруту и в заранее определенное время; пикетирование - форма публичного выражения коллективного или индивидуального мнения граждан Российской Федерации, осуществляемой ими не только в движении, но и стоящими без движения, держащими в руках и демонстрирующими лозунги, плакаты, иные предметы, иллюстрирующие их идеи и взгляды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: