Научная картина мира и ее историч формы
Особенность науки в том, что на определённом историческом этапе - накопленные знания целостны, т.е. связаны между собой согласно принципу системности. Противоречия сопровождают развитие науки, но всё идет на базе некоторого согласия. Целостность научного представления обеспечивается механизмом взаимодействия науки и культуры. Важнейшим выражением такого взаимодействия и является научная картина мира (НКМ). Научная картина мира - система представлений об общих свойствах и закономерностях мироустройства, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных теорий и содержащая философские принципы организации этой системы знаний. Отсюда вытекает 4 особенности НКМ: 1. Целостность научных представлений о мире, обеспечивается механизмом взаимодействия науки и культуры. 2. НКМ создаётся совместными усилиями учёных и философов, а её культурные контексты всегда есть единство науки и философии. 3. НКМ претендует на то, что быть ядром научного мировоззрения учёного. 4. Картина мира стремится дать целостный, максимально наглядный образ действительности. Исторические формы НКМ. 1. Классическая. 2. Неклассическая. 3. Постнеклассическая. В случае столкновения сложившейся картины мира с контрпримерами для сохранности центрального теоретического ядра образуется ряд дополнительных моделей и гипотез, которые видоизменяются, адаптируясь к аномалиям. Научная картина обладает определенным иммунитетом, она задает систему установок и принципов освоения универсума, накладывает определенные ограничения на характер допущения гипотез, влияет на формирование методов и норм научного исследования. То есть можно говорить о парадигмальной функции научной картины мира.
Научная картина мира как обоснованное конкретно-историческое представление о мире, обусловливающее стиль и способ научного мышления, имеет свои исторические формы и эволюционирует. Эволюция современной научной картины мира предполагает движение от классической к неклассической и постнеклассической ее стадии. 1) Классическая стадия – европейская наука стартовала с принятия классической научной картины мира, основанной на достижениях Галилея и Ньютона и господствовавшей на протяжении достаточно продолжительного периода времени. Объяснительным эталоном считалась однозначная причинно-следственная зависимость. Прошлое определяло настоящее так же изначально, как настоящее определяло будущее. Все состояния мира могли быть просчиттаны и предсказаны. Классическая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они существовали изолированно, в строгой системе координат. Основным условием становилось требование исключения всего того, что относилось к субъекту познания, к возмущающим факторам и помехам. Классическая форма утверждается в 17-18 веках на основе идеи Галилея и Ньютона. Механическая картина мира. Господствовала до сер. 19 века. Объяснительный эталон - однозначная причинно-следственная зависимость между явлениями. Она описывала объекты, как если бы они относились только к области механики. Например, какой угол между артериями на руке и т.п. Вместе с тем, условием познания было стремление устранить (элиминировать) все субъективные факты из научного знания.
2) Неклассическая картина мира, пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. Переход к неклассическому мышлению был осуществлен в период революции в естествознании на рубеже XIX-XX веков. В неклассической картине мира возникает более гибкая схема детерминации, учитывается роль случая. Развитие системы мыслится направленно, но ее состояние в каждый момент времени жестко и однозначно не детерминировано. Предположительно изменения осуществляются, подчиняясь закону вероятности и больших чисел. Чем более отклонение, тем оно менее вероятно отсутствие жесткой детерминированности на уровне индивидов сочетается с детерминированностью на уровне системы в целом. Новая форма детерминации вошла в историю под названием «статистическая закономерность». 2. Далее под влияние развития термодинамики и других открытий на рубеже 19-начало 20 веков появилась неклассическая картина мира. Случайность становится одним из важных факторов объяснений мира. Когда открыли элементарные частицы, учёные признали необходимость учитывать субъективное влияние. Результат фиксирует взаимодействие субъекта и объекта.
Изучению подвергаются не столько сами объекты микромира, а скорее условия которые создаются присутствием макроскопического объекта (ученым). 3) Постнеклассическая картина мира – разработана с учетом достижений бельгийской школы Ильи Пригожина. С самого начала и к любому данному моменту времени будущее остается неопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. Достаточно лишь небольшого энергетического воздействия, чтобы система перестроилась, и возник новый уровень организации. В современной постнеклассической картине мира анализ общественных структур предполагает исследование открытых нелинейных систем, в которых велика роль исходных условий, входящих в нее индивидов, локальных изменений и случайных факторов. исследуются самоорганизующиеся системы. В центре находится осмысление процессов синергетики. Постнеклассическая (конец 20 в.).Результат открытий бельгийской школы И. Пригожина (синергетики). Объект – сложная саморазвивающаяся человекоразмерная система. Вероятностные закономерности. Идея относительности научного знания. Субъект познания – научное сообщество. Можно также выделить и натурфилософскую научную картину мира (до 17 в.). Функции научной картины мира:
1. Систематизирующая — определяется, в конечном счете, синтетическим характером научного знания. Научная картина мира стремится так организовать и упорядочить научные теории, понятия и принципы, составляющие ее структуру, чтобы большая часть теоретических положений и выводов была получена из небольшого числа фундаментальных законов и принципов. Систематизация способствует также получению новых знаний, а тем самым расширению и развитию самой научной картины мира. Но входящие в нее новые знания, чаще всего, имея характер следствий, лишены фундаментальности. Появление новых фундаментальных результатов обычно ведет к смене картины мира. 2. Объяснительная — определяется тем, что познание направлено не только на описание явления или процесса, но и на выяснение его причин и условий существования. При этом оно должно выходить на уровень практической деятельности познающего субъекта, способствуя изменению мира. 3. Информативна я — сводится к тому, что научная картина мира описывает предполагаемую структуру материального мира, связи между его элементами, происходящие в природе процессы и их причины. Научная картина мира предлагает целостный взгляд на него. В ней содержится сконцентрированная информация, полученная в ходе научного исследования, и, кроме того, потенциальная информация, создаваемая в ходе творческого развития картины мира. 4. Эвристическая — определяется тем, что «знание объективных законов природы, содержащееся в ней, дает возможность предвидеть существование еще не открытых естествознанием объектов, предсказывать их наиболее существенные особенности. В лоне общенаучной картины мира формируются специальные научные картины мира (картиной исследуемой реальности). Они образуют тот специфический слой теоретических представлений, который обеспечивает постановку задач эмпирического исследования, видение ситуаций наблюдения и эксперимента и интерпретацию их результатов. 13 позитивисткая традиция в философии науки Позитивизм - философская ориентация, отрицающая познавательную роль философии и вообще всех метанаучных форм отражения мира, возникла в 30-ые годы 19 века на почве:
§ эмпиризма, утверждаемого Бэконом § рационализма, восходящего к Декарту и оформилась как система и получила широкое распространение в философии и среди учёных.
Позитивизм возник отнюдь не случайно, - он имеет свои истоки в представлениях Ф. Бэкона и Галилея, которых можно считать основателями научно-эмпирической методологии познания, и также вытекает из двух широко известных деклараций Ньютона – «Физика, берегись метафизики», и «Гипотез не измышляю». Эти высказывания отождествлялись современниками создателя механики с его эпистемологическими установками и в дальнейшем воспринимались как научно-методологическое завещание всем его последователям. При этом термин "гипотеза" в ньютоновском понимании (а не в современном) означал непроверяемое метафизическое, т.е. спекулятивное, утверждение. Таким образом, становление позитивизма в ХIХ веке, т.е. через полтора века после Ньютона, можно рассматривать как результат всегда существовавшей (и поныне существующей) отрицательной реакции ученых-естественников на многочисленные попытки представителей метафизической ориентации включать в картину природы ненаблюдаемые сущности, - т.е. как конфликт нормального научного дискурса и принципов рациональности и, по выражению Р. Рорти, их аномальных форм Основатель позитивизма - французский философ Огюст Конт (1798-1857), отрицавший познавательную роль метафизики вообще и рассматривающий историю познания как процесс перехода от теологического к метафизическому, а затем к позитивному знанию, которое и составляет реальный предел познания вообще. "Наука сама себе философия ". Научный метод познания он трактовал в терминах феноменализма, согласно которому научные теории и законы – это лишь обобщения эмпирических фактов, а задачей науки становится чистое описание фактов, но не объяснение их на языке понятий. При этом любая метафизика как учение о глубинной сущности явлений должна быть устранена из поля науки. Позитивизм признает только конкретное (позитивное) знание, основанное на обобщении эмпирически наблюдаемых событий и видит роль науки в описании упорядоченных фактов наблюдения. Утверждается приоритет частно-научного познания по сравнению с традиционной философией. Позитивисты считали что для исследования научным способом природу, общество, познание и человека, философия должна использовать научный метод - наблюдение, обобщение, математическую формулировку своих законов. Пока этого нет - не существует и научной философии.
Важным условием прогресса науки О. Конт считал переход от метафизики к позитивной философии. Термин «позитивный» О. Конт применял как характеристику научного знания. Позитивное в его трактовке — это реальное, достоверное, точное и полезное знание в противоположность смутным, сомнительным и бесполезным утверждениям и представлениям, которые часто имеют хождение в обыденном сознании и метафизических рассуждениях. Основные задачи науки (Конт): знать, чтобы предвидеть. Главная цель науки – предвидеть будущее. Предвидеть можно только с помощью математики (точных вычислений), тогда был акцент на математику. Согласно Конту: в науке на первом месте должно быть описание явлений. Методы естественных наук применимы к анализу общества, социология – опорная наука, в которой позитивизм может проявить все свои возможности, способствуя совершенствованию языка науки и прогрессу общества, взгляд на общее умственное развитие человечества, результатом которого является позитивизм, свидетельствует о том, что существует основной закон. Поэтому по закону выделяют три стадии развития человечества: 1. теологическая (состояние вымысла) – необходимая точка отправления человеческого ума. 2. метафизическая (абстрактное). Попытка построения общей картины бытия, переход от первого к третьему. 3. позитивная (научная, положительная). – твердое и окончательное состояние. Недостатки: характерен не критический подход к науке, ее восхваление, поспешность выводов. Конт в работе «Дух позитивной философии» считает философию науки как позитивного знания единственной «здоровой» по его выражению, философией. Все остальные, метафизические вопросы из философии следует изгнать ввиду их неразрешимости.
Позитивное знание – это знание, во-1), положительное в отличие от химерического, во-2), полезное в отличие от негодного, в -3), достоверное и точное в отличие от сомнительного и смутного. В трудах Конта социальная философия требует замены на строгую и точную, по образцу физики, социологию («социальную физику»). Почему же ранее это не было сделано? Потому, отвечает Конт, что время не пришло, ибо каждая отрасль знаний проходит три стадии развития, проживает три состояния: теологическое как фиктивное, метафизическое как отвлеченное и научное как позитивное. Контом впервые заявлено требование постоянного подчинения воображения наблюдению, которое он назвал законом. Это исходный пункт позитивизма как философии науки: научными принято считать только такие утверждения, которые могут быть верифицированы фактами. Veritas (лат.) – истина, верифицировать – подтверждать истинность. Заслугой Конта справедливо считают повышение общественного статуса науки, постановку вопроса о необходимости реформы образования в пользу изучения наук, научной методологии, философии науки. Конт создал курс позитивной философии из 6 томов, создал общую систему частных наук, разделил на 4 отряда. Отличительные черты позитивизма: § Философия как метафизика – это не наука. § Наука содержит позитивные знания – основана на фактах. § Философия может стать наукой, если она основана на фактах. Такова позиция О. Конта и позитивизма в целом. О. Конт полагал, что позитивистская философия – это самая истинная философия науки. Второй этап позитивизма: махизм (от фамилии одного из ведущих представителей: Мах) или эмпириокритицизм (критика опыта).
14 постмодернизм о гносеологизме –учение о сущности познания о путях достижения истины ( философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, — теория познания как таковая) Наиболее известными представителями постмодернизма являются французские философы Ж.Деррида (1930 - 2004), Ж.Лиотар (1924-1948), Ж.Делёз (1925-1995), М.Фуко (1926-1984), итальянский философ Д.Ваттимо (род. в 1936 г.), американский философ Р.Рорти (1931 -2007). Свои взгляды постмодернисты обычно излагают с помощью аналогий и метафор, а не последовательных логических рассуждений. Для многих их текстов характерны противоречивость, сумбурность, туманность, неопределённость, недосказанность, эпатирующие выражения. Поэтому работы постмодернистов весьма трудно подвергать анализу и истолкованию. В целом постмодернистская философия выглядит весьма противоречивой, неопределённой и парадоксальной. Практически все фундаментальные философские категории постмодернистами так или иначе пересматриваются, подвергаются сомнению и часто отбрасываются как якобы потерявшие смысл. Такие классические понятия, как объективность, реальность, истина, красота, разум, общество, прогресс, противоречие, развитие и другие объявляются постмодернистами фикциями. Поскольку для постмодернизма характерно «практически полное, последовательное и сознательное разрушение категориального аппарата философии» то возникает настоятельная необходимость в глубоком критическом анализе этого течения. Представители постмодернизма не рассматривают окружающий мир как единое целое, обладающее структурой. Мир у них хаотичен и распадается на множество фрагментов, между которыми отсутствуют устойчивые связи. Такой хаотически фрагментированный мир именуется в постмодернизме Хаосмосом – нестабильным сочетанием хаоса, космоса и космоса. В Хаосмосе все явления равноправны, в нём все возможности равны, всё – равнослучайно. Постмодернистская философия отказывается от категории бытия, которая в прежней философии была одной из основных и характеризовала достоверный факт существования окружающего предметного мира. В постмодернизме прежнее бытие уступает место языку, точнее даже его графическим знакам – тексту. Этому, по-видимому, способствовало то обстоятельство, что большинство постмодернистов имеют филологическое образование. В качестве единственной и предельной реальности у них выступает текст. «Наш мир – наш язык» - таким может быть девиз постмодернизма. В обосновании своих положений постмодернисты исходят из мысли Ф.Ницше о том, что язык – это не просто описание мира, а и его создание, а также из формулы немецкого философа М.Хайдеггера (1889-1976) «язык – дом бытия». Посмодернисты полагают, что существует только то, что названо и написано. Связь языковых знаков и обозначенных предметов (денотатов), по их мнению, не обязательна. Поэтому настоящая действительность- это знаки, составляющие тексты. Во-первых, вопреки постмодернистам, мир не есть только какая-то гигантская библиотека, хотя библиотеки в нём есть и они важны. Текст – это система графических знаков, используемых для опредмечивания информации (внешнего выражения субъектом), её хранения и передачи от одних людей другим. Всякое расширение объёма понятия «текст» за пределы совокупности графических знаков (в том числе и религиозное представление о природе как книге, якобы созданной Богом и читаемой людьми) является необоснованным. Природные явления, вещи и существа, люди, машины, предметы быта и многое, многое другое к текстам не относится. Во-вторых, понятие знака только тогда имеет смысл, если знак соотносится с денотатом. Когда мы говорим, что это – знак, то подразумеваем, что это «знак чего-то». В третьих, знак характеризуется некоторым семантическим значением – смыслом. Участники коммуникаций знают этот смысл. Этим обусловлена принципиальная возможность понимания людьми друг друга при общении. Смысл знаков может быть нечётким, недостаточно определённым, противоречивым, расплывчатым, даже туманным (в зависимости от степени проработанности и зрелости знаковой системы). Поэтому у разных субъектов возможны различия в толковании, интерпретации знаков. Но в этих различных интерпретациях будет иметься определённый инвариант, т.е. общее содержание. Это то общезначимое содержание и есть объективное, истинное знание. Сказанное нами постоянно подтверждает практика людей. Если бы знаки и составленные из них тексты не имели определённого значения, то жизнь людей была бы полностью дезорганизована, точнее она была бы просто невозможной. Например, представим себе, что было бы в армии или государственном аппарате управления, если бы солдаты и чиновники не знали смысла распоряжений и подвергали бы их «свободным интерпретациям», число которых бесконечно, или, скажем, что бы «создали» работники автомобильного или авиационного заводов, если бы подвергали «свободным интерпретациям» чертежи и другие технологические документы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|