Исполнительная часть программы.
Отдельные инструкции, входящие в программу, называются операторами. Операторы отделяются один от другого – “; ”. Бывают трех типов: · пустой оператор; · простой оператор; · составной оператор. Составной оператор: begin <оператор 1>; <оператор 2>; … end; Операторы Паскаля. Оператор присваивания. “: =” – знак присваивания. <переменная>: = <выражения>; Читается одиноково. Пример: ; Паскаль не допускает смешенных выражений. Слева – вещественное, справа - целое выражение (допустимо). Если в выражении есть хотя бы одна вещественная переменная, все выражение будет вещественным. Операторы ввода-вывода. READ (<список - ввода>) - имя оператора ввода; - список переменных, разделенных запятыми. WRITE (<список - вывода>) - имя оператора вывода; - список переменных вывода, разделенных запятыми. READLN (a, b, c) - после вода значений a, b и c курсор перемещается на следующую строку. WRITELN - без списка вывода можно использовать для пропуска строк при оформлении вывода результатов. В операторе WRITE можно использовать формат вывода значений переменных. Writeln (’_ a = ’, a:8:3, ’_ b = ’, b:4); при a = 341.154, b = 2 _ a = _ 341.154 _ b = _ 144 при a = 1.3, b = 144 _ a = _ _ _ 1.300 _ b = _ 144 Program _ prim; сlrscr - оператор гашения экрана; var a, b: integer; x,y: real; begin writeln (’ введите a, b ’); readln (a, b); x: = a + b; y: = a/b; writeln (’ x = ’, x:8:3, ’_ _ ’, ’y = ’, y:8:3) end. Ключевые слова горят ярче, чем весь текст прогаммы.
Операторы условия и перехода. Строки программы на Паскале не нумеруются. Отдельные строки в программе могут иметь метки, к которым можно переходить. Метки должны быть описаны с помощью ключевого слова
label N1, N2 …; в описательной части программы. N1, N2, … - идентификатор или целое число (положительное) (0 9999). Оператор: GO TO N; -передает управление строке с меткой N. program pr; label 3; var x, y: real; begin 3: readln (x, y); go to 3; end. Оператор: IF < условия > THEN P1 [ ELSE P2 ]; если то иначе (не обязательная часть) <условие> - логическое выражение; P1, P2 - простой или составной операторы. По этому оператору: если <условие> - "истинно", то выполняется P1 (true); - " ложно", то выполняется P2 (false). Если ELSE - отсутствует и <условие> - "ложно", то управление передается следующему оператору.
Распечатать наибольшее из двух чисел: IF a>b THEN write (a) ELSE write (b).
Вычислить значение функции: Y = If x>=0 then y:= sin(x) else y:= - sin(x);
Логические выражения могут быть сложными, составленными с помощью логических операций: AND (и) OR (или) NOT (не). IF (a>b) and (a>c) THEN writeln (’a = ’, a)
IF a<0 THEN составной оператор (P1) ELSE cоставной оператор (P2)
Паскаль допускает вложенность операторов IF. IF n>0 THEN IF (m div n)>n THEN m: = m-n ELSE m: = m + n; ELSE - всегда относится к ближайшему оператору IF. Если n>0 и (m div n)>n будет выполнено m: = m-n. Если n>0, но (m div n) n будет выполнено m: = m + n. Если n 0 - переход к следующему оператору. Задача: Вычислить: y= Program fun; var x, y: real; begin writeln (’введите x’); readln (x); if x>90 then writeln (’функция не определена’) else begin if x<0 then y: = 0
else y: = SIN (x*PI/180); writeln (’y = ’,y:8:3); end; (составной оператор) end.
Оператор CASE … OF; этот оператор предназначен для замены конструкций из вложенных IF. Структура: CASE N of N1: P1; N2: P2; NN: PN; [else P;] - необязательная часть оператора. end; где N - целочисленная переменная, или выражение целочисленного типа. N1, N2, … NN - возможные значения переменной N. P, P1, P2, … PN - простые или составные операторы. По этому оператору: если значение - N = N1, то выполняется P1 (после чего управление передается оператору следующему за оператором case... of); если значение - N = N2, то выполняется P2, иначе P.
Если структура else - отсутствует и N - не принимает ни одного из перечисленных значений, управление передается следующему за case … of оператору.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|