Методы финансового контроля
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1) проверки документальные и камеральные - рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений. 2) обследования - охватывает более широкий спектр финансово -экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития 3) надзор - осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. 4) анализ финансового состояния - предполагает детальное изучение финансово-бухгалтерской отчетности (периодической или годовой) для общей оценки результатов финансовой деятельности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования. 5) наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента. 6) ревизии - наиболее глубокий и всесторонний метод финансового контроля. Ее суть заключается в полном обследовании финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. Виды ревизии: полные и частичные, комплексные и тематические, плановые и внеплановые.
3. Государственный финансовый контроль в РФ.
Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ»
Государственный финансовый контроль - это комплексная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующаяся на конституции и других законах государства. Главная цель государственного контроля - максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого расходования. Основные задачи данного контроля: § выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины; § разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих; § принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.
Государственный финансовый контроль осуществляют следующие органы исполнительной власти: 1. Президент РФ; 2. Главное контрольное управление Президента РФ; 3. Правительство РФ; 4. Министерство финансов РФ 5. ФНС РФ; 6. Федеральное казначейство РФ и др.
Президент РФ. Президентский контроль осуществляется в соответствии с Конституцией РФ посредством издания указов по финансовым бюджетным и налоговым вопросам, подписания федеральных законов Главное контрольное управление Президента РФ. Имеет право требовать от руководителей государственных, организаций и предприятий предоставления документов, материалов и другой информации, необходимой для проведения проверок, привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента предложения по результатам проверок. Правительство РФ. Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств. При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.
Министерство финансов РФ. Осуществляет финансовый контроль всеми управлениями и отделами Минфина России в пределах своей компетенции и сфер деятельности, в том числе специально созданным Контрольно-ревизионным управлением с его территориальными и местными органами. ФНС РФ. Основная задача – выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. Главное управление Федерального казначейства, главной задачей которого является контроль за исполнением федерального бюджета РФ и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Кроме вышеуказанных органов, государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют Государственный таможенный комитет РФ, Центральный банк РФ, Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
Схема 1 Структура органов государственного финансового контроля в РФ*
*Источник: Центр институциональных и микроэкономических исследований Института экономики РАН.
4. Негосударственный финансовый контроль.
Негосударственный финансовый контроль- это те виды финансового контроля, которые проводятся на основе российских законов, но без непосредственного участия государственных контролирующих органов. К негосударственным видам финансового контроля относятся: 1) внутрифирменный; 2) контроль со стороны коммерческих банков за организациями - клиентами; 3) аудиторский контроль. Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы. Службы финансового контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежных затрат, как собственных, так и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми, контролируют финансовое состояние предприятия. Контроль коммерческих банков за организациями – клиентами. Коммерческие банки обязаны контролировать лишь соблюдение предприятиями-клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. Аудиторский контроль- установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности; контроль соблюдения российского законодательства при совершении тех или иных финансовых и хозяйственных операций; проверка расчетно-платежной документации и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|