Факты неэффективного или неэкономного хозяйствования.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит» Раздел 1 «Финансы финансовая система» Тема 1.4 базовая подготовка; 1.5 углубленная подготовка «Финансовый контроль»
Составитель: Легашова О.Н. преподаватель Махачкалинского финансово - экономического колледжа – филиала федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».
Махачкала План: 1. Финансовый контроль, его содержание, значение и задачи. Принципы финансового контроля. 2. Модели, формы и методы проведения финансового контроля. 3. Государственный финансовый контроль в РФ. 4. Негосударственный финансовый контроль.
1. Финансовый контроль, его содержание, значение, задачи и принципы. Финансовый контроль - это совокупность мероприятий по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а также населения, с применением специфических форм и методов организации. Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов. Объект финансового контроля – процессы формирования и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования, органами государственной власти и органами местного самоуправления Сферой финансового контроля могут стать любые стороны и показатели финансовой, хозяйственной, производственной и иной деятельности проверяемой организации или гражданина
Субъектами финансового контроля являются уполномоченные органы (государственные контрольные органы, структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления, негосударственные специализированные организации), а также специалисты, осуществляющие контрольную деятельность (аудиторы). При финансовом контроле проверяют соблюдение требований закона и целевого характера использования средств, разработку и исполнение бюджетов (бюджетный контроль) и др. Цель финансового контроля – содействие успешной реализации финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов, обеспечение процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны. Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права государства и его учреждений. При проведении финансового контроля выполняются следующие этапы: 1. Планирование контрольного мероприятия (составление плана работы, программы проверки) 2. Организация и проведение контрольного мероприятия 3. Подготовка акта (если выявлены нарушения) или справка (если нет нарушений) по результатам контрольного мероприятия 4. Реализация материалов контрольного мероприятия
Задачи по проверке соблюдения законодательных и иных нормативных актов различного уровня Проверка соблюдения финансовой дисциплины, в том числе кассовой. Проверка пределов полномочий должностных лиц при принятии решений; выявление случаев превышения полномочий, в том числе злоупотребление ими в корыстных целях. Проверка соответствия совершённых хозяйственных операций требованиям законодательства. Контроль соблюдения установленных бюджетов и лимитов по статьям затрат.
Проверка правильности документального оформления хозяйственных операций. Проверка правильности ведения бухгалтерского учёта; причём не только финансового, но и управленческого, если его ведение предусмотрено локальными нормативными актами. Проверка правильности и своевременности расчётов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами. Проверка целевого использования целевых средств, в том числе заёмных и бюджетных. Определение и (в ряде случаев) применение мер ответственности лиц, допустивших нарушения финансово-экономического законодательства.
Принципы финансового контроля
1. Принцип независимости- Органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют. 2. Принцип законности - деятельность органов финансового контроля должна строго соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам. 3. Принцип ответственности - данный принцип может быть рассмотрен как минимум в трех аспектах: а) ответственность контролеров, б) ответственность контролируемых, в) ответственность третьих лиц а) ответственность контролеров - каждый субъект финансового контроля за ненадлежащее выполнение возложенных на него контрольных функций и задач должен нести ответственность. б) О тветственность контролируемых - должны быть установлены виновники выявленных ошибок и злоупотреблений в управлении государственными финансами и иной собственностью, они должны нести ответственность согласно степени тяжести и степени влияния допущенных ими незаконных или неадекватных действий для государственных финансов. в) ответственность третьих лиц – это органы государственной власти, обладающие правом принятия решений на основе представлений или предписаний органов финансового контроля, должны нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по отношению к органам финансового контроля. 4. Принцип сбалансированности - означает, что субъекту нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения, т.е. при определении обязанностей субъекта контроля должен быть определен соответствующий объем прав и возможностей.
5. Принцип системности - предполагает наличие именно системы органов финансового контроля. 6. Принцип объективности – выводы органов финансового контроля, а также подходы к планированию проверок должны исключать предвзятость или предрасположенность, а также какие-либо особые мотивы (корысть, политический заказ) 7. Принцип гласности -предусматривает открытость деятельности органа финансового контроля, доступность каждого гражданина к информации о результатах контрольной деятельность. Результат финансового контроля Результатом мероприятия финансового контроля (ревизии, проверки и т. п.) является документ (акт, отчёт, справка, заключение), который отражает: Достоверную информацию о финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля (проверяемой организации), Вскрытые в процессе контроля нарушения норм и правил, отклонения от принятых стандартов, факты неэффективного или неэкономного хозяйствования.
2. Модели, формы и методы проведения финансового контроля.
Мировая практика выделяет две сложившиеся модели финансового контроля: 1. В странах, приверженных англосаксонской модели, деятельность контрольного органа ограничена подготовкой отчета о проверке, ревизии. Вопрос о санкциях рассматривают административные и судебные органы. 2. В странах, где устоялась французская модель, контрольные органы исполняют и некоторые судебные функции: им дано право определять степень виновности лиц в финансовых нарушениях, а также требовать возмещения ущерба.
Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям: 1. регламент осуществления — обязательный (внешний), инициативный (внутренний); Обязательный контроль финансовой деятельности юридических и физических лиц осуществляется на основе закона. Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей
2. время проведения — предварительный, текущий (оперативный), последующий; Предварительный контроль — проводится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций, носит профилактический, упреждающий характер. Текущий контроль — производится в момент совершения денежных сделок, осуществления хозяйственных операций. Текущий контроль наиболее проблематичен с технической точки зрения. Последующий финансовый контроль предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения фактических финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д. 3. субъекты контроля — президентский, законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, ведомственный, аудиторский; 4. объекты контроля — бюджетный; контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный контроль; контроль за денежной массой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|