Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 2. Криминологические показатели неосторожной преступности, их характеристика.




 

Неосторожная преступность является сложным собирательным понятием, которым объединяются предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, совершенные по неосторожности, посягающие на различные виды общественных отношений.

Как уже отмечалось выше, УК РФ 1996 г. впервые законодательно закрепил деление неосторожности на виды – легкомыслия и небрежности, которые предусмотрены ст. 26 УК РФ.

- преступление совершено по легкомыслию – ч. 2 ст. 26 УК РФ;

- преступление совершено по небрежности – ч. 3 ст. 26 УК РФ.

Учитывая вышеизложенное неосторожную преступность можно так же определить как– категорию преступлений выделяемых в структуре общей преступности, которые были совершены ввиду небрежности либо легкомыслия, то есть, по неосторожности (ст. 26 УК РФ).

Главная особенность неосторожной преступности состоит в том, что при преступной неосторожности характер причиняемого вреда определяется не столько степенью нравственной испорченности личности, сколько сферой деятельности субъекта, характером используемых им орудий и средств, ситуацией, в которой совершается деяние, а так же многими другими обстоятельствами, которые могут быть случайными для субъекта.

Следует отметить, что в законодательстве большинства стран сложилось сходное отношение к неосторожным деяниям, которые в России отнесены к разряду преступных и составляют массив неосторожной преступности.

Для криминологической характеристики неосторожной преступности ее традиционного уголовно-правового понимания, оказывается, как правило, недостаточно. Необходимо рассмотрение этой проблемы с широких социологических и социально-психологических позиций, так как в наше время существенно изменилось соотношение уголовно наказуемой «бытовой» и «технически усиленной» неосторожности. Это находит свое отражение ив росте числа неосторожных преступлений, совершаемых с использованием техники, и в изменениях законодательства, регулирующего поведение людей в условиях научно-технического прогресса и в повышении общественной опасности неосторожных преступлений.

Поэтому при изучении проблем борьбы с неосторожными преступлениями наиболее актуальными является не уголовно-правовой, а криминологический аспект. Специфика неосторожных преступлений должна обязательно учитываться при осуществлении мер их предупреждения. Главное внимание при этом должно уделяться выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению неосторожных преступлений.

Говоря о криминологических особенностях неосторожных преступлений, как нами уже отмечалось, зачастую они связаны с развитием научно-технического прогресса, с постоянной интенсификацией производственных процессов, следствием которых при неосторожном поведении отдельных лиц могут быть аварийность и производственный травматизм. В ряде отраслей производства изменения технологических процессов, сопровождается расширением новых, зачастую неблагоприятных производственных факторов. Так, заметно возрастает отрицательное воздействие на человека ионизирующих и электромагнитных излучений, вибраций, химических и других вредных веществ, распространение которых вызвано непрерывным ростом механизации производства.

В свою очередь эти тенденции производны от быстрых изменений в характере трудовых процессов, связанных:

- с комплексной механизацией и автоматизацией, насыщением источниками повышенной опасности и усложнением требований к управлению ими (в том числе в связи с внедрением автоматизированных и кибернетизированных систем управления);

- с увеличением источников повышенной опасности в быту;

- с резким возрастанием парка скоростных транспортных средств, особенно находящихся в личной собственности граждан иностранных автомашин, мало приспособленных к плохому состоянию российских дорог;

- с отставанием уровня подготовки операторов источников повышенной опасности и лиц, находящихся в сфере их действия, от требований безопасности;

- с распространением в среде значительных групп населения проявлений недисциплинированности, легкомысленно-пренебрежительного отношения к соблюдению правил технической безопасности (в традициях русского «авось»);

- наконец, с интенсификацией использования все более мощных источников энергии и воздействия на природу. При этом пропорционально или даже опережающе по отношению к увеличению распространенности этих явлений возрастает и «цена ошибки», т.е. опасность последствий самонадеянно-легкомысленных либо небрежных решений[5].

Неосторожные преступления выделяются в криминологической классификации по особенностям механизма преступного поведения и его детерминант, которые отличаются от умышленных деяний. Даже мотивация неосторожных преступлений, например против личности, гораздо ближе к мотивации любых других видов неосторожного преступного поведения, нежели к умышленным преступлениям против личности.

Неосторожное преступное поведение проявляется в любой сфере человеческой деятельности. Выделим лишь типичные сферы:

- эксплуатация машин, механизмов и других стационарных источников повышенной опасности на производстве;

- эксплуатация транспортных средств, являющихся источниками повышенной опасности;

- строительные, взрывные, горные работы;

- транспортировка и хранение энергоносителей;

- работы в природной среде, связанные с опасностью ее загрязнения, порчи и т.п.;

- изготовление медикаментов, лечение людей, ветеринарная помощь;

- должностная или иная профессиональная деятельность, не связанная с управлением источниками повышенной опасности и иными трудовыми процессами, о которых шла речь выше, но также характеризуемая возможностью общественно опасных последствий при принятии ошибочных решений;

- эксплуатация источников повышенной опасности бытового характера; иные виды бытового индивидуального и группового поведения, влекущие опасность последствий, аналогичных только что названным.

С учетом изложенного в криминологических исследованиях целесообразно выделять виды неосторожного преступного поведения, связанные с нарушением правил:

- безопасности использования машин и механизмов в народном хозяйстве; производства работ, требующих особой осторожности;

- безопасности эксплуатации транспортных средств;

- безопасности при производстве и передаче энергии, транспортировке и хранении энергоносителей;

- экологической безопасности;

- медицинской безопасности;

- бытовой безопасности;

- безопасности исполнения должностных и профессиональных обязанностей, кроме предусмотренных выше случаев;

- имущественной безопасности.

В зависимости от того, в какой сфере совершаются те или иные деяния, неосторожная преступность может быть следствием:

1) бытовой неосторожности (бытовые неосторожные преступления, совершенные вне сферы действия технических средств или других источников повышенной опасности), к ним в частности относятся: ст. 109, 118, 168 УК РФ. Удельный вес данной группы в общей массе неосторожных преступлений составляет примерно 5-7%.

2) технической неосторожности (неосторожные преступления, совершенные в сфере действия технических средств или других источников повышенной опасности). При этом следует отметить, что преступления рассматриваемой группы могут быть предусмотрены:

а)  как общими составами неосторожных преступлений (ст. 109, 118, 168 УК РФ),

б) так и специальными составами – «техническими преступлениями» ст. 263, 264 УК РФ, а так же ст. 143, 266 – 269 УК РФ.

Преступления данной группы составляют примерно 75%, от всех неосторожных преступлений.

3) профессиональной неосторожности (неосторожные преступления, совершенные в сфере чисто профессиональной деятельности) ст. 124, 216, 284 УК РФ. На их долю приходится примерно 8-13% всех неосторожных преступлений.

4) должностной неосторожности (неосторожные преступления, совершенные в процессе исполнения должностных функций), составляют преступления, предусмотренные ст. 238, 293 УК РФ. Составляют около 3-6%.

Удельный вес неосторожной преступности в общей структуре преступлений в настоящее время составляет примерно 12 – 14%[6].

Наибольший удельный вес в общей структуре неосторожной преступности имеют нарушения правил безопасности движения и эксплуатации автомототранспорта. К наиболее типичным нарушениям правил безопасности применительно к противоправному поведению водителя относятся:

- превышение скорости, нарушение правил обгона, маневрирование и рядность,

- выезд на левую сторону дороги,

- нарушение правил проезда перекрёстка,

- неосторожный проезд мимо остановок общественного транспорта и т.д.

В последнее время обращает на себя внимание ДТП с особо тяжкими последствиями, в каждом из которых погибает 4 чел. и более или получают травмы свыше десяти человек.

В генезисе неосторожного преступления всегда лежит порождённая невнимательность та или иная ошибка субъекта, в результате которой наносится вред интересам общества, личности, охраняемым уголовным правом, а в некоторых случаях предусмотренных законом, создавшая реальную угрозу наступления вредных последствий.

Характерной чертой неосторожных преступлений является их взаимосвязь с другими видами неправомерного поведения административного и гражданско-правового характера виновных лиц. Так, например, наиболее серьёзным нарушением Правил дорожного движения остаётся управление транспортными средствами водителями в состоянии алкогольного опьянения.

Вместе с тем, статистический анализ неосторожных преступлений затруднен, так как они содержатся в разных главах Особенной части УК РФ и при подсчете могут включаться в состав классификационных групп, либо учитываться в группе «прочие», отдельно их не выделяют. Пожалуй, единственное  неосторожное преступление, по которому имеется полная статистическая информация, предусмотрено ст. 264 УК РФ. С учетом того, что среди неосторожных преступлений около 3/4 приходится на нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в криминологическом анализе неосторожной преступности автор работы опирается на сведения, имеющиеся по указанным преступлениям.

Как уже отмечалось, значительная часть неосторожных преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения. По уголовному законодательству совершение преступления в состоянии опьянения не является обстоятельством, исключающим вменяемость, но в тоже время не является отягчающим обстоятельством. За исключением случаев, когда этот признак включен в ряд статей Особенной части Уголовного кодекса в качестве квалифицирующего[7].

Об этом говорит и принятие поправок к ст. 264 УК РФ, принятые 13 февраля 2009 г. Федеральным законом № 20-ФЗ, которые дополнили данную норму тремя новыми составами преступления: ч. 2, 4 и 6, в которых в качестве квалифицирующего признака было включено совершение деяния, предусмотренного данной статьей в части первой, лицом, находящимся в состоянии опьянения, в результате действий которого причинялся вред здоровью или смерть по неосторожности.

Неосторожные транспортные преступления в связи с постоянно возрастающей мобильностью населения преобладают в структуре неосторожной преступности. Если сопоставить по тяжести последствий отдельные случаи нарушения правил безопасности на каждом из видов транспорта, то первое место по числу жертв будет принадлежать морскому водному транспорту, далее идут авиационные катастрофы, следующее место занимают аварии на пассажирском железнодорожном транспорте и затем дорожно-транспортные преступления.

Но если расположить транспортные происшествия в зависимости от их распространенности и суммарной тяжести последствий, то первое место займут дорожно-транспортные преступления. Причем другие вышеперечисленные виды аварий воспринимаются общественностью остро, ибо пугают количеством пострадавших в них людях. Трагедии на дорогах случаются ежедневно и воспринимаются уже как некая неизбежность, но если озвучить цифры, в которые в итоге складываются происшествии на дорогах, они заставят всерьез задуматься.

Так, например, в 2014 году из 199868 зарегистрированных ДТП 27,5 тыс. пришлось на нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в которых погибло 27953 человек. Вместе с тем, в последние годы, несмотря на предпринимаемые меры и то, что статистика упорно отражает тенденцию к снижению данных правонарушений число погибших в ДТП остается на высоком уровне, регистрируется рост тяжких последствий.

Исследования в данной области свидетельствуют, что наибольшее количество ДТП регистрируется в пятницу, четверг и понедельник более 15% от всех зарегистрированных ДТП, меньше аварий с жертвами происходит в воскресенье и субботу, примерно 11,5%. По времени суток абсолютный минимум ДТП происходит в период с 4 до 5 часов, максимум - с 19 до 20 часов.

При более детальном рассмотрении можно отметить, значительную группу в неосторожной преступности, помимо преступлений, посягающих на безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, составляют преступные нарушения правил охраны труда.

По данным официальной статистики на нарушение правил охраны труда приходится около 7%, но реальные цифры значительно выше. Это связано с тем, что данное преступление характеризуется высоким уровнем латентности, так как многие факты нарушений правил безопасности, особенно на производстве, удается скрыть, а последствия списать на несчастные случаи и производственные травмы по вине самих потерпевших, которые не влекут уголовной ответственности.

Статистические данные по неосторожной преступности не дают точной информации о фактическом положении дел. Данная группа преступлений характеризуется высоким уровнем латентности. В наибольшей степени это характерно для нарушения правил охраны труда (связанных с техникой безопасности) и экологических преступлений. По результатам наблюдений в течение ряда лет латентность данной группы преступлений сохраняется на уровне 20 %.

Эта латентность во многом объясняется тем, что неосторожные преступления в основном раскрываются лишь в результате случайного обнаружения последствий, предусмотренных в законе как причинение тяжкого вреда личности или существенного материального ущерба.

Специфическим показателем, характеризующим неосторожную преступность, является уровень виктимности. Виктимность определяется как «количество случаев, когда в механизм преступного поведения включается правонарушающее или иное  поведение потерпевших, создающее ситуацию преступной неосторожности виновных или способствующее её возникновению». Для неосторожной преступности показатель виктимности составляет около 20%.

Виктимологический аспект имеет очень большое значение в механизме дорожно-транспортного происшествия. В процессе совершения ДТП водитель транспортного средства практически всегда тем или иным способом взаимодействует с другими участниками дорожного движения, в том числе и с теми, кому причиняется вред. Причем часто пострадавший от преступления выступает в качестве элемента ситуации, негативно проявляющегося в криминологическом механизме.

Большинство потерпевших в дорожно-транспортных преступлениях – пешеходы – 36,4%; около 29% – водители; около 32,8% – пассажиры; а также 2% приходится на иных лиц (пассажиры общественного транспорта, люди, находящиеся в помещениях и т.д.).

В 18% случаев от дорожно-транспортных преступлений пострадали родственники либо иные близкие виновному лица.

По данным различных исследований, в среднем на 100 дорожно-транспортных преступлений приходится 115 потерпевших. В 62% случаев потерпевшим был причинен тяжкий вред здоровью; в 28% – смерть в результате автотравмы.

В 4% случаев последствия дорожно-транспортных преступлений были особо тяжкими, и повлекли смерть 2-х и более лиц.

При этом необходимо отметить, что на долю женщин среди потерпевших приходится примерно 37%, мужчины среди потерпевших составляют – 63%.

Возраст потерпевших распределился следующим образом: больше всего (33%) потерпевших находились в возрасте от 40 до 55 лет. 23% составляют потерпевшие в возрасте свыше 50 лет; 17% – в возрасте 26–39 лет; 15% – от 14 до 25 лет; 12% – дети в возрасте до 14 лет.

Особую проблему составляет группа несовершеннолетних и малолетних потерпевших. Часто данный вид преступлений в отношении детей малолетнего возраста становится результатом невнимательности взрослых, так как по оценкам исследователей, виктимность детей в данного рода происшествиях в 14 раз ниже виктимности взрослых.

Около 10% потерпевших на момент дорожно-транспортного преступления находились в состоянии алкогольного опьянения. 18% потерпевших имели различного рода физические и психические недостатки (плохое зрение, слух, проблемы с опорно-двигательным аппаратом).

Сами водители, признанные виновными в совершении дорожно-транспортных преступлений, получили различного рода повреждения примерно в 30% случаев, в 5% – погибли.

Анализ виктимного поведения жертв ДТП тесно связан с мотивацией такого поведения. Исследования показали, что в основе виктимного поведения лежали:

- стремление продемонстрировать «лихую смелость» (74%);

- пренебрежительное отношение к всякого рода запретам, в том числе правилам, обеспечивающим безопасность дорожного движения (53%);

- пренебрежение интересами других участников дорожного движения (41%);

- стремление как можно быстрее доехать (дойти) до пункта назначения (37%).

Все мотивы виктимного поведения жертв, рассматриваемых ДТП, можно разделить на две основные группы: устойчивые (личностные) и неустойчивые (ситуативные).

В ситуациях автотранспортных преступлений, как правило, с различной степенью активности «взаимодействуют» водитель транспортного средства и лицо, которому причиняется вред (водитель другого транспортного средства, пассажиры или пешеход). Причем пострадавший от преступления часто выступает в качестве элемента ситуации, негативно проявляющегося в криминологическом механизме. Именно поэтому ГИБДД МВД России включает в сферу профилактического воздействия не только водителей, но и других участников дорожного движения, основную массу которых составляют пешеходы, тем самым реализуя, хотя и в ограниченных рамках, идею виктимологической профилактики правонарушений.

Таким образом, подводя итог можно констатировать, что в настоящее время абсолютное большинство неосторожных преступлений представлено правонарушениями в области нарушения ПДД, которые влекут за собой последствия различной степени тяжести. Вместе с тем, несмотря на снижение количества регистрируемых преступлений в сфере нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, удельный вес всех неосторожных преступлений в общей структуре преступности продолжает оставаться на высоком уровне.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...