Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Декларация принципов толерантности




Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года

 

Преамбула

Государства — члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции 25 октября – 16 ноября 1995 года, памятуя о том, что Устав Организации Объединенных Наций гласит: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны... вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности... и в этих целях проявлять толерантность и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи», напоминая, что в Преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года, подчеркивается, что «мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества», напоминая также, что во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» (статья 18), «на свободу убеждений и на свободное выражение их» (статья 19) и что образование «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» (статья 26), принимая во внимание соответствующие международные акты, в том числе:

– Международный пакт о гражданских и политических правах,

– Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,

– Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации,
– Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него,

– Конвенцию о правах ребенка,

– Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области,

– Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,
– Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания,

– Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений,

– Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам,

– Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма,
– Венскую декларацию и Программу действий Всемирной конференции по правам человека,

– Декларацию и Программу действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене,
– Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках,
– Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования,

памятуя о целях третьего Десятилетия действий по борьбе против расизма и расовой дискриминации, Десятилетия образования в области прав человека Организации Объединенных Наций и Международного десятилетия коренных народов мира,

учитывая рекомендации региональных конференций, проведенных в соответствии с резолюцией 27 C/5.14 Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках Года Организации Объединенных Наций, посвященного толерантности, а также выводы и рекомендации других конференций и совещаний, организованных государствами-членами по программе Года Организации Объединенных Наций, посвященного толерантности, испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития, обращая особое внимание на обязанность государств-членов развивать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия по признаку расы, пола, языка, национальной принадлежности, религии или состояния здоровья, и бороться с проявлениями нетерпимости, принимают и торжественно провозглашают настоящую Декларацию принципов толерантности, преисполненные решимости сделать все необходимое для утверждения идеалов толерантности в наших обществах, поскольку толерантность является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов, мы заявляем следующее:


Статья 1 — Понятие толерантности

1.1 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2 Толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность — это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3 Толерантность — это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность — это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.

1.4 Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.


Статья 2 — Государственный уровень

2.1 На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.

2.2 Для того чтобы сделать общество более толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.

2.3 В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира.

2.4 Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, «все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга» (статья 1.2).


Статья 3 — Социальные аспекты

3.1 Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

3.2 Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

3.3 В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.

3.4 В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов.

Статья 4 — Воспитание

4.1 Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

4.2 Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

4.3 Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

4.4 Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе толерантности, прав человека и ненасилия. Это означает необходимость уделять особое внимание вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.


Статья 5 — Готовность к действию

Мы обязуемся поощрять толерантность и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации.


Статья 6 — Международный день, посвященный толерантности

В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности.

-----------------

Декларация провозглашена и подписана 16 ноября 1995 года. В том же году перевод Декларации на русский язык с английского «Declaration of principles on tolerancе» был зарегистрирован как «Декларация принципов терпимости».


Приложение 2

 

ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

 

Необходимо остановиться на различных подходах к определе­нию понятия «толерантность». Споры о терминологии начинаются с перевода понятия на русский язык. Одни ученые считают, что адек­ватным русским словом является термин «терпимость», но другие видят в нем излишний уклон в сторону терпения, и в этом коренное противоречие с самим понятием «толерантность», так как терпение можно определить как социально-психологическую черту че­ловека, показатель мужества, внутренней силы, условие такта в общении. Ближе всего, на наш взгляд, к пониманию этого термина' находится слово совместимость, которое не только показывает воз­можности для взаимодействия, но и определяет рамки или границы такого взаимодействия (не всякие вещи могут быть совместимы). В то же время необходимо подчеркнуть, что совместимость отнюдь не означает тождественности.

Интересно, что слово «толерантность» первоначально имело только медицинский смысл и понималось как отсутствие или ос­лабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Одна­ко словари не дают однозначного толкования данного термина. При­ведем некоторые из определений:

• (англ., фр. tolerance — терпимость, лат. tolerantia — терпе­ний) — терпимость, снисходительность к чужим мнениям, ве­рованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям, один из основных демократических принципов, неразрывно связанный с концепциями плюрализма, свободы, и прав человека

(Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь.— Рн/Д: Феникс, 1997)

• (от лат. tolerantia — терпимость) — терпимость по отно­шению к иному мнению, поступку, позиции. Одна из базовых цен­ностей демократии. В то же время не тождественна безразли­чию, не распространяется на понятия, отрицающие исходные демократические представления и ценности (идеи равноправия и справедливости, отказа от нелегитимного насилия и террора и др.). Отрицает наиболее экстремистские и радикалистские воззрения и формы политической активности граждан.

(Введение в политологию: Словарь-справочник / Под ред. В.П. Пугачева.—М.: Аспект-Пресс, 1996).

• Терпимость по отношению к другим людям, отличающим­ся по их убеждениям, ценностям и поведению.

(Политология: Краткий словарь. — Р н/Д, 2001).

• Способность личности или общества относиться непред­взято к мнению группы, отличающемуся от распространенных стереотипов. При этом следует отличать терпимость внутригрупповую, когда нетрадиционное мнение искажено субъектом, принадлежащим к группе, и экстрагрупповую, когда мнение высказано «посторонним». Терпимость способствует достижению взаимопонимания и согласованности в действиях без применения давления, принуждения. Терпимость не только смягчает противоречия, но и выражает надежду на улучшение отношений между людьми.

(Социальная психология: Словарь-справочник. — Минск; М., 2001).

В первом случае акцент в определении сделан на снисхожде­ние, которое близко в данном контексте к высокомерию. Второе определение обращает внимание на правовое закрепление данно­го понятия при демократии и существование определенных рамок при его понимании. Третья формулировка переносит центр вни­мания на личностный или социальный аспект. Наконец, в четвер­том определении говорится об общественных и межгрупповых отношениях.

Существует и ряд других понимании — взаимодействие, совместимость, сотрудничество по ключевым вопросам (нахождение точек соприкосновения), признание многообразия истины (или отказ от единственно возможной истины). Толерантность требует видения общественной жизни как позитивного целого.

Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, равнодушию. Любое многонациональное, поликонфессиональное и сложное в социальном отношении общество нуждается в толерантности.

В демократическом обществе толерантность признается важнейшей ценностью. Эта ценность подразумевает готовность не пре­пятствовать убеждениям, позициям или действиям других, несмотря на отсутствие к ним симпатии или даже неприязнь.

В то же время толерантность не следует отождествлять с равнодушием и безразличием. Так, например, она не распространяется на понятия, отрицающие исходные демократические представления и ценности (идеи равноправия и справедливости, отказа от нелегитимного насилия и террора и др.), пропагандирующие терроризм и ненависть к определенным группам людей.

Толерантность может пониматься как отказ от вмешательства, но этот термин является крайне неопределенным, он может подразумевать различные по своим видам действия — от переубеждения до физического уничтожения человека за его взгляды. Поэтому границы толерантности также определить достаточно трудно. Обычно государство своими законами устанавливает эти пределы. Демокра­тия, несмотря на признание в качестве своей ценности толерантного отношения к различным взглядам и идеям, отрицает наиболее экстремистские и радикалистские воззрения и формы политической активности граждан. В частности, Конституция РФ запрещает действия, направленные на разжигание классовой, национальной, расовой, ре­лигиозной, половой и иной розни, пропаганду насилия, экстремизм и человеконенавистнические взгляды, открытое оскорбление общественной морали.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 г. в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Это наиболее масштабное определение подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению.

(см. А.Н. Иоффе. Многообразие понимания толерантности. – М., ИД «Камерон»,2004.)

Толерантность – очень многогранное понятие. Данное смысловое поле включает в себя ряд взаимосвязанных аспектов:психологический, деятельностный, ценностный, социокультурный. В то же время существуют понятия, противоположные тем, которые раскрывают понятие толерантности (его смысловое поле). Мы видим необходимость рассмотреть их в парах (или в «параллельном» сравнении).

 

ПРОЯВЛЕНИЯ

толерантности нетерпимости
Формы Определение Формы Определение
Уважение высокая степень авторитета, доверия, признания. Снобизм   поведение, взгляды и манеры, претендующие на показ своей особой исключительности, пренебрежение окружающими людьми и их интересами.
Зависть резко негативное отношение к успехам других людей.
Совмести мость возможности и перспективы достижения эффективности в совместной деятельности. Отчужде ние процесс превращения различных форм челове-ческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, гос­подствующую над ним и враждебную ему.
Принятие (мнения, человека, группы)   способность согласиться с существованием особенностей, которые не свойственны опреде­ленному человеку, группе, общности и т. п. Ненависть стойкое активное отрицательное чувство, направ­ленное на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям и ценностям. Формированию ненависти предшествует острое недовольство или систематическое накопление отрицательных переживаний.
Эмпатия постижение эмоционального состояния человека в форме сопереживания, т.е. принимается во внимание линия поведения партнера, к нему относятся с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся исходя из стратегии собственного поведения.
Доброжела-тельность отношение к другому человеку или группе людей, подразумевающее положительное расположение или настрой. Ксенофобия повышенная враждебность или опасение в отношении определенных групп, страх перед незнакомыми людьми или местами
Сотрудни- чество выработка общего решения путем переговоров, участие большого количества людей в одном или разных, но связанных между собой направлениях деятельности. Соперничество упорное отстаивание своей позиции, стремление любыми способами доказать ее преимущество перед другими, нежелание поступаться принципами, агрессивная линия пове­дения.  
Диалог взаимодействие с целью ре­шения задачи или проблемы, при котором его участники исходно признают наличие взаимных расхождений в оценке проблемной ситуации и возможностей выхода из нее. Монолог Обращение к самому себе; речь наедине с самим собой. Замкнутость на себе
Фундаментализм .непоколебимая, чрезмерная, граничащая с фанатизмом приверженность определенным идеалам, принципам, идеям.
Фанатизм (лат.— иступленный) страстная преданность своей вере или идее, соединенная с крайней нетерпимостью к чужим убеждениям.  
Свобода защищенность человека от нежелательного воздей­ствия, насилия, наличие альтернатив и возможность выбора действия в соответствии со своими интересами и целями, возмож­ности для творческой самореализации личности. Зависимость Положение, при котором подчиняются чужой воле, власти кого-нибудь; ограничение в своих действиях чужой властью, волей, влиянием.
Консенсус наличие сходных ориентаций, позволяющих устано­вить взаимопонимание и (или) взаимодействие по тому или иному вопросу (является рамкой многообразия). Идеологизиция или индоктринация насильственное навязывание личности (группе, народу) ценностей, целей, идеологий теми или иными институтами (людьми).
Компромисс способ достижения согласия, завершения конф­ликта путем взаимных уступок и частичного удовлетворения инте­ресов сторон. Агрессия Воинственная враждебность по отношению к окружающим; индивидуальное или коллективное поведение, направ­ленное на нанесение физического или психического вреда либо даже уничтожение другого человека или группы.
Равноправие равенство распределения власти, включающее возможность для каждого гражданина формировать и вступать в политические организации; свободу выражения собственного мнения, право голоса, право на избрание в органы государственной власти. Дискримина ция лишение или ограничение прав определенных групп по национальному, половозрастному, религиозному, расовому или другим признакам, по политическим убеждениям, изоляция в обществе. Может быть официальной (государственной) — закрепление определенных положений в законах и публичной политике и неофициальной (бытовой) — на уровне повседневного поведения, зачастую нарушающего существующие законы.
Этническая толерант ность способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям и т. д. Этноцентризм склонность человека воспринимать и оценивать явления окружающей действительности сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталона для сравнения с другими Развитию этноцентризма способствует слабая осведомленность людей об обычаях, верованиях, традиционных занятиях представителей других социальных групп. Этноцентризм препятствует процессу ассимиляции и является мощным стимулом внутригрупповой консолидации.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ОТ АВТОРОВ  
ПРОГРАММА КУРСА «УРОКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ»  
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  
ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ, КОТОРЫЕ ФОРМИРУЮТСЯ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА  
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ  
Принципы работы с группой  
Замечания по поводу рефлексии и обратной связи  
ВВЕДЕНИЕ  
1. Вводное занятие  
2. Чем мы отличаемся друг от друга  
3. Что такое толерантность?  
4. Межкультурное взамодействие  
РАЗДЕЛ 1. ПРОЯВЛЕНИЯ НЕТЕРПИМОСТИ  
1. Большинство и меньшинство  
2. Богатые и бедные  
3. Инвалиды и здоровые люди  
4. Нетерпимость по отношению к инакомыслящим  
5. Нетерпимость к асоциальным группам  
6. Проблемы межнациональных отношений  
7. «Отцы и дети»  
8. Мужчины и женщины  
РАЗДЕЛ 2. Я И ТОЛЕРАНТНОСТЬ ВОКРУГ МЕНЯ  
1. Что такое стереотипы и предрассудки: причины их возникновения и влияния на нашу жизнь  
2. Как противостоять нетерпимости  
3. Декларация принципов толерантности  
4. Насколько я толерантная личность  
5. Толерантность вокруг меня  
Итоговый урок  
ЛИТЕРАТУРА  
ПРИЛОЖЕНИЯ:  
Декларация принципов толерантности  
Понятия и термины  

 

 


[1] Курсивом выделены требования Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию для профильного уровня.

[2] См.: Преподавание прав человека в 6 – 8 классах средней школы: Книга для учителя. Т. 1. М., 2000. с. 96-100.

[3] Модифицированная версия игры «Голубоглазые и кареглазые» из кн.: Преподавание прав человека. С.47-50.

[4] Описание игры приводится по книге «Преподавание прав человека...». С.71.

[5] Модифицированная версия из кн. Права человека. Методика преподавания в школе 9-11 кл. Пермь, 2004.

* Данная методика представлена в уроке Т.Е. Помадовой «Воспитание толерантности к людям других национальностей», Уроки прав человека, Пермь, 2002 г., стр.14

* Занятие «Стереотипы» разработано И.Скворцовой (см.: Civic Education in the English language classroom. Yekaterinburg, 2003, p.33-38), переведено и адаптировано для настоящего издания А.Сухих.

* См. в кн.: «Жить в мире с собой другими», М., 2001.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...