Организация работы во взаимодействии со смежными специалистами
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Взаимоотношения в школьном педагогическом коллективе считаются достаточно сложными, и если психологу все-таки удается найти в таком сложном учреждении свое «место», то в других организациях ему сделать это оказывается обычно намного проще. Рассмотрим особенности построения деловых взаимоотношений психолога в школе на примере работы школьного профконсультанта. Чтобы лучше понять особенности взаимодействия психолога-профконсультанта с теми или иными специалистами, следует воспользоваться известным принципом: надо всегда ставить себя на место того человека, с которым организуется взаимодействие (важно понять, в чем он может вам не доверять или опасаться вас и, соответственно, постараться снять его опасения). Ниже представлены обобщенные советы-рекомендации по организации взаимодействия с разными группами специалистов, с которыми реально приходится общаться профконсультанту.
1. Особенности взаимодействия с администрацией. Главное, чего боится «нормальный администратор», это того, что вы не знаете своей работы, не знаете, чем заняться в «подчиненной ему» школе, то есть можете внести элемент дезорганизации в общую работу (которую с «таким трудом ему удалось наладить»). И тогда администратору самому придется «искать вам работу», хотя у него «и так много своих дел в школе». Но поскольку многие администраторы плохо представляют себе, чем должен заниматься психолог в школе, то такой руководитель постарается «найти» Вам такие занятия, после которых Вам придется немного переквалифицироваться в педагога или в «массовика-затейника» (например, чтобы постоянно развлекать детей). Поэтому рекомендуется: 1. Взять инициативу в свои руки, показать, что вы и сами знаете, как работать:
- для первой встречи с директором подготовить план работы; - постоянно выступать с какими-то «идеями» сверх своего плана (чтобы не вы «шарахались» от директора в коридоре, а он от вас…). 2. Соблюдать субординацию (особенно в присутствии коллег-педагогов и учащихся). 3. Идти «навстречу», выполнять отдельные «просьбы» и даже «выручать» администрацию (например, выручать завуча, который «буквально перед уроком просит, чтобы вы подменили какого-то учителя»). Естественно, при этом не позволять «садиться себе на шею». 2. Особенности взаимодействия с педагогами. Главное, чего опасается коллега-педагог, это того, что вы заденете его самолюбие – особенно если вы еще достаточно молоды и неопытны, но уже изображаете из себя «настоящего психолога», тогда как они, педагоги, «не хуже вас разбираются в детской психике», только научились всему этому «не в университетах, а в реальном классе» (и в чем-то ведь они правы!). Рекомендуется следующее. 1. Важно показать коллегам-педагогам, что вы не собираетесь ущемлять их самолюбие: - почаще обращаться за советом (особенно к классным руководителям), даже когда, как Вам кажется, не слишком в таких советах нуждаетесь; - предлагать провести им самим несложные (например, некоторые игровые) методики; - не демонстрировать свою особую психологическую образованность, не выделяться – не давить на учителей своими специфическими знаниями и непонятной терминологией (любимая игра начинающих психологов и некоторых «эстетствующих» студентов). 2. Провести методический семинар и показать на нем некоторые несложные методики (показать, что вы умеете работать, а не просто красиво «болтать языком»). 3. Стремиться организовать сотрудничество, то есть попробовать передать педагогу часть своих функций (но сначала заинтересовать и заинтриговать некоторыми несложными и интересными методиками).
3. Взаимодействие профконсультанта с коллегами-психологами. Их главное опасение, что Вы окажетесь более подготовленными, что дети будут любить вас больше их, и вообще, что окажетесь «лучше», чем они (известно, что многие психологи очень самолюбивы). Рекомендуется: 1. Не спешить, так как иногда для настоящего сотрудничества требуется время. 2. Если психолог уже ведет в школе какие-то работы – не отнимать их у него даже тогда, когда он делает это хуже вас (иначе с его стороны, скорее всего, будет обида). 3. Лучше четко разделить свои функции и оформить это документально (в планах работы). 4. Сразу не делать совместных мероприятий («соавторы» часто ругаются из-за мелочей). 5. Постепенно (если отношения станут взаимоуважительными) можно пробовать и совместные дела, обмен функциями и все, что угодно. 6. Очень важно не выяснять отношения в присутствии педагогического коллектива (иначе коллеги-педагоги – если они недостаточно доброжелательны – с удовольствием будут наблюдать за тем, какие психологи склочные, как они сами «даже общаться не умеют»). 4. Организация взаимодействия с коллегами из других организаций. Возможные контакты школьного профконсультанта: с работниками кадровых служб предприятий, с представителями учебных профессиональных заведений, с общественными организациями, с медико-психологическими центрами и др. Главное в этих контактах – учитывать богатый опыт общения с людьми, знание специфики данного предприятия, а также то, что нередко они сильно зависят в действиях и принятии решения от «своего начальства». Нередко важнейшим недостатком таких работников является недостаточно развитый профессиональный такт во взаимоотношениях с людьми (здесь психолог не должен демонстрировать свою лучшую подготовленность, но в перспективе возможно проконсультировать их и по данным проблемам). В целом особенности данных контактоввыражаются в следующем: - заинтересовать в целесообразности контактов, относиться к коллегам очень уважительно; - оформить отношения документально (в виде договоров); - обязательно так планировать совместные мероприятия, чтобы участвовали все, а для этого – в договоре – четко расписать задачи и ответственных за их исполнение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|