Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема. Исследование этического сознания и поведения психолога. Моделирование нравственно-психологической позиции в сферах будущей профессиональной практики




РАЗДЕЛ I - ОЗНАКОМИТЬСЯ

П еречень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

Цель освоения дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет»: сформировать представления о теоретико-методологических основах профессиональной этики и служебного этикета как области гуманитарного знания, освоить принципы этического кодекса психолога РФ и правила служебного этикета с последующим их применением на практике, активизировать у студентов интерес к самопознанию собственной этической культуры в ходе апробации авторской программы профессионального этического самосовершенствования.

Задачи дисциплины:

1. Изучить понятийно-терминологический аппарат профессиональной этики и служебного этикета.

2. Выстроить структуру этического сознания в свете основных отечественных и зарубежных концепций и теорий профессиональной этики.

3. Определить основные принципы профессиональных межличностных отношений и действий.

4. Сравнить этические кодексы РФ и стран мира.

5. Апробировать тестовую программу профессиональной этической культуры психолога.

6. Разработать и защитить программу нравственного самосовершенствования студента.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурных:

ОК-6 - способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

ОК-7 - способность к самоорганизации и самообразованию

    профессиональных:

ПК-4 – способность к выявлению специфики психологического функционирования человека с учётом особенностей кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и профессиональной группам.

 

 

РАЗДЕЛ II – ВЫПОЛНИТЬ ПИСЬМЕННО (РУКОПИСНО ИЛИ ПЕЧАТНО)

Семинарское занятие 1.

Тема: Практика этических отношений, этических действий и служебного этикета в мире

Цель: познакомиться с особенностями профессиональной культуры в плоскости международных этических норм и служебного этикета.

Время: 4ч.

Формат: подготовка стендовых докладов (доклад до 2 стр.+5 слайдов на тему доклада) и их защита в командах из 2 человек.

Вопросы для подготовки:

1. Профессиональная психологическая педагогическая культура, ее структурные составляющие и уровни.

2. Деловая профессиональная культура как составная часть культуры общества.

3. Влияние на профессиональную этику политики и права, науки и искусства, религии и других сфер культуры.

4. Историческая эволюция профессиональной этики в Западной Европе.

5. Этапы развития психологической профессиональной культуры в России.

6. Этическая культура преподавателя психологии университета России 20-21 веков.

7. Этические особенности деловых отношений в сфере психологии.

8. Профессиональные этики психологов мира: страны по выбору (Франция).

9. Профессиональные этики психологов мира: страны по выбору (Германия).

10. Профессиональные этики психологов мира: страны по выбору (Великобритания).

11. Профессиональные этики психологов мира: страны по выбору (Швеция).

12. Профессиональные этики психологов мира: страны по выбору (Италия).

13. Профессиональные этики психологов мира: страны по выбору (США).

14. Служебный этикет психологов мира.

15. Служебный этикет психолога России.

 

Литература для подготовки:

1. Всё о международном этикете: Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2009. – 512 с.

2. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник для студентов заоч. обуч. Доп. Мин образ. Р.Ф. /А.Я. Кибанов, Д.К.Захаров, В.Г. Коновалова. – М.: ИНФРА – М.,2014, - 368с – (высшее образование)

3. Кукушин В.С. Деловой этикет: Учебное пособие для студентов специальностей «Менеджмент», «Социальная работа», «Референт-переведчик». Издание 2-е, исп. Дополн. – М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005. – 288 с.

4. Мосеев, Р.Н. Международные этические нормы и психология делового общения, - М.; Воронеж: Ин. – т практической психологии; МОДЕК, 2017, -128с.

5. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. (Экспериментально-дидактический комплекс) / Л.Л. Шевченко. – М.: Изд. Соборъ, 2018. – 506 с.

6. Энциклопедия этикета: Оформл. обл. А.С. Андреев. Сост.: Л.Н. Рукавчук. – СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 2016 – 352 с.

Форма отчётности: защита 7 минут с презентацией; 2) презентация – 5 слайдов самостоятельного творческого проекта (слайдовое накопление 50% - символ; 50% - текст не менее 24 шрифт.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2.

Тема. Исследование этического сознания и поведения психолога. Моделирование нравственно-психологической позиции в сферах будущей профессиональной практики

Учебные цели: сформировать умения диагностировать и осмысливать личностную структуру профессиональных качеств и этических отношений психолога в сферах будущей профессиональной практики и моделировать программы нравственного самосовершенствования.

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к занятию:

Задание 1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом, законспектируйте фрагменты предложенных работ (возможно использование дополнительных источников), ответив на поставленные вопросы:

1) Связь морального сознания с нравственным поведением человека.

2) Характеристика методики оценки уровня развития морального сознания.

Список рекомендуемых источников:

1. Анциферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Л. Колберга и его школы). / Л.И. Анциферова // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - № 3. - С. 5-17.

2. Методика оценки уровня развития морального сознания (Дилеммы Л. Колберга) / Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб.: Питер, 2008. - С.103-112.

 

Задание 2. Ознакомьтесь с теоретическим материалом, законспектируйте фрагменты предложенных работ (возможно использование дополнительных источников), ответив на поставленные вопросы:

1) Структура и содержание нравственного поведения личности в аспекте её общественных функций

Список рекомендуемых источников:

 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Борис Герасимович Ананьев. – Гл.7. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. § 2. Общественные функции…- М., 2002. – С. 288-303.

2) Проанализируйте нравственные и безнравственные поступки в профессии психолога, составив цитатный планодного из указанных или дополнительных Вами исследуемых источников.

Список рекомендуемых источников:

1. Асеев В.Г. Мотивационная регуляция нравственно­го поведения личности // Социально-психологиче­ские и нравственные аспекты изучения личности. - М.: ИП АН СССР, 2002. - С. 36-42.

2. Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном раз­витии и воспитании детей // Вопросы психологии. - 1995. - №1. - С. 80-89.

3. Воловикова М.И. Представления русских о нрав­ственном идеале. - 2-е изд. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2005. – С.65-85.

4.  Горбачева Е.И., Купрейченко А.Б. Отношение личности к деньгам: нравственные противоречия в оценках и ассоциациях // Психологический журнал. - Т. 27. - 2006. - № 4. - С. 26-37.

Задание 3. Допишите формулу порядочного человека в профессии: 1) представления …; 2) способности…; 3) поступки….

Список рекомендуемых источников:

1. Стрижов Е.Ю. Психология нравственной надежности и мошенничества /        Е.Ю. Стрижов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2009.

2. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование / В.Э. Чудновский. - М. Педагогика, 2012.

 

Дополнительная литература

1. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. / Л.М. Архангельский. – М.: МГУ, 2007. – 284 с.

2. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. / Б.С. Братусь. – М.: ИНФО, 2015.

3. Горелов А.А. Этика: учеб. пособие. / А.А. Горелов, Т.А. Горелова; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М.: Флинта, 2008.

4. Мишаткина Т.В. Профессиональная этика. / Т.В. Мишаткина. – М.: Педагогика, 2012.

5. Нравственность для XXI века: сб. статей / под ред. Ю.М. Антоняна; Ин-т гуманит. образования и информ. технологий. - М.: Аспект Пресс, 2009.

6. Подольская Е.А. Этика: кредитно-модульный курс: учеб. пособие для бакалавров.        / Е.А. Подольская. - М.: Дашков и К, 2012.

7. Прокофьева Т.А. Этика профессиональной деятельности. / Авт.-сост. Т.А. Прокофьева: Учебно-методическое пособие. – Самара, Самарская гуманитарная академия, 2016.

Задание 4. Групповая дискуссия «Отношение психолога к самому себе. Представления о должном, достойном, справедливом. Свобода в профессии». Письменно выполните задание

Задание 5. Изучение текстов и схем (теоретические положения, понятия). Работа в малых группах для выработки определенного решения по заданной проблеме с учетом требований профессиональной этики. Подготовка к диагностическому этапу работы по осмыслению моральных дилемм Л. Колберга. Таблицу отпечатайте в тетрадь.

Таблица 1(образец)

Стадии развития моральных суждений по Л. Колбергу

Стадия Возраст Основания морального выбора Отношение к идее самоценности человеческого существования

Преконвенциональный уровень

0 0-2 Делаю то, что мне приятно -
1 2-3 Ориентация на возможное наказание. Подчиняюсь правилам, чтобы избежать наказания Ценность человеческой жизни смешивается с ценностью предметов, которыми этот человек владеет
2 4-7 Наивный потребительский гедонизм. Делаю то, за что меня хвалят; совершаю добрые поступки по принципу: «ты – мне, я – тебе» Ценность человеческой жизни измеряется удовольствием, которое доставляет ребенку этот человек

Конвенциональный уровень

3 7-10 Мораль «пай-мальчика». Поступаю так, чтобы избежать неодобрения, неприязни ближних, стремлюсь быть (слыть) «хорошим мальчиком», «хорошей девочкой» Ценность человеческой жизни измеряется тем, насколько этот человек симпатизирует ребенку
4 10-12 Ориентация на авторитет. Поступаю так, чтобы избежать неодобрения авторитетов и чувства вины; выполняю свой долг, подчиняюсь правилам Жизнь оценивается как сакральная, неприкосновенная в категориях моральных (правовых) или религиозных Норм и обязанностей

Постконвенциональный уровень

5 После 13 Мораль, основанная на признании прав человека и демократически принятого закона. Поступаю согласно собственным принципам, уважаю принципы других людей, стараюсь избежать самоосуждения Жизнь ценится и с точки зрения ее пользы для человечества, и с точки зрения права каждого человека на жизнь
6 После 18 Индивидуальные принципы, выработанные самостоятельно. Поступаю согласно общечеловеческим универсальным принципам нравственности Жизнь рассматривается как священная с позиции уважения к уникальным возможностям каждого человека

Задание 6. Оцените уровень развития морального сознания (М етодика оценки уровня развития морального сознания (Дилеммы Л. Колберга)

Цель: данный вербальный тест направлен на оценку уровня развития морального сознания. Инструкция: необходимо прочитать и осмыслить указанные дилеммы Л. Колберга (всего их девять), в оценке которых сталкиваются нормы права и морали, а также ценности разного уровня, что в целом позволит тестировать свойства личности.

Тестовый материал. Дилемма II. Джуди – 12-летняя девочка… Мать обещала ей, что она сможет пойти на специальный рок-концерт в их городе, если скопит деньги на билет, работая приходящей няней и немного экономя на завтраке. Она скопила 15 долларов на билет, да еще дополнительно 5 долларов. Но мать изменила решение и сказала Джуди, что та должна потратить деньги на новую одежду для школы. Джуди была разочарована и решила любым способом пойти на концерт. Она купила билет, а матери сказала, что заработала всего 5 долларов. В среду она пошла на представление, а своей матери сказала, что провела день с другом. Через неделю Джуди рассказала своей старшей сестре, Луизе, что она ходила на спектакль, а матери солгала. Луиза раздумывала, сказать ли матери о поступке Джуди.

1. Должна ли Луиза рассказать матери, что Джуди солгала о деньгах, или промолчать?

1. Почему?

2. Колеблясь, рассказать или нет, Луиза думает о том, что Джуди – ее сестра. Должно ли это влиять на решение Джуди?

1. Почему да или нет?

3. (Этот вопрос, относящийся к определению морального типа, необязателен.) Имеет ли такой рассказ связь с позицией хорошей дочери?

1. Почему?

4. Важен ли в этой ситуации тот факт, что Джуди сама заработала деньги?

1. Почему?

5. Мать обещала Джуди, что она смогла бы пойти на концерт, если сама заработает деньги. Является ли обещание матери самым важным в этой ситуации?

1. Почему да или нет?

6. Почему вообще обещание нужно выполнять?

7. Важно ли сдержать обещание, данное кому-то, кого вы хорошо не знаете и вероятно не увидите снова?

1. Почему?

8. Какова самая важная вещь, о которой должна заботиться мать в своих отношениях с дочерью?

1. Почему это самая важная вещь?

9. Вообще, каким должен быть авторитет матери для дочери?

1. Почему?

10. О какой самой важной вещи, по вашему мнению, должна заботиться дочь по отношению к матери?

1. Почему эта вещь важна? (Следующий вопрос необязателен.)

11. Осмысливая снова дилемму, что бы вы сказали, какая самая ответственная вещь, которую нужно сделать в этой ситуации Луизе?

1. Почему?

Задание 7. Самодиагностика и подготовка «Этического самопортрета». Тесты по этике, профессиональной культуре, культуре межличностного и делового общения (каждому выбрать для работы 3 теста из учебника Т.В. Мишаткиной:

Рекомендуемая литература:

1. Мишаткина Т.В. Профессиональная этика. – М.: Педагогика, 1996. – С.265-300.

Форма отчетности: письменные ответы в тетради для практических работ к 1.11.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...