Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сверху свободно снизу свободно




A13 (повышенный уровень, время – 6 мин)

Тема: Выполнение алгоритмов для исполнителя.

Что нужно знать:

· правила выполнения линейных, разветвляющихся и циклических алгоритмов

· основные операции с символьными строками (определение длины, выделение подстроки, удаление и вставка символов, «сцепка» двух строк в одну)

· исполнитель – это человек, группа людей, животное, машина или другой объект, который может понимать и выполнять некоторые команды

· в школьном алгоритмическом языке нц обозначает «начало цикла», а кц – «конец цикла»; все команды между нц и кц – это тело цикла, они выполняются несколько раз

· запись нц для i от 1 до n обозначает начало цикла, в котором переменная i (она называется переменной цикла) принимает последовательно все значения от 1 до n с шагом 1

Пример задания:

Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» в прямоугольном лабиринте на клетчатой плоскости:

Вверх вниз влево вправо.

При выполнении любой из этих команд РОБОТ перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у каждой стороны той клетки, где находится РОБОТ:

Сверху свободно снизу свободно

слева свободно справа свободно

             
             
             
             
             
             
A B C D E F  

Цикл ПОКА <условие> команда выполняется, пока условие истинно, иначе происходит переход на следующую строку. Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 0

НАЧАЛО

ПОКА <снизу свободно> вниз

ПОКА <слева свободно> влево

ПОКА <сверху свободно> вверх

ПОКА <справа свободно> вправо

КОНЕЦ

             
         
             
             
             
           
             

Решение:

1) легко понять, что для того, чтобы исполнитель вернулся обратно в ту клетку, откуда он начал движения, четыре стенки должны быть расставлены так, чтобы он упирался в них сначала при движении вниз, затем – влево, вверх и, наконец, вправо:

на рисунке красная точка обозначает клетку, начав с которой РОБОТ вернется обратно;

2) кроме этих четырех стенок, необходимо, чтобы коридор, выделенный на рисунке справа зеленым фоном, был свободен для прохода

3) обратим внимание, что возможны еще «вырожденные» варианты, вроде таких:

             
         
             

4) итак, мы выяснили, что нужно рассматривать лишь те клетки, где есть стенка справа; отметим на исходной карте клетки-кандидаты:

    ·     ·  
        · ·  
          ·  
          ·  
  ·       ·  
·         ·  
A B C D E F  
          ·  
          ·  
          ·  
          ·  
          ·  
          ·  
A B C D E F  

5) этих «подозрительных» клеток не так много, но можно еще сократить количество рассматриваемых вариантов: если РОБОТ начинает движение с любой клетки на вертикали F, он все равно приходит в клетку F4, которая удовлетворяет заданному условию, таким образом, одну клетку мы нашли, а остальные клетки вертикали F условию не удовлетворяют:

 

6) проверяем оставшиеся четыре клетки-кандидаты, но для каждой из них после выполнения алгоритма РОБОТ не приходит в ту клетку, откуда он стартовал:

 

             
             
           
             
  ·          
             
A B C D E F  
  ·        
             
             
             
             
             
A B C D E F  
             
      ·    
             
             
             
             
A B C D E F  

 

 

             
           
             
             
             
·            
A B C D E F  

 

 

7) итак, условию удовлетворяет только одна клетка – F4

8) таким образом, правильный ответ – 1.

Возможные ловушки и проблемы: · вариантов может быть достаточно много, важно не пропустить ни один из них · можно попытаться выполнить алгоритм для каждой клетки лабиринта, но это займет много времени; поэтому лучше ограничиться только клетками-кандидатами · нужно правильно определить свойства, по которым клетку можно считать «кандидатом» · можно не заметить стенку и таким образом получить лишнее решение

Еще пример задания:

Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» в прямоугольном лабиринте на клетчатой плоскости:

Вверх вниз влево вправо.

При выполнении любой из этих команд РОБОТ перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у каждой стороны той клетки, где находится РОБОТ:

сверху свободно снизу свободно

слева свободно справа свободно

             
             
             
             
             
             
A B C D E F  

Цикл ПОКА <условие> команда выполняется, пока условие истинно, иначе происходит переход на следующую строку. Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет (не врежется в стену) и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 0

НАЧАЛО

ПОКА <слева свободно> вверх

ПОКА <сверху свободно> вправо

ПОКА <справа свободно> вниз

ПОКА <снизу свободно> влево

КОНЕЦ

             
         
         
             
             
         
             

Решение:

1) особенность этой задач в том, что РОБОТ проверяет стенку в одном направлении, а движется в другом

2) рассмотрим первый цикл:

ПОКА <слева свободно> вверх

понятно, что при движении вверх РОБОТ остановится в первой же клетке, где слева будет стена

3) рассуждая аналогично, находим, что во втором цикле при движении вправо РОБОТ останавливается в клетке, где есть стена сверху; в третьем цикле (движение вниз) РОБОТ останавливается в клетке, где есть стена справа;

4) наконец, в четвертом цикле РОБОТ останавливается в клетке, где есть стена снизу; при этом он должен попасть обратно в исходную клетку, обозначенную на рисунке красной точкой;

5) кроме этих четырех стенок, необходимо, чтобы коридор, выделенный на рисунке зеленым фоном, был свободен для прохода, иначе РОБОТ врежется в стенку

6) теперь отметим на карте все клетки-кандидаты, где снизу есть стена:

 

        ·    
  ·          
             
          ·  
    ·        
· · · · · ·  
A B C D E F  

 

7) при движении из клеток B5, D1, E1, E6, F1 и F3 РОБОТ врежется в стенку, потому что слева стены нет и условие «слева свободно» всегда истинно:

    ·  
  ·        
             
          ·  
    ·      
· · · · · ·  
A B C D E F  

8) начав движение с клетки A1, C1 или C2, РОБОТ также врезается в стенку и разрушается:

             
           
             
             
    ·        
· · ·        
A B C D E F  

 

9) и только путь, начатый в клетке B1, приводит РОБОТА обратно в точку старта:

             
             
           
             
             
  ·          
A B C D E F  

 

10) таким образом, только клетка B1 удовлетворяет условию задачи, поэтому …

11) правильный ответ – 1.

Еще пример задания:

В приведенном ниже фрагменте алгоритма, записанном на алгоритмическом языке, переменные a, b, c имеют тип «строка», а переменные i, k – тип «целое». Используются следующие функции:

Длина(a) – возвращает количество символов в строке a. (Тип «целое»)

Извлечь(a,i) – возвращает i -тый (слева) символ в строке a. (Тип «строка»)

Склеить(a,b) – возвращает строку, в которой записаны сначала все символы
строки
a, а затем все символы строки b. (Тип «строка»)

Значения строк записываются в одинарных кавычках (Например, a:='дом' ). Фрагмент алгоритма:

i:= Длина(a)

k:= 2

b:= 'А'

пока i > 0

нц

c:= Извлечь(a,i)

b:= Склеить(b,c)

i:= i – k

кц

b:= Склеить(b,'Т')

Какое значение будет у переменной b после выполнения вышеприведенного фрагмента алгоритма, если значение переменной a было ‘ПОЕЗД’?

1) ‘АДЕПТ’ 2) ‘АДЗЕОП’ 3) ‘АДТЕТПТ’ 4) ‘АДЗОТ’

Решение:

1) эта задача более близка к классическому программированию, здесь выполняется обработка символьных строк; вся информация для успешного решения, вообще говоря, содержится в условии, но желательно иметь хотя бы небольшой опыт работы с символьными строками на Паскале (или другом языке)

2) заметим, что последняя команда алгоритма, b:=Склеить(b,'Т'), добавляет букву 'Т' в конец строки b, поэтому ответ 2 – явно неверный (строка должна оканчиваться на букву 'Т', а не на 'П')

3) для решения будем использовать ручную прокрутку; здесь пять переменных: a, b, c, i, k, для каждой из них выделим столбец, где будем записывать изменение ее значения

4) перед выполнением заданного фрагмента мы знаем только значение a, остальные неизвестны (обозначим их знаком вопроса):

  a b c i k
  'ПОЕЗД' ? ? ? ?

5) в первой команде длина строки a (она равна 5 символам) записывается в переменную i:

  a b c i k
  'ПОЕЗД' ? ? ? ?
i:=Длина(a)          

6) следующие два оператора записывают начальные значения в k и b:

  a b c i k
  'ПОЕЗД' ? ? ? ?
i:=Длина(a)          
k:=2          
b:='А'   'A'      

7) далее следует цикл пока с проверкой условия i>0 в начале цикла; сейчас i=5>0, то есть, условие выполняется, цикл начинает работать и выполняются все операторы в теле цикла:

  a b c i k
  'ПОЕЗД' ? ? ? ?
i:=Длина(a)          
k:=2          
b:='А'   'A'      
i > 0? да
c:=Извлечь(a,i) i:=Длина(a)        
b:=Cклеить(b,c) k:=2        
i:=i–k          

· поскольку i=5, вызов функции Извлечь(a,i) выделяет из строки a символ с номером 5, это 'Д';

· следующей командой этот символ приписывается в «хвост» строки b, теперь в ней хранится цепочка 'АД';

· в команде i:=i-k значение переменной i уменьшается на k (то есть, на 2)

8) далее нужно перейти в начало цикла и снова проверить условие i>0, оно опять истинно, поэтому выполняется следующий шаг цикла, в котором к строке b добавляется 3-й символ строки a, то есть 'Е':

  a b c i k
... 'ПОЕЗД' 'АД'    
i > 0? да
c:=Извлечь(a,i)     'Е'    
b:=Cклеить(b,c)   'АДЕ'      
i:=i–k          

9) условие i>0 истинно, поэтому тело цикла выполняется еще один раз, к строке b добавляется 1-й символ строки a, то есть 'П':

  a b c i k
... 'ПОЕЗД' 'АДЕ'    
i > 0? да
c:=Извлечь(a,i)     'П'    
b:=Cклеить(b,c)   'АДЕП'      
i:=i–k       –1  

10) теперь i=-1, поэтому при очередной проверке условие i>0 в начале цикла оказывается ложным, выполнение цикла заканчивается, и исполнителю остается выполнить единственную строчку после цикла, которая дописывает в конец строки b букву 'Т':

  a b c i k
... 'ПОЕЗД' 'АДЕП' –1  
i > 0? нет
b:=Склеить(b,'Т')   'АДЕПТ'      

11) у нас получилось, что в конце выполнения фрагмента алгоритма в переменной b будет записана последовательность символов 'АДЕПТ'

12) таким образом, правильный ответ – 1.

Возможные проблемы: · таблица получилась достаточно громоздкая, однако она позволяет наиболее наглядно решить задачу

 

Еще пример задания [1]:

Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» в прямоугольном лабиринте на клетчатой плоскости:

Вверх вниз влево вправо.

При выполнении любой из этих команд РОБОТ перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у каждой стороны той клетки, где находится РОБОТ:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...