Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема существования объективного мира.




Объективность — 1) В философии (диалоге) то (образ), что принадлежит объекту и не зависит от субъекта. 2) В повседневном обиходе под этим подразумевают факторы или процессы, которые не зависят от воли или желания человека (человечества).

Термин — «объективно» в философских трудах, употребляется в различных аспектах. Это понятие относительно реальных объектов обозначает, что предметы, их особенности и проявления существуют вне и независимо от субъекта (онтологический аспект), относительно понятий, представлений, суждений — что они являются отображением материальной действительности, и их содержание не зависит от человека или человечества (гносеологический аспект). Объективность противостоит субъективности — предвзятости (предубежденности). Мы не можем дать абсолютного ответа на вопрос, что значит «вещь существует», а только ответ на вопрос, что значит, что «мы считаем, что вещь существует». Именно это и только это является логическим вопросом о существовании. Ожидание встречи означает признание существования. Большего в логическом смысле сказать нельзя. Но под встречей здесь должно понимать не только и не обязательно чувственную встречу типа «вижу». «Встреча» означает вступление человека в экзистенциальную связь с любым нечто, любой онтологической природы. Чувственное восприятие является только частным случаем такой связи. Если в моем сознании возникла мысль, и я начал ее «прокручивать» (например, мучительно вспоминаю дату какого-нибудь исторического события) - это встреча с мыслью. Если меня обидели неприятным словом - это встреча с обидным словом и с обидой как неким феноменом моего экзистенциального состояния. Если я решаю математическое уравнение - это встреча с ним. Словом, то, с чем я фактически имею дело, и есть встреченное мной и существует для меня. Оно может в данный момент не существовать ни для кого другого (принцип относительности существования). идея существования должна образоваться позже идеи отрицания. И это естественно. По-видимому, логические связки должны образовываться раньше абстрактных понятий вообще.Таким образом, фиксация исчезновений и появлений феноменов ведет к формированию категории существование /несуществование и соответствующих идей. Для мира вещей, не обладающих сознанием, нет существования. Лишь пробуждение сознания вызывает из небытия существование. Сказать, в каком смысле мир без сознания (если это имело место) существовал - выше наших языковых возможностей и нашего представления. Мы, конечно, верим, что мир существовал до нас, будет существовать без нас и т.п. (фундаментальное онтологическое убеждение). Но природа этой веры как раз и формируется через ожидание встречи и имения дела (то есть благодаря категории существования/несуществования).Феноменологически, все, что есть в ипостасях сознания, для меня существует - cозерцаемое, переживаемое и мыслимое. Однако, «существует феномен» и «существует вне феномена, представленное в нем» -- это, конечно, разные утверждения. Первое лишь констатирует факт нашей уверенности в собственных наших состояниях. Второе -- фундаментальное онтологическое убеждение обыденного сознания и выражение определенной философской позиции (материализм, объективный идеализм).. Экспозиция проблемы.Проблема критериев существования- это вопрос о том, при каких условиях мы, оценивающие, считаем, что вещь существует. При этом не исключается, что мы и ошибаемся. Когда возникает нужда в такой оценке? Существование чего-либо является проблемой лишь в некоторых особых случаях, когда оно оказывается под сомнением. Кант о существовании.Важный шаг к пониманию категории существование/не-существование был сделан Кантом. Кант не мог обойти проблему, оставленную Декартом и Беркли - проблему объективного существования внешнего мира, которая осознавалась им как проблема существования вещей вне понятий и восприятий.Кант говорил: «существование вещей вне меня …я сознаю с такой же уверенностью, с какой я сознанию свое собственное существование» Таким образом, Кант как бы продолжает логику Декарта, но в ином, направлении: если мое внутреннее чувство несомненно и с несомненностью свидетельствует о моем существовании, то, будучи неразрывно связано с внешним чувством /опытом восприятия вещей/, оно свидетельствует и об объективной реальности нашего опыта, противостоящей воображению и «выдуманным понятиям». Обусловленность опыта априорными категориями не означает, «будто … предметы суть лишь видимость», «я вовсе не утверждаю, что тела только кажутся существующими вне меня». Такова была, по мнению Канта, точка зрения Беркли, который «низвел тела до степени простой видимости». Движение кантовской мысли к логическому пониманию существования состоит в том, что он не смешивает вопрос о том, что можно считать существующим, с идеей существования (бытия) вещи. Существующее это нечто как вещь, предмет, данный в восприятии. Кант ведет речь о бытии «мыслимых предметов», поэтому возникает проблема доказательства существования вне мысли.

«Если бы речь шла о предмете чувств, -- говорит Кант, -- то я не мог бы смешать существование вещи просто с понятием вещи», «наше знание о существовании вещи простирается настолько, насколько простирается восприятие и его результат согласно эмпирическим законам» (3, с.285).

Именно поэтому, говорит Кант, объекты чистого мышления таковы, что «у нас нет никакого средства познать их существование», так как оно не будет эмпирически проверяемым: «хотя нельзя утверждать, что существование вне области опыта невозможно, тем не менее, оно /имеет характер/ предположения, которое мы ничем обосновать не можем» (там же).

Из этого рассуждения следует, что Кант не достиг логической общности в понимании существования. Категория существование/не-существование все же не была Кантом тематизирована в полной мере.

Гегель о существовании.

В иерархической системе Гегеля идея существования занимает определенную ступень. Вместе с тем, будучи многообразно связана с идеей бытия, она проходит через всю систему, начиная с чистого бытия и кончая объективностью понятия. В обоих аспектах существование выступает как логическая категория.

Началом системы логики у Гегеля является чистое бытие, причем начало продолжает лежать в основании всего последующего, т.е. идея бытия не остается где-то позади развертывающихся категорий, а постоянно внутри них остается как основание.

Под бытием как началом Гегель понимает простую идею «есть». Чистое бытие это просто «есть» без дальнейших определений, а чистое ничто просто «нет», также без дальнейших определений. «Есть» и «нет» -- это обозначения идей «существует», и «не существует». Следовательно, Гегель вводит в свою систему идею существования/не-существования, в качестве высшей абстракции. Здесь нет речи о существовании или не-существовании вещей или чего-то еще. Просто «существование». Просто «не-существование». Это чисто логические категории. Чистое начало логики.

Однако идея существования имеет у Гегеля и более узкий смысл. Он выделяет три вида бытия: непосредственное бытие; бытие, возникающее из сущности = существование; бытие, возникающее из понятия = объективность

Рассуждения Гегеля - это чисто логический подход к идее существования. В них содержится попытка дать ответ на вопрос «что такое существовать?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...