Вопрос 1. Национальная безопасность Российской Федерации: понятие, виды, принципы, стратегия и стратегические национальные приоритеты.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Основная: 1. Декларация о преступности и общественной безопасности. Принята Резолюцией 51/60 от 12 декабря 1996 г на 82-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. 2. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ. 3. Федеральный Закон РФ «О полиции» от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ. 4. Федеральный Закон «О социальных гарантиях сотрудников ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ. 5. Федеральный Закон «О службе в ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ. 6. Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ. 7. Об утверждении Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Приказ МВД РФ от 17.01.2006 г. № 19 (в ред. от 30.12.2011 г. № 1340). 8. Распоряжение от 22 апреля 2013 года № 646-р о плане реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов. 9. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации. Федеральный закон РФ N 59-ФЗ от 2.05.2006. 10. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Федеральный закон РФ N 109-ФЗ от 18.07.2006. 11. О противодействии коррупции. Федеральный закон N 273-ФЗ от 25.12.2008. 12. О мерах по обеспечению общественной безопасности и правопорядка в Российской Федерации. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 20.11.2013 № 438-СФ 13. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Указ Президента Российской Федерации от 12.05. 2009 N 537.
14. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации от 20 ноября 2013 г. 15. Криминология. Учебник / Долгова А.И. М.: Норма – Инфа-М, 2013. 16. Криминология: Учебник для бакалавров / Ю.М. Антонян. М.: Издательство Юрайт, 2012. 17. Криминология // Г.И. Богуш, М.Н. Голоднюк, О.Н. Ведерникова, учебное пособие ВУЗ: Проспект, 2010. 18. Предупреждение преступлений и административных правонарушений. Курс лекций. / под ред. В.Б. Клишкова, О.В. Лукичева, Т.Н. Тиминой. – СПб.: СПб ун-т МВД России, 2012. 19. Криминология: учебник / сост. Г.А. Аванесов.6-е изд. М. ЮНИТИ. 2013. Дополнительная: 1. Андреев М.В. Основы теории национальной безопасности: учебник. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 2. Благов Е.В. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка: лекции. М.: Юрлитинформ, 2011. 3. Благов Е.В. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка: лекции. М.: Юрлитинформ, 2011. 4. Вайле С.П. Характеристика современного бандитизма: лекция. М.: ВНИИ МВД России, 2013. 5. Громова О.А. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых мигрантами из государств-участников СНГ: автореферат дис.... канд. юрид. наук 12.00.08/ О. О. Громова; ИМПЭ им. А. С. Грибоедова. М., 2010. 6. Долгова А.И. Криминологические оценки организованной преступности и коррупции, правовые баталии и национальная безопасность. М., 2011. – № 4(4). 7. Дриль Д.А. Преступность и преступники. Учение о преступности и мерах борьбы с нею. ИНФРА-М. М. 2012. 8. Жерновой М.В. Российская организованная преступность: транснациональные аспекты: лекция / М.В. Жерновой, А.Н. Сухаренко. ВНИИ МВД России. М. 2013. 9. Журавлев Р.А. Законодательные основы противодействия угрозам общественной безопасности: монография / Р.А. Журавлев. М. 2013. 10. Кургузкина Е.Б. Криминологическая характеристика и проблемы предупреждения правоохранительными органами преступности в сфере общественной безопасности: монография. ВНИИ МВД. М. 2011.
11. Нижник Н.С. Национальная безопасность как социоюридический феномен: монография. – СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2013. 12. Павлинов А.В. Стратегия борьбы с насильственным антигосударственным экстремизмом и преступностью в условиях современной России. М.: Юрлитинформ, 2010.
ВВЕДЕНИЕ Состояние общественной безопасности в Российской Федерации характеризуется как нестабильное. Несмотря на принимаемые государством и обществом усилия, направленные на борьбу с преступными и иными противоправными посягательствами, предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, необходимый уровень обеспечения общественной безопасности не достигнут. В стране сложилась непростая криминогенная обстановка, отличающаяся высоким уровнем преступности и появлением новых видов угроз криминального характера. Так, например, уровень террористической угрозы на территории Российской Федерации продолжает оставаться высоким, масштабы последствий террористических актов значительны. Террористы стремятся расширить географию своей деятельности, на территории страны отмечается активность международных террористических организаций, которые привлекают наёмников и боевиков, состоящих в экстремистских организациях, и оказывают им финансовую помощь, поставляют оружие. В сложившихся обстоятельствах необходима реализация комплекса мероприятий в области противодействия терроризму и разрушения его основ. Повышенного внимания требует обеспечение безопасности граждан, защиты потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. Одним из основных источников угроз общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране. Особую озабоченность вызывает распространение экстремистских настроений среди молодёжи. Члены экстремистских организаций активно используют новые технологии, в том числе информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, для распространения экстремистских материалов, привлечения в свои ряды новых членов и координации противоправной деятельности. Для противодействия экстремизму требуются согласованность действий всех государственных органов и органов местного самоуправления, их взаимодействие с институтами гражданского общества, формирование консолидированной позиции по вопросам профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов.
Значительное количество преступлений, особенно против личности, совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, что свидетельствует об осложнении криминогенной обстановки в стране вследствие массового злоупотребления алкогольной продукцией, а также немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Растёт число административных правонарушений, совершаемых в состоянии алкогольного или наркотического опьянения на транспорте и в области дорожного движения. В связи с этим необходимо разработать и принять меры по повышению эффективности функционирования системы обеспечения безопасности населения на железнодорожном, автомобильном, водном и воздушном транспорте. Количество преступников увеличивается за счёт беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, граждан без определённого места жительства, лиц, освобождённых из мест лишения свободы, иностранных граждан или лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, а также лиц, не имеющих постоянного источника дохода. Благодаря объединённым усилиям государства и общества, направленным на борьбу с преступностью, достигнут определённый прогресс в уменьшении степени криминализации общественных отношений. Однако ряд криминогенных факторов продолжает оказывать негативное воздействие на состояние общественной безопасности в стране. Отмечаются многочисленные факты коррупционных преступлений, совершаемых против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Наблюдаются устойчивые тенденции к сращиванию интересов бизнеса и чиновников, включению в коррупционные схемы должностных лиц и представителей бизнеса иностранных государств.
Являясь одной из системных угроз общественной безопасности, коррупция существенно затрудняет нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации российской экономики, вызывает серьёзную тревогу в обществе и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене. Незаконная миграция в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, способствует возникновению угроз общественной безопасности. Незаконные пребывание в Российской Федерации иностранных граждан и осуществление ими трудовой деятельности на территории страны зачастую ухудшают социальную обстановку в местах их пребывания, создают условия для формирования террористических организаций, политического и религиозного экстремизма, национализма. Неблагоприятные тенденции наблюдаются во внутренней миграции, основным вектором которой остаётся переселение мигрантов с востока страны в центр, в результате чего не только усиливается дисбаланс в распределении населения по территории Российской Федерации, но и растёт социальная напряжённость в обществе, способствующая возникновению ксенофобии, национальной, расовой и религиозной розни, а также увеличивается количество этнических организованных преступных групп. В Российской Федерации наблюдается ухудшение технического состояния объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств, гидротехнических сооружений, связанное с их износом, что влечёт за собой снижение уровня безопасности при их эксплуатации, повышение риска возникновения чрезвычайных ситуаций. В области защищённости населения и окружающей среды от опасных биологических и химических факторов наблюдаются тревожные признаки: анализ ситуации, сложившейся в различных сферах обеспечения биологической и химической безопасности, позволяет сделать вывод, что существуют серьёзные риски причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде. На фоне значительного ухудшения обеспечения санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, фитосанитарной и экологической безопасности, а также упадка биотехнологической и химической промышленности появились новые биологические и химические угрозы общественной безопасности.
Анализ информации о чрезвычайных ситуациях свидетельствует о том, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями и пожарами, происшествия на водных объектах, а также техногенные аварии и террористические акты являются основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан, экономики страны и, как следствие, для устойчивого развития Российской Федерации.
ВОПРОС 1. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРИНЦИПЫ, СТРАТЕГИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ. Проблемы обеспечения национальной безопасности занимают первостепенное значение в российской политике. Сегодняшние реалии диктуют необходимость четкого понимания возможных угроз национальной безопасности и формирования эффективных механизмов их преодоления (в том числе и криминологического характера). Существует множество теоретических подходов к пониманию понятия национальной безопасности, предлагаются различные основания для формирования дефиниции понятия: 1) через интересы и цели; 2) через государственную мощь и цели; 3) через цели и средства их достижения; 4) через понятия «угрозы» и «ценности». В классическом понимании под безопасностью принято считать состояние защищенности от опасностей внутреннего и внешнего характера. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (далее – Стратегия 2009 г.) определена дефиниция национальной безопасности РФ как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства». Стратегия 2009 г. – это официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. Национальные интересы Российской Федерации – совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства. Под угрозой национальной безопасности понимается прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства. Стратегические национальные приоритеты – важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности. Для обеспечения национальной безопасности необходима система, то есть силы и средства обеспечения национальной безопасности, где силы – это Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации, а средства – это технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению. Механизм обеспечения национальной безопасности может быть представлен в узком и широком смысле. При рассмотрении в узкомсмысле он выступает как составная часть государственного механизма и представляет собой систему государственных организаций, органов, учреждений, а также негосударственных институтов, специально создаваемых для обеспечения безопасности, либо наделяемых специальной функцией на определенный период времени, взятую в их взаимодействии и практическом функционировании. В широком смысле механизм обеспечения национальной безопасности представляет собой систему средств, с помощью которых осуществляется результативное воздействие на подвергшиеся угрозам общественные отношения и социальные процессы с целью защиты жизненно важных интересов общества и государства. Следует отметить, что Стратегия 2009 г. была принята во исполнение Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Социально-экономическая Концепция 2008 г.), основной целью которой является определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе. Безопасность граждан и общества должна обеспечиваться поддержанием высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая экономическую и продовольственную безопасность, безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Следующим серьезным шагом со стороны государства в вопросе обеспечения национальной безопасности, касаемо общественной безопасности как одной из основных ее составляющих, стало принятие Концепции общественной безопасности в Российской Федерации 2013 г. (далее – Концепция 2013 г.). Содержащиеся в ней концептуальные подходы к обеспечению общественной безопасности разработаны в соответствии с положениями Стратегии 2009 г. и Социально-экономической Концепции 2008 г..
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|