Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления и виды деятельности педагога-психолога




Раздел 3.

«Профессиональная деятельность бакалавров психолого-педагогического образования»

Понятие социального заказа на работу педагога-психолога

Появление практической психологии как одного из направлений психологической науки связываю т с формированием социального заказа на обоснованное воздействие на человека и группы людей.

Социальный заказ на профессию педагога-психолога формируется не в науке, а скорее в публицистической и научно-популярной литературе, анализирующей проблемы современного человека.

Социальный заказ на работу практического психолога ориентирован на категорию психически нормальных людей, способных к проявлению ответственности за свою индивидуальность (группами населения, которые являются психически больными, занимаются врачи-психиатры).

О необходимости конкретного психологического знания о человеке начинают говорить и представители смежных практических областей: учителя, врачи, юристы. Им это знание необходимо, так как они не могут решать главную задачу своей профессии целенаправленно воздействовать на человека.

Вот в этих сферах и рождается доступное общественному сознанию представление о содержании профессиональной деятельности практического психолога, человека, который мог бы получить объективные данные об индивидуальных особенностях внутреннего мира человека.

Практический психолог должен четко представлять, с кем и чем он имеет дело в своей работе. Это та реальность его профессиональной деятельности, кᴏᴛᴏрая связана с понятиями – заказчика, клиента и пользователя.

Кто они, данные люди? Общий ответ ϶ᴛᴏ взрослые и дети. Чтобы ϶ᴛᴏт ответ не остался таким неопределенно общим, вспомним, что в соответствии с юридическими нормами за ребенка его родители отвечают до 14 лет, с 14 лет подросток уже несет юридическую ответственность за свои действия. Это исходное положение для работы практического психолога с ситуацией получения и использования психологической информации, для решения вопросов об ответственности за психологическую информацию, которую он несет как профессионал.

Основные понятия:

Клиент – человек, сообщающий психологическую информацию, знание о себе или о других людях. Он указывает свою роль в происхождении этого знания, считает себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации.

Заказчик – человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о себе или других людях) и предоставляющий психологическую информацию. Он не видит своей роли в происхождении этой информации и не считает себя ответственным за ее происхождение.

Пользователь – человек, получающий от психолога психологическую информацию.

Особенность работы практического психолога состоит в том, чтобы в ситуации принятия заказа определить, с кем он имеет дело с заказчиком или с клиентом. Стоит сказать, для решения этого вопроса психологу приходится выполнять одну очень важную роль, которую можно было бы обозначить как роль психолога-следователя. Суть ее заключается в том, чтобы с высокой степенью достоверности воспроизвести происхождение психологической информации, с которой он собирается работать. Стоит сказать, для этого он должен обладать соответствующими профессиональными навыками, позволяющими определить происхождение психологической информации, среди данных навыков главный ϶ᴛᴏ навык ведения интервью с клиентом или заказчиком.


Аспекты психолого-педагогической деятельности.

Основные направления и виды деятельности педагога-психолога

Аспекты деятельности педагога-психолога:

§ Научный аспект предполагает разработку методологических основ деятельности психологической службы образования, а также способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной системы образования.

§ Прикладной аспект предполагает составление образовательных программ, создание учебников и учебных пособий по психологии, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов, программ подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров.

§ Практический аспект связан с решением конкретных проблем непосредственно в образовательном учреждении, специализированных психологических кабинетах и центрах в форме оказания психологической помощи.

Основные направления деятельности психологической службы в образовании:

§ Актуальное направление ориентировано на решение конкретных проблем, связанных с трудностями в обучении и воспитании, отклонениями в поведении школьников и т.д., а также на оказание психологической помощи учителям, учащимся, родителям.

§ Перспективное направление ориентировано на развитие становление индивидуальности каждого субъекта обучения, на формирование психологической готовности к самоопределению.

Основные виды деятельности педагога-психолога:

§ Психологическое просвещение связано с приобщениемвсех субъектовобразовательного процесса (учителей, учащихся, родителей) к психологическим знаниям.

§ Психологическая профилактика связана с предупреждением возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся (предупреждение дезадаптации детей в образовательном учреждении, создание благоприятного психологического климата, предупреждение психологической перегрузки и т.д.)

§ Психологическая диагностика связана с получением психологической информации о человеке или группе, посредством применения методов научного познания.

§ Психологическая коррекция и работа по развитию связаны с целенаправленным воздействием на те или иные сферы психики клиента, ориентированы на приведение ее показателей в соответствие с возрастными или иными нормами и на дальнейшее их развитие.

§ Психологическое консультирование связано с оказанием психологической помощи человеку в становлении его как продуктивной личности, обладающей высоким уровнем самосознания, способной осуществлять собственную, самостоятельно выбранную жизненную стратегию, готовой нести ответственность за свою судьбу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...