Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и сущность экосистем




Титульный лист

Методика изучения естественных экосистем при изучении курса "Окружающего мира"

 

Содержание

 

Введение.........................................................................................................3

1. Теоретические аспекты изучения естественных экосистем при изучении курса "Окружающего мира"..................................................................5

1.1. Понятие и сущность экосистем.............................................................5

1.2. Особенности исследования естественных экосистем.......................11

1.3. Методика изучения естественных экосистем в общеобразовательной школе................................................................................16

2. Опытно-экспериментальное исследование методики изучения естественных экосистем при изучении курса "Окружающего мира"..............25

2.1 Изучение уровня освоения естественнонаучных понятий у учащихся 3 класса.................................................................................................25

2.2 Апробация системы уроков «Окружающий мир» в 3 классе, способствующих освоению естественнонаучных понятий посредством игровой технологии...............................................................................................28

2.3 Результаты практической работы уровня освоения естественнонаучных понятий у учащихся 3 класса...........................................31

Заключение..................................................................................................34

Список использованных источников........................................................35

Приложение

 

Введение

Актуальность исследования. Поиск эффективных форм и методов экологического воспитания подчеркивает их значение в эффективности образовательной работе с учащимися, которая должна быть содержательно связана в учебное и во внеучебное время.

Существуют различные технологии, методы и приемы, формы и средства, позволяющие эффективно осваивать понятия при изучении курса "Окружающего мира". Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

Цель работы - исследование методик изучения естественных экосистем при изучении курса "Окружающего мира".

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть понятие и сущность экосистем;

2. Уточнить особенности исследования естественных экосистем;

3. Охарактеризовать методику изучения естественных экосистем в общеобразовательной школе;

4. Провести опытно – экспериментальную работа методики изучения естественных экосистем при изучении курса "Окружающего мира".

Гипотеза исследования: процесс экологического воспитания младших школьников будет эффективен, если учителем будут использованы современные технологии воспитания младших школьников (проектной деятельности.

Объект исследования - младшие школьники (учащиеся третьего класса) МБОУ «Зай – Каратайская ООШ» Лениногорский район.

Предмет исследования - методика изучения естественных экосистем при изучении курса "Окружающего мира".

Методологическую основу исследования составили труды педагогов и психологов: развитие «природоведческого» направления в обучении младших школьников К. Д. Ушинский, Н.М. Верзилин, И.Д. Зверев, развитие методики естествознания связано с именами А. Я. Герда и знаменитым натуралистом Д. Н. Кайгородовым, проблему игровой деятельности разрабатывали Л П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, К. Гросс счтитает, что сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности, «Общая психология» Л. Венгера.

В ходе исследования использовались следующие методы: анализ, дедукция, обобщение, наблюдение и ряд других.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.

Во введении определены актуальность исследования, сформированы цель и задачи работы, определены объект и предмет исследования.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты изучения естественных экосистем при изучении курса "Окружающего мира".

Во второй главе проведено опытно-экспериментальное исследование методики изучения естественных экосистем при изучении курса "Окружающего мира".

В заключении сделаны обобщающие выводы.

Данная работа может представлять практическую значимость, так как в ней апробированы методы, способствующие освоению естественнонаучных понятий, на уроках окружающего мира средствами игровой технологии и доказана их эффективность.

Материалы исследования рекомендуется использовать в общеобразовательных школах при изучении курса "Окружающего мира".

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения естественных экосистем при изучении курса "Окружающего мира"

Понятие и сущность экосистем

Экосистемы – это единые природные комплексы, которые образованы совокупностью живых организмов и среды их обитания. Изучением этих формирований занимается наука экология.

Термин «экосистема» появился в 1935 г. Использовать его предложил английский эколог А. Тенсли [12, с. 53]. Природный или природно-антропогенный комплекс, в котором как живые, так и косвенные составляющие находятся в тесной взаимосвязи посредством обмена веществ и распределения потока энергии – все это входит в понятие «экосистема». Виды экосистем при этом бывают различными. Эти основные функциональные единицы биосферы подразделяет на отдельные группы и изучает экологическая наука.

На нашей планете существуют различные экосистемы. Виды экосистем классифицируются определенным образом. Однако связать воедино все многообразие этих единиц биосферы невозможно. Именно поэтому существует несколько классификаций экологических систем. Например, разграничивают их по происхождению. Это:

- естественные (природные) экосистемы. К ним относятся те комплексы, в которых круговорот веществ осуществляется без какого-либо вмешательства человека.

- искусственные (антропогенные) экосистемы. Они созданы человеком и способны существовать только при его непосредственной поддержке.

Природные комплексы, существующие без участия человека, имеют свою внутреннюю классификацию. Существуют следующие виды естественных экосистем по энергетическому признаку:

- находящиеся в полной зависимости от солнечного излучения;

- получающие энергию не только от небесного светила, но и от других естественных источников.

Первый из этих двух видов экосистем является малопродуктивным. Тем не менее такие природные комплексы крайне важны для нашей планеты, поскольку существуют на огромных площадях и влияют на формирование климата, очищают большие объемы атмосферы и т.д. Природные комплексы, получающие энергию от нескольких источников, являются наиболее продуктивными [16, с. 84].

Различны и антропогенные экосистемы. Виды экосистем, входящих в эту группу, включают в себя: агроэкосистемы, появляющиеся как результат ведения человеком сельского хозяйства; техноэкосистемы, возникающие в результате развития промышленности; урбаноэкосистемы, являющиеся результатом создания поселений. Все это виды антропогенных экосистем, созданных при непосредственном участии человека.

Типы и виды экосистем природного происхождения бывают различными. Причем экологи выделяют их исходя из климатических и природных условий их существования. Так, различают три группы и целый ряд разнообразных единиц биосферы. Основные виды экосистем природного происхождения: наземная; пресноводная; морская.

Многообразие видов экосистем наземного типа включает в себя: арктическую и альпийскую тундру; хвойные бореальные леса; листопадные массивы умеренной зоны; степи; саванны и тропические злаковники; чапарали, являющиеся районами с засушливым летом и дождливой зимой; пустыни (как кустарниковые, так и травянистые); полувечнозеленые тропические леса, расположенные в районах с ярко выраженными сухими и влажными сезонами; тропические вечнозеленые дождевые леса.

Кроме основных видов экосистем существуют и переходные. Это лесотундры, полупустыни и т. д.

Виды экосистем естественного происхождения находятся в той или иной зоне в зависимости от количества осадков и температуры воздуха. Известно, что климат в различных уголках земного шара имеет существенные различия. При этом неодинакова и годовая сумма выпадающих осадков. Она может находиться в пределах от 0 до 250 и более миллиметров. При этом осадки выпадают либо равномерно в течение всех сезонов, либо приходятся в основной доле на определенный влажный период.

Разнится на нашей планете и среднегодовая температура. Она может иметь значения от отрицательных величин или достигать тридцати восьми градусов тепла. Различно и постоянство нагрева воздушных масс. Оно может как не иметь существенных отличий в течение года, как, например, у экватора, так и постоянно меняться [3, с. 44].

Разнообразие видов природных экосистем наземной группы приводит к тому, что каждая из них обладает своими отличительными особенностями. Так, в тундрах, которые находятся к северу от тайги, наблюдается очень холодный климат. Для этой местности характерны отрицательная среднегодовая температура и смена полярного дня и ночи. Лето в этих краях длится всего несколько недель. При этом земля успевает оттаять на небольшую метровую глубину. Осадки в тундре выпадают менее чем на 200-300 миллиметров в течение года. Из-за таких климатических условий эти земли бедны растительностью, представленной медленно растущими лишайниками, мхом, а также карликовыми или стелющимися кустарниками брусники и черники. Временами можно встретить карликовую березу. Не отличается богатством и животный мир. Он представлен северными оленями, мелкими роющими млекопитающими, а также такими хищниками, как горностай, песец и ласка. Мир птиц представлен полярной совой, пуночкой и ржанкой. Насекомые в тундре в большинстве своем – виды двукрылых. Тундровая экосистема весьма ранима из-за плохой способности к восстановлению.

Большим разнообразием отличается тайга, расположенная в северных районах Америки и Евразии. Для этой экосистемы характерна холодная и долгая зима и многочисленные осадки в виде снега. Растительный мир представлен вечнозелеными хвойными массивами, в которых растет пихта и ель, сосна и лиственница. Представители животного мира – лоси и барсуки, медведи и белки, соболя и росомахи, волки и рыси, лисы и норки.

Для тайги характерно наличие множества озер и болот. Виды экосистем этого типа находятся на востоке США, в Восточной Азии и в Западной Европе. Это зона сезонного климата, где температура зимой опускается ниже нулевой отметки, а в течение года выпадает от 750 до 1500 мм осадков. Растительный мир такой экосистемы представлен такими широколиственными деревьями, как бук и дуб, ясень и липа. Есть здесь кустарники и мощный травяной слой. Животный мир представлен медведями и лосями, лисицами и рысями, белками и землеройками. Обитают в такой экосистеме совы и дятлы, дрозды и соколы [11, с. 98].

Степные умеренные зоны находятся в Евразии и Северной Америке. Их аналогами являются туссоки в Новой Зеландии, а также пампасы в Южной Америке. Климат в этих районах отличается сезонностью. В летний период воздух нагревается от умеренно теплых значений до весьма высоких. Зимние температуры отрицательны. В течение года здесь наблюдается от 250 до 750 миллиметров осадков. Растительный мир степей представлен в основном дерновинными злаками. Среди животных встречаются бизоны и антилопы, сайгаки и суслики, кролики и сурки, волки и гиены. Чапарали располагаются в Средиземноморье, а также в Калифорнии, Грузии, Мексике и на южных берегах Австралии. Это зоны мягкого умеренного климата, где выпадает от 500 до 700 миллиметров осадков в течение года. Из растительности здесь имеются кустарники и деревья с вечнозелеными жесткими листиками, такие как дикая фисташка, лавр и др.

Такие экологические системы, как саванны, располагаются в Восточной и Центральной Африке, Южной Америке и в Австралии. Значительная их часть находится в Южной Индии. Это зоны жаркого и сухого климата, где в течение года выпадает от 250 до 750 мм осадков. Растительность в основном - злаковая травянистая, только кое-где встречаются редкие листопадные деревья (пальмы, баобабы и акации). Животный мир представлен зебрами и антилопами, носорогами и жирафами, леопардами и львами, грифами и т. д. Много в этих краях кровососущих насекомых, таких как муха цеце [18, с. 101].

Пустыни встречаются в некоторых районах Африки, на севере Мексики и т. д. Климат здесь сухой, с выпадением осадков менее 250 мм в год. Дни в пустынях жаркие, а ночи холодные. Растительность представлена кактусами и редкослойными кустарниками с обширными корневыми системами. Среди представителей животного мира распространены суслики и тушканчики, антилопы и волки. Это хрупкая экосистема, легко разрушающаяся под воздействием водной и ветровой эрозии.

Полувечнозеленые тропические листопадные леса встречаются в Центральной Америке и Азии. В этих зонах наблюдается сменность сухого и влажного сезонов. Среднегодовое количество осадков - от 800 до 1300 мм. Тропические леса населяет богатый животный мир. Дождевые тропические вечнозеленые леса находятся во многих уголках нашей планеты. Есть они в Центральной Америке, на севере Южной Америки, в центральной и западной части экваториальной Африки, в прибрежных районах северо-западной Австралии, а также на островах Тихого и Индийского океанов. Теплые климатические условия в этих краях не отличаются сезонностью. Обильные осадки превышают предел в 2500 мм в течение года. Эта система отличается огромным разнообразием растительного и животного мира.

Существующие природные комплексы, как правило, не имеют каких-либо четких границ. Между ними обязательно находится переходная зона. В ней не только происходит взаимодействие популяций разных видов экосистем, но и встречаются особые виды живых организмов. Таким образом, переходная зона включает в себя большее разнообразие представителей фауны и флоры, чем близлежащие к ней территории.

Водные природные комплексы - данные единицы биосферы могут существовать в пресных водоемах и морях. К первым из них относятся такие экосистемы, как: лентические – это водохранилища, пруды, озера, то есть стоячие воды; лотические, представленные ручьями, реками, родниками; заболоченные угодья в виде болот, болотистых лесов и приморских лугов.

Виды морских экосистем включают в себя: пелогический комплекс – открытый океан; прибрежные воды в зоне континентального шельфа; области апвеллинга, где осуществляется продуктивное рыболовство; проливы, бухты, лиманы, являющиеся эстуариями; - глубоководные зоны рифов [6, с. 92].

Экологи различают большое разнообразие видов природных экосистем. Тем не менее существование каждой из них происходит по одной и той же схеме. Для того чтобы наиболее глубоко понять взаимодействие всех живых и неживых существ в единице биосферы, рассмотрим вид экосистемы луга. Все проживающие здесь микроорганизмы и животные оказывают непосредственное влияние на химический состав воздуха и почвы. Луг – это равновесная система, включающая в себя различные элементы. Одни из них – макропродуценты, которыми является травянистая растительность, создают органическую продукцию этого наземного сообщества. Далее жизнь природного комплекса осуществляется за счет биологической пищевой цепочки. Растительные животные или первичные консументы питаются луговыми травами и их частями. Это такие представители фауны, как крупные травоядные и насекомые, грызуны и многие виды беспозвоночных (суслик и заяц, куропатка и т. д.). Первичные консументы идут в пищу вторичным, к которым относят плотоядных птиц и млекопитающих (волк, сова, ястреб, лисица и т. д.). Далее к работе подключаются редуценты. Без них невозможно полное описание экосистемы. Виды многих грибов и бактерий и являются этими элементами в природном комплексе. Редуценты разлагают органические продукты до минерального состояния. Если температурные условия благоприятны, то растительные остатки и мертвые животные быстро распадаются на простые соединения. Некоторые из этих компонентов содержат в своем составе элементы питания, которые выщелачиваются и используются повторно. Более устойчивая часть органических остатков (гумус, целлюлоза и т. д.) разлагается медленнее, питая растительный мир [10, с. 38].

Рассмотренные выше природные комплексы способны существовать без какого-либо вмешательства человека. Процесс урбанизации значительно изменил жизнь нашей планеты. Воздействие искусственно созданной антропогенной системы в большой степени изменило природу на обширных территориях Земли. При этом город влияет не только на те зоны, где находятся сами архитектурно-строительные объекты. Он воздействует на огромные территории и за своими пределами. К примеру, при увеличении спроса на продукцию деревообрабатывающей промышленности человек вырубает лесные массивы. В процессе функционирования города в атмосферу попадает множество разнообразных веществ. Они загрязняют воздух и изменяют климатические условия. В городах выше облачность и меньше солнечного света, больше тумана и мороси, а также немного теплее, чем в близлежащей сельской местности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...