В тетради для самостоятельных работ – объём до 3 стр.
Обязательно тема, план, глоссарий (перечислить основные 3-5 понятий), список литературы в конце до 3 научных источников 1. Нормативные документы, регламентирующие деятельность психологов России и США (сравнительный анализ). 2. Проблема и история возникновения первого этического кодекса психологов. 3. Сравнительный анализ кодексов американской психологической ассоциации и Российского общества психологов. 4. Принципы составления этических стандартов психолога. 5. Этические особенности взаимодействия психолога с родственниками клиента. 6. Этические проблемы, возникающие в процессе консультативной деятельности психолога. 7. Типичные этические ошибки начинающих психологов. 8. Этические особенности взаимодействия с родителями при диагностике познавательной и мотивационной сфер детей. 9. Возможные ошибки при использовании невербальных форм общения. 10. Проблема эффективности взаимодействия психолога с клиентом и его близкими. 11. Этические аспекты при консультировании семейных пар. 12. Этические аспекты работы с вступающими в брак. 13. Этические аспекты консультирования детско-родительских отношений. 14. Профессиональная культура телефонного общения. 15. Система профессиональных этических отношений. 16. Модели морально-нравственных отношений. 17. Соответствие личностной и этической модели психолога. 18. Тестовая программа самосовершенствования будущего психолога. 19. Основные нормы, принципы этикета психолога. 20. Этикет в речевой деятельности психолога. 21. Этикетная культура в одежде. 22. Этикет неформальных мероприятий психолога. 23. Этические проблемы, возникающие в процессе консультативной деятельности психолога.
24. Типичные этические ошибки начинающих психологов. 25. Основные нормы, принципы этикета психолога.
Самостоятельная работа №5. 1. Конспект главы 2 учебника. Лавриненко, В. Н. Психология и этика делового общения: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова; под ред. В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 408 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01353-5. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/4C0FF909-B414-47A4-BB40-D300721B3D4C. Самостоятельная работа №6 1. Изучить собственный уровень морального сознания по 5 методикам, данным в практикуме учебника, составить заключение по образцу (будет дан на практическом занятии преподавателем) www.biblio-online.ru/book/4C0FF909-B414-47A4-BB40-D300721B3D4C Вопросы к экзамену: 1. Задачи и предмет изучения профессиональной этики. 2. Задачи и предмет изучения служебного этикета. 3. Связь профессиональной этики с общественным развитием и развитием психологической науки. 4. Профессиональная этика как моральное самосознание психолога. 5. Моральные дилеммы Л.Колберга. 6. Общечеловеческие ценности – фундаментальные положения профессиональной этики. Общение как нравственная ценность 7. Специфика профессиональной деятельности психолога. 8. Компоненты профессиональной этики. 9. Содержание этических отношений, этических действий. 10. Этическое сознание психолога. 11. Этические документы Международной федерации психологов. 12. Международная декларация об этических принципах психологической работы. 13. Международные этические стандарты деятельности, поведения, взаимоотношений с клиентами и коллегами. 14. Ценности, знания, методология профессии психолога. 15. Защита профессии. Кодекс психолога РФ. 16. Морально-этические проблемы профессиональной деятельности психолога. 17. Этика как регулятор всех форм профессиональной деятельности психолога.
18. Этикет неформальных мероприятий. 19. Основные принципы работы практического психолога – диагноста. 20. Исследовательская ответственность психолога – диагноста. 21. Основные принципы работы психолога – консультанта. 22. Профессиональная деформация практического психолога. Формы профессиональной деформации. 23. Морально-психологическая культура психолога и его барьеры общения с клиентами. 24. Этика общения в системе «психолог-педагог». 25. Этика служебных отношений по вертикали и горизонтали. 26. Этика отношений с клиентами. 27. Этика взаимоотношений психолога с коллегами и с представителями других профессий. 28. Корректность психологического диагноза как одна из составляющих этики психолога. 29. Этические нормы работы психолога с детьми и их родителями. 30. Этические нормы работы психолога с педагогами. 31. Моральные проблемы общения. Этика интимных отношений. 32. Этика общения в виртуальной реальности. 33. Система профессиональных этических отношений. 34. Модели морально-нравственных отношений. 35. Соответствие личностной и этической модели психолога. 36. Тестовая программа нравственного самосовершенствования будущего психолога. 37. Основные нормы, принципы этикета. 38. Этикет в речевой деятельности. 39. Этикетная культура в одежде. Вопросы коллоквиума – последний практикум 1. Что называется этическим кодексом психолога? 2. Что регулирует этический кодекс? 3. Укажите моральные правила поведения в группах людей? 4. В основе этического кодекса лежат нравственные нормы. Назовите их. 5. Раскройте сущность категорий добра. 6. Раскройте сущность категорий зла. 7. Что делает нас счастливыми? 8. Докажите, что этический кодекс основывается на нормах морали, а не права. 9. Укажите источники, на основании которых вырабатываются нормы этического кодекса практического психолога. 10. Этика – раздел, какой науки? 11. Какие нравственные принципы являются императивными? 12. Что является составляющими социально-психологической человеческой культуры? 13. Раскройте сущность принципа ответственности перед детьми. 14. В случае, когда личные интересы ребёнка вступают в противоречие с интересами учебно-воспитательного учреждения, других людей, взрослых и детей, как обязан поступить психолог?
15. Как и когда администрация учебно-воспитательного учреждения может повлиять на психолога? 16. Кто вправе отменить решение психолога? 17. Для того чтобы быть в силах помочь детям, психолог обязан? 18. Укажите, на что направлена работа практического психолога в системе образования? 19. Как поступает общество с лицами, однажды замеченными в нарушениях по отношению к детям? 20. Какие услуги может оказывать психолог? Какие услуги можете оказывать Вы после окончания университета? 21. Может ли психолог применять психодиагностические или психотерапевтические методики, не прошедшие достаточной апробации или не полностью отвечающие всем научным стандартам? 22. Имеют ли право дети подросткового и старшего школьного возраста на индивидуальную консультацию психолога в отсутствии третьих лиц, включая учителей, родителей или других людей? 23. Когда психолог запретит третьим лицам присутствовать при обследовании взрослого ребёнка, даже если есть его желание? 24. Что должен оговорить психолог при приёме на работу с руководителем? 25. Раскройте принцип конфиденциальности. 26. Раскройте принцип честности. 27. Раскройте принцип уважения клиента. 28. Раскройте принцип ответственности. 29. Укажите примеры нарушения этического кодекса психолога. Литература для коллоквиума: 1) Анисимов С.А. Мораль и поведение. / С.А. Анисимов. - М.: Мысль 1985. – 216 с. 2) Аристотель. Этика: Избранные сочинения. / Аристотель. - М.: Флинта, 2011. – 256 с. 3) Бердникова Е.Д. Тесты по культуре речи / Е.Д. Бердникова. – М.: Флинта, 2000. – 180 с. 4) Всё об этикете: Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996. – 512 с. 5) Гольдин В.Е. Речь и этикет: Кн. для внеклас. чтения учащихся 7-8 кл./ В.Е. Гольдин. – М.: «Просвещение», 1983. – 110 с. 6) Горелов И.Н. Умеете ли Вы общаться?: Кн. для учащихся / И.Н. Горелов. – М.: Просвещение, 1991. – 144 с. 7) Гришин Э.А. Педагогическая этика. / Э.А. Гришин. – Владимир: Издательство Владимирского Государственного педагогического института, 1975. – 220 с.
8) Десяева Н.Д. и др. Культура речи педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Десяева, Т.А. Лебедева, Л.В. Ассуирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с. 9) Иванова В.В. Этикет. Путешествия, бизнес, праздники, быт.- М.: Дом, 2001 – 224 с.: ил. – (Всё для дома). 10) Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник для студентов заоч. обуч. Доп. Мин образ. Р.Ф. /А.Я. Кибанов, Д.К.Захаров, В.Г. Коновалова. – М.: ИНФРА – М.,2004, - 368с – (высшее образование) 11) Кукушин В.С. Деловой этикет: Учебное пособие для студентов специальностей «Менеджмент», «Социальная работа», «Референт-переведчик». Издание 2-е, исп. Дополн. – М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005. – 288 с. 12) Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с. – (Практикум для вузов). 13) Литвин А.Н. Деловой этикет / Серия «Самоучитель», - Ростов – на – Дону: Феникс, 2002, -224с (ГПНТБ). 14) Морозова О.В. Этикет педагога: Учебное пособие для студентов педвузов. – Омск: Изд-во ОмГПУ,1996, -84с (ГПНТБ). 15) Мосеев, Р.Н. Международные этические нормы и психология делового общения, - М.; Воронеж: Ин. – т практической психологии; МОДЕК,1997, -128с. 16) Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по его жестам. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 288 с. 17) Писаренко В.И. Педагогическая этика: Кн. для учителя / Писаренко И.Я.. – 3-е изд., доп. и перераб. – Мн.: Нар., 1986. – 240 с. 18) Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет / Н.И. Формановская. – М.: Издательство ИКАР, 2002. – 236 с. 19) Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. Изд. 2-е. / Н.И. Формановская. – М.: «Русский язык», 1984. – 192 с. 20) Чернышева М.А. Этика деловых отношений. / М.А. Чернышева. - Л.: Знание, 1988. – 32 с. 21) Честара Дж. «Деловой этикет»/ Пер. с англ. Л. Бесковой. – М.: Агентство «Фаир», 1997. – 336 с. 22) Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. (Экспериментально-дидактический комплекс) / Л.Л. Шевченко. – М.: Изд. Соборъ, 1997. – 506 с. 23) Энциклопедия этикета: Оформл. обл. А.С. Андреев. Сост.: Л.Н. Рукавчук. – СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 1996 – 352 с. Рекомендации к написанию докладов Доклад – это публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему, это форма переработки специальной литературы, излагающая что именно, что нового, существенногосодержится в первичном тексте, это аналитический пересказ содержания с необходимым (не сплошным!) цитированием и заданным временным интервалом выступления (5-7 минут). Студент должен выбрать тему доклада (из предложенных тем), подобрать литературу, выбрать из нее наиболее существенное, переложить своими словами и изложить в определенной последовательности. Доклад должен быть с научным обоснованием, доказуем, связан с конкретными жизненными фактами, иметь иллюстративный материал. Подбор и изучение источников по теме рекомендуется использовать не менее 3. Типы докладов, как и рефератов, выделяются в зависимости от количества использованных источников (один или более), от установки на полноту изложения источника, от функционально-смыслового типа речи в исходном тексте (описание, повествование, рассуждение). Если излагается один источник, то такой доклад называется монографическим. Если использовано несколько статей или книг, посвященных избранной теме, то доклад называется обзорным. Как правило, в докладе сохраняется форма изложения текста-источника (описание, рассуждение...). Объём доклада определяется преподавателем – в данном случае до 3 страниц печатного текста. Важным отличием доклада является выражение собственного отношения к излагаемому материалу. Это может быть оценка важности некоторых положений или источника в целом, наличие собственных выводов по проблеме и т.п. Доклад обязательно должен быть выстроен докладчиком по плану: актуальность проблемы, её описание и выводы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Базовые учебники · Виговская, М.Е. Профессиональная этика и этикет: Учебное пособие для бакалавров / М.Е. Виговская. - М.: Дашков и К, 2015. - 144 c. · Кошевая, И.П. Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие / И.П. Кошевая, А.А. Канке. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 304 c. · Одинцова, О.В. Профессиональная этика: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / О.В. Одинцова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 144 c. · Протанская, Е.С. Профессиональная этика психолога: Учебное пособие / Е.С. Протанская. - СПб.: СПбГУ, 20 14. - 176 c. · Цвык, В.А. Профессиональная этика: Основы общей теории: Учебное пособие / В.А. Цвык. - М.: РУДН, 2014. - 288 c. · Цвык, В.А. Профессиональная этика: основы общей теории: Учебное пособие / В.А. Цвык.. - М.: РУДН, 2012. - 288 c. · Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 559 c. · Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник. / Под ред. В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 559 c.
Дополнительная литература
Образец оформления печатного источника Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Е.Р. Смирнова. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2002. - №.2. – С.12-21. Образец оформления электронного источника Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями. / Е.Р. Смирнова. // Дайджест по инклюзивному образованию. – 2010. – Июнь. – Дост. с http://orttoHfe2.ucoz.m/publ/rabotaiobrazovanie/dajdzhestpoinkljuzivnomuo.
Рекомендации по работе с учебно-методическим материалом Учебник – основной и ведущий вид учебной литературы. В нем систематически излагается материал на современном уровне достижений данной науки и на доступном студенту языке. Отличительные особенности учебника: 1. Содержит в сжатом виде весь основной учебный материал по научной учебной дисциплине. Сюда относятся все узловые понятия и категории данной науки с соответствующими определениями (дефинициями). При необходимости дается краткая история становления понятия в науке. Это относится обычно к наиболее общим основополагающим категориям, от содержания которых зависит понимание логики и истории развития самой науки. 2. Излагает содержание основных научных понятий в строгой системе, в их существенных взаимосвязях и взаимоотношениях, в их соподчиненности, где более широкие понятия и категории включают в себя менее широкие (узкие, частные, конкретные) и служат методологической основой для познания обозначаемых ими предметов и явлений. 3. Учебник не исчерпывает раскрытие всего научного содержания учебного предмета, а обозначает основную канву, пользуясь которой, нужно изучать науку дальше, чтобы глубже и шире в ней ориентироваться. Учебник служит «путеводителем» для дальнейшего проникновения в сущность явлений, фактов, событий, которым дается объяснение в данной науке. Учебник обязателен и незаменим как начальный источник научных знаний для студента. Основные функции учебника: 1. Ориентировать студента в системе знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены в соответствии с программой учебного предмета. Учебник ориентирует в основных понятиях и категориях науки, дает частичные сведения об истории их возникновения и включения в научный оборот, а также об их значении для понимания окружающего мира. Для студента чтение и понимание содержания учебника необходимо, но недостаточно. Ему требуется более подробное знакомство и более глубокое усвоение научных положений, о которых он получает самые нужные и краткие сведения из учебника. Глубокое усвоение этих научных положений возможно только при изучении первоисточников – трудов ученых-психологов, исследующих проблемы психологии, выявляющих законы и закономерности функционирования психики. Учебник ориентирует студента в определенных научных направлениях, в названиях основных трудов и их авторов. 2. Учебник очерчивает круг обязательных знаний по данному предмету, глубоко не раскрывая и подробно не доказывая логики их происхождения. Задача студента – принять их к сведению, чтобы самому разобраться в рекомендованной научной литературе по данному вопросу. Таким образом, учебник четко ориентирует в проблематике учебного предмета, если говорить условно, по ее «ширине», но не по глубине. 3. Учебник углубляет и уточняет знания, полученные студентом на лекциях, и одновременно побуждает к дальнейшему изучению затронутого круга вопросов по рекомендованной литературе. Правильное чтение учебника должно побуждать студента к поиску более подробной научной информации в рекомендованной литературе. Такое побуждающее воздействие учебника не только мотивирует дальнейшее изучение литературы, но и служит ориентирующей основой такого изучения. Из-за краткости изложения вопросов в учебнике иногда оказывается не до конца понятным тот или иной важный раздел или параграф, понятие или категория. Чтобы избежать бездумного заучивания, текст рекомендуется конспектировать, заметив на полях своего конспекта, что именно осталось не до конца понятым. Такая запись с точки зрения психологических закономерностей усвоения знаний представляет собой несколько актов мыслительного действия: обдумывание, заключение – вывод о том, что наличных знаний недостаточно для понимания прочитанного, и, наконец, сама запись с мыслью, что обязательно нужно найти ответ на непонятный вопрос.
Методические рекомендации по работе с научной литературой Работа с научной литературой – главная составная часть системы самостоятельной учебы студента, которая обеспечивает подлинное усвоение науки, дает прочный научный фундамент под всю будущую профессиональную работу. Понимание научной литературы всегда сложнее, чем учебно-методической. Одного чтения научной книги недостаточно, чтобы понять суть излагаемого. В таких случаях важна помощь преподаватель, который на лекциях, практических занятиях и консультациях формирует в сознании студента основные научные понятия. Методика изучения научной литературы. 1.Читать научную литературу нужно по принципу: «идея, теория в одном, в другом, в третьем и т. д. источниках». Это значит, что научная идея, изложенная в одном источнике, может быть развита, уточнена, конкретизирована в другом, в третьем может быть подвергнута аргументированной критике, в четвертом вновь подтверждена более доказательно и т. п. И подтверждение, и опровержение научных выводов одинаково полезны для развития науки, а студенту – для понимания этого развития. Изучение проблемы по разным источникам – залог глубокого, подлинно профессионального усвоения науки. 2.Изучение научной литературы, являясь одним из элементов системы самостоятельной работы студентов, должно быть органически связано с другими ее элементами – с изучением лекционного материала, чтением учебника и последующими работами: написанием контрольной или курсовой работы, подготовкой к экзаменам. Подготовка к экзаменам – составная часть самостоятельной работы студентов. Читая научные труды по какой-либо проблеме, студент усваивает изложенные в них идеи и, таким образом, готовиться к сдаче экзамена по изучаемому вопросу. В итоге самостоятельное изучение рекомендованной литературы обычно приводит к знанию ответов на все вопросы, выносимые на экзамен. Таким образом, усвоение учебного предмета в процессе самостоятельного изучения научной литературы и является подготовкой к экзамену, а сам экзамен становится формой проверки эффективности всего процесса самостоятельной учебной деятельности студента в межсессионный период.
Рекомендации к написанию тезисов по СРС Тезисы раскрывают, что именно говорится по вопросам, обозначенными пунктами плана. Простые тезисы – это краткие, сжатые формулировки без разъяснений. Они охватывают толькоосновные положения, не включая аргументов и доказательств. Развернутые тезисы – включают основные положения и детализируют, разъясняют их или доказывают справедливость основных положений. Написание тезисов. Составьте план статьи или книги, при этом перечислите те важные вопросы, на которые нужно дать краткие и четкие ответы. Из всех положений, утверждений, аргументов, доказательств, относящихся к данному вопросу, составляется одно суждение в категорической, то есть не терпящей возражений форме. Это и будет тезис.
Рекомендации к написанию конспектов к СРС В конспекте указываются основные мысли, формулировки, записываются доводы, факты, примеры, доказывающие и разъясняющие эти основные мысли. При цитировании не забудьте указать страницу, чтобы не искать повторно. Различаются конспекты: - простые (краткие), - сложные (подробные, развернутые). Существует несколько разновидностей конспектов: · Плановый конспект – каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта. · Текстуальный конспект – представляет собой почти дословные выписки текста, которые должны быть связаны между собой логическими переходами. Этот вид конспекта удобно использовать для сравнительного анализа определенного положения, высказываемого несколькими авторами, для критической оценки сходных мнений и т.п. · Тематический конспект. При его составлении изучаются несколько источников по одной теме. Выбирается только та информация, которая необходима, без раскрытия содержания источника в целом. · Сводный конспект также составляется по нескольким источникам, каждый из которых обязательно находит отражение, так как в каждом из них есть новая информация по теме. · Свободный конспект содержит размышления читателя о книге (статье)
Опорный конспект /образец
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|