Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственный бюджет и его структура




Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства на определенный период (чаще всего на год), составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств.

Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективе должны быть сбалансированы.

Роль бюджета в национальной экономике значительна:

1. Госбюджет является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью бюджета государство способно вмешиваться в рыночные механизмы.

2. Бюджет является способом аккумуляции денежных средств для решения крупных, глобальных экономических проблем.

3. Наличие бюджета позволяет решать сложные социальные проблемы (бедности, безработицы, голода, грамотности, здоровья нации и др.).

Государственный бюджет составляется правительством и утверждается, принимается высшими законодательными органами. Таким образом, в руках государства появляются значительные финансовые инструменты воздействия на экономические процессы. Как правило, это государственные закупки, дотации, трансфертные платежи (TR), инвестиции (I).

Государственные закупки – это спрос правительства на товары и услуги. Социальные выплаты (трансферты) – это платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров и услуг.

Принципы построения госбюджета:

1. Единство бюджетной системы (единство бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации и политики, форм бюджетных документов и отчетности).

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней (у каждого свои источники средств, свои расходы).

4. Сбалансированность бюджета (нет дефицита.).

5. Эффективное и экономичное использование бюджетных средств.

6. Достоверность бюджета (надежность показателей и их адекватность экономическому положению).

7. Полнота отражения доходов и расходов бюджета.

8. Гласность.

9. Адресный и целевой характер использования бюджетных средств.

По степени разделения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на три вида:

1.Унитарное (единое) государство – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из 2 звеньев – государственного и местного бюджетов.

2. Федеративное (объединенное) государство – это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

3. Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации существуют свои бюджетные и налоговые системы.

Бюджетная система России состоит из 3 звеньев:

- федерального бюджета РФ;

- бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, называемых бюджетами субъектов Федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся: республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

- местных бюджетов (городские, районные, поселковые, сельские).

В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на:

1) текущие (на обеспечение текущих потребностей);

Капитальные (на инвестиционные нужды) или бюджет развития.

К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный) ЖКХ, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития.

К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство. Именно этот бюджет определяет масштабы и скорость перевооружения производства, НИОКР.

Средства из бюджета развития используются на конкурсной, возвратной, срочной и платной основе для реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих структурную перестройку экономики.

Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды – представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевые назначения. В зависимости от целевого назначения они делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления государственные и региональные.

К социальным фондам относят: пенсионный фонд, фонд обязательного социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования.

К экономическим – дорожные фонды, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход.

Эти фонды создаются двумя путями:

- выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

- определение собственных источников дохода.

К доходам внебюджетных фондов относятся:

- специальные целевые налоги и сборы;

- отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

- средства бюджета;

- прибыль от коммерческой деятельности учрежденных фондом предприятий;

- займы.

Через внебюджетные фонды осуществляется обязательное социальное страхование.

Обязательное социальное страхование – часть государственной формы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются:

- страховые взносы;

- дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

- штрафные санкции и пеня;

- денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

- доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

- иные поступления, не противоречащие законодательству РФ.

Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Они не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.

В состав государственных внебюджетных фондов входят:

- пенсионный фонд РФ;

- фонд социального страхования РФ;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Пенсионный фонд (28% с ФОТ входит в состав единого социального налога)

Средства ПФР направляются на:

- выплату в соответствии с действующим на территории РФ законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;

- выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

- оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

- финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

- другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

Виды пенсий:

1. Трудовая пенсия, начисляется при выполнении двух условий – возраст (м – 60 лет, ж – 55 лет) и стаж (м – 25 лет, ж – 20 лет). За каждый год работы свыше пенсионного стажа – начисляется 1%, но не более 20% дополнительно.

2. Социальная пенсия – выплачивается при достижении пенсионного возраста, размер социальной пенсии равен минимальной пенсии.

Руководство фондом осуществляет правление и его постоянно действующий орган – исполнительная дирекция. Ей подчиняются отделения в республиках в составе РФ. В городах и районах имеются уполномоченные отделения фонда.

Фонд социального страхования (4% с ФОТ входит в состав единого социального налога; по категориям взносы «от несчастных случаев»)

Основными задачами Фонда являются:

- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

- санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

- разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

- сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Руководство деятельностью Фонда социального страхования осуществляется его председателем.

Для обеспечения деятельности создается центральный аппарат, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах – аппараты органов Фонда социального страхования.

Фонд обязательного медицинского страхования (терр. 3,4%; федер. 0,2% с ФОТ входит в состав единого социального налога)

Основными задачами Федерального фонда являются:

1) финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования;

2) обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

3) аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

Территориальный фонд:

1) аккумулирует финансовые средства Территориального фонда на обязательное медицинское страхование граждан;

2) осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (далее – страховщиками), заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением Территориального фонда;

3) осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;

4) выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;

5) предоставляет кредиты, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

6) накапливает финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;

7) разрабатывает правила обязательного медицинского страхования граждан на соответствующей территории;

8) осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан;

9) согласовывает совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения и вносит предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления;

10) вносит предложения о страховом тарифе взносов на обязательное медицинское страхование;

11) согласовывает с органами государственного управления, местной администрацией, профессиональными медицинскими организациями, страховщиками тарифы на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию;

12) осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и другими территориальными фондами обязательного медицинского страхования;

13) предоставляет Федеральному фонду обязательного медицинского страхования информацию о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования и другую информацию в пределах своей компетенции;

14) проводит разъяснительную работу по вопросам, относящимся к компетенции Территориального фонда;

15) осуществляет другие мероприятия по организации обязательного медицинского страхования граждан.

Дорожный фонд:

На территории Российской Федерации финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, осуществляется за счет целевых внебюджетных средств (за исключением налогов, собираемых на территориях закрытых административно-территориальных образований), концентрируемых в дорожных фондах субъектов РФ (далее – территориальные дорожные фонды).

Целевые внебюджетные средства дорожных фондов образуются за счет:

- налога на пользователей автомобильных дорог (1%);

- налога с владельцев транспортных средств (в зависимости от вида транспортного средства);

- акцизов с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан.

В дорожные фонды могут направляться также средства от проведения займов, лотерей, продажи акций, штрафных санкций, добровольных взносов, а также из других источников (включая ассигнования из бюджетов РФ).

Государственный долг

Форма проявления бюджетного дефицита - государственный долг.

Государственный долг – общая сумма непогашенных дефицитов государственного бюджета, накопленная за время существования страны.

Основные формы государственного долга:

- внутренний долг – задолженность государства своим собственным гражданам;

- внешний долг – задолженность государства гражданам и организациям других стран;

Пути преодоления бюджетного дефицита:

- сокращение бюджетных расходов;

- изыскание дополнительных источников доходов;

- заем денег;

- денежная эмиссия.

Управление государственным долгом – совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного долга, а также по привлечению новых заемных средств.

Основные средства:

- бюджетные средства;

- выпуск новых займов;

- изменение условий займа.

Государственный долг уменьшается, если образовывается первичный бюджетный избыток и если темп прироста реального национального дохода превышает реальную ставку процента.

Платежный баланс

Платёжный баланс – сводный статистический баланс сделок, заключённых в течение этого года между отдельными лицами, фирмами, правительственными ведомствами одной страны с такими же представителями другой. Документ, который отражает всю внешне–экономическую деятельность страны за определённый период (обычно год) времени.

Принципы составления:

- отражает потоки товаров и услуг и капиталом;

- осуществляется по принципу двойной бухгалтерской записи; деньги, которые поступают за счёт экспорта идут со знаком «+» – это доход, а деньги которые поступают за счёт импорта – со знаком «-» - кредит и дебит.

Разница между доходами и расходами называется сальдо платёжного баланса.

Если экспорт превышает импорт, то сальдо положительное, а если импорт превышает экспорт, то страна больше средств тратит за рубежом – это отрицательное сальдо – оно негативно сказывается на стабильности обменного курса валюты.

Структура баланса.

1. Расчёты по текущим операциям:

- товарный экспорт;

- товарный импорт;

сальдо внешней торговли.

- экспорт услуг;

- импорт услуг;

сальдо баланса торговли услуг.

- чистые дохода от инвестиции;

- чистые денежные односторонние переводы.

Сальдо по 1 разделу.

2. Движение капитала.

- экспорт капитала;

- импорт капитала.

Сальдо баланса по движению капитала

Сальдо по текущим операциям 1 и 2 раздела.

3. Официальные резервы.

 

Платежный баланс страны – соотношение денежных платежей, поступающих в страну из-за границы, и всех ее платежей за границу в течение определенного периода времени (год, квартал, месяц). Платежный баланс – это таблица соответствия внешних доходов и расходов страны. В нем находят стоимостное выражение все внешнеэкономические операции страны.

Платежный баланс представляет собой систематизированную оценку экономических операций между резидентами страны и нерезидентами, связанных с получением и платежами денежных средств. Основными операциями получения являются поступления от экспорта товаров, услуг, доходы от зарубежных инвестиций и приобретение зарубежными фирмами внутренних активов страны, а основными операциями платежей – оплата импорта товаров, услуг, выплаты доходов по зарубежным инвестициям в данную страну и приобретение резидентами иностранных активов.

Под резидентами понимаются юридические и физические лица, осуществляющие свою деятельность в данной стране. Информация, содержащаяся в платежном балансе, используется для оценки кредитоспособности страны, прогнозирования воздействия внешнеэкономических связей на валютный рынок и валютный курс, их регулирования, оценки состояния экономики страны, прогнозирования возможной экономической, фискальной и монетарной политики, расчетов валового внутреннего продукта и др.

Разница между доходом и расходом составляет сальдо платежного баланса. Оно может быть положительным или отрицательным. В последнем случае имеется дефицит платежного баланса. Страна больше тратит за рубежом, чем получает извне. Это может отрицательно сказаться на стабильности валютного курса.

Сальдо платежного баланса финансируется, т. е. погашается (если оно отрицательно) или распределяется (если оно положительно) преимущественно за счет итогового изменения золотовалютных и других официальных резервов страны.

Платежные балансы принято составлять в национальной валюте соответствующих стран, с пересчетом данных по рыночным валютным курсам, складывающимся на дату совершения операций. Если национальная валюта неустойчива, платежный баланс может составляться в твердой валюте какой-либо страны.

В балансе выделяются два раздела (счета):

1. Счет (баланс) текущих операций.

2. Счет (баланс) движения капитала.

Баланс текущих операций включает:

1) торговый баланс – отражает суммарные платежи по экспорту и импорту товаров;

2) баланс услуг. Торговля услугами включает оплату заграничных перевозок, туризм, куплю и продажу патентов и лицензий, международное страхование.

3) баланс трансфертов – денежные переводы, движение доходов от собственности за границей (%, дивиденды, прибыль), оплата % по иностранным займам и кредитам, безвозмездная помощь.

Сальдо по счету текущих операций представляет чистый экспорт страны (NE). Сальдо является положительным если экспорт превышает импорт. Если импорт превышает экспорт, то сальдо будет отрицательным.

Баланс операций с капиталом и финансовыми инструментами характеризует операции, связанные с инвестиционной деятельностью. Этот раздел состоит из переводов финансовых средств для инвестирования в предприятия, покупки акций. Он отражает куплю и продажу зарубежных активов, предоставление и получение займов.

Баланс движения капитала включает:

q приток капитала (импорт капитала KZ);

q отток капитал (экспорт капитала KE).

Сальдо по счету движения капитала представляет собой чистый экспорт капитала.

Сальдо платежного баланса (ZB) представляет собой суммарное сальдо баланса текущих операций и баланса движения капитала:

ZB = (E – Z) – (KE – KZ) = NE – NKE.

Разделы платежного баланса балансируют между собой. Балансирование достигается за счет золотовалютных резервов (их продажа) и отсрочки платежей по кредитам. Наличие 2-х разделов показывает, что международные потоки фондов для финансирования накопления капитала и потоки товаров и услуг представляют собой 2 стороны одной медали.

Сальдо по итогу текущих операций и сальдо по итогу операций с капиталом и финансовыми активами должны быть равны между собой по абсолютной величине и иметь противоположные знаки. Дефицит платежного баланса по текущим операциям означает, что страна расходует на приобретение товаров, услуг и на другие текущие операции больше иностранной валюты, чем получает от их продажи. Он финансируется за счет продажи нерезидентам активов и за счет внешних займов. При ограниченных активах и трудностях в получении займов страны с устойчивым дефицитом текущего платежного баланса вынуждены сокращать импорт и увеличивать экспорт.

Положительное сальдо текущего баланса означает прирост чистых зарубежных активов. Общий платежный баланс страны является положительным в случае, если баланс текущих операций в сумме с балансом операций с капиталом и финансовыми инструментами образует положительное сальдо. Это ведет к притоку иностранной валюты в страну и увеличению валютных запасов. В случае отрицательного сальдо имеет место дефицит платежного баланса, и национальный банк страны вынужден сокращать резервы иностранной валюты. Страна не может в течение длительного времени тратить на приобретение иностранных товаров, услуг и активов больше средств, чем получено выручки от реализации собственных товаров, услуг и активов. Поэтому сальдо платежного баланса является его важнейшим аналитическим понятием.

Платежный баланс называется активным, когда сумма полученных средств от других стран меньше, чем сумма выплат. В противном случае баланс является пассивным.

При активном платежном балансе курсы иностранных валют на валютном рынке данной страны падают, а курс национальной денежной единицы повышается. Обратное происходит в случае, когда страна имеет пассивный платежный баланс.

Платежный баланс сводится с положительным сальдо, когда текущий баланс в сумме с балансом движения капитала дает положительный результат, т.е. чистые поступления валюты являются положительными.

Платежный баланс сводится с дефицитом, когда чистые поступления инвалюты по 2-м разделам являются отрицательными.

При дефиците платежного баланса ЦБ сокращает свои резервы иностранной валюты, при положительном сальдо – формирует резервы. Дефицит платежного баланса по текущим операциям финансируется в основном чистым притоком капитала на счете движения капитала. И наоборот, актив текущего платежного баланса сопровождается чистым оттоком капитала. В последнем случае избыточные средства текущего платежного баланса будут использованы для покупки недвижимости или предоставления займов другим странам. В результате платежный баланс должен быть всегда сбалансированным.

Резкое увеличение положительного сальдо платежного баланса ведет к быстрому росту денежной массы и тем самым стимулирует инфляцию. Резкое увеличение отрицательного сальдо может вызвать снижение обменного курса.

Валютные резервы

Валютные резервы – это официальные валютные сбережения (активы) страны, которые хранятся в центральном банке, финансовых структурах страны, международных валютно-кредитных организациях. Основная цель валютных резервов – международные расчеты, регулирования валютного рынка, получения дохода за счет финансовых операций.

Статус валютных резервов определяет товарооборот страны на внешнеэкономическом рынке и потоки капитала страны.

Оптимальный уровень валютных резервов в центральном банке страны обеспечивает возможность расчетов при импорте товаров и отображает структуру экспортно-импортных операций страны.

Среди основных критериев, по которым страна определяет валюту, в которой будут аккумулированы резервы отмечают: ликвидность валюты (которая напрямую зависит от роста ВВП, за счет чего укрепляется валюта), ее устойчивость на валютном рынке и диверсификацию. Однако предпочтение отдается валюте с наибольшей «доходностью».

Кроме активов в денежном эквиваленте в стране так же имеются резервы в золоте (золотые запасы), которые являются наиболее стабильными, устойчивыми. В связи с этим практически все страны не сохраняют свои накопления исключительно в валютных резервах. Резервы стран мира составляют золотовалютные активы.

37. Валютный рынок: основные понятия

Валютный рынок – финансовый рынок, на котором осуществляется обмен иностранных валют. Валюта («цена, стоимость») – это денежная единица страны.

Любая национальная денежная единица является валютойи приобретает ряд дополнительных функций и характеристик как только она начинает рассматриваться с позиций участника международных экономических отношений.

С точки зрения материально-вещественной формы валютой является любой платежный документ или денежное обязательство, выраженное в той или иной национальной денежной единице, используемое в международных расчетах (банкноты, казначейские билеты, чеки, векселя, аккредитивы).

Эти платежные документы продаются и покупаются на валютном рынке.

Национальный режим регулирования валютных сделок по различным видам операций для резидентов и нерезидентов определяет степень конвертируемости валюты.

Валюты можно разделить на 3 группы:

1. Свободно конвертируемые валюты (СКВ) – валюты тех стран, где нет ограничений на совершение валютных сделок по любым видам операций (торговым, неторговым, движению капитала) для резидентов и нерезидентов.

2. Частично конвертируемые валюты (ЧКВ) – валюты тех стран, где существуют количественные ограничения или специальные разрешительные процедуры на обмен валюты по отдельным видам операций или для различных субъектов сделки. ЧКВ обладает признаком внутренней или внешней обратимости. Внутренняя обратимость означает, что резиденты страны могут без ограничений покупать инвалюту и осуществлять расчеты с зарубежными партнерами. Внешняя обратимость – свободный обмен валют действует только в отношении нерезидентов.

3. Неконвертируемые (замкнутые) валюты – валюты тех стран, где существуют ограничения почти по всем видам операций.

Также выделяют клиринговые валюты – расчетные валютные единицы, которые существуют только в идеальной (счетной) форме в виде бухгалтерских записей банковских операций по взаимным поставкам товаров и оказанию услуг странами-участницами платежного соглашения. Примером является до 2002г. евро, CDP.

В условиях рыночной экономики движение денежных средств из страны в страну, обмен и продажа валют осуществляется прежде всего через деятельность крупных коммерческих банков. Через такие банки проводятся торговые и внешнеэкономические операции. Главными экономическими агентами внешнего валютного рынка являются экспортеры, импортеры и держатели портфелей активов.

Существует 3 режима установления валютных курсов в мировой валютной системе:

1. На основе золотых паритетов (при золотом стандарте). Основывался на соотношении золотого содержания денежных единиц, т.е. на золотом паритете. Валюты, привязанные к золоту, соотносились друг с другом по твердому валютному курсу. Причем содержание золота в валютах не менялось до 1914 года. Отклонение валютного курса от паритета было незначительным в пределах так называемых «золотых точек», определяемых расходами по транспортировке золота за границу. Золотой стандарт выступал автоматическим регулятором мирового рынка.

2. Фиксированный курс. Курс национальной валюты устанавливается Центральным банком, который берет на себя обязательство покупать и продавать любое количество иностранной валюты по установленному курсу. Обычно ЦБ устанавливает пределы свободных колебаний курса национальной валюты в целях макроэкономической стабилизации. Когда цена валюты приближается к верхней или нижней границе этих пределов, ЦБ проводит интервенции: приближение к нижнему пределу требует покупки ЦБ этой валюты в обмен на иностранную валюту или золото, и наоборот.

3. Плавающий курс. Обменный курс устанавливается в результате свободных колебаний спроса и предложения как равновесная цена валюты на валютном рынке. При системе абсолютно гибких валютных курсов колебания обменного курса ничем не ограничены, поэтому колебания объемов экспорта и импорта, следовательно, и состояния торгового баланса, текущего счета и платежного баланса в целом могут оказаться трудно прогнозируемыми, что может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику.

Рис.13.1. Курс национальной валюты

Рис. 13.2. Спрос и предложение иностранной валюты

Валютный курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны, при сделках купли-продажи. Такая цена может устанавливаться исходя из соотношения спроса и предложения на определенную валюту в условиях свободного рынка, либо быть строго регламентированной решением правительства или центральным банком.

На большинстве валютных рынков применяется процедура котировки, называемая фиксинг это определение межбанковского курса путем последовательного сопоставления спроса и предложения по каждой валюте. Затем на этой основе устанавливают курсы покупателя и курсы продавца.

Фиксирование курса национальной валюты в иностранной называется валютной котировкой. Котировки делятся на 2 вида:

прямые (1 $ = 23 руб.);

обратные (1 рубль = $).

В большинстве стран применяют прямые котировки, в Великобритании – обратную, в США – обе.

Классификация валютных курсов:

1. В зависимости от сторон сделки различают курс покупателя и курс продавца. Курс продавца более высокий. Разница между этими курсами называется маржой (прибыль).

2. По видам платежных документов различают курс телеграфного перевода, курс чеков, курс банкнот.

3. По формам валютного курса различают:

а) колеблющийся — свободно меняется под влиянием спроса и предложения и основан на использовании рыночного механизма;

б) плавающий – колеблется, что обусловлено использованием механизма валютного регулирования. Так, для ограничения резких колебаний курсов национальных валют, которые вызывают неприятные последствия валютно-финансовых и экономических отношений, страны, вошедшие в Европейскую валютную систему, ввели в практику согласование относительных взаимных колебаний валютного курса;

в) фиксированный – официально установленное отношение между национальными валютами, основанное на определенных в законодательном порядке валютных паритетах. Он допускает закрепление содержания национальных денежных единиц непосредственно в золоте, долларах США, евро при строгом ограничении колебаний рыночных курсов валют в оговоренных границах (порядка 1%).

4. Кросс-курс – это котировка 2-х иностранных валют, ни одна из которых не является национальной валютой участника сделки. Этот курс получается расчетным путем. Например, курс доллара к йене через рубль.

5. Номинальный обменный курс – это относительная цена валют 2-х стран.

6. Реальный обменный курс – это относительная цена товаров, произведенных в 2-х странах. Он учитывает соотношение цен внутри страны и цен мирового рынка. Он сообщает, в каком соотношении можно обменивать товары одной страны на товары другой.

7. Обменный курс – цена единицы иностранной валюты, выраженная в единицах национальной валюты.

8. Девизный курс – цена национальной единицы валюты, выраженная в единицах иностранной валюты.

9. В зависимости от вида валютных сделок различают:

а) курс СПОТ – курс наличных (кассовых) сделок, при которых валюта поставляется немедленно (в течение 2-х рабочих дней). Это базовый курс валютного рынка, по нему происходит урегулирование текущих торговых и неторговых операций.

б) форвардный курс – курс срочных сделок, при которых поставка валюты осуществляется через определенный период времени на фиксированную дату.

Объем экспорта в значительной степени зависит от сравнительной выгоды, которую предприниматели могут получить от продажи товаров за границей по равнению с продажей на национальном рынке. Если абстрагироваться от таких экзогенных параметров, как таможенные пошлины, накладные расходы и т.п., то сравнительная выгода сводится к одному параметру – реальному валютному курсу. Чем национальная валюта дешевле, тем выгоднее наращивать объемы экспорта.

Экспорт есть убывающая функция от валютного курса:

Е = f (er),

где Е – экспорт;

er – реальный обменный валютный курс.

Зависимость между номинальным и реальным обменным курсом имеет вид:

er = e * Pf / Pd ,

где e – номинальный обменный валютный курс;

Pd – уровень внутренних цен, выраженных в национальной валюте;

Pf – уровень цен за рубежом, выраженных в иностранной валюте.

e = er * Pd / Pf.

Если цены внутри страны растут, то растет и номинальный обменный курс, т.е. национальная валюта становится дешевле. Таким образом, факторы, определяющие рост цен в стране, вызывают и рост обменного курса.

Импорт в макроэкономических моделях рассматривается как расходы на потребление импортных благ. В неоклассической концепции импорт рассматривается как убывающая функция от ставки процента, а в кейнсианской – как возрастающая функция от дохода.

Соотношение между двумя национальными валютами, установленное в законодательном порядке и являющееся основой валютного курса, называется валютным паритетом.

Существует теория паритета покупательной способности (ППС) как основы соотношения обмена 2-х валют, которая связывает динамику валютного курса с изменением соотношения цен в соответствующих странах.

Паритет покупательной способности – уровень обменного курса валют, выравнивающий покупательную способность каждой из них. Согласно данной концепции, валютный курс всегда изменяется ровно настолько, насколько это необходимо для того, чтобы компенсировать разницу в динамике уровня цен в разных странах.

r = Pd / Pf.

Иначе говоря, если обменные курсы корректируются относительно паритета покупательной способности, то перевод (конвертация) денежных средств из одной валюты в другую не должен вызывать изменений в покупательной способности этих средств.

Теория построена на предположении, что международная торговля сглаживает разницу в движении цен основных товаров; такие товары должны иметь во всех странах приблизительно одинаковые цены, исчисленные в одной и той же валюте. Если на международных рынка возможна деятельность перекупщиков, то доллар (рубль, франк) должен обладать одинаковой покупательной способностью во всех странах.

ППС есть результат сопоставления количества тех благ, которые можно приобрести на национальных рынках стран, чьи валюты сравниваются. Объективность сравнения может быть достигнута при использовании большого числа товаров и услуг, входящих в условную потребительскую корзину 2-х стран.

ППС дает ориентир для установления валютных курсов. Дело в том, что последние могут колебаться под влиянием множества причин, отклоняясь от ППС.

При падении курса национальной валюты в выигрыше оказываются экспортеры, а при повышении курса – импортеры.

Валютные ограничения – это система нормативных правил, устанавливаемых в административном порядке или законодательно и направленных на ограничение операций с иностранной и национальной валютой и другими валютными ценностями.

Валютные ограничения включают:

1) регулирование международных платежей и переводов капиталов, репатриации прибылей, движения золота, денежных знаков и ценных бумаг;

2) запрет свободной купли-продажи иностранной валюты;

3) концентрацию в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей.

Отличаются дискриминационным характером. Используются для выравнивания платежного баланса; поддержания валютного курса; концентрации валютных ценностей в руках государства.

Различают следующие виды валютных ограничений:

- лицензирование валютных операций;

- полное или частичное блокирование валютных счетов;

- ограничение обратимости валют.

Соответственно вводятся разные категории валютных счетов: свободно конвертируемые, внутренние (в национальной валюте с использованием в пределах страны), по двухсторонним правительственным соглашениям, клиринговые, блокированные и др.

Валютные ограничения разделяются на две основные сферы:

1) текущие операции платежного баланса (торговые и «невидимые» операции);

2) финансовые (движение капиталов и кредитов, перевод прибылей, налоговых и других платежей).

Валютные ограничения способствуют временному выравниванию платежных балансов отдельных стран, но в конечном счете осложняют проблему их балансирования, так как возникает необходимость регулирования международных расчетов с каждой страной отдельно. Ограничение обратимости валют фактически аннулирует принцип наибольшего благоприятствования, усиливает дискриминацию торговых партнеров путем применения множественности валютных курсов.

Объективная необходимость снятия валютных барьеров в международных экономических отношениях порождает тенденцию к межгосударственному регулированию валютных ограничений. Однако этому фактору противостоит национальный протекционизм как средство конкуренции, направленной против торговых партнеров.

Валютный курс зависит от множества факторов, и в первую очередь от спроса и предложения валюты на рынке, поэтому все факторы, влияющие на спрос и предложение валюты влияют и на ее курс. Среди них можно выделить следующие:

1. Темп инфляции. Инфляционное обесценивание денег в стране вызывает снижение их покупательной способности и тенденцию к падению их курса к валютам стран, где темп инфляции ниже. Данная тенденция обычно прослеживается в среднесрочном и долгосрочном плане. Выравнивание валютного курса, приведение его в соответствие с паритетом покупательной способности происходят в среднем в течение двух лет. Зависимость валютного курса от темпа инфляции особенно велика у стран с большим объемом международного обмена товарами, услугами и капиталами. Это объясняется тем, что наиболее тесная связь между динамикой валютного курса и относительным темпом инфляции проявляется при расчете курса на основе экспортных цен. Поэтому обязательно рассчитываются реальные курсы валют, которые зависят от темпа роста национального дохода, уровня издержек производства и др.

2. Состояние платежного баланса. Активный платежный баланс способствует повышению курса национальной валюты, так как увеличивается спрос на нее со стороны иностранных должников. Пассивный платежный баланс порождает тенденцию к снижению курса национальной валюты, так как должники продают ее на иностранную валюту для погашения своих внешних обязательств. В настоящее время на платежный баланс все большее влияние оказывает движение капитала, что также сказывается на валютном курсе.

3. Разница процентных ставок в разных странах. Движение капиталов во многом зависит от разницы процентных ставок в разных странах. Возрастание процентной ставки стимулирует ввоз капиталов в страну, а снижение ставки заставляет искать применение свободным капиталом за границей, что усиливает нестабильность платежного баланса.

Низкие ставки процента в других странах стимулирует банки к покупке у них иностранной валюты, увеличивая ее предложение. В результате курс национальной валюты повышается. Если в данной стране более высокие процентные ставки, чем в других странах, это может содействовать притоку иностранных капиталов и повышению спроса на валюту данной страны и её курса.

Так, в первой половине 80-х гг. политика повышенных процентных ставок в США стимулировала (наряду с другими факторами) приток инвестиций в размере более 500 млрд. долл. из Западной Европы и Японии. В итоге курс доллара повысился, а курс валют стран - инвесторов под влиянием этого фактора снизился.

4. Деятельность валютных рынков и спекулятивные валютные операции. Если курс какой-либо валюты имеет тенденцию к понижению, то фирмы и банки заблаговременно продают ее на более устойчивые валюты, что ухудшает позиции ослабленной валюты. Валютные рынки быстро реагируют на изменения в экономике и политике, на колебания курсовых соотношений.

5. Степень использования определенной валюты на еврорынке и в международных расчетах.

6. Ускорение или задержка международных платежей. В ожидании снижения курса национальной валюты импортеры стараются ускорить платежи в иностранной валюте, чтобы не нести потерь при повышении ее курса. При укреплении национальной валюты, напротив, преобладает ее стремление к задержке платежей в иностранной валюте.

7. Степень доверия к валюте на национальном и мировых рынках. Она определяется состоянием экономики и политической обстановкой в стране, а также рассмотренными выше факторами, оказывающими воздействие на валютный курс. Причем дилеры учитывают не только данные темпы экономического роста, инфляции, уровень покупательной способности валюты, соотношение спроса и предложения валюты, но и перспективы их динамики.

8. Валютная политика государства оказывает определенное влияние как на внутреннее положение страны, так и на ее позиции в мировом хозяйстве.

Действия правительства, влияющие на валютный курс, делят на меры прямого и косвенного регулирования.

Меры прямого регулирования дают быстрый и ощутимый эффект:

1. Политика учетной ставки. Повышая учетную ставку (процент по кредитам, предоставленным ЦБ коммерческим банкам, или дисконт при учете их векселей), ЦБ прямо воздействует на повышение обменного курса валюты. Ведь при высоком проценте КБ меньше берут кредитов и меньше покупают инвалюты. Снижение спроса на инвалюту приводит к росту курса национальной валюты. Если же учетная ставка понижается, то обменный курс падает.

2. Валютные интервенции – это целевые операции по купле или продаже инвалюты для ограничения динамики курса национальной валюты. Если ЦБ покупает валюту своей страны (продает инвалюту) на валютных рынках, то это приводит к увеличению ее курса (растет спрос при неизменном предложении). И наоборот.

3. Девальвация (снижение курса своей валюты) и ревальвация (повышение курса).

Косвенное воздействие на валютный курс оказывают все инструменты денежно-кредитной и финансовой политики. Если ЦБ проводит мероприятия, направленные на снижение инфляции в экономике, то это приведет к стабилизации обменного курса.

При ужесточении денежно-кредитной политики ограничивается рост денежной массы, сокращается предложение национальной валюты, что ведет к повышению ее курса. Смягчение денежно-кредитной политики создает тенденции к повышению курса национальной валюты.

Ужесточение налоговой политики в целом, и особенно по отношению к нерезидентам, ведет к падению курса национальной валюты.

СДР – международные платежные и резервные средства, выпускаемые Международным валютным фондом (МВФ). Используются для безналичных международных расчетов между странами - членами МВФ и с МВФ путем записи на специальных счетах, а также в качестве расчетной единицы МВФ; являются международным резервным активом.

Выпускаемые платежные средства распределяются между странами в размерах, пропорциональных квоте последних в МВФ.

СДР выполняют ряд функций мировых денег по регулированию платежных балансов, пополнению официальных валютных резервов, соизмерению стоимости национальных валют, но не имеют собственной стоимости и реального обеспечения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...