Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эффективность международного и отечественного опыта законодательной борьбы с терроризмом в аспектах его предупреждения

 

Опыт многих иностранных государств в борьбе с терроризмом, безусловно, необходимо изучать, а, изучив, - использовать во благо обществу. Политическое руководство основных стран европейского Запада и Соединенных Штатов рассматривает противодействие терроризму в качестве одной из важнейших общегосударственных задач.

Основными направлениями деятельности в этой области являются:

совершенствование правовой базы;

усиление взаимодействия между соответствующими федеральными органами;

формирование специальных подразделений и увеличение численности сотрудников федеральных структур, занимающихся проблемой терроризма, улучшение их технической оснащенности.

Политика большинства западных государств базируется на следующих принципах: не делать террористам никаких уступок, оказывать максимальное давление на страны, поддерживающие терроризм, в полной мере использовать имеющиеся в своем распоряжении силы и средства, в том числе и военные для наказания террористов, предоставление помощи другим государствам и взаимодействие с ними[78].

Так, например, в США за период с 1958 по 1999 гг. было принято более 40 правовых актов, в той или иной степени касающихся усиления борьбы с терроризмом, в том числе специальная Президентская директива (июнь 1995 г) и Закон об усилении борьбы с терроризмом (1996 г).

Эти законодательные акты значительно расширяют права федерального руководства, правоохранительных органов и администрации штатов по выявлению и пресечению готовящихся террористических актов, как на территории США, так и за рубежом[79].

Каковы же основные направления борьбы с терроризмом?

Во-первых, отказ от двойных стандартов оценки и использования терроризма во внешней и внутренней государственной политике. Терроризм нельзя рассматривать как форму национально-освободительного движения или религиозного самоутверждения. Страны, поддерживающие террористические организации и движения, должны быть подвергнуты жестким международным санкциям, исполнение которых могли бы контролировать соответствующие международные структуры.

Во-вторых, выявление и установление жесткого контроля мирового сообщества за деятельностью международных террористических сетей, их центров и штаб-квартир, баз подготовки и других террористических структур[80].

В-третьих, объединение всего мирового сообщества против идеологии терроризма. Только совместными усилиями, возможно, лишить идеологических оснований террористические движения, сократить их социальную базу, снизить уровень поддержки за счет проведения информационно-политических и социальных мероприятий. Это достигается за счет выявления и подавления центров идеологического обеспечения и поддержки террористических движений, общественной изоляции террористических групп, лишение их внутренней и внешней поддержки, расслоение террористической среды.

Эффективная борьба с терроризмом на государственном, межгосударственном уровне возможна только в том случае, если к ней присоединится гражданское общество, все слои общественности. Шагом в этом направлении стала инициатива, которую внесла российская сторона по созданию Всемирного Антикриминального и Антитеррористического Форума (ВААФ).

Впервые об этом было заявлено в 1999 году. За этот период к предложению инициатора присоединились около 40 стран мира.5 декабря 2000 года в Венском центре ООН состоялось первое заседание Международного оргкомитета Всемирного Антикриминального и Антитеррористического Форума, а 14 февраля 2001 в Берлине ВААФ был зарегистрирован как международная неправительственная общественная организация.

Стратегическая задача Форума - это привлечение широких кругов мировой общественности: глав государств и правительств, представителей органов законодательной и исполнительной власти, представителей бизнеса, деятелей культуры, средств массовой информации, специалистов судебных и полицейских органов, научно-исследовательских, образовательных учреждений, участников политических, общественных объединений и движений - к созданию единого антикриминального и антитеррористического фронта.

В-четвертых, контроль мирового сообщества над международными финансовыми потоками. В качестве правовой основы может быть использована Международная конвенция о подавлении финансирования террористов. Она открывает возможность арестов, судебного преследования лиц, причастных к финансированию терроризма, превентивных мер по выявлению и ликвидации источников дохода террористов и ограничению движения таких средств через границы. Так, например, в 2002 году только в г. Москве выявлено 14 коммерческих банков, находящихся под контролем частных организованных групп, в том числе 4 банка, оказывающих адресную помощь лидерам незаконных вооруженных формирований в Чечне[81].

В-пятых, усиление координации антитеррористической деятельности на международном уровне, углубление взаимодействия с зарубежными правоохранительными органами, осуществляющими борьбу с терроризмом, создание единого мирового антитеррористического центра в рамках ООН.

Вопросами борьбы с терроризмом деятельность мирового антитеррористического центра, создание которого большинством стран поддержано, по мнению бывшего вице-премьера Правительства России, экс-министра внутренних дел Анатолия Куликова, ограничиваться не должна. Сейчас уже всем ясно, что крупные террористические акции невозможны без мощного финансового обеспечения, которое в подавляющем большинстве случаев происходит за счет "отмывания" грязных денег и наркосделок. А это означает, что следует вести речь о создании не просто мирового антитеррористического центра, а мирового центра борьбы с международной преступностью.

Необходимо концептуально менять механизмы борьбы с терроризмом.

Сейчас она возложена в основном на спецслужбы, которые одновременно ведут разведывательную, контрразведывательную деятельность. Интересы спецслужб в разных странах, и даже порой в рамках одной страны, часто не совпадают. Борьба с терроризмом должна стать приоритетной функцией всех правоохранительных органов и силовых ведомств. На сегодняшний день, как показывает практика, наиболее эффективно взаимодействуют между собой органы полиции (милиции) разных стран[82].

В-шестых, разработка Советом Безопасности отвечающей современным реалиям Концепции борьбы с терроризмом. Она должна представлять собой систему научно обоснованных, международно признанных и закрепленных в международных правовых документах положений о борьбе с терроризмом.

ООН за весь период своего существования немало сделала для борьбы с терроризмом. Однако, несмотря на обилие международно-правовых актов и органов, координирующих борьбу с международным терроризмом в международном праве до настоящего времени нет единого универсального соглашения, определяющего понятие международный терроризм, его юридическую природу и ответственность. Нет и исчерпывающего перечня актов международного терроризма.

Наш анализ международных соглашений позволяет дать следующий перечень таких актов:

а) взрывы помещений посольств, миссий, представительств или штаб-квартир международных организаций;

б) диверсионные акты на улицах, в аэропортах, на вокзалах, культурных центрах, промышленных сооружениях, в помещениях для торговой и профессиональной деятельности, связанные с уничтожением или повреждением имущества и причинением людям телесных повреждений или смерти;

в) умышленное использование взрывных устройств, встроенные в посылки, бандероли, письма и другие почтовые отправления;

г) любой диверсионный акт против общественных сооружений;

д) заговор в целях совершения актов международного терроризма и соучастие в них в любой форме и др.

В различных источниках к актам международного терроризма относят: захват заложников, пиратство, акты, направленные против безопасности гражданской авиации, а также незаконный захват и использование ядерного материала. Однако в силу их особой международной опасности, распространенности и многообразия форм совершения для борьбы с ними государства, в том числе принимают специальные конвенции, выделяя их в отдельные преступления международного характера.

В-седьмых, назрела необходимость в создании российской общегосударственной системы координации борьбы с терроризмом на уровне Федерации и ее субъектов; принятие Правительством РФ Федеральной целевой программы борьбы с терроризмом, которая должна содержать комплекс государственных мер (правовых, организационных, финансовых, материально - технических), направленных на активизацию борьбы с терроризмом; перенос акцента антитеррористической деятельности на профилактику, предупреждение и пресечение террористических акций; формирование на прочной правовой основе порядка привлечения и участия всех "силовых" министерств и ведомств к подготовке и участию в контртеррористических операциях на территории страны.

С учетом вышеуказанного хотелось бы отметить, что четкая понятийная характеристика терроризма, как социально-правового явления, определение его особенностей в современном мире послужит ориентиром для того, чтобы четко определить направления, задачи, правовые, организационные и ресурсные аспекты борьбы с терроризмом в структуре разработки и осуществления крупномасштабных мероприятий, с учетом новых объемов угроз и вызовов, которое встречает мировое сообщество в начале III тысячелетия.

Террор, терроризм - явление не новое, но не за одно тысячелетие его существования появлялось много новых форм терроризма, в последнее время общество столкнулось с проявлениями компьютерного и биологического терроризма. В связи с бурным развитием научно-технического прогресса не исключено появление космического терроризма. Терроризм многогранен и проявляет поразительную способность приспосабливаться к изменениям окружающего мира. В настоящее время он представляет собой угрозу не только отдельно взятому государству, но и человечеству в целом.

В качестве непосредственных целей, которые достигаются посредством террора, как правило, выступают следующие:

ликвидация (физическое устранение) государственного, общественного, политического или религиозного деятеля, который, по мнению отдельных лиц или групп людей (корпораций, организаций, объединений и целых государств), своей деятельностью мешает достижению их определенных целей;

физическое или психологическое воздействие на органы государственной власти и управления с целью склонения их к выполнению определенных требований (политических, экономических и др.);

дезорганизация нормальной деятельности различных органов и структур, устрашение населения как способ доказывания несостоятельности существующей власти в государстве противостоять насилию и др.

Подавляющая часть террористических акций исходит от организованных формирований, совершается в условиях серьезного финансирования и предварительной подготовки. Именно такие акции сопровождаются наиболее тяжкими последствиями.

Терроризм в начале XXI единодушно оценивается как одно из наиболее опасных явлений, угрожающих в условиях его связи с транснациональной организованной преступностью международной безопасности[83] и требующих принятия самых энергичных мер для его пресечения и ликвидации.

Терроризму посвящаются многочисленные форумы, к борьбе с ним стремятся быть прикосновенными самые разные субъекты, независимо от их профессии и компетентности.

Между тем, успех реагирования на любое нежелательное явление определяется осведомленностью о нем: определением его содержания, границ, сущности; познанием его закономерностей, особенностей детерминации, причинности, чувствительности к различным принимавшимся мерам.

При всем многообразии научных и иных публикаций о терроризме, международно-правовых и государственно-правовых документов о борьбе с ним приходится констатировать отсутствие четкого единообразного понимания данного явления. В международно-правовых документах, законодательных актах государств и литературе он определяется пространно, не всегда однозначно и, в конечном счете, размыто. Такого рода определения допускают разные толкования.

В ст.3 Федерального закона "О борьбе с терроризмом" говорится, что "для целей настоящего закона применяются следующие основные понятия: терроризм - насилие или, угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерби либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений".

Здесь цели трактуются многозначно: и как нарушение общественной безопасности, и как оказание воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам.

Порой акты терроризма трудно разграничивать с хулиганскими действиями, грубо нарушающими общественный порядок, вандализмом, убийством, совершенным общеопасным способом, иными деяниями. Убийство государственного или общественного деятеля из-за мести за его конкретную государственную или иную политическую деятельность тоже с рассматриваемой точки зрения трудно оценить как проявление терроризма.

Возможно, речь идет о нарушениях закона в процессе такой деятельности, грубом попрании прав людей, в результате чего непосредственные жертвы субъективно не находят других средств прекратить произвол в отношении них. Другое дело - такая мотивация, как оказание воздействия на принятие органами власти решении, выгодных террористам.

Анализ можно продолжить, но общий вывод: в данном определении объединены одним термином разноплановые явления.

В одних правовых актах дается определение терроризма как сложного социального явления, в других практически указываются конкретные деяния, относимые к террористическим, в третьих сочетаются указанные два подхода[84].

Акции террористического характера могут быть самыми разнообразными, со временем они изменяются, модифицируются. В законе трудно заранее определить точно их круг.

При анализе международно-правовых документов, а также практики приходится встречаться с более широким кругом деяний террористического характера, чем это предусмотрено национальным законодательством, в частности, российским. Речь идет о незаконном захвате воздушных судов и других действиях, направленных против безопасности гражданской авиации, безопасности морского судоходства; незаконных актах, связанных с ядерными материалами; уничтожении и разнообразных формах унижения части населения. В том числе путем совершения изнасилования, калечения и обращения в состояние крайней нужды лиц некоренной или иной национальности, другого вероисповедания, а также в иных акциях.

С указанных позиций более продуктивно в законе, прежде всего, выделять терроризм на основе его общей отличительной характеристики и только потом давать перечень различных преступлений, подпадающих под такую характеристику. Характер, мотивация и обстоятельства совершения последних могут существенно отличаться у разных субъектов и в различных обстоятельствах.

Изложенное дает основание для всестороннего профессионального (а не политического или публицистического[85]) обсуждения исходного понятия - того, что же такое все-таки терроризм. Наиболее отчетливо суть терроризма, его отличительную черту от других высоко общественно опасных явлений, сформулировали сотрудники отечественных и зарубежных спецслужб, имеющие опыт непосредственного участия в антитеррористических операциях и, что называется, "перестрадавшие" ситуации терроризма[86].

Терроризм - это совершение общественно опасных деяний в отношении жизни, здоровья людей, прав и законных интересов различных субъектов ради принуждения третьей стороны к принятию требуемых террористами решений.

Здесь, во-первых, существенна констатация отсутствия конфликта между самими террористами и их непосредственными жертвами. Такие потерпевшие никогда не бывают, виноваты в соответствующем поведении террористов, они не характеризуются даже просто виктимным поведением.

Акция терроризма при указанном понимании не выступает звеном в цепи сложных взаимоотношений между виновными и их непосредственными жертвами. Если, например, говорить об убийстве и не виктимном поведении жертвы в конкретной ситуации лишения ее жизни, то при изучении взаимоотношений убийцы и жертвы в длительном временном интервале можно увидеть, что убийство стадо результатом противоправного и даже прямо преступного поведения убитого.

Тем не менее, при терроризме, как бы ни углублялось исследование в историю взаимоотношений террористов и их непосредственных жертв, нового оно не принесет: террористы, как правило, не бывают, знакомы с такими жертвами, и те ни в чем не бывают, виноваты перед террористами.

Ни в чем не повинные и не являющиеся участниками отношений террористов и "третьих лиц" граждане и организации, их права и интересы в данном случае выступают в качестве "заложников" принятия нужных террористам решений.

Изложенный подход дает нравственное основание применять самые энергичные средства для пресечения конкретных актов терроризма и освобождения невинных людей, защиты их жизни, здоровья, прав и законных интересов. Использование упомянутых средств в соответствии с общепринятым в праве подходом подлежит рассмотрению в координатах обстоятельств, исключающих преступность деяния, - спасения, безусловно, ни в чем не повинных жертв, избавления мирного населения от страха потери близких или иных потерь.

В то же время всегда необходимо при устранении непосредственной террористической угрозы, анализировать взаимоотношения террористов и третьей стороны, к которой ими предъявляются требования, с тем, чтобы выяснить мотивацию террористических акций, понять их причины, условия, выявить субъектов, виновных в создании ситуации терроризма и принять к ним адекватные правовые меры. Без этого не может быть эффективной борьбы с терроризмом.

Во взаимодействии террористов и "третьей стороны" нередко усматриваются порождающие преступное поведение моменты, в создании и обострении которых бывают в различной степени виноваты террористы и "третья сторона", либо даже преимущественно последняя. В частности, она может создавать невыносимые для жизнедеятельности определенных слоев населения условия, в которых такие слои, группы, их представители не видят иного выхода для обозначения и отстаивания своих прав и законных интересов. В том числе права на жизнь, тем более достойную.

Однако - и это важно признавать - посягательства на жизнь и иные криминальные деяния в отношении людей, не виноватых в поведении третьей стороны, - это всегда преступления, которые нельзя оправдывать.

Терроризм - один из самых подлых способов борьбы. Он заключается в использовании в качестве средств достижения цели наиболее опасные формы насилия.

Во-вторых, "третьей стороной" могут быть самые разные субъекты: международные институты, государства, политические партии, иные общественные объединения, население в целом государства или меньшей территории, различные государственные институты, политические или общественные деятели. Например, вполне подпадает под то понимание терроризма, которое изложено ранее, запугивание населения в целях обеспечения определенной модели его поведения путем применения показательного насилия к отдельным лицам.

В то же время от терроризма следует отличать такие факты применения насилия в рамках вооруженного или иного конфликта двух сторон, когда представители одной конфликтующей стороны причиняют вред представителям другой стороны, активно участвующим в конфликте. При терроризме жертвы никогда не участвуют в конфликте террористов и "третьей стороны", как правило, даже не ведают о таком конфликте.

В-третьих, субъектами выдвижения требования к третьей стороне преимущественно являются вовсе не исполнители конкретных преступлений террористического характера, а их организаторы. Исполнители могут вообще не знать о конкретизированных требованиях и нередко погибают при совершении взрывов или иных террористических акций. В крайнем случае, они лишь озвучивают соответствующие требования. Исключением, разумеются, являются редкие случаи совершения актов терроризма одиночками.

Организаторами террористический акций требования или формулируются при каждом террористическом акте, или выдвигаются в какой-то один момент, а серия террористических актов рассматривается как убедительное подтверждение соответствующих требований и угроз. В таких случаях просто объявляется, что "ответственность на себя берет" такой-то субъект (коллективный или индивидуальный).

Таким образом, важно с позиции обозначенного понимания отнести терроризм в законодательстве России к числу преступлений против мира и безопасности человечества[87] со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями, включая неприменение сроков давности.

Это важно в условиях, когда терроризм принял международный характер и число жертв террористических акций бывают настолько велико, что практически не поддается точному учету. И это особенно важно в настоящее время, когда на рубеже веков терроризмом стала прикрываться фактически военная агрессия одних государств в отношении других при вуалировании истинных субъектов такой агрессии. Вина в таких случаях часто возлагается на различные общественные организации религиозного, иного экстремистского толка, хотя лидеры таких организаций готовятся спецслужбами различных государств и ими же контролируются. Необходимо разграничивать истинный терроризм и квазитерроризм, за которым скрываются другие самые опасные преступления против мира и безопасности человечества.

Следует согласиться с тем, что терроризм - это специфический метод управления поведением субъектов, к которым предъявляются требования. Это - особый способ насилия, используемый, как правило, при достижении масштабных целей организованными коллективными субъектами.

В то же время сам по себе терроризм - всего лишь метод, который бывает, подчинен достижению разных целей, порождается разнообразными мотивами. За методом важно видеть мотивацию, причины и другие обстоятельства его использования.


Заключение

 

Несмотря на принимаемые меры как общегосударственного, так и регионального масштаба в 2000-2003 годах в Российской Федерации, особенно в Южном федеральном округе росло число зарегистрированных преступлений террористического характера.

Динамика преступности террористической направленности носит сложный, неоднозначный характер. В 2003 году[88] по сравнению с 2002 г. общее число зарегистрированных в Российской Федерации актов терроризма выросло в 2,4 раза, а количество зарегистрированных преступлений, квалифицируемых по статье 205 УК РФ, увеличилось с 135 в 2002 г. до 327 - в 2003 году, или почти в полтора раза (на 142%). В то же время отмечено значительное снижение числа зарегистрированных фактов захвата заложников: в 2003 году их было зарегистрировано 32, а в 2002 г. - 49.

В подавляющем большинстве эти статистические данные характеризуют особо сложную криминальную обстановку в Южном Федеральном округе и в особенности в Чеченской Республике. На его территории в 2002 и 2003 годах было зарегистрировано соответственно 126 и 322 фактов терроризма (ст. 205 УК РФ), в том числе в Чеченской республике в 2002 г. - 115; в 2003 г. - 307.

Статистические данные МВД РФ не отражают истинное положение дел в борьбе с терроризмом. При передаче уголовных дел о терроризме из прокуратур для дальнейшего расследования в УФСБ, соответствующие преступления снимаются с общероссийского учета.

Распространению терроризма способствует наличие в Чеченской республике активного незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ. Во время проведения операций в 2003 году было обнаружено 153 тайника с оружием и воинским снаряжением. Предотвращено 74 террористических акта, уничтожено 76 баз боевиков.

Осуществляется сложная, преступная системная деятельность, когда отдельные виды терроризма, экономических и иных преступлений являются звеньями единой высоко организованной преступной деятельности.

Особую опасность представляют не отдельные группы боевиков, но система таких формирований с обслуживающей их сложной криминальной инфраструктурой, в том числе финансирующей их за счет экономической криминальной деятельности, торговли наркотиками, оружием, людьми.

Анализ изучения материалов уголовных дел, обстоятельств совершения террористических актов на территориях Южного Федерального округа подтверждает, что органами исполнительной власти субъектов региона допускаются нарушения ФЗ "О борьбе с терроризмом", Постановлений Правительства РФ, регламентирующих обеспечение безопасности населения.

Акты терроризма преступники беспрепятственно совершали в местах массового скопления людей: на рынках, вокзалах, остановках общественного транспорта. Росту особо тяжких преступлений способствует низкая раскрываемость преступлений террористического характера. Так, например, за период с 2000 г. по 2003 г. в Карачаево-Черкесской республике по признакам статьи 205 УК РФ было возбуждено 25 уголовных дел. Из них окончено расследованием только 2 уголовных дела. Причинами столь низких показателей, как показало исследование, явились низкая служебная дисциплина при проведении расследования, отсутствие должного взаимодействия и обмена оперативно значимой информацией между правоохранительными органами.

Всего в Российской Федерации расследовано уголовных дел террористического характера в 2003 году по ст. 205 УК РФ (Терроризм) - 44 (2002г. - 14) или 10,9% от числа находившихся в производстве; выявлено лиц совершивших акты терроризма, 40 чел. (2002 г. - 24 чел). Из них в Чеченской республике - 28 человек. Приостановлено расследование за не розыском и не установлением лиц, совершивших эти преступления по 123 уголовным делам.

Остро стоит проблема борьбы с преступлениями о заведомо ложных сообщениях, об акте терроризма (ст. 207 УК РФ). В 2004 году только в Самаре было зарегистрировано более 200 телефонных анонимных звонков о возможном акте терроризма. Низкая раскрываемость данных преступлений в первую очередь связана с укрытием их от учета и низким качеством предварительного расследования[89].

Существует проблема неадекватной правовой оценки фактически совершаемых деяний, новых для России конца XX начала XXI века.

Преступления, которые совершаются в рамках систематического, организованного нападения на гражданское население, государственные институты власти в Республике Дагестан и Чеченской Республике (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, вооруженный мятеж, насильственный захват власти или насильственное удержание власти) чаще всего имеют своей целью свержение существующей законной власти, предполагают непосредственное вооруженное сопротивление представителям власти, выполнение боевых заданий командования незаконного вооруженного формирования по разведке, диверсиям, террористическим актам.

Однако квалификация таких преступлений в судах бывает неоднозначной. Доказанными остаются преимущественно преступления против общественной безопасности и общественного порядка.

Борьбу с терроризмом осложняет отсутствие:

единой базы данных и качественного информационно-аналитического обеспечения правоохранительных органов о совершенных преступлениях террористического характера и лицах, их совершивших.

должных оперативных позиций в борьбе с терроризмом.

Правоохранительные органы ожидают четкие руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по делам о терроризме.

Понятие "терроризм" является более общим по отношению к террористическим актам, акциям и отдельным преступлениям террористической направленности. В частности, его содержание охватывает не только факты насильственных действий, повлекших реальные последствия, но и угрозы совершения таких действий. Кроме того, насильственные действия при терроризме направлены против неопределенного количества жертв, всегда совершаются общеопасным способом и влекут не только гибель людей и причинение материального вреда, но и дезорганизуют работу государственных, общественных структур, сеют страх и панику среди населения.

"Систематические насильственные акции с использованием огнестрельного оружия, различного рода взрывных устройств, захватов заложников, похищения людей, а также попытки ядерного шантажа позволяют рассматривать терроризм как широкомасштабное явление, представляющее угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства"[90].

Терроризм - явление не новое, но за два с лишним тысячелетия его существования появилось много новых форм терроризма, в последнее время общество столкнулось с проявлениями компьютерного и биологического терроризма, через непродолжительное время в связи бурным развитием научно-технического прогресса мы можем столкнуться с космическим терроризмом. Терроризм многогранен и проявляет поразительную способность приспосабливаться к изменениям окружающего мира.

В настоящее время это угроза не только отдельно взятому государству, но и человечеству в целом, поэтому проблема борьбы с терроризмом требует постоянного внимания со стороны государства и государственного вмешательства.

Терроризм проявляет себя в виде:

1) преступных деяний террористической направленности, перечень которых недостаточно исчерпывающе изложен в Федеральном законе "О борьбе с терроризмом",

2) организованных террористических формирований и их многоаспектной деятельности, подчиненной террористическим целям,

3) участников таких формирований и иных лиц, совершающих преступления террористической направленности; разрушительных последствий террористических действий, как материального, так и иного характера.

Подавляющая часть террористических акций исходит от организованных формирований, совершается в условиях серьезного финансирования и достаточной предварительной подготовки с учетом подбора профессиональных исполнителей. Именно такие акции сопровождаются наиболее тяжелыми последствиями.

В последние годы отмечается возрастание количества заведомо ложных сообщений об актах терроризма и подчас безразличное отношение к ним правоохранительных органов. Так, в 2003 году зарегистрировано 3462 сообщения, в 2004 году - уже 4035. Следует также учитывать высокую латентность данного преступления.

Причины, породившие эскалацию терроризма в России в последнее десятилетие, кроются зачастую не только во внутренних, но и во внешних факторах. И в одиночку разрешить эти проблемы ни Россия, ни США или какое-либо другое государство не в состоянии.

Необходима консолидация воли большинства государств мира для принятия международно-правовых актов, способных не на бумаге, а на деле поставить заслон международному терроризму, а также своевременная ратификация государствами таких документов и их реализация на практике.

Система национальной безопасности, куда входят как правоохранительные органы, так и спецслужбы, требует своей профессиональной трансформации с учетом новых реалий.

В частности, специальным службам, ориентированным со времен "холодной войны" на военную угрозу и соответственно сосредотачивающим свои усилия на военной разведке, изучающей регулярные вооруженные силы конкретных государств, необходимо переориентировать сбор разведывательных сведений на спектр противников скрытых (таких как "Аль-каида" и другие).

При этом немаловажную роль приобретает взаимодействие российских спецслужб с Управлением внутренней безопасности США и спецслужбами других стран по вопросам борьбы с международным терроризмом[91].

По нашему мнению, необходимо создание международного Центра по борьбе с терроризмом с его представительствами в участвующих государствах, в котором будут работать профессионалы из различных сфер и областей деятельности: ученые, практики (юристы, психологи, эксперты, оперативные сотрудники, специалисты по проведению специальных операций, переводчики, специалисты в области информационной поддержки, техники и другие). Этот центр необходимо оснастить новейшими достижениями науки и техники, при подборе кадров проводить тщательную проверку кандидатов, их тестирование и профотбор, обеспечить сотрудникам достойную оплату. Важно, чтобы любая информация, полученная по линии правоохранительных органов или специальных служб России, касающаяся преступных организаций террористической направленности или готовящихся террористических акций, оперативно передавалась в указанный Центр.


Библиографический список

 

Законодательные акты и иные официальные документы.

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. Официальное издание. - M., 1996.

2. Концепция национальной безопасности РФ. Утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24). // Российская газета от 10 января 2000 г.

3. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов - Токио, 14 сентября 1963 г.;

4. Конвенция по борьбе с преступным захватом летательных аппаратов - Гаага, 16 декабря 1970 г.;

5. Конвенция по борьбе с преступными актами, направленными против безопасности гражданской авиации - Монреаль, 23 сентября 1971 г.

6. Международная Конвенция Организации Объединенных Наций "О борьбе с бомбовым терроризмом" от 15 декабря 1997 года. // СЗ РФ. - 1999. - № 7. - Ст.3012.

7. Международная Конвенция "О борьбе с захватом заложников" от 17 декабря 1992 года. // СЗ РФ. - 1994. - № 2. - Ст.1064.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1999 г. № 1040 "О мерах по противодействию терроризму" // СЗ РФ. - 2001. - № 7. - Ст.873.

9. Приказ Министерства Топлива и Энергетики Российской Федерации от 29 декабря 1997 г. № 449 "О введении в действие нормативных документов по обеспечению радиационной безопасности" // СЗ РФ. 1999. № 7. Ст.405.

10. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: ЮРКНИГА. 2004.

11. Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 338 "О мерах по усилению борьбы с терроризмом". // СЗ РФ. - 1996., - № 11. - Ст.1027.

12. Указ Президента Российской Федерации от 10 июля 1996 года № 1024 "Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации" (в ред. Указа Президента РФ от 02.10 96 г. № 1412) // СЗ РФ. - 1998. - № 26. - Ст.3012.

13. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. "О пожарной безопасности".

14. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии". // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст.4552; 1997. № 3. Ст.396; № 7. Ст.808.

15. Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" от 3 июля 1998 (в ред. ФЗ от 07.08.2000 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 5. - Ст.3.

16. Федеральный закон "О безопасности Российской Федерации" (в ред. закона РФ о

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...