восстановительно-реконструктивные вмешательства на тканях челюстно-лицевой области
Раздел 10 Пороки развития тканей и органов челюстно-лицевой области
Рис. 350. Ребенок с синдромом Ml жаберных дуг (гемифациальная микросомия)
Рис. 352. Ребенок с синдромом гемифа-циальной микросомии (HI жаберных дуг) Рис. 351. Ребенок с синдромом гемифа-циальной микросомии (I-II жаберных дуг) Рис. 353. Ребенок с синдромом гемифа-циальной микросомии (I-II жаберных дуг) через 6 мес после хейлопластики Синдром Клиппеля-Фейля (Klippel-Feil). В полости рта синдром проявляется нарушениями прикуса, несращениямп твердого и мягкого нёба, деформациями зубов, кистами челюстей. Внешний вид больного имеет типичный признак — короткую шею (голова " сидит" на плечах), движения головы ограничены. Это обусловлено тем, что I позвонок сливается с другими позвонками или синостози-рован с затылочной костью. Кроме названных симптомов наблюдаются аномалии ребер, врожденные пороки сердца, высокое расположение лопаток. Лечение многоэтапное и длительное, проводится соответствующими специалистами. В возрасте 1-2 года выполняется ураностафплопластика, если нет общесоматических противопоказаний, при выявлении кист челюстей — хирургическое лечение: кистотомия, кистэктомпя. Коррекцию прикуса и деформаций зубов осуществляет ортодонт. Макро- и микростомии могут быть врожденными и сопровождать различные синдромы, определяющиеся в челюстно-лицевой области, и приобретенными, являющимися следствием ожогов, травм, хирургического вмешательства, проведенного лучевого лечения и т. п. Макро- и микростомия сопровождаются функциональными нарушениями (слюнотечением, выливанием пищи изо рта, ограниченным открыванием рта при микростомии, нарушением дикции) и различными косметическими деформациями.
Свыше 30 синдромов могут сопровождаться макро- и микростомиями: синдром Вольфа-Хиршхорна — хромосомы 4р (микростомия); Гольденхара синдром — скулоаурикуловертебральная дпсплазпя (макростомия); Казен синдром (микростомия); синдром Тричер-Коллинза (макростомия); синдром Франческетти (макростомия); Фримена-Шелдона синдром — краниокарпотарзальная диспла-зия (микростомия); Ханхарта синдром — синдром гипоглоссии-гиподактилии, синдром аглоссии-адактилии (микростомия); хромосомы 14р, 18д-синдром (микро- и макростомия соответственно) и т. п. Лечебная тактика во всех случаях единственная — хирургическое вмешательство, предусматривающее при микростомии — расширение, а при макросто-мии — сужение ротовой щели. Существует много способов устранения этих деформаций: по А. И. Евдокимову, Г. О. Васильеву с использованием треугольных лоскутов, местной пластики по Ю. К. Шимановскому. В каждом конкретном случае в зависимости от степени нарушения функций, проявления косметических недостатков применяют ту или иную методику. Колобома лица характеризуется несращением мягких тканей и костей по трансверзали (поперечное) или сагитталп (косое), бывает одно- и двусторонней. Сопровождается частичной гипоплазией тканей, атрофией мышц (рис. 355-358). Лечение многоэтапное, длительное и заключается в анатомо-функциональ- ном восстановлении несросшихся тканей (рис. 359, 360).
Рис. 354. Врожденная аплазия верхней челюсти Рис. 355. Ребенок с правосторонней косой колобомой лица и отсутствием глазного яблока газдел iu
Рис. 357. Ребенок с двусторонней колобо-мой лица, несращением альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба
Рис. 359. Полость рта того же ребенка с правосторонней колобомой лица, атипичным несращением мягкого нёба и глотки Рис. 360. Тот же ребенок через 6 лет после операции Раздел 11 Основные восстановительно-реконструктивные вмешательства на тканях челюстно-лицевой области Хирургические методы лечения сложных вторичных деформаций челюстно-лицевой области обычно многоэтапные и требуют от хирурга не только глубоких знаний и опыта, но и умения сочетать это лечение с ортодонтическим. Своевременное и эффективное, оно является залогом общего успеха. Любое хирургическое вмешательство в челюстно-лицевой области и само заболевание как у взрослого, так и у ребенка связано с наличием или возможностью возникновения деформаций и дефектов тканей. Последние, в свою очередь, вызывают формирование вторичных деформаций в окружающих тканях лица. В таком понимании лицо у ребенка занимает особое место среди других участков человеческого организма, что связано с его функциями, в первую очередь эстетической. К эстетическим категориям ученик Сократа Платон относил свыше 32 понятий. Для лица — это чистота, непрерывность, единство и множественность, цельность, подобие, совершенство, гармония, симметричность, пропорциональность, тонкость, размерность. Именно они определяют архитектонику человеческого тела. Витрувий (I ст. до н. э. ) уже в свое время сформулировал закон о размерности и пропорциях лица: " Природа создала человеческое тело так, что лицо от подбородка до верхней линии лба и начала корней волос составляет десятую часть тела; голова от подбородка до темени — восьмую. Относительно длины самого лица, то расстояние от низа подбородка к низу ноздрей составляет его треть, нос от основания ноздрей до переносицы — столько же, и лоб от переносицы до начала корней волос — тоже треть". В связи с этим становится понятным, что нарушение этих критериев в результате различных заболеваний (опухолевых процессов, врожденных дефектов и деформаций, травм) приводит к тяжелым последствиям. В каждом возрастном периоде они разные в своих проявлениях и формах. Следует выделить два аспекта этой проблемы: психологический и анатомо-физиологи-ческий. Хотя они взаимосвязаны, однако существуют четкие отличия в их восприятии и решении задач у детей и взрослых.
У детей с деформацией челюстно-лицевой области социальная дезадаптация начинает формироваться с 3 лет, когда они, играясь со своими ровесниками, понимают свое внешнее отличие от других. Это вызывает замкнутость или агрессивность у ребенка, отказ от общения, то есть психологически отрицательные реакции. В грудном и раннем младшем возрасте (до 2-3 лет) ребенок еще не может
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|