Построение структурно-логической схемы
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Особенностью и слабым местом образовательного процесса является фрагментарность (распыленностъ) восприятия изучаемого материала. Ее причины различны. Одной из них является порционность изложения материала и, обусловленная этим, поэтапность раскрытия связей между отдельными понятиями. Другой – неочевидность самих связей между понятиями при первом ознакомлении с ними. Еще одной – объективные трудности продолжительного сосредоточения внимания на одном предмете. Вследствие этого, изучаемая предметная область чаще всего не воспринимается как цельность, во всей многоаспектности связей между рассматриваемыми понятиями, а представляет собой как бы совокупность отдельных «деревьев», «лес». Итогом такого распыленного восприятия является бессвязность запоминания, а в дальнейшем – и воспроизведения. При этом из поля зрения обучающегося, зачастую, выпадают важные взаимосвязи между отдельными понятиями и целыми понятийными блоками, которые могли бы облегчить как понимание (усвоение) изучаемого материала, так и его логическое запоминание. Экзаменационные собеседования, различные тестирования свидетельствуют, что, даже понимая смысл отдельных понятий одной и той же темы, значительная часть студентов испытывает иногда непреодолимые трудности в объяснении связи между ними. Эффективным инструментом разрешения изложенной проблемы могут служить структурно - логические схемы (СЛС). Они позитивны, по крайней мере, в двух качествах: тренинг-упражнений; проверочных тестов на усвоение пройденного материала. СЛС представляет собой граф, вершинами которого являются термины (словосочетания) изучаемой предметной области (представляются в виде прямоугольников с вписанными в них словами), а ребрами – логические связи между этими терминами. Между терминами любой предметной области объективно существуют связи различных типов. К ним относятся: связи включенности (иерархической соподчиненности), отражающие отношения типа «родовое понятие – видовое понятие»; связи атрибутивности, отражающие свойства, характеристики, выражаемые одним термином по отношению к другому; связи синонимичности и омонимичности (антиномичности), отражающие одинаковость или противоположность смысла одного термина по отношению к другому; связи субъектно-объектности, характеризующие роли терминов и их носителей в определенных процессах и др. Связи СЛС могут быть только однонаправленными и при этом их максимальное число между рассматриваемыми терминами может достигать значения m, определяемого по формуле:
m = n (n – 1) / 2, где n – число рассматриваемых терминов.
Однако они могут быть и двухсторонне направленными (связи типа «общее – частное»; на СЛС их удобно изображать парой противоположно направленных стрелок). При этом их максимальное количество удваивается. Реальное количество осмысленно трактуемых связей между рассматриваемыми терминами может быть меньше предельного. Важно выявить и обозначить на СЛС наибольшее их число. Содержание связи – это: чем является основной[2] термин словосочетания, находящийся у острия стрелки, по отношению термина, находящегося у «хвоста» той же стрелки. У одной и той же связи (стрелки) может быть несколько возможных содержаний. При формулировании содержания связей надлежит учитывать: число, род, падеж, склонение заданных слов, их роль в словосочетании (членство в предложении) и принадлежность к частям речи. Структурно-логические схемы призваны углубить и продемонстрировать понимание обучаемым объективно существующих связей между отдельными понятиями, категориями, терминами в определенной изучаемой предметной области. Составление таких схем в порядке подготовки к итоговому контролю позволяет студенту систематизировать, структурировать знания, приобретенные в процессе изучения предмета или его части, подготовиться к логическому изложению вопросов, приведенных, например, в экзаменационном билете. Для составления схемы студенту представляется набор из терминов, относящихся к определенной теме курса.
Варианты индивидуальных заданий приведены в приложении Г.
Пример решения Задание: Построить структурно-логическую схему терминов из курса «Инновационный менеджмент»: инновация, инновационный процесс, производственная система, диффузия инноваций, качество продукции, инвестиции. Вариант построения структурно-логической схемы заданных терминов представлен на рисунке 6.1. Рисунок 6.1 – Структурно-логическая схема
Определения терминов (в скобках приводится литературный источник): Инновация – нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 495 с.). Инвестиции – долгосрочные вложения капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты, которые дают отдачу через значительный срок после вложения (там же). Производственная система – это целенаправленный процесс, превращающий отдельные элементы в полезную продукцию (там же). Качество продукции – это критическая оценка потребителем степени соответствия ее свойств, показателей качества, индивидуальным и общественным ожиданиям, обязательным нормам в соответствии с ее назначением (там же). Диффузия инноваций – процесс распространения нововведений внутри данной системы, а также от одной системы к другой (там же). Инновационный процесс – совокупность состояний инновации, сменяющих друг друга в процессе преобразования начального состояния (например, предложенной маркетинговой, конструкторской или технологической идеи новшества) в конечное состояние (поступившие в потребление, используемые и дающие эффект новые материалы, изделия, методы, технологии). Инновационный процесс охватывает создание новой техники (ПСНТ), ее рыночное продвижение, использование потребителем и поддержку у потребителя (там же).
Обозначения связей: 1 – инновация – это объект для инвестирования; 2 – инвестиции – финансовый инструмент для реализации инновации; 3 – инновация – это субъект производственной системы; 4 – производственная система – это объект для инновации; 5 – производственная система, цель которой превращение отдельных элементов в полезную продукцию, должна быть ориентирована на качество продукции; 6 – качество продукции свидетельствует об уровне развития производственной системы; 7 – инвестиции в различные системы позволяют организовывать диффузию инноваций; 8 – диффузия инноваций предполагает дополнительные инвестиции; 9 – диффузия инноваций является стадией инновационного процесса; 10 – следствием инновационного процесса является диффузия инноваций; 11 – качество продукции необходимо для динамичного развития инновационного процесса; 12 – объектом наблюдения в инновационном процессе является качество продукции; 13 – диффузия инноваций во все процессы производственной системы способствует повышению конкурентоспособности продукции; 14 – производственная система выступает объектом для диффузии инноваций; 15 – диффузия инноваций – это распространение инноваций; 16 – производственная система – это объект инвестиций; 17 – дополнительные инвестиции способствуют повышению качества продукции; 18 – инновационный процесс – совокупность состояний инноваций; 19 – основная причина необходимости внедрения инноваций – низкое качество продукции; 20 – инвестиции необходимы на всех стадиях инновационного процесса; 21 – диффузия инноваций повышает качество продукции во всех отраслях экономики;
22 – производственная система бывает негибкой, что затрудняет инновационный процесс.
Список рекомендуемой литературы
Основная литература 1. Теличенко В.И. Инновационный менеджмент в строительстве: учебник для вузов. – М.: Изд-во АСВ, 2008. – 198 с. 2. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 367 с. 3. Базилевич А.И. Инновационный менеджмент предприятия: учебное пособие / под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 231 с. 4. Инновационный менеджмент: учебное пособие / под ред. А.В. Барышевой. – 3-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 379 с. 5. Кузнецов Б.Т., Кузнецов А.Б. Инновационный менеджмент: учебное пособие. – М.: Юнити, 2009. – 364 с.
Дополнительная литература 6. Бовин А.А., Чередникова Л.Е. Управление инновациями в организациях: учебное пособие. – 3-е изд., стер. – М.: ОМЕГА-Л, 2009. – 415 с. 7. Цены и ценообразование. – 4-е изд. / под ред. В.Е. Есипова. – СПб.: Питер, 2007. – 560 с. 8. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Компьютерная поддержка изобретательства (методы, системы, примеры применения). – М.: Машиностроение, 1998. – 472 с. 9. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. – М.: Радио и связь, 1989. – 316 с. 10. Гмошинский В.Г. Инженерное прогнозирование технологии строительства. – М.: Стройздат, 1988. – 296с.
Приложение А Варианты заданий для расчета эффективности инновационного проекта
Варианты заданий выбираются студентами самостоятельно в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки по таблице А.1.
Таблица А.1 – Исходные данные по вариантам
Значения представленных в таблице А1 показателей: капитальных вложений (К), объема производства (N), цены единицы продукции (Ц), постоянных затрат (Зпос), переменных затрат (Зпер), налогов (Н) и нормы дисконтирования (i) для единичного индекса – определяются во времени в соответствии с индексами, указанными в таблице А.2.
Таблица А.2 – Индекс показателей к исходным данным
Приложение Б
Варианты заданий для расчета бенчмаркинга, характеристик и технического уровня инноваций
Варианты заданий соответствуют порядковому номеру фамилии студента в общем списке группы. Студенты заочного отделения выбирают вариант самостоятельно по последней цифре номера зачетной книжки.
Вариант 1 (16) Определить технический уровень автобетоносмесителей «TIGARBO» одинаковой мощности, имеющих следующие характеристики:
Вариант 2 (17) Определить технический уровень бетононасосов «Waitzinger Baumaschinen» одинаковой мощности, имеющих следующие характеристики:
Вариант 3 (18) Определить технический уровень кранов башенных «QTZ63» одинаковой мощности, имеющих следующие характеристики:
Вариант 4 (19) Определить технический уровень автомобилей бортовых «МАЗ», имеющих следующие характеристики:
Вариант 5 (20) Определить технический уровень строительных материалов (кирпича), имеющих следующие характеристики:
Вариант 6 (21) Определить технический уровень строительных материалов (щебня), имеющих следующие характеристики:
Вариант 7 (22) Определить технический уровень строительных материалов (асфальтобетона), имеющих следующие характеристики:
Вариант 8 (23) Определить технический уровень строительных материалов (бетона), имеющих следующие характеристики:
Вариант 9 (24) Определить технический уровень строительных материалов (портландцемента), имеющих следующие характеристики:
Вариант 10 (25) Определить технический уровень строительных механизмов (опалубки), имеющих следующие характеристики:
Вариант 11 (26) Определить технический уровень строительных материалов (декоративной фасадной штукатурки), имеющих следующие характеристики:
Вариант 12 (27) Определить технический уровень строительных материалов (виниловых обоев), имеющих следующие характеристики:
Вариант 13 (28) Определить технический уровень строительных материалов (битумной мастики), имеющих следующие характеристики:
Вариант 14 (29) Определить технический уровень строительных материалов («Гермокрон»), имеющих следующие характеристики:
Вариант 15 (30) Определить технический уровень строительных материалов (геополотна), имеющих следующие характеристики:
Приложение В Варианты заданий для оценки технологического совершенства инноваций
Варианты заданий соответствуют порядковому номеру фамилии студента в общем списке группы. Студенты заочного отделения выбирают вариант самостоятельно по последней цифре номера зачетной книжки.
В качестве объекта анализа технологического совершенства инноваций предлагаются строительная техника, машины и механизмы известных отечественных (зарубежных) производителей. Приложение Г
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|