Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

восстановительно-реконструктивные вмешательства на тканях челюстно-лицевой области




Раздел 10


Пороки развития тканей и органов челюстно-лицевой области


 


Рис. 350. Ребенок с синдромом Ml жабер­ных дуг (гемифациальная микросомия)


" ™


Рис. 352. Ребенок с синдромом гемифа-циальной микросомии (HI жаберных дуг)


Рис. 351. Ребенок с синдромом гемифа-циальной микросомии (I-II жаберных дуг)

Рис. 353. Ребенок с синдромом гемифа-циальной микросомии (I-II жаберных дуг) через 6 мес после хейлопластики


Синдром Клиппеля-Фейля (Klippel-Feil). В полости рта синдром проявляет­ся нарушениями прикуса, несращениямп твердого и мягкого нёба, деформация­ми зубов, кистами челюстей. Внешний вид больного имеет типичный признак — короткую шею (голова " сидит" на плечах), движения головы ограничены. Это обусловлено тем, что I позвонок сливается с другими позвонками или синостози-рован с затылочной костью.

Кроме названных симптомов наблюдаются аномалии ребер, врожденные по­роки сердца, высокое расположение лопаток.

Лечение многоэтапное и длительное, проводится соответствующими специ­алистами. В возрасте 1-2 года выполняется ураностафплопластика, если нет об­щесоматических противопоказаний, при выявлении кист челюстей — хирурги­ческое лечение: кистотомия, кистэктомпя. Коррекцию прикуса и деформаций зу­бов осуществляет ортодонт.

Макро- и микростомии могут быть врожденными и сопровождать различные синдромы, определяющиеся в челюстно-лицевой области, и приобретенными, являющимися следствием ожогов, травм, хирургического вмешательства, прове­денного лучевого лечения и т. п. Макро- и микростомия сопровождаются функ­циональными нарушениями (слюнотечением, выливанием пищи изо рта, ограни­ченным открыванием рта при микростомии, нарушением дикции) и различными косметическими деформациями.

Свыше 30 синдромов могут сопровождаться макро- и микростомиями: синд­ром Вольфа-Хиршхорна — хромосомы 4р (микростомия); Гольденхара синдром — скулоаурикуловертебральная дпсплазпя (макростомия); Казен синдром (мик­ростомия); синдром Тричер-Коллинза (макростомия); синдром Франческетти (макростомия); Фримена-Шелдона синдром — краниокарпотарзальная диспла-зия (микростомия); Ханхарта синдром — синдром гипоглоссии-гиподактилии, синдром аглоссии-адактилии (микростомия); хромосомы 14р, 18д-синдром (микро- и макростомия соответственно) и т. п.

Лечебная тактика во всех случаях единственная — хирургическое вмеша­тельство, предусматривающее при микростомии — расширение, а при макросто-мии — сужение ротовой щели. Существует много способов устранения этих де­формаций: по А. И. Евдокимову, Г. О. Васильеву с использованием треугольных лоскутов, местной пластики по Ю. К. Шимановскому. В каждом конкретном слу­чае в зависимости от степени нарушения функций, проявления косметических недостатков применяют ту или иную методику.

Колобома лица характеризуется несращением мягких тканей и костей по

трансверзали (поперечное) или сагитталп (косое), бывает одно- и двусторонней.

Сопровождается частичной гипоплазией тканей, атрофией мышц (рис. 355-358).

Лечение многоэтапное, длительное и заключается в анатомо-функциональ-

ном восстановлении несросшихся тканей (рис. 359, 360).


 


Рис. 354. Врожденная аплазия верхней че­люсти


Рис. 355. Ребенок с правосторонней косой колобомой лица и отсутствием глазного яб­лока



газдел iu


 


Рис. 356. Ребенок с правосторонней коло-бомой лица

Рис. 358. Ребенок с правосторонней коло-бомой лица

Рис. 357. Ребенок с двусторонней колобо-мой лица, несращением альвеолярного от­ростка, твердого и мягкого нёба

Рис. 359. Полость рта того же ребенка с правосторонней колобомой лица, атипич­ным несращением мягкого нёба и глотки

Рис. 360. Тот же ребенок через 6 лет после операции


Раздел 11

Основные

восстановительно-реконструктивные вмешательства на тканях челюстно-лицевой области

Хирургические методы лечения сложных вторичных деформаций челюстно-лицевой области обычно многоэтапные и требуют от хирурга не только глубоких знаний и опыта, но и умения сочетать это лечение с ортодонтическим. Своевре­менное и эффективное, оно является залогом общего успеха.

Любое хирургическое вмешательство в челюстно-лицевой области и само за­болевание как у взрослого, так и у ребенка связано с наличием или возможностью возникновения деформаций и дефектов тканей. Последние, в свою очередь, вы­зывают формирование вторичных деформаций в окружающих тканях лица. В та­ком понимании лицо у ребенка занимает особое место среди других участков че­ловеческого организма, что связано с его функциями, в первую очередь эстети­ческой. К эстетическим категориям ученик Сократа Платон относил свыше 32 понятий. Для лица — это чистота, непрерывность, единство и множественность, цельность, подобие, совершенство, гармония, симметричность, пропорциональ­ность, тонкость, размерность. Именно они определяют архитектонику человечес­кого тела.

Витрувий (I ст. до н. э. ) уже в свое время сформулировал закон о размерности и пропорциях лица: " Природа создала человеческое тело так, что лицо от подбо­родка до верхней линии лба и начала корней волос составляет десятую часть те­ла; голова от подбородка до темени — восьмую. Относительно длины самого ли­ца, то расстояние от низа подбородка к низу ноздрей составляет его треть, нос от основания ноздрей до переносицы — столько же, и лоб от переносицы до начала корней волос — тоже треть". В связи с этим становится понятным, что нарушение этих критериев в результате различных заболеваний (опухолевых процессов, врожденных дефектов и деформаций, травм) приводит к тяжелым последствиям. В каждом возрастном периоде они разные в своих проявлениях и формах. Следу­ет выделить два аспекта этой проблемы: психологический и анатомо-физиологи-ческий. Хотя они взаимосвязаны, однако существуют четкие отличия в их восп­риятии и решении задач у детей и взрослых.

У детей с деформацией челюстно-лицевой области социальная дезадаптация начинает формироваться с 3 лет, когда они, играясь со своими ровесниками, по­нимают свое внешнее отличие от других. Это вызывает замкнутость или агрес­сивность у ребенка, отказ от общения, то есть психологически отрицательные ре­акции. В грудном и раннем младшем возрасте (до 2-3 лет) ребенок еще не может


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...