Основные направления и виды деятельности педагога-психолога
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Раздел 3. «Профессиональная деятельность бакалавров психолого-педагогического образования» Понятие социального заказа на работу педагога-психолога Появление практической психологии как одного из направлений психологической науки связываю т с формированием социального заказа на обоснованное воздействие на человека и группы людей. Социальный заказ на профессию педагога-психолога формируется не в науке, а скорее в публицистической и научно-популярной литературе, анализирующей проблемы современного человека. Социальный заказ на работу практического психолога ориентирован на категорию психически нормальных людей, способных к проявлению ответственности за свою индивидуальность (группами населения, которые являются психически больными, занимаются врачи-психиатры). О необходимости конкретного психологического знания о человеке начинают говорить и представители смежных практических областей: учителя, врачи, юристы. Им это знание необходимо, так как они не могут решать главную задачу своей профессии – целенаправленно воздействовать на человека. Вот в этих сферах и рождается доступное общественному сознанию представление о содержании профессиональной деятельности практического психолога, человека, который мог бы получить объективные данные об индивидуальных особенностях внутреннего мира человека. Практический психолог должен четко представлять, с кем и чем он имеет дело в своей работе. Это та реальность его профессиональной деятельности, кᴏᴛᴏрая связана с понятиями – заказчика, клиента и пользователя. Кто они, данные люди? Общий ответ – ϶ᴛᴏ взрослые и дети. Чтобы ϶ᴛᴏт ответ не остался таким неопределенно общим, вспомним, что в соответствии с юридическими нормами за ребенка его родители отвечают до 14 лет, с 14 лет подросток уже несет юридическую ответственность за свои действия. Это исходное положение для работы практического психолога с ситуацией получения и использования психологической информации, для решения вопросов об ответственности за психологическую информацию, которую он несет как профессионал.
Основные понятия: Клиент – человек, сообщающий психологическую информацию, знание о себе или о других людях. Он указывает свою роль в происхождении этого знания, считает себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации. Заказчик – человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о себе или других людях) и предоставляющий психологическую информацию. Он не видит своей роли в происхождении этой информации и не считает себя ответственным за ее происхождение. Пользователь – человек, получающий от психолога психологическую информацию. Особенность работы практического психолога состоит в том, чтобы в ситуации принятия заказа определить, с кем он имеет дело – с заказчиком или с клиентом. Стоит сказать, для решения этого вопроса психологу приходится выполнять одну очень важную роль, которую можно было бы обозначить как роль психолога-следователя. Суть ее заключается в том, чтобы с высокой степенью достоверности воспроизвести происхождение психологической информации, с которой он собирается работать. Стоит сказать, для этого он должен обладать соответствующими профессиональными навыками, позволяющими определить происхождение психологической информации, среди данных навыков главный – ϶ᴛᴏ навык ведения интервью с клиентом или заказчиком. Аспекты психолого-педагогической деятельности.
Основные направления и виды деятельности педагога-психолога Аспекты деятельности педагога-психолога: § Научный аспект предполагает разработку методологических основ деятельности психологической службы образования, а также способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной системы образования. § Прикладной аспект предполагает составление образовательных программ, создание учебников и учебных пособий по психологии, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов, программ подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров. § Практический аспект связан с решением конкретных проблем непосредственно в образовательном учреждении, специализированных психологических кабинетах и центрах в форме оказания психологической помощи. Основные направления деятельности психологической службы в образовании: § Актуальное направление ориентировано на решение конкретных проблем, связанных с трудностями в обучении и воспитании, отклонениями в поведении школьников и т.д., а также на оказание психологической помощи учителям, учащимся, родителям. § Перспективное направление ориентировано на развитие становление индивидуальности каждого субъекта обучения, на формирование психологической готовности к самоопределению. Основные виды деятельности педагога-психолога: § Психологическое просвещение связано с приобщениемвсех субъектовобразовательного процесса (учителей, учащихся, родителей) к психологическим знаниям. § Психологическая профилактика связана с предупреждением возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся (предупреждение дезадаптации детей в образовательном учреждении, создание благоприятного психологического климата, предупреждение психологической перегрузки и т.д.) § Психологическая диагностика связана с получением психологической информации о человеке или группе, посредством применения методов научного познания. § Психологическая коррекция и работа по развитию связаны с целенаправленным воздействием на те или иные сферы психики клиента, ориентированы на приведение ее показателей в соответствие с возрастными или иными нормами и на дальнейшее их развитие.
§ Психологическое консультирование связано с оказанием психологической помощи человеку в становлении его как продуктивной личности, обладающей высоким уровнем самосознания, способной осуществлять собственную, самостоятельно выбранную жизненную стратегию, готовой нести ответственность за свою судьбу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|