Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ
Законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации основывается на нормах Конституции РФ и состоит из Федерального закона от 25 июля 2002г. №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"[1], иных законодательных актов. Наряду с этими нормами правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации. Базисным законодательным актом, как мы уже неоднократно подчеркивали, является Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», действующий в настоящее время с изменениями и дополнениями от 30 июня, 11 ноября 2003г., 22 августа, 2 ноября 2004г. Как закреплено в ст.1 Закона, он определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности. Наряду с законодательными актами, действует большое количество подзаконных актов, принятых, прежде всего, во исполнение положений Закона «О правовом положении иностранных граждан». Ратифицированные международные акты являются базисом национального законодательства РФ. В силу ч.4 ст.15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Прежде всего, необходимо выделить Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г.). Отдельно остановимся на рассмотрении вопроса о возможности правового регулирования рассматриваемых правоотношений субъектами Российской Федерации. Как отмечают исследователи, дискуссионным является вопрос о разграничении предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам регулирования и защиты прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих или временно пребывающих на территориях субъектов Российской Федерации. По Конституции РФ права и обязанности российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства одинаковы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Естественно, такая формулировка исключает участие субъектов Российской Федерации в регулировании прав, свобод и обязанностей иностранных граждан, лиц без гражданства в Российской Федерации. Перейдем к рассмотрению правового статуса иностранных физических лиц и лиц без гражданства. Конституции РФ закрепляет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч.3 ст.62). Нормы действующего законодательства максимально уравнивают права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства с правами и обязанностями граждан Российской Федерации, то есть предоставляют так называемый «национальный режим». Как подчеркнул Конституционный суд РФ в своем Постановлении от 17 февраля 1998 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года "О правовом положении иностранных граждан в СССР" в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура"[24], согласно статье 62 (часть 3) Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Из данной статьи в ее взаимосвязи со статьей 17 (часть 2) и другими статьями Конституции РФ, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Российской Федерации, то есть возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами. Как по буквальному смыслу статей 22 и 46 Конституции РФ (с учетом употребления в них терминов "каждый" и "лицо"), так и по смыслу, вытекающему из взаимосвязи этих статей с другими положениями главы 2 "Права и свободы человека и гражданина" Конституции РФ, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права, право на свободу и личную неприкосновенность и право на судебную защиту являются личными неотчуждаемыми правами каждого человека, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства, и, следовательно, должны гарантироваться иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации. В силу положений Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, иностранцы пользуются в соответствии с внутренним законодательством и с учетом соответствующих международных обязательств государств, в которых они находятся, в частности, следующими правами: (а) правом на жизнь и личную неприкосновенность; ни один иностранец не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей; ни один иностранец не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом; (b) правом на защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную и семейную жизнь и в отношении жилища или переписки; (с) правом на равенство перед судами, трибуналами и всеми другими органами и учреждениями, отправляющими правосудие, и, при необходимости, на бесплатную помощь переводчика при уголовном разбирательстве и, когда это предусмотрено законом, при других разбирательствах; (d) правом на выбор супруга, на брак, на создание семьи; (е) правом на свободу мысли, мнения, совести и религии; правом исповедовать свою религию или убеждения с учетом лишь таких ограничений, которые предусмотрены законом и которые необходимы для защиты общественной безопасности, порядка, здоровья или нравственности населения или основных прав и свобод других; (f) правом на сохранение своего родного языка, культуры и традиций; (g) правом на перевод доходов, сбережений или других личных денежных средств за границу с учетом внутренних валютных правил. С учетом ограничений, предусмотренных законом, иностранцы пользуются следующими правами (п.2 ст.2 Декларации): (а) правом покидать страну; (b) правом на свободное выражение своего мнения; (с) правом на мирные собрания; (d) правом владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими с учетом внутреннего законодательства. Таким образом, при определении особенностей правового статуса иностранных физических лиц необходимо учитывать, что речь идет об особенностях, применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина РФ. При этом необходимо учитывать, что права каждого человека, независимо от наличия у него гражданства, на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту относятся к общепризнанным принципам не возникающими в силу гражданства (не «дарованными» государством). В качестве примера ограничений прав иностранных граждан можно привести следующие нормы. В силу п.3 ст.15 Земельного кодекса РФ[25] иностранные граждане, лица без гражданства… не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. Согласно ст.11 Федерального закона от 20 декабря 2002 г. №175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"[26] (с изменениями от 20 декабря 2002 г., 23 июня 2003 г.) иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению, регистрации кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов. Как следует из п.2 ст.23 Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях"[27] (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня, 8 декабря 2003 г., 20, 28 декабря 2004 г.), не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства. Право на свободу передвижения по территории Российской Федерации и нахождения в любом месте ограничено в силу норм Закона (п.1 ст.11 Закона), Постановления Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N 754 "Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение"[28]. В этой связи выделим: - Перечень закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов (утв. постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 508)[29]; - Перечень территории Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан (утвержден постановлением Правительства РФ от 4 июля 1992 г. №470). Важно подчеркнуть, что различие в объеме правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства зависит и от такого фактора, как их постоянное проживание или временное пребывание в Российской Федерации. Закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусматривает разделение всех иностранцев на следующие категории: - временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание (абз.8 ст.2 Закона); - временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание (абз.9 ст.2 Закона); - постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство (абз.10 ст.2 Закона).
Воспользуйтесь поиском по сайту: