Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функциональная организация двигательных




СТРУКТУР МОЗГА

Особое место в функциональной организации мозга занимает двигательный анализатор (по терминологии И.П.Павлова) или интегрнативно - пусковые системы. Это связано с тем, что двигательные области коры стоят на выходе интегрирующей и координирующей деятельности мозга и выполняют функцию запуска и контроля двигательной деятельности, реализации поведенческих актов.

Восприятие, адекватное воздействие, надежное распознавание и высокая способность дифференцировки раздражителей является необходимой предпосылкой для деятельности двигательных систем интегративно-пусковых аппаратов.

Согласно концепции П.К.Анохина любой поведенческий акт строиться по принципу функциональной системы которая, будучи детерминирована необходимостью получения конкретного результата, представляет собой наиболее рациональную центрально - переферическую интеграцию органов и систем субъекта. Функциональная система включает в себя 2 категории физиологических механизмов. В одну из них входит образование, обладающее выраженной консервативностью (это в первую очередь рецепторные аппараты и сам конечный эффект), в другую- средства достижения результата, которые обладают весьма широкой пластичностью и способностью взаимозаменяемости.

В теории функциональной системы особое значение предается результату, который выполняет функцию системообразующего фактора и рассматривается как самостоятельная физиологическая категория. Параметры будущего результата и программа его достижения представлены в акцепторе действия – экстренно сформированном нервном аппарате сличение и контроля. П.К.Анохин отмечает, что акцептор действия формируется раньше, чем совершиться действие и появится результат. С этим так же согласуется учение А.А.Ухтомского о доминанте. Наличие доминирующих нервных центров в Ц.Н.С. играет координирующую роль в целенаправленной двигательной деятельности. А.А.Ухтомский показал, что рабочие механизмы выполнения точного, целенаправленного действия формируются в соответствии с двигательной доминантой, с установкой на конечный результат. Таким образом, можно сделать вывод о том, что для выполнения более точного координированного движения необходимо иметь более четкий образ желаемого двигательного действия.

Один из исследователей механизма мозговых процессов А.Р.Лурия указывает на три основных аппарата мозга, которые фигурируют в составе функциональных систем – 3 блока, участие которых необходимо для любого вида деятельности:

1. блок, обеспечивающий регуляцию тонуса или бодрствования;

2. блок получения и переработки информации;

3. блок программирования, регуляции и контроля деятельности,

Аппараты третьего блока обеспечивают подчинения движений и действия соответствующим намерениям, создают программы двигательных актов. Таким образом, произвольные движения и тем более предметные действия опираются на совместную работу самых различных отделов мозга, именно поэтому необходимо в процессе психорегулирующей тренировки уделять равное внимание регуляции мышечного тонуса, мышечно-двигательным ощущениям, а так же идеальному зрительному представлению и эмоциональной насыщенности. Сюда же относится и проговаривание (в слух или про себя) основных моментов действия, что усиливает тренирующий эффект в психорегулирующей тренировки, т.к. проговаривание конкретизирует осознанное выполнение запрограммированных двигательных актов.

Психическое состояние, которое может произвольно формироваться у спортсменов, является следствием доминирования конкретной функциональной системы. Это доминирование имеет выраженный характер, если конкуренция со стороны других функциональных систем минимально или (в наиболее оптимальном случае) отсутствуют вообще. Тогда весь расход энергии человека может тратиться на решение стоящих перед ним задач. В связи с этим перед психорегуляцией стоят самые разные задачи, которые, тем не менее, имеют одну целевую установку – обеспечить становление и удержание функциональной интеграции, лучше всего способствующие достижению поставленной цели. После длительных наблюдений учеными за отлично выступающими спортсменами было решено назвать это замечательное состояние, при котором все получается очень хорошо (достижение функциональной интеграции) оптимальным боевым состоянием (ОБС).

Итак, если спортсмен хочет выступить наилучшим образом, он должен непосредственно перед началом соревнований ввести себя в оптимальное боевое состояние и сохранить его до конца борьбы. Надо сказать, что ОБС каждого спортсмена весьма специфично и глубоко индивидуально. Однако хотя ОБС для каждого спортсмена строго индивидуально, в нем можно и нужно выделить 3 основных компонента, общих для всех.

Первый компонент – физический. Это совокупность чисто физических качеств и соответствующих им ощущений в организме, таких, например, сила, гибкость, легкость, подвижность расслабленность, чувство свободного, глубокого дыхания, хорошей работы сердца и т.д. А подобные ощущения, как известно, зависят от качества физической и технической подготовке спортсмена. Итак, чем лучше спортсмен подготовлен физически и технически, тем богаче возможности физического компонента ОБС.

Второй компонент – эмоциональный. При выходе на оптимальный уровень эмоционального возбуждения в организме поступают полезные изменения. В частности многие элементы поведения автоматизируются и уже не требуют специального осмысливания. Спортсмен начинает на многое реагировать мгновенно, не задумываясь и всегда очень точно. Такое крайне важно ощущение- «все идет как бы само по себе, без особых усилий»- и лежит в основе легкости достижения высоких результатов во многих видах спорта. Вот почему необходимо уметь сознательно выводить себя на оптимальный для предстоящей деятельности уровень эмоционального возбуждения.

Третий компонент – мыслительный. Это хорошая собранность и сосредоточенность внимание наличие четкой программы действия.

Большинство спортсменов опираются на два или на все три компонента, причем используют их в разной последовательности и, так сказать, в разном процентном соотношении. ОБС не постоянно, оно может и должно изменяться вместе с ростом спортивного мастерства. Т.о. можно полагать, что в основе механизмов психорегуляции применительно к функциональной организации двигательных систем мозга лежат следующие психофизиологические механизмы:

· устранение инерционной и, как правило, не актуальной для данного момента функциональной системы, не нужных эмоциональных переживаний и негативных психических состояний.

· Оптимизация формирования требуемого уровня доминирования актуальной для данной спортивной ситуации функциональной системы.

· Обеспечение такого психического состояния спортсмена при котором наиболее полно реализуются его физические и технические возможности.

· Оптимизация закрепления в Ц.Н.С. конкретных условно временных связей и центрально-периферических связей.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бирзин Г.К. Сущность тренировки // Известия физической культуры. — 1925. — № 1-2.

2. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. — М.: Физкультура и спорт, 1991. - 287 с.

3. Гориневский В.В. Научные основы тренировки // Физическая культура. — 1922. — № 2-3, 4-5. 6-7.

4. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - М.: Академия, 2001. - 264 с.

5. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. — М.: Физкультура и спорт. 1956. — 206 с.

6. Иваницкий М.Ф. Движения человеческого тела (Академические очерки). — М.: Физкультура и спорт. 1938. - 264 с.

7. Крестовников А.Н. Физиология спорта. — М.: Физкультура и спорт, 1939. — 412 с.

8. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 280 с.

9. Озолин И. Г. Современная система спортивной тренировки. — М.: Физкультура и спорт, 1970. — 47S с.

10. Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка. - К.: Здоровея. 1980. - 336 с.

11. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. — К.: Виша шк., 1984. — 336 с.

12. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов- — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 255 с.

13. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. — М: Физкультура и спорт, 1967. — 376 с.

14. Донской ДД. Пути направленного развития системы движений // Теория и практика физ. культуры. — 1969. - № 5. — С- 2-5.

15. Келлер B.C., Платонов В.Н. Теоретико-методические основы подготовки спортсменов. — Львов, 1993. — 270 с.

16. Келлер B.C. Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки // В кн.: Современная система спортивной подготовки. — М.: СААМ, 1985. — С. 41-49.

17. Новиков А.А., Шустин Б.И. Тенденции исследования соревновательной деятельности в спорте высших достижений // Современный олимпийский спорт: Тезисы докладов межд. науч. конгресса. — К., 10—15 мая 1993 г. - С. 167-170.

18. Олимпийская энциклопедия. — М.: Сов. энцикл., 1980. — 416 с.

19. Шустин Б.Н. Модельные характеристики соревновательной деятельности // Современная система спортивной подготовки. - М.: СААМ, 1995. - С. 50-73.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...