Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

TOOMA,TUUA,TOON - приносить приводить




ÖÖBIMA,ÖÖBIDA,ÖÖBIN - ночевать

SUUDLEMA,SUUDELDA,SUUDLEN - целовать

JUST - как раз именно только что


2. -ki(-gi) - используется также для выражения неопределённости:

KEEGI - кто-то кто-либо, кто-нибудь

KUNAGI - когда-либо, когда-нибудь когда-то как-то

KUIDAGI - как-нибудь, как-либо как-то

MISKI - что-либо, что-нибудь что-то

MINGI - какой-либо какой-то

Обратите внимание на то, как может изменяться на противоположный смысл вышеприведённых слов. В чём причина подобных изменений?

Kas keegi sõidab tööle bussiga? - Кто-нибудь ездит на работу автобусом?

Jah, kuid keegi ei maksa. - Да, но никто не платит.

Kas see lõpeb kunagi? - Это когда-нибудь кончится?

Kas kuidagi saame hakkama? - Как-нибудь справимся?

Ei kuidagi ja ei kunagi. - Никак и никогда.

Mitte kuidagi ja mitte kunagi. - Никак и никогда.

MITTE - не, ни, нет

И последнее: когда используется аффикс -ki, а когда -gi? Ограничимся общим правилом:

— -gi - после гласного или после согласного l, m, n,rили v

— -ki - в остальных случаях.

Глава пятнадцатая, синоптическая О простом прошедшем времени Не только "дела давно минувших дней, преданья старины глубокой", но и историю своей жизни (ELULUGU - биография) невоз- можно описать без использования прошедшего времени: "Родился... учился-ленился... влюбился-женился..." и т.д. И именно детальное изучение форм прошедшего времени является предметом данной и трёх последующих глав.Начнём с общей информации: глагол в форме настоящего времени "Я учу эстонский язык..." переводится на эстонский однозначно - "Ma õpin eesti keelt...". Однако при переводе глагола в прошедшем времени возможны варианты:

ô è "Ma õppisin eesti keelt..."

учил эстонский язык..." - ô è "Ma olen õppinud eesti keelt..."

ô è "Ma olin õppinud eesti keelt...",

из чего явствует, что в эстонском языке - три прошедших времени. Они называются:

- IMPERFEKT e. LIHTMINEVIK - имперфект или простое прошедшее время, выражает факт прохождения действия в прошлом

- PERFEKT e. TÄISMINEVIK - перфект или полное прошедшее время, обозначает прошлое действие, длившееся до момента речи, результаты которого видны в настоящем

- PLUSKVAMPERFEKT e. ENNEMINEVIK - плюсквамперфект или давнопрошедшее время, обозначает действие, произошедшее в прошлом - до действия, обозначенного формой имперфекта.

В этой главе рассмотрим механизм образования имперфекта (простого прошедшего времени).

15.1. Об утвердительной форме имперфекта.

Автору как-то довелось стать свидетелем такого диалога:

- Клавдия, а я запомнила, как по-эстонски будет "работала"!

- Да ну!?

- И очень даже просто. Вспоминаешь русское "тётя Зина" - и вот тебе " töötasin "!

Не дай Бог так учить язык. Тем более, что разобраться в нескольких правилах, регламентирующих образование имперфекта, не составит для Вас ни малейшего труда.

Обратите внимание на выделенные слова: Ma pean lugema.

Ma võin lugeda.

Ma loen.

В этом нет для Вас никакой новой информации: у каждого глагола есть форма MA -инфинитива, форма DA -инфинитива (см. гл.5) и форма 1 лица ед. числа. Всё это - основные формы. Почему они так называются? Потому что служат основой для дальнейшего формообразования. Если, например, Вам надо найти формы 3 лица глагола LUGEMA в настоящем времени, то Вы сначала находите основу 1 л. ед.ч.

LOEN - N = LOE, а затем уже

TA LOE + B = LOEB

NAD LOE + VAD = LOEVAD. Но в прошедшем времени основа 1 л. ед.ч. уже не используется.

NB! Простое прошедшее время образуется при помощи основы MA -инфинитива.

Harjutus 92. * Найдите основы следующих глаголов*:

  основа МА-инф. основа DA-инф. основа 1 л. ед.ч.
kuduma kudu -ma kudu -da koo -n
tõlkima ............   ............   ............  
uskuma ............   ............   ............  
võimlema ............   ............   ............  
suplema ............   ............   ............  
oskama oska -ma osa -ta oska -n
kuulama ............   ............   ............  
puhkama ............   ............   ............  
hakkama ............   ............   ............  
kohtama ............   ............   ............  
andma and -ma and -a anna -n
sõitma ............   ............   ............  
leidma ............   ............   ............  
tahtma ............   ............   ............  
käima ............   ............   ............  

С основой разобрались. Но в образовании имперфекта принимают участие ещё суффикс и личное окончание. NB! Суффиксами простого прошедшего времени являются -SI, -(i)S и -i**.

Остальные примечания рассмотрим на практических примерах.

* Все эти глаголы (их основные формы) Вы найдёте в словаре.

** Использование суффикса -i - см. гл. 16.

Harjutus 93. * Проспрягаем в настоящем и в простом прошедшем времени глагол KUDUMA,KUDUDA,KOON:

осн. MA-инф. + суффикс + личн. оконч.

Ma koon ô MA KUDU + SI + N = KUDUSIN

Sa kood ô SA KUDU + SI + D = KUDUSID

NB! Формы 3 лица в имперфекте не имеют окончаний.

Ta koob ô TA KUDU + S = KUDUS

Me koome ô ME KUDU + SI + ME = KUDUSIME

Te koote ô TE KUDU + SI + TE = KUDUSITE

NB! В образовании формы 3 л. мн.ч. принимает участие признак множественного числа -D.

Nad koovad ô NAD KUDU + SI + D = KUDUSID

Проделайте ту же работу с глаголами:

Ma õpin ôMa õppisin Ma loen ô............ Ma tõlgin ô............

Sa........ ô............ Sa........ ô............ Sa........ ô............

Ta........ ô............ Ta........ ô............ Ta........ ô............

Me........ ô............ Me........ ô............ Me........ ô............

Te........ ô............ Te........ ô............ Te........ ô............

Nad........ ô............ Nad........ ô............ Nad........ ô............

 

Ma kuulanô............ Ma räägin ô............ Ma kirjutan ô............

Sa........ ô............ Sa........ ô............ Sa........ ô............

Ta........ ô............ Ta........ ô............ Ta........ ô............

Me........ ô............ Me........ ô............ Me........ ô............

Te........ ô............ Te........ ô............ Te........ ô............

Nad........ ô............ Nad........ ô............ Nad........ ô............

Harjutus 94. * Проспрягаем в настоящем и в простом прошедшем времени глагол TAHTMA,TAHTA,TAHAN:

осн. MA-инф. + суффикс + личн. оконч.

Ma tahan ô MA TAHT + SI + N = TAHTSIN

Sa tahad ô SA TAHT + SI + D = TAHTSID

NB! Если основа MA -инфинитива оканчивается на согласный, то

в 3 л. ед.ч. используется -(i)S.

Ta tahab ô TA TAHT + (i)S = TAHTIS

Me tahame ô ME TAHT + SI + ME = TAHTSIME

Te tahate ô TE TAHT + SI + TE = TAHTSITE

Nad tahavad ô NAD TAHT + SI + D = TAHTSID

Проделайте ту же работу с глаголами:

Ma annan ôMa andsin Ma sõidanô............ Ma ostan ô............

Sa........ ô............ Sa........ ô............ Sa........ ô............

Ta........ ô............ Ta........ ô............ Ta........ ô............

Me........ ô............ Me........ ô............ Me........ ô............

Te........ ô............ Te........ ô............ Te........ ô............

Nad........ ô............ Nad........ ô............ Nad........ ô............

OSTMA,OSTA,OSTAN - покупать

P.S. Вся вышеизложенная информация сведена в таблицу - см. приложение 2.7. Парочка дополнений к этим правилам - в упр. 102 и 103.

Harjutus 95. * VAREM - раньше, ранее. Заполните пробелы:

PRAEGU... VAREM...

elan ma Narvas. ô elasin ma Jaanilinnas. ôäärelinnas

töötame me erafirmas. ô................ me............. ômetsas

asub see kesklinnas. ô................ see............. ôbussiga

õpivad nad ülikoolis. ô................ nad............. ôvasakule

sõidad sa autoga. ô................ sa............. ôvabrikus

jalutate te pargis. ô................ te............. ôJaanilinnas

pöörab ta paremale. ô................ ta............. ôkeskkoolis

Harjutus 96. * Встречаются старые приятели:

- Tere päevast! - Tere!

- Kuidas käsi käib? - Pole viga... Зачастую уже после этих слов возникает тягостная пауза, когда говорить не о чем, а просто уйти - невежливо. Что ж - и светское, и советское воспитание предполагают в подобной ситуации беседу хотя бы о погоде: ILM,ILMA,ILMA - погода.

Какая погода сегодня? Очевидно, что ответ будет зависеть от совокупности погодных факторов, таких, как

¤ PÄIKE,PÄIKESE,PÄIKEST - солнце

¤¤ TUUL,TUULE,TUULT - ветер

¤¤¤ SADEMED - осадки. И т.п. Начинать надо с простого, поэтому ими пока в нижеследующей таблице и ограничимся. Более подробная таблица приведена в дополнениях к главе 18.

  MILLINE ON ILM?  
ILM ON ILUS.   ILM ON HALB.
  ¤  
Päike paistab. PAISTMA,PAISTAN - Päike ei paista.
  светить  
  ¤¤  
Puhub nõrk tuul. PUHUMA,PUHUN - Puhub tugev tuul.
  дуть  
  ¤¤¤ Sajab vihma.
Ei saja. SADAMA,SAJAN - Sajab lund.
  идти (об осадках) Sajab rahet.
     
On soe. tº C On külm.
     

VIHM,VIHMA,VIHMA - дождь SOE,SOOJA,SOOJA - тёплый

LUMI,LUME,LUND - снег RAHE,RAHE,RAHET - град

KÜLM,KÜLMA,KÜLMA - холодный

1. Повторите упр. 55.

Mis päev on täna? -...............................

Milline ilm on täna? - 1..................... ilus..........:

..........................................................................................................

- 2..................... halb..........:

..........................................................................................................

2. EILE - вчера Eile.......... päike ja........... nõrk tuul.

ÜLEEILE - позавчера Üleeile....... vihma ja....... tugev tuul.

3. Повторите упр. 57.

Jutustage, milline ilm on meil tavaliselt suvel (sügisel, talvel, kevadel).

Tavaliselt on suvel ilus ilm, päike pais- ô Tavaliselt on sügisel............

tab, on soe, puhub nõrk tuul, ei saja. ô.....................................................

Kuid vahel on külm, sajab vihma või rahet. ô Kuid vahel...............................

ô.....................................................

--- ------ ------ ------ ------ ------ ------ ------ ------ Tavaliselt on talvel........................

ô Tavaliselt on kevadel...........

........................................................... ô.....................................................

Kuid vahel...................................... ô Kuid vahel..............................

........................................................... ô....................................................

Harjutus 97. * В жизни, конечно, всякое случается, но отдел кадров наверняка удовольствуется Вашей автобиографией, если в ней будут отражены следующие события:

1. SÜNDIMA,SÜNNIN - рождаться, родиться

Kus te olete sündinud*? - (в Тарту)......................................

Millal (mis aastal) te olete sündinud? - (в 1954 г.)..................

2. Глагол MINEMA,LÄHEN спрягается в имперфекте следующим образом:

 
 
MA LÄKSIN ME LÄKSIME  
SA LÄKSID TE LÄKSITE EI LÄINUD
TA LÄKS NAD LÄKSID  

 

 

 


И не всё ли равно - почему так? Он ведь такой - единственный.

Millal te läksite kooli? - (в 1961 г.)...............................

3. LÕPETAMA,LÕPETAN - заканчивать кончать окончить

Millal te lõpetasite kooli? - (в 1971 г.)...........................

4. ASTUMA,ASTUN - поступать вступать шагать

Millal te astusite instituuti? - (в 1974 г.)...........................

Millal te lõpetasite instituudi? - (в 1979 г.)........................

Mis aastast mis aastani te õppisite instituudis? - (с 1974 г. по 1979 г.).................................................

Внимание! TÄHELEPANU! Смертельный номер - иллюстрация! Исполняется впервые.* См.стр.33.

Harjutus 98. * Отчаянно влюблённый десятиклассник посвятил своей пассии сочинение, в котором наделал кучу ошибок. Двойка неотвратима, не спасёт даже прекрасный портрет любимой, выполненный им же, если только Вы не поможете ребёнку, исправив эти ошибки.

"See (juhtusin) sellel suvel Narva-Jõesuus. Ma (käis) iga päev rannas. (Paistma) päike, (puhuma)

nõrk tuul. Ma (päevitas) ja (suples). Ühel ilusal päeval ma (tutvus) rannas Annega.

"Kuidas käsi käib?" (küsis) mina. "Pole viga," (vastasite) Anne. "Ilus tüdruk!" (mõtles) mina ja

me (minema) jäätist sööma. Anne (jutustasite) mulle, et tema vanemad (kolis) Narva kevadel, mais. Varem (elasid) nende perekond Paides. Seal Anne (sündisin) ja (lõpeta sin) kooli. Aga sellel aastal (astusite) ta Narva

Kõrgkooli. "Tark tüdruk!" (mõtles) mina ja (ostis) veel jäätist. Nii mööduski suvi. Hea ilmaga (jalutasid) me

metsas, (käisid) rannas. Halva ilmaga, kui (sadama) vihma, (kuulas) me kodus muusikat, (vaatas)

telerit. Veel (õppima) ma eesti keelt - ausõna!".


JUHTUMA,JUHTUN -случаться,происходить,

TUTVUMA,TUTVUN - знакомиться, ознакомляться

KÜSIMA,KÜSIN - спрашивать, спросить

VASTAMA,VASTAN - отвечать, соответствовать

MÖÖDUMA,MÖÖDUN - проходить, пройти, миновать

AUSÕNA - честное слово


Harjutus 97. * (Продолжение) 5. KOLIMA,KOLIN - переселяться, переезжать

Millal te kolisite Narva(4)? - (в 1982 г.)......................................................................................................

6. ABIELLUMA,ABIELLUN - вступить в брак

Millal te abiellusite? - (в 1985 г.)........................

Millal te teist korda abiellusite? - (в 1990 г.)........................

Millal te kolmandat korda abiellusite? - (в 1995 г.)................

7. ABIELU LAHUTAMA,LAHUTAN - расторгать брак

Millal te esimest korda abielu lahutasite? - (в 1988 г.)..............

Millal te teist korda abielu lahutasite? - (в 1993 г.)..................

15.2. Об отрицательной форме имперфекта. Отрицательные формы простого прошедшего времени образу-ются при помощи слова EI (не) и причастия на -NUD.

Такое определение даёт грамматика. Но как найти это самое причастие на -NUD, интересующее нас пока не само по себе, а как составная часть отрицательной формы имперфекта?

Обычно*оно образуется при помощи основыDA-инфинитива и признака причастия прошедшего времени -NUD.

Harjutus 99. * Повторите упр. 92. Заполните таблицу:

  основа DA-инф. причастие на -NUD. отриц. форма имперфекта
tõlkida tõlki tõlkinud ei tõlkinud
uskuda .......... .......... ..........
kuulata .......... .......... ..........
puhata .......... .......... ..........
sõita .......... .......... ..........
leida .......... .......... ..........

Harjutus 100. * Особого внимания требуют глаголы, у которых основы MA-инфинитива и DA-инфинитива не идентичны. Найдите такие глаголы в упр.92 (их там 6) и проспрягайте их в имперфекте:

võimle ma, võimel da....,.........,.........,.........,.........,...

Ma võimle sin................................................

Sa...............................................................

Ta...............................................................

Me...............................................................

Te...............................................................

Nad...............................................................

ei võimel nud................................................

Harjutus 101. *

* Но, к сожалению, не со всеми глаголами это возможно. Поэтому для отдельных глаголов форма причастия на -NUD даётся в словаре дополнительно к формам MA-инф., DA-инф. и 1 л. ед.ч.

жизни, использует глаголы в утвердительной форме имперфектa, а в последние годы - те же глаголы в отрицательной форме. Заполните пробелы, подобрав необходимый по контексту глагол.

Aasta 1994. aasta

"... Koolis.......... ma oma esime- ô lugema ô"... Koolis............... ma

se kirjandi Leninist. Ma.......... ô tahtma ôLeninist ja............... ma

aktiivselt pioneeritööga. Pärast ô tegelema ôpioneeritööga. Pärast..........

.......... ma kommunistlikku noor- ô tõlkima ôma kommunistlikku noorsoo-

sooühingusse (â êîìñîìîë). Üli- ô kirjutama ôühingusse. Ülikoolis............

koolis........ ma marksismi klassi- ô astuma ôma marksismi klassikuid,.....

kuid,........ Brežnevi kõnesid. Ma ô ô.......... Brežnevi kõnesid. Ku-

.......... alati saada parteilaseks!" ô ônagi............... ma saada

ô ôparteilaseks!"

KIRJAND,KIRJANDI,KIRJANDIT - сочинение

TEGELEMA,TEGELDA ehk TEGELEDA,TEGELEN - заниматься, заняться

AKTIIVSELT - активно

KÕNE,KÕNE,KÕNET - речь

PARTEILANE,PARTEILASE,PARTEILAST - партиец

Дополнения. Harjutus 102. * У некоторых глаголов основа MA-инфинитива кончается на согласный s, например: tõu s ma, mak s ma, pek s ma. Но двойного s в имперфекте

ma tõu s + s i + n

sa mak s + s i + d

me pek s + s i + me

te kait s + s i + te не будет, поскольку в описываемых случаях

s + s = s. Таким образом

ma tõu s in maks..... peks......

sa tõu s id..............................

NB! ta tõu sis..............................

me tõu s ime..............................

te tõu s ite..............................

nad tõu s id..............................

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...