Тема 6. Исходные философские категории: бытие, материя, сознание– 4 часа
План лекции: 1. Категория бытия, ее смысл и специфика. 2. Философское учение о материи 3. Пространство и время. 4. Движение как способ существования материи 5. Сущность сознания, его генезис и свойства 6. Проблема идеального
1) Категория бытия, ее смысл и специфика Философская категория, обозначающая существование всего объективного мира. Бытие выражает самую общую определенность мира философии. Каждая наука изучает какой-то ряд одинаковых явлений, к которым она применяет свои категории. Философия также постулирует одинаковость всего того, что изучает. Это понятие возникло в решающий период становления философии, в период самоопределения философии, когда было важно решить, может ли теоретическая мысль получить знание о действительности, основываясь только на своих возможностях, независимо от опоры на опыт. Основные формы бытия: 1. бытие вещей, процессов делится на бытие вещей природы как целого и бытие произведенных человеком вещей; 2. бытие человека делится на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие; 3. бытие духовного (идеального) делится на индивидуализированное духовное и объективированное духовное 4. бытие социального делится на индивидуальное социальное бытие и бытие общества.
2) Философское учение о материи В любой форме материализма категория «материя» является исходной в изложении понимания мира. Содержит в себе две основных идеи: субстанциальности (онтологический) и объективности (гносеологический). В истории философии понятие материи связывалось, как правило, с идеей субстанции (бескачественная основа сущего). 1этап связан с поисками чувственно-конкретной основы всех веществ (вода, огонь).
2этап – попытка подняться от чувственного к абстрактному (атомы, апейрон). 3этап – вещественно – субстратное представление о материи в Новое время. Материя – это все то, что воздействует на наши органы чувств. Отождествление материальности с набором известных науке физических свойств Развитие науки показало ограниченный характер существующей физической картины мира. Наука проникла вглубь материи и открыла ее новые свойства. Начался пересмотр целого ряда понятий, выработанных прежней физикой, которая исходила из метафизического отождествления материи с определенным представлением о ее строении. В работе «Материализм и эмпириокритицизм » Ленин пишет о том, что материя исчезает – это означает, что исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор. Ленин дает гносеологическое определение материи, которое выражает единственное свойство – идею объективности. «Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». 4 этап – философско- гносеологическое представление о материи, которое не приписывает материи каких-либо конкретных физических свойств, оно объединяет то, что присуще всем явлениям – их объективность. 5 этап – субстанциально-аксиологическое представление о материи, которое пытается рассматривать материю как систему множества атрибутов (истоки у Спинозы). Лосев: «Последовательный материалист должен понять материю личностно, с точки зрения категории личности».
3) Пространство и время В истории философии существовали различные концепции пространства и времени, которые можно свести к двум: субстанциальная (Декарт, Ньютон, классическая физика), согласно которой они понимаются как нечто самостоятельно существующее наряду с материей, как ее пустые вместилища. Реляционная (Аристотель, Лейбниц), согласно которой пространство и время – формы существования материальных объектов. Пространство выражает структурность и протяженность материальных объектов, порядок их существования, а время – длительность материальных процессов, последовательность их смены друг другом.
Свойства времени: одномерность и однонаправленность (от прошлого к будущему); необратимость (необратимость изменений); бесконечность (как вечность бытия изменяющейся природы, ее неуничтожимость). Свойства пространства: трехмерность (широта, высота, длина) – система координат, изотропность, безграничность и бесконечность, однородность.
4) Движение как способ существования материи Исходные положения диалектической концепции движения были сформулированы в античности Гераклитом, согласно которому материальная субстанция, оставаясь тождественной сама себе, есть в то же время форма пребывания изменения. Движение в применении к материи – это изменение вообще. Этой категорией охватываются все типы изменчивости, начиная от перемещения объекта в пространстве и кончая процессами биологической и социальной эволюции. Движение – коренной способ бытия материи, выражение ее внутренней активности, то есть самодвижения. Лишь в движении тело обнаруживает, что оно существует. Энгельс выделил 5 форм движения материи: механическая, физическая (притяжение, отталкивание, электричество), химическая, биологическая и социальная. Основные принципы классификации: --развитие от простого к сложному, -принцип связи с материальным носителем, --принцип генетической и структурной связи между формами, --принцип качественной специфики каждой формы, --принцип связи каждой формы с группой наук. Энгельс предсказал, что по мере приближения классических наук к завершению исследования «своей» формы движения материи, наиважнейшие открытия будут сделаны на стыках наук (биохимия, кибернетика, квантовая механика). Сама классификация в некоторых пунктах устарела, но принципы нет.
5) Сущность сознания, его генезис и свойства В истории философии сознание трактовалось по разному: крупнейшие представители идеализма от Лейбница до Гегеля полагали, что реальная действительность всецело зависит от сознания, рассматриваемого ими в качестве активной деятельности «духа». Решая психофизическую проблему, о взаимодействии мысли и тела, Декарт рассматривал сознание как деятельность «мыслящей субстанции», существующей независимо ни от тела, ни от мира, которые представляют собой «протяженную субстанцию». Спиноза считал эти мышление и протяжение формами проявления единой субстанции – бога.
Специфика содержания сознания состоит в том, что его содержание не является содержанием его самого как реальности. Содержанием сознания является отраженная им объективная реальность. Эта специфика содержания сознания вызвала необходимость особой формы его существования, которой является система идеальных образов, абстрактных понятий, категорий. Оно проявляет себя в характере и структуре нашей деятельности, в процессе превращения идеального в материальное, создания человеком нового предметного мира. Таким образом, сознание – это продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение материальный действительности, регулятор целенаправленной деятельности человека, сложный информационный процесс Сознание – результат длительного развития природы и общества. Возникновение сознания возможно: с изготовлением орудий труда, которое предполагает, что человек должен осознавать не прямую, а опосредованную связь между своими действиями и явлениями внешнего мира; с возникновением и использованием языка. В отличие от «языка» животных, который характеризуется ситуативностью, язык человека представляет собой оперирование знаками. Слово-знак есть символ, а символ есть смысловое отражение действительности; при наличии общества. Сознание имеет общественную природу: индивидуальное сознание развивается лишь при наличии коллектива, складывается в той мере, в какой человек вступает в отношения к окружающему миру и к другим людям. Самосознание формируется под решающим воздействием общественной среды, является результатом реальных взаимоотношений человека с себе подобными, возникает в процессе совместной деятельности и общения. 4. в условиях активного воздействия на природу. Сознание представляет собой творческую силу в отличие от психической деятельности животных.
6). Проблема идеального в философии Сознание не только отражает мир, но творит его. Высшей формой отражения объективного мира в нашем сознании выступает идеальное. Метафизический материализм трактовал идеальное как образ внешнего мира, возникающий в голове в результате пассивного созерцания. Марксизм подчеркивает, что идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Марксизм не сводит идеальное к состоянию мозга, а рассматривает как особую функцию человека как субъекта общественно-трудовой деятельности, совершающейся в формах, созданных предшествующим развитием. Эта проблема дискуссионная. Советский философ Д. Дубровский: идеальное сугубо личностное явление, реализуемое мозговым нейродинамическим процессом определенного типа. Другая точка зрения принадлежит Э. Ильенкову: идеальное есть отражение материальной действительности в общественно определенных формах мыслительной деятельности. Идеальное существует как деятельная способность человека. Это бытие вещи в фазе ее становления в деятельности субъекта в виде ее внутреннего образа. Непосредственно идеальное представляется через «тело» слова, опирается на языковые значения, осуществляется в символе. Символ содержит в себе значение, смысл и основные очертания того объекта, идеальным бытием которого оно является. В значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств и связей.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Раскройте смысловое содержание категории бытия в историко-философской традиции. 2. От чего зависит содержательное наполнение категории бытия? 3. Проследите этапы формирования понятия материя. 4. Раскройте философский аспект проблемы антропогенеза. 5. В чем суть метафизической концепции движения? 6. Раскройте основные концепции пространства и времени. 7. Что такое идеальное? 8. Назовите базовые категории онтологии. 9. В сущность диалектики бытия и небытия? 10. Назовите наиболее существенные атрибутивные свойства пространства и времени.
Литература: Основная 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 2003. 2. Введение в философию. Учебное пособие для вузов. М., 2002.
3. Основы современной философии: Учебник для вузов. СПб, 2002. 4. Философия: Учебник. М.: Русское слово, 1999. Ч. 2. Гл. 1. С.133-152. 5.Философия: Учебник для вузов. (Под ред. В. Д. Губина). М., 2001. 6.Философия. Учебник для вузов. (Под ред. В.П. Кохановского). Ростов н/Д, 2000. 7. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: Учебник. М., 2005. С.19-140, 192-230. Дополнительная 1. Гарбичевский А.Г. Пространство и время //Вопросы философии. 1994. №.3. 2. Доброхотов А.Л. Категория бытия в западноевропейской философии. М.,1987. 3. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983. 4. Жаров А.М. Материя и сознание: Учебное пособие. Спб.,1994. 5.Жуков Н.И. Проблема сознания: философский и социально-научный аспекты. Минск, 1987. 6.Ильенков Э.В. Диалектика идеального // Искусство и коммунистический идеал. М, 1984. 7. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993. 8. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия Учебник. СПб., 2001. 9. Климов А.Я. Диалектика практики и познания. М., 1993. 10.Канке В.А. Философия. М., 1997. 11. Кучевский В.В. Философское учение о бытии и субстанции. М., 1993. 12. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. М., 1998. 13. Мамилев Ю.В. Судьба бытия // Вопросы философии. 1993. № 10. 14. Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. М., 1990. 15. Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2000. 16. Основы онтологии. СПб., 1997. 17. Прист С.Т. Теория сознания. М., 2000. 18.Розин В.М. Новая концепция происхождения человека и сознания // Социально-политический журнал. 1993. № 5-6. 19.Спиркин А.Г. Философия. Учебник для студентов вузов. М., 1998. 20.Черняков А.Г. Онтология времени. СПб., 2001. 21.Хрестоматия по философии. Саратов, 1996. С.16-22. 22.Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 20.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|