Методические рекомендации к проведению развивающего комплекса упражнений
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
СЕРИЯ УПРАЖНЕНИЙ «ДОРИСУЙ ФИГУРУ»
Стимулом для развития фантазии являются незаконченные рисунки, неопределенные по форме образы и пятна, описания необычных, новых свойств предметов. В младшем дошкольном возрасте возможно включение предварительного этапа при проведении данной серии упражнений. Дети словесно обозначают разные предметы, похожие на заданную фигуру, педагог контролирует, чтобы дошкольники не копировали изображения объектов и предметов друг у друга. При проведении упражнения в старшем дошкольном возрасте можно усложнять задания, т.е. предлагать детям создавать сюжетно-тематические композиции на основе заданного шаблона. При анализе работы как в старшем, так и в младшем возрасте необходимо обращать внимание на оригинальность замысла, своеобразие манеры исполнения, непохожесть рисунка на другие творческие работы.
Приемы и методы Стимулирование творческой инициативы: —индивидуальное размещение детей для выполнения задания; —исключение возможности стандартного изображения; —обучение приемам создания новых образов на основе известных способов действий. Развитие творческого воображения: — агглютинация — наиболее элементарная форма синтезирования образов — предполагает «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (например, такие сказочные образы, как русалка, кентавр, избушка на курьих ножках; предметы технического творчества — танк-амфибия, аккордеон, появились в результате агглютинации); — гиперболизация - преобразование предметов (увеличение или уменьшение), изменение количества частей предмета и их смешение (многорукие богини, драконы с семью головами и т.д.);
— акцентирование — заострение, подчеркивание каких-либо признаков предмета или субъекта, при помощи этого приема создаются дружеские шаржи или карикатуры (пример: рассказать о самых характерных особенностях образов сказочных героев: Деда Мороза, Бабы Яги, Ивана-царевича и др.); — схематизация — черты сходства предмета или субъекта сливаются, различия сглаживаются (хороший пример схематизации — создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира); — типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе; — аналогия — поиск сходства объекта с реальным предметом (с формой, звуком, цветом, ритмом и т.д.); разнообразные предметы, не имеющие строго заданной формы: облака, падающие тени, пятна краски, пройдя через наше сознание, часто ассоциируются со сходными реальными предметами; используя их, воображение создает определенные соотношения и связи. Варианты заданий на аналогию: —нарисовать дом, который бы построили в пустыне, горах, на равнине, в джунглях и других местах; —сконструировать автомобиль, похожий на божью коровку, ежа, рыбу и др.; —найти как можно больше аналогов корабля (предметов, сходных с кораблем по какому-то существенному признаку). Очень важными для развития творческого мышления являются задания на исследование образа-представления. Подбор соответствующих упражнений поможет ребенку научиться расчленять цельный образ на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие. Выделение отдельных компонентов образа позволяет соединять детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или явления. Ребенок может представить животное, обладающее такими качествами, которых нет в реальной живой природе.
СЕРИЯ УПРАЖНЕНИЙ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ
При проведении данной серии упражнений педагог обращает внимание на то, что придумывание рассказов как созидательный творческий процесс должен завершаться определенным продуктом, а не только сопровождаться вариативным фантазированием ребенка. При обучении творческим рассказам следует формировать у дошкольников осознанное отношение к заданиям по типу «придумайте...». Для этого рекомендуется обращаться к таким приемам, как сопоставление жизненного опыта детей с сюжетами придуманных детских историй, замена в рассказе придуманного ребенком фактического материала из личного опыта эпизодом, основанным на вымышленных событиях («выдумай», «сочини»). Эффективный прием, стимулирующий творческую деятельность — показ или образец способа действия. Сочинению рассказов дети обучаются вначале с опорой на наглядный материал, а затем и без него. Существует ряд обучающих приемов, позволяющих развивать творческое воображение и инициативу дошкольников в словесном творчестве. Наиболее простой прием — предложение педагогом нескольких вариантов развития сюжета, что предшествует рассказам детей. Вначале рекомендуется придерживаться тех вариантов, которые предлагает педагог, а затем даются задания на сочинение рассказов детьми. Следующий прием — завершение детьми рассказа, начатого педагогом (придумывание окончания истории), он также хорош для развития воображения на начальном этапе обучения. С целью активизации воображения и речи возможно применять следующие приемы: диф-ференцировка темы применительно к лицу рассказчика («Как девочка нашла щенка»), включение в рассказ прямой речи героев, использование серии картинок, отражающих сюжетное развитие событий и т.д. Составление детьми сюжета сказок предполагает овладение приемами драматургии литературного текста (повторы, зачин, концовка, варианты волшебных превращений, контрастность образов героев сказки). Развитие сюжета требует использования широкого спектра приемов творческого воображения (гиперболизация, агглютинация, реконструкция, типизация и т.п.) и работы творческого мышления (обобщение, схематизация, конкретизация и др.).
Приемы и методы Активизация фантазии при сочинении сказочных сюжетов: —введение в сюжет новых атрибутов, персонажей (из другой хорошо знакомой сказки, современных героев в старую сказку и т.п.); —поиск положительного в случившейся трагедии, что может послужить началом новой сказки; —включение смекалки для предотвращения плохого конца; —изменение физического состояния героя (путем дробления, объединения, расплющивания, превращения в лед, воду, пар и т.п.); —устранение желания уничтожить; —уменьшение или увеличение размеров до бесконечности; —ухудшение или улучшение (характер, стоимость предмета); —растягивание или сжатие действия во времени; —перевоплощение живого в неживое или наоборот; — изменение места действия. Стимулирование речевой творческой активности: —образное сравнение (аналогии): сравнение сложного процесса или явления с простым и понятным (составление загадок, поговорок, пословиц); —мозговой штурм: коллективное составление сказки, решение экологической задачи и т.д.; —комбинационный анализ: наделение предметов, явлений, несвойственными им признаками и действиями, например, составление рассказа о Тетушке Швабре. Форма организации детей при проведении игр и упражнений зависит от их количества на занятии, времени и места проведения, типа и вида занятий. Опыт показывает, что фронтальные занятия менее эффективны при решении творческих задач по сравнению с подгрупповыми. При организации совместной деятельности педагога и ребенка в повседневной жизни ДОУ комплекс игр и упражнений можно проводить с небольшой группой детей, объединяя их по 3—5 человек. Поддержание интереса при выполнении комплекса игр и упражнений: —фантастическая добавка, когда педагог обогащает реальную ситуацию фантастической, например, путешествие на неизвестную планету, поход в страну Кругляндию, поездка на пароходе, автобусе, перенос действий в древний мир, общение со сказочными персонажами; —«найди ошибку»: с дошкольниками этот прием лучше использовать на хорошо знакомом материале, например, педагог намеренно ошибается, «забывает» названия животных, текст загадки, задания, которые только что озвучил и т.п.;
—отсроченная отгадка: в начале занятия детям предлагается вопрос-загадка, ответ на который необходимо получить в течение занятия, например, как Незнайка мог попасть на остров, если у него не было лодки; —граница развития: использование вариантов творческих заданий, предполагающих разную степень сложности с учетом развития психики дошкольника.
Упражнения для детей младшего и среднего дошкольного возраста ♦ С использованием приема дополнения изображения. Для детей 3—4 лет
Нарисуй на основе кругов как можно больше предметов Цель: учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур. Педагог раздает детям листы бумаги с нарисованными на них кругами. Дает задание: каждую фигуру превратить в различные изображения.
Дорисуй так, как хочешь Цель: та же. Педагог предлагает детям посмотреть на лист с изображенной на нем какой-либо фигурой и придумать интересную картинку с использованием данного элемента.
Дорисуй фигуры Цель: та же. Педагог раздает детям шесть фигур (прямоугольники, круги или треугольники). Им надо подумать, на что они похожи, и дорисовать до образа.
Дорисуй прямоугольники Цель: та же. Педагог предлагает детям рассмотреть фигуры и подумать, что можно к ним добавить, чтобы получились интересные предметы.
Что ты видишь? Цель: учить моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы. Дети работают в альбомах творческих заданий. К имеющимся изображениям необходимо добавить несколько линий, чтобы получился интересный рисунок.
Для детей 4 — 5 лет Двойное изображение Цель: учить видеть образ в рисунке. Детям предлагается разрисовать одну часть плотного листа краской, затем сложить лист пополам, прижать и раскрыть. Получается двойное изображение, которое необходимо дорисовать до какого-либо предмета.
Забавы с геометрическими фигурами Цель: учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур. Дети работают в альбомах творческих заданий, где изображены различные геометрические фигуры, к которым нужно дорисовать четыре прямые линии.
Четыре колеса Цель: та же. Педагог рассказывает, что однажды лягушонок, ежик и петушок по дороге в лес нашли четыре разных колеса. Сначала друзья очень обрадовались, хотели построить телегу, но у них ничего не получилось. Они стали думать, что же им построить из разных колес? Детям предлагается помочь друзьям что-нибудь придумать и нарисовать.
Камушки на берегу Цель: создавать в воображении образ на заданную тему. Педагог показывает детям картинку и говорит, что на ней нарисован волшебный берег. По этому берегу прошел волшебник и все, что было на нем, превратил в камушки. Просит детей угадать и дорисовать, что было на берегу.
Оживи фигуру Цели: —упражнять в видоизменении и преобразовании имеющихся представлений; —создавать на этой основе относительно новый художественный образ. Педагог дает детям лист бумаги, поделенный пополам. На одной половине нарисована часть предмета, а на другой необходимо дорисовать недостающую часть и придумать новую сказку с нарисованным персонажем.
Обведи свою ладонь и оживи Цель: способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета. Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Педагог предлагает превратить силуэт в какую-нибудь фигуру. Лист с силуэтом можно поворачивать как угодно.
Кляксы Цель: учить создавать образ из малоструктурированных изображений. Педагог демонстрирует детям чернильные кляксы и предлагает подумать, на что они похожи.
Спрятанная форма Цель: та же. Педагог предлагает детям найти различные предметы, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении (кляксы, пятна) и дорисовать их.
Секретные письма Цель: создать в воображении образы, объединяя их в сюжет. Педагог говорит, что сегодня по дороге в детский сад он встретил почтальона, и тот передал ему секретное письмо, которое надо расшифровать (показывает лист бумаги с нарисованными линиями). Если повернуть одной стороной, то получится.., а если другой — то... Дети получают свои письма и им предлагается внимательно посмотреть, повернуть лист несколько раз и разгадать, что написано в письме.
♦ С использованием приема сочинения рассказов. Для детей 3—4 лет Рассказ по картинкам Цель: развивать воображение при составлении рассказов по сюжетным картинкам. Педагог показывает детям картинки, изображающие ход какого-либо интересного события, и предлагает составить по ним историю.
Для детей 4—5 лет Измени сказку Цель: учить использовать прием реконструкции. Педагог предлагает детям рассказать, как бы изменилась сказка «Красная Шапочка», если бы волк стал очень добрым.
Расскажем про Олю Цель: развивать вариативность мышления, уметь составлять совместный, последовательный текст. Педагог. Как-то раз Оля... (Дети предлагают варианты.) и пошла в лес. Она... (Дети продолжают.) Дети взяли с собой... (Варианты.) На полянке... (Варианты.) А Оля... (Дети заканчивают рассказ.) Охотник до сказок Цель: учить придумывать разные варианты окончания сказки. Педагог предлагает детям послушать незнакомую им сказку, у которой нет окончания и придумать для нее необычное завершение. Дети высказывают свои предложения.
Придумай загадку Цель: учить составлять загадки с опорой на схему. Педагог предлагает детям придумать загадки по моделям-подсказкам (можно использовать любые модели, например, для описательных рассказов).
Сочиняем сказку Цель: развивать воображение при составлении коллективной сказки. Педагог предлагает детям сочинить одну общую сказку, дополняя по очереди фразы друг друга.
Про девочку Машу Цель: учить использовать прием реконструкции. Педагог говорит детям, что они будут составлять сказки, и начинает: «Жила-была девочка Маша. Однажды пошла она в лес за грибами и заблудилась...». Далее дети придумывают сказочных героев, с которыми могла бы встретиться девочка.
Продолжи историю Цель: та же. Педагог начинает сказку: «На лесной опушке в рубленой избушке жили-были Кот и Петух. Однажды к ним в избушку попросился жить пес Барбос...». Дети придумывают продолжение.
Новая сказка Цель: та же. Детям читается сказка «Кот, Петух и Лиса», а потом педагог предлагает придумать новую смешную сказку с этими же героями.
Соедини сказки Цель: учить использовать прием агглютинации. Педагог предлагает детям придумать историю, в которой фигурируют персонажи известных сказок (например, «Морозко» и «По-щучьему велению»; «Красная Шапочка», «Снегурочка», «Кот, Петух и Лиса»).
Встреча в лесу Цель: та же. На занятии используются игрушки: Крокодил Гена, Красная Шапочка, Колобок, Кот в сапогах. Педагог предлагает их рассмотреть и ответить на вопрос: что может произойти с этими персонажами, если они встретятся в лесу.
Сказка про себя Цель: учить включать в авторский текст себя в качестве персонажей. Педагог показывает рисунки сказочных героев. Детям предлагается придумать сказку с этими героями и включить себя в качестве действующих лиц.
«Перевирание» сказок Цель: учить использовать в сказочных импровизациях прием «перевирания сказок». Педагог читает сказку «Колобок». После ее анализа детям предлагается представить, что у Лисы болят зубы и ей очень хочется съесть Колобка. Дети должны ввести в известную сказку новые эпизоды и забавные приключения.
Нравственные сказки Цель: учить составлять сказки на заданную морально-этическую тему. Педагог дает задание придумать сказки о добром мальчике и злой девочке; о жадине; в которой волшебник награждает бедного, оборванного мальчика за его доброе сердце и хорошие поступки и наказывает жестокого принца.
Про волшебную палочку Цель: учить использовать прием волшебных превращений. Педагог вместе с детьми придумывают сказку про волшебную палочку (большое становится маленьким, и наоборот).
Переделанная сказка Цель: учить составлять сказки, используя элементы реконструкции. Педагог показывает изображения Бабы Яги и Кощея Бессмертного. Детям нужно придумать сказку о доброй Бабе Яге и злом Кощее Бессмертном.
♦ С использованием приема составления образа из заданных элементов.
Для детей 3—4 лет Составление изображений объектов Цель: развивать творческие способности при конструировании с использованием геометрических фигур. Педагог раздает детям геометрические фигуры, и предлагает выложить из них названные объекты, например: клоуна, домик, кошку, машину и др.
Сложи рыбку Цель: упражнять в составлении предметов разных по форме, величине и цвету (конструктивный способ). Дети вместе с педагогом рассматривают на фланелеграфе две фигурки, напоминающие тела рыб. На столе или полочке разложены остальные детали (плавники, хвосты и т.д.). Затем дети составляют из них красивых рыбок.
Придумай животное Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа. Педагог предлагает детям создать необычное существо из имеющихся деталей (могут быть предложены фигуры, вырезки из книг и др.).
Для детей 4—5 лет Конструирование фраз Цель: развивать навыки творческого конструирования образов фантазии при корректирующей функции мышления. Педагог раздает детям картинки и предлагает подобрать пары и соединить их в слова (например, пирог с капустой, сыр лисы и др.). Дети могут варьировать соединения картинок.
Художник в зоопарке Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа. Педагог. Два волшебника Разделяй и Соединяй побывали в зоопарке. Идет первый волшебник и все разъединяет. Второй — очень рассеянный, поэтому соединяет все как попало. Представьте, что после этого получилось в зоопарке, и изобразите с помощью деталей. Дети выполняют.
Волшебный круг Цель: развивать творческие способности при конструировании с использованием геометрических фигур. Педагог дает детям круг, разрезанный на семь частей. Из них равны между собой две, похожие на овал, и две, имеющие сходство с треугольником, остальные три — разные по форме и размеру. Из этих частей дети составляют различные изображения.
Активные буквы Цель: учить подбирать слова на заданные буквы. Дети придумывают действие (предмет или др.) на заданную букву.
Сказочная птица Цели: —упражнять в передаче формы и расположения частей птицы; —развивать фантазию. Педагог раздает детям 8—10 овалов разной величины, формы и цвета; отдельные части птиц (разной формы, величины и цвета). Дети придумывают и составляют свою сказочную птицу.
Бабушкин сундучок Цель: учить конструировать из бросового материала. Педагог раздает детям нитки, шнурки, проволоку, пуговицы и просит придумать, что из этого можно сделать. Остальные дети угадывают, что это такое.
Мозаика Цели: —упражнять в умении складывать предметы из геометрических фигур; —развивать вариативность мышления. Педагог предлагает детям придумать и составить из разноцветных геометрических фигур как можно больше вариантов предметов.
Составь натюрморт Цели: —упражнять в составлении натюрморта в сочетании с другими предметами; —развивать вариативность мышления. Дети составляют из набора (вазы, тарелочки, корзины, салфетки, плоскостные формы овощей, фруктов, веток, цветов, ягод) натюрморты, при этом важно не повторить друг друга.
♦ С использованием приема применения предметов в другом качестве. Для детей 4—5 лет Чем может быть... Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам. Педагог раздает детям палочки, пуговицы, трубочки, колечки и др. Дети выполняют задание.
Портрет из пуговиц Цель: учить выполнять аппликации из пуговиц. Педагог рассказывает детям, что создать портрет можно разными средствами: краской, соломкой, пластилином, лоскутами ткани, показывает пуговицы и предлагает каждому ребенку портрет для копирования с помощью пуговиц.
Смешная путаница Цель: учить игровому и функциональному замещению предметов. Педагог раздает набор из 16 небольших предметов: коробочка, карандаш, наперсток, лоскуток, ластик, шарик, кубик, бочонок из лото, флакончик, кусочек меха, пластилиновая колбаска, веревочка, набор счетных палочек, четыре пуговицы разной величины, спичечный коробок и т.д. Раскладывает все предметы перед собой на подносе, показывает их детям и просит определить, как можно было бы играть с ними, если бы не было игрушек, какие игрушки они могли бы заменить. При этом педагог называет такие предметы, как ножик, постель для куклы, чашка, корзинка и т.п., предлагая каждому ребенку выбрать для них заместителей. Затем он дает задание играющим по очереди выполнить называемые им действия, подбирая для этого подходящие предметы из набора: отрезать ножом кусочек колбасы; постирать белье; налить воды из чайника в чашку; пропылесосить ковер; сделать укол пациенту; приготовить постель для куклы; собрать яблоки в корзину; разрубить топором полено и т.п.
♦ С использованием приема решения проблемных ситуаций. Для детей 4—5 лет Как вытянуть репку? Цель: учить искать выходы из проблемных ситуаций. Педагог вспоминает с детьми сказку «Репка», затем сообщает, что в новой сказке дед жил один и ему некого было позвать на помощь. Как помочь деду вытянуть репку?
Помоги героям Цель: та же. Педагог показывает рисунок, на котором Мальвина, Буратино и Пьеро хотят перебраться через бурную речку, чтобы попасть в харчевню. Дети должны придумать, как это можно сделать.
Гигантский цветок Цель: та же. Педагог рассказывает, что Дюймовочка оказалась на шгантском цветке, растущем на воде. Детям предлагается придумать, как можно помочь ей спуститься, используя предметы, изображенные под рисунком.
Помогите принцу Цель: та же. Педагог говорит детям, что они могут помочь принцу спасти принцессу из плена злого дракона, используя предметы, изображенные под рисунком. Детям нужно придумать как можно больше вариантов спасения принцессы.
Волшебные превращения (1-й вариант) Цель: учить придумывать следствия невероятных событий. Педагог. Представьте, что вы уменьшились до размеров муравья. Придумайте. Какое у вас будет любимое занятие? Дети отвечают. Чего бы вы опасались? Дети отвечают. Через какое время вы бы захотели вновь стать большими? Почему? Дети отвечают.
Волшебные превращения (2-й вариант) Цель: та же. Педагог. Представьте, что вы трехметрового роста. Какое бы у вас было любимое занятие? Дети отвечают. Что бы вам не понравилось? Дети отвечают. С кем бы вам хотелось встретиться, а с кем не хотелось встречаться? Дети отвечают.
♦ С использованием приема преобразования и усовершенствования предметов. Для детей 4—5 лет Любимая игрушка Цель: развивать умение преобразовывать предмет с использованием приема акцентирования. Педагог предлагает детям нарисовать свою любимую игрушку, подумать и рассказать, что можно сделать, чтобы она стала более смешной и забавной.
Наоборот Цель: учить создавать новые образы с использованием приема гиперболизации. Педагог дает детям задание изменить предметы (например, стол, чашки, шкаф, платье и т.п.), сделав маленькое большим, и наоборот, и подумать, что тогда получится.
Фантастическое животное Цель: развивать умение преобразовывать предмет. Педагог раздает детям рисунки с разными животными. Что можно дорисовать, чтобы сделать его необычным и забавным?
Расколдуй Цели: —развивать наблюдательность, внимание, способность к анализу; —упражнять в создании фантастических образов животных. Педагог показывает рисунки фантастических животных, предлагает детям выделить части тела, соотнести их с геометрическими эталонами. Дает задание «расколдовать» их и превратить в реальных животных, используя способ наложения на ту часть, где произошло «колдовство».
Буквы в рисунках Цель: развивать умение преобразовывать графические символы. Педагог говорит о том, что все буквы на что-то похожи. Например, буква «г» похожа на подъемный кран, «о» — на спасательный круг. Предлагает детям нарисовать те предметы, на которые похожи разные буквы: ш, р, х, з.
Исправь ошибку Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов. Педагог показывает детям картинки: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок изображен с ушами зайца и т.п. Дети исправляют ошибки.
♦ С использованием приема самостоятельного выдвижения идей. Для детей 4—5 лет Спонтанное рисование Цель: развивать фантазию. Для проведения этого упражнения необходимы краски, карандаши, бумага, клей, старые журналы, из которых можно вырезать нужные образцы. Оно должно проходить в комфортной среде (музыка, освещение). Детей не надо ограничивать во времени и средствах самовыражения. Ребенок сам выбирает нужный формат бумаги, наиболее созвучный в данный момент: вертикальный или горизонтальный. Играет спокойная музыка, глаза чуть прикрываются. Таким образом, создаются условия для спонтанного рисования: рука «рисует сама». Дети действуют без образца. Постепенно рисунок можно дополнять аппликацией из вырезок, природных материалов, овощей (листья капусты, кружки моркови), опилок.
Необыкновенное дерево Цель: стимулировать творчество в изобразительной деятельности. Педагог предлагает детям нарисовать необыкновенное дерево. Не такое, как в жизни, а сказочное, волшебное, фантастическое.
Лоскутное одеяло Цель: учить выражать содержание с помощью ограниченных графических средств. Педагог раздает каждому ребенку по бумажному одеялу и предлагает с помощью одного карандаша раскрасить его так, чтобы не было одинаковых лоскутов.
Картина из дырок Цель: развивать творчество при рисовании нестандартными способами. Педагог говорит о том, что, если много раз проткнуть лист бумаги иголкой, получится много дырок. Но если протыкать бумагу в определенной последовательности, может получиться целый рисунок. Педагог предлагает «нарисовать» иголкой на бумаге обычный листок (машину, солнце и т.п.).
Ощипанный портрет Цель: та же. Педагог. Если взять лист белой бумаги и долго отщипывать от него маленькие кусочки, через несколько минут в руках останется фигура неопределенной формы с ощипанными краями. Но если отщипывать кусочки заранее продуманно, могут получиться интересные предметы. Попробуйте это сделать. Дети выполняют.
Посуда для куклы Цель: та же. Педагог. Каждый, кто хоть однажды ел шоколад, обязательно держал в руках блестящую, шуршащую фольгу. Очень многим бывает жалко выбрасывать фольгу после того, как шоколад съеден. Но куда ее девать, что с ней делать? Оказывается, из фольги можно изготовить много интересных вещей: например, если фольгу смять как пластилин, можно вылепить посуду для куклы. Попробуйте изготовить из фольги набор для куклы. Пусть в этот набор войдут: ваза, блюдечко, большое блюдо для пирога. Дети выполняют.
Праздник Цель: развивать творчество при рисовании на заданную тему. Дети работают в альбомах творческих заданий. Тема «Укрась торты для праздников». Для занятия понадобятся цветные карандаши, фломастеры. Педагог предлагает разрисовать торты для различных праздников: день рождения мамы, бабушки, праздник в детском саду и т.д.
Кто вылупится из яйца? Цель: развивать фантазию. Педагог читает детям письмо от Незнайки: «Совсем недавно в нашем Солнечном городе обнаружилось яйцо. Всем сразу стало ясно, что из него непременно должен кто-нибудь вылупиться. Не тот, кто обычно из яйца вылупляется, а совсем наоборот... В общем долго мы пытались представить себе этого... не знаем, как зовут. А потом подумали, что лучше вас, ребята, этого никто не сделает. Помогите нам узнать, кто (что) вылупится из яйца? Нарисуйте нам. Очень ждем. Жители Солнечного города». Дети придумывают и рисуют. Только для детей Цель: развивать воссоздающее воображение. Педагог предлагает детям подумать о том, что может произойти только с ними и нарисовать эти события.
Растительные бусы Цель: развивать творчество в конструктивной деятельности. Педагог. Все девочки любят украшения. Одним из главных украшений всегда были бусы. Обычно их изготавливали из дорогих, красивых материалов: жемчуга, янтаря и др. Но когда под рукой нет драгоценных камней, можно изготовить бусы и из природного материала. Попробуйте сделать бусы из ягод шиповника, кленовых семян, опавших желудей. Дети выполняют.
Волшебная закладка Цель: та же. Педагог. Закладки для книг бывают разные: толстые и тонкие, с рисунком и без, в виде матрешки, ракеты... Попробуйте изготовить волшебную закладку, которая была бы похожа на волшебный предмет из сказки. Например, она может быть похожа на перо Жар-птицы, волшебную палочку, аленький цветочек, золотой ключик и др. Дети выполняют.
♦ С использованием приема нахождения общего между заданными предметами и явлениями. Для детей 3—4 лет Цветная прогулка Цель: учить ориентироваться на цвет как на символ класса разнообразных предметов. Педагог показывает детям бумажные полоски по одной, спрашивает, какого цвета изображенные на них предметы. Затем предлагает кому-нибудь из детей провести, например, «желтую прогулку» по комнате, называя вокруг все желтые предметы и дотрагиваться до них полоской.
Волшебные очки Цель: развивать действие соотнесения по форме. Педагог предлагает детям представить, что они надели волшебные очки, которые могут менять свою форму. Например, очки стали круглые и через них можно увидеть только круглые вещи. Дети осматриваются и называют все круглые предметы в комнате. Затем закрывают глаза и представляют, что в этих очках они вышли на улицу. Им нужно назвать пять предметов круглой формы, которые они встретят.
Подбери по цвету Цель: учить моделировать вещи и явления по цвету. Каждому ребенку педагог раздает по 1—3 карточки, разделенных на несколько раскрашенных в разные цвета частей, и просит назвать эти цвета и вспомнить, какие предметы бывают такого же цвета.
Для детей 4—5 лет Назови отличие Цель: находить сходства и отличия при сравнении предметов. Педагог спрашивает, чем шкаф, магнитофон, книга, звонок, самолет отличаются от телевизора, собаки, машины, карандаша, птицы.
Поиск общего (1-й вариант) Цель: развивать умение дифференцировать существенное и несущественное, обобщать. Педагог называет два любых предмета. Детям необходимо назвать как можно больше объединяющих данные предметы признаков. Например, шкаф и телевизор (предметы домашнего обихода; прямоугольной формы).
Поиск общего (2-й вариант) Цель: развивать умение находить сходства и отличия при сравнении предметов. Педагог предлагает детям набор из трех картинок с предметами и дает задание найти у них общие признаки. Наборы картинок могут быть следующие: телевизор, шкаф, вешалка; мороженое, халат, снег; книга, альбом, магнитофон и т.д.
Поезд Цели: —упражнять в умении сравнивать, обобщать, находить сходные признаки у разных предметов; —развивать вариативность мышления. Педагог раздает набор картинок-«вагончиков» с изображением самых разнообразных объектов. Затем предлагает детям построить паровоз из отдельных «вагончиков» и «скрепить» их друг с другом, найдя какой-то общий признак (при этом следует ключевая фраза: «я прицепляю дятла к жуку, потому что они оба...»). После того как дети построили один поезд, педагог все перемешивает и предлагает им построить новый (дети строят другой вариант соединения этих же «вагончиков»).
♦ С использованием приема вариативности высказываний. Для детей 3—4 лет
Укрась слово Цель: пополнять словарный запас, уметь подбирать определения к заданному слову. Педагог раздает детям предметные картинки и предлагает назвать как можно больше определений к ним.
Дети на прогулке Цель: развивать фантазию. Детям показывается картинка с изображением мальчика, который идет на прогулку, но, что он несет в руке, художник не успел дорисовать. Их просят придумать, что в руке у мальчика (картинка может поменяться).
Кто что умеет делать? Цели: —учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных; —развивать вариативность мышления. Педагог показывает детям картинки с изображением животных, а дети рассказывают, что эти животные могут делать.
Для детей 4—5 лет Фантастические гипотезы Цель: развивать творческое воображение и теоретическое мышление. Что было бы, если... (город умел летать, часы шли наоборот и т.п.)?
Необыкновенный полет Цель: развивать фантазию. Педагог. Представьте себе, что в группе есть ковер-самолет. Он унесет тебя туда, куда ты захочешь. Куда бы ты хотел слетать? Зачем? Дети отвечают.
Чудо-машина Цель: та же. Педагог предлагает вообразить необыкновенную чудо-машину, которая умеет делать все на свете: шить, печь, петь, делать любые игрушки. Ей надо только сказать: «Хочу, чтобы машина сделала так...». И она выполнит любую задачу. Дети дают задания машине.
Назови картину Цель: развивать умение подбирать названия к заданным объектам. Педагог показывает детям сюжетные картины и просит придумать названия к ним.
Придумай имя Цель: та же. Педагог показывает детям рисунок, на котором изображен портрет фантастического животного, и предлагает придумать ему имя.
Как ты думаешь, какой была Баба Яга в детстве? Цель: развивать творческое воображение, учить трансформировать сказочного героя во времени. Педагог. Всегда ли Баба Яга была старухой? Дети отвечают. Кто были ее родители? Дети отвечают. С кем она дружила? Дети отвечают. В какие игрушки играла? Дети отвечают. Какие животные росли рядом с ней? Дети отвечают. Как и поч
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|