Обязательное социальное страхование
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 В Российской Федерации на конституционном уровне закреплены гарантии прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безработицы (ст.ст. 37, 39, 41 Конституции РФ). Законодательство в сфере социального страхования предусматривает образование особых (внебюджетных) фондов денежных средств, прямо не связанных с бюджетами различных уровней, имеющих сугубо целевой характер расходования. Легальное определение данного термина приведено в п. 2 и п. 3 ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан (а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан) вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию. Правовой режим государственных внебюджетных социальных фондов определяется как Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», так и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами, которые закрепляют основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
К таким фондам относятся Пенсионный фонд Российской Федерации (России), Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Указанные государственные социальные внебюджетные фонды являются юридическими лицами, однако независимость их функционирования весьма специфична и существенно отличается от финансовой деятельности страховых организаций, осуществляющих коммерческое страхование. Это проявляется в невозможности существенно влиять на величину доходов и корректировать расходную часть своего бюджета. Наделив эту группу фондов оперативной самостоятельностью, государство оставило за собой право решать следующие вопросы, касающиеся их деятельности: - определять размер обязательных платежей в фонды; - принимать решения об изменении, компенсации и индексации социальных выплат. Самостоятельность этих внебюджетных фондов затрагивает в основном организационный аспект движения денежных средств, разработку методической документации и частично перераспределительные операции. Можно выделить основные принципы обязательного социального страхования: 1. всеобщий обязательный характер; 2. государственная гарантия прав застрахованных лиц; 3. государственное регулирование системы обязательного государственного страхования; 4. ответственность лиц за нецелевое использование средств; 5. обеспечение надзора и контроля. Обязательное пенсионное страхование. Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации как один из видов обязательного социального страхования представляет собой систему создаваемых государством правовых, организационных и экономических мер, направленных на компенсацию заработка (дохода) и предоставление средств нетрудоспособным гражданам.
Пенсионный фонд Российской Федерации (России) образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Действует на основании Положения. ПФР обеспечивает: - целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов; - организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; - капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; - контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств; - организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России); - разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР. Средства ПФР формируются за счет: - страховых взносов работодателей; - страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов; - страховых взносов иных категорий работающих граждан; - средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований; - добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений. Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации» законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица. Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами. Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке,которые предусмотрены законодательством. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда Российской Федерации и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом. Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Застрахованные лица — это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства. Страховым риском признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая. Страховым случаем признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются: - страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости; - страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности; - страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца; - социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Установление и выплата обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральным законом «О погребении и похоронном деле». Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется зa счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает: - обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска; - возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных случаях, путем предоставления страхованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 125 от 24.07.1998 г. страховщиком по данному виду обязательного социального страхования является Фонд социального страхования РФ, правовой статус которого регулируется Положением о Фонде социального страхования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 года № 101. Фонд социального страхования в соответствии с указанным положением управляет средствами государственного социального страхования и является финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. В качестве страховщика Фонд социального страхования РФ осуществляет следующие права и обязанности, которые можно разделить на 3 группы: — как органа, предоставляющего обеспечение застрахованным лицам и членам их семей; — как органа, осуществляющего управление социальной защитой застрахованных лиц и членов их семей; — как органа, осуществляющего аккумуляцию денежных средств, предназначенных для расходования на социально значимые цели.
В отношениях по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве имеются две категории лиц: — застрахованные, пострадавшие от несчастного случая на производстве; —лица, имеющие право на обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве. Застрахованное лицо — это лицо, чей интерес служит объектом страхования и которое является главным участником всех отношений по обязательному социальному страхованию от несчастных случаен на производстве. В статье 5 ФЗ приведено определение, из которого можно сделать вывод, что им является любое лицо, работающее по трудовому договору, включая иностранцев и лиц без гражданства. Кроме того, в перечень застрахованных лиц включены лица, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, в котором предусмотрено условие об уплате страховых взносов страховщику, а также физические лица, осужденные лица к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем. Основными принципами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются: - гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию; - экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; - обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - обязательность уплаты страхователями страховых взносов; - дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска. Обеспечение по страхованию осуществляется: 1) в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств па обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 2) в виде страховых выплат: - единовременной страховой выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти; - ежемесячных страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти; 3) в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая. Обязательное медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|