Научное знание как развивающаяся система. Уровни научного знания эмпирическое и теоретическое. Понятие метода и методологии. Метод и теория.
В отличие от многообразных форм знания, научное познание-это процесс получения нового объективного и истинного знания. Направленного на отображение закономерностей действительности. Наука - творческая деятельность, результатом которой является совокупность знаний, сгруппированных в систему, на основе определен принципов. Как и другие формы познания, наука социально-историческая деятельность. ОНА ВЫПОЛНЯЕТ определенные функции, как своеобразная форма общественного сознания. Процедуры: наблюдения, классификации, описания, экспериментальные исследования и теоретические объяснения естественных явлений Всякое познание есть движение от незнания к знанию. Таким образом, первая ступень познавательного процесса — определение того, что мы не знаем. Важно четко и строго определить проблему, отделив то, что мы уже знаем, от того, что нам еще неизвестно. Проблемой (задачей) называется сложный и противоречивый вопрос, требующий разрешения. Наука выступает как фактор социальной регуляции общественных процессов. Она воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления. Любая инновация требует аргументированного научного обоснования. Проявление социокультурной регуляции науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности и этносу науки. В процессе эволюции общества познание начинает исключать антропоморфные факторы из характеристики предметных отношений. Наука ставит своей конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов практической деятельности. Это преобразование всегда определено сущностными связями, законами изменения и развития объектов. Сама деятельность может быть успешной только тогда, когда она согласуется с этими законами. Поэтому основная задача науки –выявить законы, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты.
Первая особенность научного познания – ориентация науки на изучение объектов, исследование объективных законов их измене и развития Цель науки –получение знаний о реальности. Знания приобретаются человеком во всех формах его деятельности –и в обыденной жизни, и в политике, и в экономике, и в искусстве, и в инженерном деле, но только в науке получение знаний является главной целью. Еще одним отличительным признаком науки при ее сравнении с обыденным познанием является необходимость применения научных методов. Приемы обыденного познания формируются в повседневной практике, вплетены в обыденный опыт. Совокупность данных приемов, как правило, не осознается субъектом как метод познания. В науке же изучение объектов, выявление их свойств и связей всегда сопровождается осознанием метода, посредством которого исследуется объект. НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ ИМЕЕТ СЛОЖНУЮ СТРУКТУРУ, Важнейшей характеристикой научного знания является его динамика развития. Имеет несколько этапов 1)преднаука- миф 2)классическая наука (Понятие «классическая наука» охватывает период развития науки с XVII в. по 20-е годы XX века, то есть до времени появления квантово-релятивистской неклассической картины мира. Разумеется, наука XIX века довольно сильно отличается от науки XVIII века, которую только и можно считать по-настоящему классической наукой. Тем не менее, поскольку в науке XIX века по-прежнему действуют гносеологические представления науки XVIII в., мы объединяем их в едином понятии – классическая наука.) 3)неклассическая наука (Неклассическая наука включает в себя ряд следующих концепций: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, принцип неопределенности Гейзенберга, гипотеза Большого Взрыва, теория катастроф Рене Тома, фрактальная геометрия Мандельброта.) "Переход от классической науки к неклассической [] заключался во вхождении субъекта познания в «тело» знания в качестве его необходимого компонента. Изменилось понимание предмета науки: им стала теперь не реальность «в чистом виде», а некоторый её срез, заданный через призму принятых теоретических и операционных средств и способов её освоения субъектом."
4)постнеклассическая (условно можно назвать интегральной наукой, начинает заявлять о себе в конце ХХ столетия. В дальнейшем она будет углубляться по мере того, как малый синтез двух трех смежных дисциплин будет дополняться масштабным объединением разных дисциплин и направлений научных исследований. Примерами таких новых интегральных научных направлений являются: кибернетика как наука об управлении в неживых, живых, технических и социальных системах; учение о четырех основных типах фундаментальных взаимодействий в природе; теория «великого объединения» в рамках релятивистской квантовой механики и космологии; общая теория систем и синергетика как теория самоорганизации. Существенную интегрирующую роль выполняют и такие общенаучные методы исследования как математизация научного знания, системный подход и эволюционно-синергетическая парадигма.) уровни научного знания: Эмпирический ( от гр. опыт) уровень знания - это знание, полученное непосредственно из опыта с некоторой рациональной обработкой свойств и отношений объекта познается всегда является основой базой для теоретического уровня знания. Эмпирическое познание формируется в процессе взаимодействия с объектом исследования, когда мы непосредственно влияем на него, взаимодействуем с ним, обрабатываем результаты и делаем вывод Но получение отдельных ЭМП причины фактов и законов еще не позволяет построить систему законов Для того чтобы познать сущность, необходимо обязательно перейти к теоретическом уровне научного познания. Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:
§ наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них; § эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях; § измерение - определение отношения измеряемой величины к § эталону (например, метру); § сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков. Чистых эмпирических методов в научном познании не бывает, гак как даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания — выбор объекта для наблюдения, формулирование гипотезы и т.д Теоретический уровень - это знание, полученное путем абстрактного мышления Человек начинает процесс познания объекта с внешней части его описания, фиксирует отдельные его свойства, стороны Затем углубляется в содержание объекта, раскрывает законы, которым он подлежит, переходит к поясноеyения свойств объекта, объединяет знания об отдельных сторонах предмета в единую, целостную систему, а полученное при этом глубокое разностороннее конкретное знание о предмете и является теорией, имеющий определенную внутреннюю логическую структуру. Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся: § анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения); § синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое; § классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.); § абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.); § формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);
§ аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений; § моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека); § идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ); § дедукция - движение от общего к частному; § индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению. Граница между эмпирическим и теоретическим уровнями весьма условна, самостоятельность их друг относительно друга относительная. Эмпирическое переходит в теоретическое, а то, что когда-то было теоретическим, на другом, более высоком этапе развития, становится эмпирически доступным. Понятие метода и методологии. Большую роль в научном познании играет научный метод. В широком смысле метод — это способ организации средств (инструментов, приемов операций и др.) теоретической и практической деятельности. Научный метод выступает и как форма опосредования познания и практики. Метод объединяет теорию и практику, так как аккумулирует обобщенный практикой исторический опыт познания мира Такой опыт и позволяет методу направлять процесс познания, по строение научных теорий. Метод оптимизирует деятельность человека, вооружает его наиболее рациональными способами организации деятельности. Понятие метода тесно связано с понятием методологии. Методология -это наука о закономерностях, которым подчиняется метод деятельности, о происхождении, сущности методов, их эффективности. Meтодология призвана выработать принципы создания наиболее совершенных методов в каждой форме деятельности. (основоположник методологии естествознания XVII в. Ф. Бэкона, который утверждал, что «научный метод подобен фонарю, освещающему дорогу бредущему в темноте путнику». Объясняя значение научного метода, Ф. Бэкон любил приводить еще один афоризм: «даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги.» Только верный метод может привести к получению истинного знания, подлинной картины познаваемого предмета.)
Метод и теория. Теория в философии — термин для обозначения всеобъемлющей философской концепции, описывающей природу или бытие всего сущего. Термин «теория всего» позаимствован из физики, в которой на протяжении длительного времени ведутся попытки построения теории, описывающей все известные фундаментальные взаимодействия. Философская теория всего, по мнению ряда философов, должна отвечать на такие вопросы, как «Почему постижима реальность?», «Почему законы природы именно таковы?», «Почему что-либо вообще существует?»
Теория — это такая форма достоверного научного знания об определенном классе объектов, которая представляет собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержит методы объяснения и предсказания явлений данной предметной области. Теоретическое познание заключается в отражении явлений и процессов различных связей и закономерностей, которые достигаются методами обработки данных, полученных от эмпирических знаний. Теоретические методы научного познания имеют главную задачу, направленную на получение объективной истинности всего процесса. Имеют следующие признаки: 1) преобладание таких рациональных моментов как законы, теории, 2) направленность на исследование самого познавательного процесса(его приемов форм, и понятийного аппарата)
Метод теоритического познания помогают делать логические выводы и умозаключения, основанные на исследовании получаемых фактов, отработанных понятий и суждений и понятий. Основные методы -Идеализация- создание мысленных предметов и их изменений в соответствии с требуемыми целыми проводимого исследования -синтез - объединение в единую систему полученных результатов проведенного анализа и расширяет знание -анализ- разложение единой системы на составные и их изучение по отдельности -формализация –отражение полученных результатов мышления в утвержденных понятиях -Рефлексия- научная деятельность направленная на исследование конкретных процессов, -математическое моделирование замена реальной системы на абстрактную, в результате чего задача превращается в математическую, тк состоит из набора конкретных математич объектов -индукция – способ перехода знаний от отдельных элементов к знаниям общего процесса -дедукция – от абстрактного к конкретному, переход от общих закономерностей к фактическим. Теоретические методы научное познания более четко проявляется в мышлении, поскольку оно является активн процессом, способным обобщить и отрезать реальную действительность, пройдя путь от мышления до конкретного понимания изучаемого явлению. Мышление отражает действительность 3 мя способами: 1)понятие (отражает общие стороны объекта) 2)суждение (отражает характерные отдельные элементы объекта) 3)умозаключение (составление логические цепочки, из которой возникают новые знания) Теоретич познание имеет компоненты 1)проблема(вопрос решить) 2)гипотеза(предположение, основанное на фактах) 3)теория(форма научного познания дающая полное явлениям) 4)квинтэссенция теории(закон, выражает глубинные взаимосвязи объекта) Формулирование законов - задача науки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|