Развитие интонационной и двигательной активности
Высокий — ребенок проявляет творческую активность, самостоятельность, инициативу. Быстрое осмысление задания, точное выразительное выполнение без помощи педагога. Высокая продуктивность деятельности, связанная с решением проблем и творческих заданий. Свободно ориентируется в пространстве с предметом. Выразительно передает музыкально-игровой образ, инсценирует. Свободно владеет своим голосом, телом. Наблюдается ритмопластическая свобода движений. Движения скоординированны и выразительны, согласуются с музыкой. Средний — ребенок двигается ритмично, в такт музыки, точно, но недостаточно выразительно. Хорошо владеет интонациями. Затрудняется сочетать речевые импровизации (литературный текст) и движения. Умеет подчинить эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной цели. Выполняет творческие задания с интересом. Низкий — активность проявляет только в связи с интересной темой или заданием. Ребенок малоэмоционален, без интереса и, зачастую, равнодушно относится к музыкально-творческой деятельности. Не проявляет самостоятельности. Движения скованны, плохо ориентируется в пространстве. Нарушена координация движений, не чувствует своего тела. Двигается невыразительно. Не проявляет речевой активности, пассивен. Голос тихий, монотонный.
Развитие музыкально-творческого воображения
Высокий — ярко выражает эмоциональность во всех видах му-ь1кального творчества. Высокая степень развитости фантазии. Ребенок придумывает интересные образы, выразительные и вариативные детали. Проявляет гибкость и беглость мышления в создании оригинальных речевых и двигательных моделей.
Средний — дошкольник проявляет интерес, желание включиться в музыкально-творческую деятельность, но затрудняется в выполнении задания. Требуются помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы. Образы вызывают интерес, некоторую эмоциональную реакцию, но несколько детализированы. Проявляет репродуктивное воображение. Активно участвует в групповых проектах, но не отличается оригинальностью исполнения, спонтанным творчеством. Творческие задания выполняет увлеченно, с удовольствием, но не демонстрирует самостоятельности в выборе решений. Низкий — ребенок не умеет свободно выражать свои фантазии, скован. Затрудняется с выполнением творческих заданий, повторяет вариант показа педагога или соседа. Использует образы достаточно известные, вносит в них небольшие детали. Не может передать образ в движении и вокальных интонациях.
Развитие способности к моделированию музыкальной речи (в движениях и интонациях)
Высокий — ребенок легко и с радостью выполняет задания. Самостоятельно выдвигает перспективные нестандартные цели и реализует их в спонтанных ассоциациях, вариативных ситуациях, выборе слагаемых модели (звук, слово, движение), умении варьировать, изменять, дополнять исполнение, многовариантности решений. Средний — задания выполняет, применяя простейшие варианты исполнения; присутствует осознанное, инициативное отношение к проблемам, желание придумать свою модель. Ребенок передает простой ритм имени, потешки, различает ритм и метр. Низкий — задания выполняет однообразно, повторяет вариант педагога. Неустойчивая любознательность. Затрудняется в изобретении ритмических рисунков, голосовых интонаций, элементарных движений. Не умеет различать двухчастную форму музыкального произведения.
Проявление творческого начала в музыкально-игровой деятельности
Высокий — ребенок искренне и непосредственно переживает, увлечен занятием, способен к эмоциональной отзывчивости и вхождению в изображаемые обстоятельства и условные ситуации; дополняет и изменяет знакомый материал; создает новые комбинации из усвоенных ранее элементов; самостоятельно ищет и пробует наилучшее решение быстро реагирует; находит адекватные выразительные средства для воплощения музыкального образа; продукт его деятельности соответствует элементарным художественным требованиям. Средний — показатели, характеризующие высокий уровень, проявляет не в полной мере: некоторые из них отсутствуют (увлеченность захваченность деятельностью) при наличии других, а другие — требуют активизации со стороны педагога, поддержки и в отдельных случаях — показа способа решения проблемы. Низкий — уровень характеризуется малоэмоциональным отношением ребенка к творчеству; сложностью в способности к эмоциональному сопереживанию и «вхождению» в условно-игровую ситуацию; отсутствием самостоятельных поисков творческих решений; слабой ориентировкой в новых условиях; пассивностью в игровой деятельности; помощь и поддержка педагога не изменяет творческих проявлений.
Педагогическая диагностика творческих способностей детей 3—7 лет На занятиях
Вторая младшая группа РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Занятие 1
Цели: —выявить умение «опредмечивать» заместители, подбирать предметы к заданному заместителю на основании какого-либо признака; —диагностировать возможность использовать элементы символизации — цветовой символики для выражения положительного или отрицательного отношения к героям сказки. Оборудование: 2 больших кружка (красный и оранжевый), картинки с изображениями предметов красного (пожарная машина, помидор, клубника, малина, яблоко и др.) и оранжевого (морковь, лиса, белка, апельсин и др.) цветов, 5—6 кружков красного и оранжевого цветов, игрушечный бельчонок, 2 вырезанных из бумаги дома (черный и белый).
* * * Дети и педагог рассаживаются полукругом на стульчиках или на ковре. Педагог достает игрушечного бельчонка и говорит, что ему очень понравилось приходить к ребятам в гости. Просит детей придумать, как зовут бельчонка. Можно выбрать для него постоянное имя. Затем педагог говорит, что бельчонок любит всякие выдумки, и вот теперь он принес ребятам что-то интересное. Далее достает кружок красного цвета и просит придумать, на кого или на что он может быть похож, что бывает кого же цвета. Дети называют разные предметы и получают картинки соответствующими изображениями или маленькие кружки такого жецвета (если нет подходящей картинки). Педагог просит не повторять ответы друг друга. Также обыгрывается оранжевый кружок (обратить внимание детей, что про цвет волос говорят «рыжий»).
После этого все дети с педагогом идут «в лес» — на ковер. Педагог говорит, что видел какого-то бельчонка и может помочь детям найти его, если они расскажут, как выглядел их бельчонок. Затем помогает составить небольшой рассказ-описание. Появляется бельчонок и говорит, что он однажды заблудился в лесу и увидел два дома (педагог кладет перед детьми черный и белый дома). Бельчонок спрашивает, в какой дом ему лучше пойти и почему. Дети придумывают, кто в каком доме может жить (в черном доме могут жить волк, Баба Яга, хитрая лиса. В белом — мама-белка, зайка). Бельчонок благодарит детей и прощается с ними.
Итоги занятия 1-й показатель — умение «опредмечивать» заместители. Низкий уровень — не могут самостоятельно подобрать предмет к признаку (цветному кружку); отказываются отвечать, либо повторяют ответы других. Средний уровень — дают 1—2 самостоятельных ответа, чаще всего с помощью вспомогательных вопросов. Высокий уровень — дают самостоятельно 2—3 различных ответа, не повторяя других. 2-й показатель — использование элементов символизации. Низкий уровень — не могут самостоятельно назвать персонажей — жителей черного и белого домов. Средний уровень — дают 1—2 ответа, как правило, с помощью наводящих вопросов. Высокий уровень — про каждый прямоугольник могут дать 1— 2 ответа самостоятельно.
Занятие 2
Цель: — выявить уровень знания содержания сказок и умения пересказывать их;
— умение придумывать завершение истории. Оборудование: наборы кукол для спектаклей «Репка», «Колобок», «Три медведя» (могут быть наборы для настольного театра), игрушки: бельчонок, лягушка, черепаха, матрешка, кошка, тексты загадок.
К детям приходит бельчонок (педагог) и говорит, что он приготовил для них сюрприз: кукольный спектакль, и теперь хочет его показать. Но дети должны помочь ему: говорить те слова сказки, которые они помнят. Дети рассаживаются на стульчиках перед столиком или ширмой, и бельчонок показывает спектакль-путаницу: начинает одну сказку («Репка»), включает туда персонажей из другой, потом из третьей. Важно, чтобы дети замечали ошибки и поправляли. Так они фактически пересказывают одну из сказок. Бельчонок благодарит их за помощь и приглашает в «лес». Там все садятся на лесную полянку, бельчонок загадывает загадки про зверей и помогает своими вопросами отгадать их. После каждой отгаданной загадки дети встают и находят в группе подходящую игрушку (игрушки расставляются заранее). Бельчонок хвалит их и прощается. Затем педагог предлагает детям придумать, как можно закончить историю. Начинает рассказ: «Жил-был маленький бельчонок. Однажды он пошел гулять в лес и вдруг...». Дети дают разные варианты завершения истории.
Итоги занятия 1-й показатель — знание сказок и пересказ. Низкий уровень — не замечают ни одной ошибки в спектакле, сами не рассказывают, а только односложно отвечают на вопросы педагога. Средний уровень — замечают 1—2 ошибки и с помощью педагога могут рассказать, что происходит в показанном эпизоде. Высокий уровень — замечают практически все ошибки в спектакле и самостоятельно могут рассказать небольшой эпизод или дать развернутый ответ на вопрос. 2-й показатель — воображение: завершение истории. Низкий уровень — не могут даже с помощью педагога придумать окончание истории, состоящее хотя бы из одного предложения. Средний уровень — придумывают собственное завершение истории хотя бы из 1—2 предложений с помощью вопросов. Высокий уровень — самостоятельно придумывают окончание истории хотя бы из 2—3 предложений.
КОНСТРУИРОВАНИЕ
Цель: выявить умение разрабатывать самостоятельно тему, способ реализации и замысел будущей конструкции. Оборудование: кирпичики (короткие и длинные) — 10 шт., 6 кубиков, 4 треугольные призмы (поровну крупные и мелкие), арка, конус, цилиндр, набор мелких игрушек для стимулирования замысла И обыгрывания готовых построек.
* * * Педагог спрашивает, поочередно называя строительные детали, для постройки каких предметов они могли бы пригодиться. Просит припомнить, что дети строили раньше для тех игрушек, которые выставлены на демонстрационном столе. Затем сообщает: сейчас они будут строить, что хотят, но постараются это сделать по-новому и как можно лучше. Предлагает сначала подумать, что они будут строить. Обходит детей и просит рассказать кукле на ушко свой замысел.
Итоги занятия Показатели — определение темы будущей постройки; способа ее реализации в конструкции; степени самостоятельности в разработке замысла. Низкий уровень — назвать заранее предмет будущей конструкции не могут; сразу же включаются в практический поиск какой-нибудь предметной конструкции; название дают на основе сходства с каким-либо реальным предметом по случайному признаку; задачу на предварительную разработку замысла с помощью педагога не принимают; могут подменить задание свободной игрой со строительным материалом. Средний уровень — могут заранее назвать тему будущей постройки и указать отдельные внешние признаки задуманного предмета (форму, размер); представления о составных частях предмета и способах их конструктивного решения появляются только в ходе работы со строительным материалом; для разработки замысла требуется помощь в виде вопросов; строят частично самостоятельно, частично с помощью взрослого. Высокий уровень — могут заранее назвать предмет, моделируемый в виде постройки, некоторые его внешние особенности, пригодный для его воспроизведения материал, отдельные фрагменты конструкции; избранную тему устойчиво сохраняют и раскрывают в соответствии с замыслом; осуществляют разработку замысла в уме, по представлению о предмете и его основных частях.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ
Цели: — определить способность создавать сюжетную композицию по мотиву знакомой сказки (характер представления о будущем продукте конструирования, организация разработки замысла); —определить умение конструировать изображение сказочных героев, передавая их характерные особенности; —выявить способность раскрытия смысла художественного произведения (используя изобразительные средства и вербализацию). Оборудование: элементы конструктора; фоновое изображение передающее время и место события, — лесная поляна.
* * * Педагог показывает детям изображение лесной полянки (на зеленом фоне сконструированы разные по размеру и расцветке деревья, цветы и грибы) и предлагает послушать сказку «Колобок». Сказка рассказывается не до конца. Педагог задает вопрос: «С кем встретился Колобок в лесу?» и предлагает изобразить сценку из сказки — сконструировать колобка и любого сказочного персонажа на поляне, располагая их среди цветов и грибов.
Итоги занятия 1-й показатель — характер представления о будущем продукте конструирования. Низкий уровень — заранее образ объекта не возникает. Он рождается непосредственно в процессе работы со строительным материалом. Средний уровень — могут заранее назвать тему постройки и указать отдельные внешние признаки задуманного образа; первоначальный замысел может конкретизироваться либо полностью измениться. Высокий уровень — заранее называют тему конструирования, некоторые внешние особенности конструируемых объектов; избранная тема устойчиво сохраняется и реализуется в соответствии с замыслом. 2-й показатель — организация разработки замысла. Низкий уровень — сразу не включаются в поиск конструкторских средств для реализации замысла. Средний уровень — называют тему, перечисляют объекты, которые собираются конструировать, и некоторые их свойства; переходят к практической деятельности, в ходе которой уточняются представления о структурных частях объекта и их конструкторском решении. Высокий уровень — сначала обдумывают основные этапы работы, уточняют представления о конструируемых объектах, основных структурных компонентах, затем приступают к реализации замысла. 3-й показатель — характеристика способности конструировать образы сказочных персонажей. Низкий уровень — создают упрощенное схематическое изображение. Средний уровень — обобщенное изображение, но не хватает деталей, дополнительных элементов, нет ярких акцентов и характерных особенностей. Высокий уровень — изображение строят на основе точных струк-пных характеристик, передают существенные элементы и включают дополнительные. 4-й показатель — овладение построением конструкторского образа изобразительными средствами. Низкий уровень — образ невыразительный, нет ярких акцентов и характерных особенностей. Средний уровень — пытаются использовать изобразительные средства (фон, цвет, форма) для создания выразительности, но эти решения не отличаются оригинальностью. Высокий уровень — образ яркий, выразительный, дополнен интересными элементами. Изобразительные средства использованы для создания характерного образа и передачи личного осмысления изображаемого. 5-й показатель — название работы. Низкий уровень — не называют свою работу. Средний уровень — название повторяет тему или названия других. Высокий уровень — название более полно раскрывает изображаемое.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Цели: — определить способность осмысленно пользоваться языком жестов; — выявить уровень развития выразительности движений. Оборудование: стихотворение А. Барто «Зайка», мягкая игрушка «зайка» (желательно большого размера с подвижными длинными лапками), магнитофон, фонограммы: «Разминка № 3» (из репертуара к занятиям по «Выразительному движению» для младшей группы), народная плясовая (в вариационном изложении).
* * * Разминка Проводится с целью подготовить к основной части занятия: разогреть мышцы. Результаты разминки не диагностируются. Педагог предлагает детям двигаться вместе с музыкой (фонограмма «Разминка № 3»), выполняя движения, отвечающие темпу и характеру музыкальных фрагментов: —шаг с высоким подъемом то одной, то другой ноги, резко согнутой в колене (руки на пояс), сменяется легким бегом на носочках (руки разведены свободно в стороны); —прыжки на двух ногах или поскоки с ноги на ногу (руки свободно качаются, помогая движению); —свободные качания с ноги на ногу из стороны в сторону с аналогичными движениями рук; —в конце фрагмента (по команде педагога) дети очень тихо и спокойно подходят к стульчикам и садятся. В процессе «разминки», если требуется, взрослый напоминает движения собственным показом.
Основная часть Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом, с интервалами в 40—50 см друг от друга у одной из стен. Педагог предлагает послушать историю про зайку и читает стихотворение А. Барто:
Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не смог — Весь до ниточки промок.
Педагог показывает детям игрушечного зайку, с которым произошла эта история и предлагает им встать врассыпную (каждому найти себе «свободное место») и показать движениями: —как зайка грустит (опустить голову, ссутулить спину, чуть приподняв плечи и прижав «лапки» к корпусу, изобразить на лице несчастное выражение); —зайке холодно (сжаться всем телом, чуть присев и как бы свернувшись, изображая дрожание и жалобные попискивания); —как можно позвать зайку голосом и движением (ласково произнести: «иди сюда», одновременно выполняя махи рукой к себе; после этого педагог с зайчиком в руках, приближается к ним); —помочь зайке: а) согреть (обнять бережно, обернуть чем-нибудь теплым, например, кукольным одеялом, реальным или воображаемым, причем второе — предпочтительней; изобразить, будто дыханием согреваются замерзшие лапки у зайки и т.п.); б) накормить (протянуть ему руку с «открытой» ладонью, как будто на ней лежит что-то вкусное); в) пожалеть (ласково погладить по головке, лапкам, спинке, при этом приветливо заглядывать ему в глазки, можно одновременно говорить нежные слова). Примечание. Для удобства проведения последнего задания педагог может предварительно предложить детям отойти к стульчикам (или сесть на них), а сам с зайкой в руках расположиться на некотором расстоянии так, чтобы видеть, кто из детей первым предложит то или иное решение (назовет движение или действие, сделает попытку приблизиться к зайке, чтобы показать, как помочь), затем может подойти по очереди к каждому ребенку, чтобы все могли пообщаться с зайкой. Педагог побуждает детей к поиску разных вариантов решения задания, спрашивая: «А как еще можно помочь зайке?» Затем он предлагает разбиться на пары и каждой паре решить, кто будет «зайкой», а кто будет его «жалеть». Партнеры пробуют взаимодействовать друг с другом в соответствии с ролями. Если это удается, они меняются ролями и повторяют задание «пожалеть зайку». Если парное взаимодействие не удается, педагог берет роль зайки на себя, а дети (по одному, по двое или вместе) его «жалеют». В заключение спрашивает: «Каким стало настроение у зайки?» (Веселым, радостным.) Педагог просит показать движениями, как веселится зайка. Сначала дети выполняют задание без музыки, стараясь найти подходящие по смыслу движения (улыбаются, прыгают, хлопают в ладоши, приплясывают и т.п.). Затем можно включить запись народной плясовой, под которую дети показывают, как радуется зайка. В ходе проведения задания важно обратить внимание: —насколько дети самостоятельны в выборе выразительных движений, жестов (подражают ли они другим, требуется ли помощь педагога: словесная подсказка, показ отдельных жестов), на соответствие выбранных детьми движений, заданному содержанию; —насколько выразительны голосовые интонации, мимика, пластика при исполнении движений и как полно эти компоненты сочетаются в целостном движении (движется ли ребенок всем телом или передает заданный смысл одним голосом или только мимикой, или при помощи рук, тогда как другие части тела бездействуют).
Итоги занятия 1-й показатель — осмысленное использование языка жестов. Низкий уровень — выбирают и показывают жест, движение, которые не соответствуют заданному содержанию; все время повторяют жесты, подражая другим детям, ни разу не предложив оригинального правильного решения; требуется помощь педагога в виде показа нужного движения. Средний уровень — находят необходимые выразительные средства при помощи наводящих вопросов, словесных подсказок, и этого оказывается достаточно, показ движения не требуется. Высокий уровень — в большинстве случаев самостоятельно находят и показывают соответствующие заданному содержанию движения и жесты, часто даже называя их словесно; как правило, в подобном случае первыми в подгруппе предлагают правильное решение, часто показывая даже несколько вариантов в ответ на вопрос педагога: «А еще как можно показать? Каким еще движением можно передать заданное содержание?» 2-й показатель — выразительность исполнения движений. Низкий уровень — двигаются и интонируют голосом невыразительно, индифферентно, безразлично; исполнение не соответствует заданному переживанию; словесные подсказки и показ движений со стороны не помогают улучшить исполнение. Как правило, в этом случае дети целиком вне образа, но выражают свою собственную эмоцию при выполнении задания. Средний уровень — в исполнении проявляются отдельные штрихи выразительности, по которым переживание и образ более или менее угадывается; словесные подсказки и показ движений со стороны помогают улучшить исполнение. В этом случае дети частично в образе, т.е. используют отдельные компоненты выразительности: только мимику или голосовые интонации, или образные движения рук, в то время как, например, корпус и ноги остаются вне образа. Высокий уровень — передают заданные переживания достаточно выразительно, узнаваемо; двигаются всем телом, целиком в образе; выполняют задание самостоятельно, могут совершенствовать собственное исполнение, опираясь на рекомендации педагога.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Цель: изучить оригинальность детского рисунка.
* * * Дети рисуют по собственному замыслу. Итоги занятия Низкий уровень — стереотипное изображение предметов решается через обедненную схему, нет названия работы. Средний уровень — изображение с деталями не соответствует данному предмету; стереотипное название или повторение заданной темы. Высокий уровень — изображение имеет яркие эмоциональные характеристики, художественный образ выразителен, название оригинальное.
Средняя группа РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Занятие 1
Цель: определить возможности создавать детализированный образ. Оборудование: фланелеграф или доска, большой лист бумаги со схематическим изображением щенка, цветные фломастеры или карандаши.
На доске или на фланелеграфе размещается большой лист со схематическим изображением щенка. Педагог говорит детям, что художник рисовал картину, но не дорисовал. Сейчас все вместе будут придумывать, как ее закончить. Педагог задает вопросы: «Какого цвета шерсть у щенка? Есть ли у него ошейник, бантик? Кто гуляет со щенком?» Затем обсуждает с детьми ответы на каждый вопрос и самые интересные изображает на листе бумаги, постепенно дорисовывая схему. Дети помогают: кто-то раскрашивает шерсть, кто-то глазки. Задача педагога — дать высказаться каждому ребенку, возможность предложить 1—2 варианта решения. После дорисовывания педагог говорит, что они очень хорошо потрудились и даже придумали историю про щенка. Далее вместе с детьми пересказывает историю. Наибольшая инициатива предоставляется детям: педагог может только в случае затруднений помочь наводящим вопросом.
Итоги занятия Показатель — возможность создавать детализированный образ. Низкий уровень — не проявляют собственной инициативы в процессе составления рисунка, в лучшем случае односложно отвечают на вопросы, часто повторяют ответы других детей; при пересказе истории тоже только отвечают на вопросы. Средний уровень — проявляют инициативу при дорисовывании, однако могут дать только один его вариант (не отвечают на вопросы типа: «А как еще может быть?»). При пересказе обычно ограничиваются ответом на вопросы. Высокий уровень — сами предлагают 1—2 варианта дорисовывания, при обсуждении могут рассказать часть истории.
Занятие 2 Цели: —определить возможности соединять образы в сюжет; —выявить способность использовать элементы символизации (конкретные детали) для выражения своего эмоционального отношения к положительному персонажу. Оборудование: кружки разных цветов (по 2 для каждого ребенка), шкатулка, кокошник.
* * * Педагог надевает кокошник и «превращается» в Василису Прекрасную, которая принесла детям шкатулку со сказками. После этого дети подходят к педагогу и берут (выбор случайный, можно с закрытыми глазами) по два кружка. Василиса просит придумать про них, кто это такие или что это такое и что с ними однажды случилось. Дети думают, затем по очереди рассказывают про свои кружки. Если ребенок испытывает затруднения при выполнении задания, педагог помогает вопросами найти подходящих героев (в соответствии с цветом выбранных кружков) и назвать 2—3 события, которые с ними произошли (например, «Это собачка и белочка, они встретились в лесу и вместе играли»). Затем Василиса хвалит детей за интересные истории и предлагает угадать, в каком волшебном замке она живет. Дети высказывают различные предположения. Василиса поддерживает (говорит: «Да, угадали») те, в которых отражено отношение к ней как к положительному, волшебному персонажу. Поблагодарив детей за догадливость, Василиса прощается и уходит, пообещав вернуться в следующем году.
Итоги занятия 1-й показатель — соединение образов в сюжет. Низкий уровень — дают ответы не в соответствии с цветом кружков или только называют персонажей, не придумывая событий. Средний уровень — называют персонажей в соответствии с цветом кружков, но события могут придумать только с помощью педагога. Высокий уровень — придумывают героев своих историй, самостоятельно называют одно, два события, которые с ними случились. 2-й показатель — символизация. Низкий уровень — не могут назвать ни одной детали, характеризующей замок Василисы как жилище положительного персонажа, наводящие вопросы типа: «Как ты думаешь, какой замок у Василисы, она же красивая, добрая?» не помогают. Средний уровень — могут назвать деталь, характеризующую замок Василисы с помощью наводящих вопросов. Высокий уровень — самостоятельно называют детали, описывающие замок Василисы.
КОНСТРУИРОВАНИЕ
Занятие
Цель: выявить умение мысленно представить себе будущую постройку и использовать наглядный схематический набросок задуманного предмета и его конструкции из имеющихся деталей. Оборудование: набор строительных деталей, состоящий из 10— 12 элементов разной формы, лист бумаги и карандаш, коробки с дополнительным материалом.
* * * Педагог предлагает детям вспомнить свою любимую сказку, действующих в ней персонажей, подумать, что можно для них построить. Напоминает план замысла: для кого строить, что именно, каким будет этот предмет по внешнему виду, что в нем должно быть обязательно, из каких деталей и как надо строить. Предлагает сначала зарисовать предмет, потом отобрать детали для его построения. В процессе работы педагог беседует с каждым ребенком о его замысле, наблюдает ход его реализации.
Итоги занятия Показатель — умение (на основе словесного плана и схемы) самостоятельно создавать развернутый замысел постройки и реализовать его. Низкий уровень — словесный план и схематический рисунок использовать не могут, название постройке дают в результате завершения конструкции, напоминающей какой-нибудь предмет. Название закрепляется за постройкой непрочно. Средний уровень — словесно определяют только темы и общий облик задуманного предмета, создают его схематический рисунок, который может содержать изобразительные элементы, не воспроизводимые в конструкции; о своем замысле рассказать не могут, реализуют его неточно; способ конструирования подбирают практически; образ задуманного предмета не четок и не разделен на части. Высокий уровень — называют заранее тему постройки, удерживают ее в ходе работы, создают постройки, соответствующие названному предмету; замыслы могут носить реалистический или символический характер; при обдумывании замысла использует расчлененную схему, которая может дать представление о строении предмета, но не о конструкции его частей.
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ И О СЕБЕ
Цель: изучить сформированность действия замещения, умение придумывать новые условные обозначения по аналогии со знакомыми (на материале сезонных изменений в неживой природе весной). Оборудование: круговая диаграмма смены времен года, загадки и стихотворения о весне, листы бумаги с зеленой меткой, фломастеры.
* * * Педагог вносит круговую диаграмму смен времен года, вместе с детьми вспоминает: «Что это? (Волшебный круг.) Кто в нем живет?» (Времена года.) Загадывает загадку о весне: Солнце пригревает, Снег дружно тает, Грачи прилетают. Когда это бывает? (Весной.) Затем просит показать отгадку на волшебном круге. Дети находят, после какого времени года наступает весна, вспоминают, почему весенний сектор зеленого цвета (весной появляются зеленая трава и зеленые листочки на деревьях). Педагог на основе предварительных наблюдений на прогулке проводит с детьми беседу о погоде, солнце, снеге, сосульках и т.д. Затем дети «превращаются» в волшебников, которые говорят о приметах весны с помощью знаков. «Волшебники» прослеживают по круговой диаграмме, как обозначалось положение солнца осенью и зимой. Педагог предлагает придумать похожий знак, говорящий о том, что весной солнце светит ярче, чем зимой. Затем показывает, как обозначается, что осенью и зимой день короче ночи, и предлагает изобразить, что весной день равен ночи. Далее дети с помощью педагога вспоминают, как они изображали лужи осенью (синий квадрат) и лед зимой (голубой квадрат), и пробуют изобразить ручьи весной. Педагог говорит, что ручьи похожи на длинные дорожки, вода в них уже не замерзает; предлагает вспомнить, как они играли в игру «Ручеек». В конце занятия дети рассматривают получившиеся знаки друг у друга, договариваются, какие они выберут и нарисуют на волшебном круге. Знак «капель» педагог проговаривает и изображает вместе с детьми так же, как это делалось ранее при введении новых знаков.
Итоги занятия Показатель — овладение действием замещения. Низкий уровень — не справляются с заданием, не пытаются изобразить что-либо; помощь не используют. Средний уровень — используют наводящие вопросы и уточнения (например: «Посмотри, осенью на нашем значке солнышко наполовину закрыто тучей, лучи маленькие, а зимой оно закрыто еще больше, лучей совсем нет, потому что оно не греет. Весной, как мы сегодня говорили, солнышко начинает ярче светить из-за туч и греть землю... Нарисуем ему лучики?»). Высокий уровень — действуют самостоятельно; допускается помощь в тех случаях, когда придумывают знак и описывают его, но не могут самостоятельно изобразить.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ Занятие 1 Цель: определить возможность создавать различные конструкторские образы, используя специальное средство — фигуру Г-образной формы (расчлененное графическое изображение) как блок-каркас конструкций для разнообразных объектов. Оборудование: элементы конструктора, разные по цвету, величине, расположению на фоновых стендах Г-образные фигуры.
* * * Педагог показывает ребенку одну из Г-образных фигур и говорит: «Это недостроенная фигурка. Посмотри внимательно на нее и скажи, что из нее можно достроить?» После ответа каждый ребенок достраивает свою фигуру, используя элементы конструктора, но не меняя конструкцию и состав элементов блока-каркаса. Полученная конструкция рассматривается, оценивается, занятие продолжается: «Можно достроить и так, но я строила другую фигуру. Догадайся, что?» Дети работают сначала с одним, затем с другими блоками-каркасами до тех пор, пока не исчерпают своих возможностей. Итоги занятия Показатель — степень удаленности создаваемого «образа» от исходных данных модели. Низкий уровень — называют 2—3 объекта, структурное основание которых полностью совпадает с блоком-каркасом и примитивно воспроизводят эту конструкцию. Средний уровень — называют 5—10 объектов, структурное основание которых близко совпадает с блоком-каркасом, достраивают его, прикрепляют дополнительные детали, создают выразительный образ. Высокий уровень — возрастает степень удаленности создаваемых «образов» от исходных. Занятие 2 Цель: выявить умение заранее представить себе будущую композицию по схематическому изображению одного из эпизодов сказки (по пиктограмме), использовать при воплощении замысла различные изобразительные средства. Оборудование: элементы конструктора, пиктограмма.
* * * Педагог показывает схематическое изображение одного из эпизодов сказки «Красная Шапочка» и предлагает угадать название сказки, узнать эпизод и рассказать его. Дети пересказывают эпизод, соответствующий схеме, особое внимание обращается на передачу характеристик каждого персонажа и личного отношения к ним. В процессе работы педагог беседует с каждым ребенком о его замысле, наблюдает ход его реализации. Итоги занятия 1-й показатель — умение создавать развернутый замысел конструкции и осуществлять его в деятельности. Низкий уровень — замысел рождается в ходе практических действий с материалом. Средний уровень — тему определяют заранее; способ конструирования задуманного находится практически. Высокий уровень — называют заранее тему, удерживают ее, создают сюжетную композицию, соответствующую замыслу. 2-й показатель — использование пиктограммы при разработке замысла. Низкий уровень — словесный план и пиктограмму практически не используют. Средний уровень — словесным планом пользуются только при определении темы и общего облика задуманного объекта; используют пиктограмму, которая содержит изобразительные (не конструкторские) элементы; о замысле рассказать не могут. Высокий уровень — при обдумывании замысла опираются на 3— 4 пункта словесного плана, используют целенап
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|