Фиксация данных наблюдения
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
<…>В дневнике наблюдений должна находить отражение та ситуация («фон», контекст), в которой происходило наблюдаемое поведение. Каждая запись в нем содержит как бы некоторое введение, которое стало предметом ее фиксации. Например, запись посвящена поведению испытуемого во время учебного занятия. Введение к ней может содержать указание на то, где, в каком ряду сидит испытуемый, является ли для него это место постоянным или случайным, сидит ли он в отдалении от соседей или в общем ряду с ними, являются ли эти соседи постоянными или случайными людьми и т.д. Таким образом, в подобном введении описывается по возможности широко вся обстановка, состояние окружающих, характер занятий, даются обобщенные указания на социальные роли участников и т.д. Наряду с таким введением к записи может оказаться полезным и специальное заключение к ней. В нем можно остановиться на описании изменений, которые произошли в ситуации за период наблюдения, или тех особенностей «фона», которые кажутся наблюдателю наиболее важными в связи с наблюдавшимся поведением. (Например, во время наблюдения появляется человек, мнения и оценки которого очень значимы для испытуемого, и, следовательно, его присутствие в данной ситуации может определенным образом повлиять на поведение испытуемого. Подобному факту необходимо уделить внимание в заключении к соответствующей записи в дневнике.) В процессе наблюдения следует стремиться к расширению наблюдения за «фоном», на котором разворачивается поведение, но так, чтобы наблюдение за последним не терпело никакого ущерба. Анализируя структуру процесса наблюдения, А.П. Болтунов выделял следующие компоненты, составляющие акт наблюдения:
1) внимание, обращенное на тот или иной аспект; 2) анализ и синтез при наблюдении; 3) опора на знания или предположения; 4) суждение.
Выделение всех этих элементов делает особенно отчетливым неизбежное наличие личного момента в наблюдении, который играет в последнем большую роль. Понимание этого очень важно для дальнейшей обработки наблюдений, психологического анализа поведения, поскольку никто «...не может так же близко подойти к наблюдаемой личности, как сам наблюдатель» [Басов, 1975, с. 141]. Сохраняя полную объективность при фиксации данных, наблюдатель может и должен высказывать свое отношение к описываемым явлениям и свое понимание их смысла. При этом догадки подобного рода должны вытекать из фактов наблюдения, а не предшествовать им; более того, такие догадки вполне целесообразны, так как иногда одно меткое слово заменяет поток длинных описаний (А. П. Болтунов). Предположения и суждения наблюдателя могут касаться разнообразных предметов: объяснять данные поведения, сопоставлять их с другими аналогичными фактами, затрагивать методические вопросы и т.д. При этом важно, чтобы подобные записи оценок, мнений, замечаний наблюдателя в дневнике всегда были четко отделены от записей данных наблюдения. С формальной стороны дневник наблюдений представляет собой отдельную тетрадь, в которой фиксируются данные наблюдения. На первой странице записываются имя наблюдаемого человека, его пол, возраст, имя и фамилия наблюдателя. Каждая запись в дневнике предваряется указанием даты, времени и продолжительности наблюдения, упоминается также день недели. Страницы, на которых ведутся данные записи наблюдения, имеют широкие поля для последующих замечаний наблюдателя и предварительного анализа наблюдавшихся фактов. Кроме фактов наблюдения и суждений наблюдателя по их поводу в дневнике не должно содержаться никаких других записей. Наблюдатель обязан правильно применять терминологию, язык должен быть строгим, деловым, точным и метким.
Литература: 1. Экспериментальная психология: практикум / Под ред. С.Д.Смирнова, Т.В. Корниловой. – М., 2002.
1 Данный текст опубликован в 1975г. Следует отметить, что, вопреки представлениям автора, дневниковые записи до сих пор актуальны и не рассматриваются современными психологами как устаревшее средство фиксации поведения. Более того, правила ведения дневников с тех пор мало изменились. В частности, в современных учебниках до сих пор цитируют автора данного текста (комментарий преподавателя). 2 Современные возможности технической фиксации поведения, безусловно, значительно шире: фотография, различные аудио и видео средства (комментарий преподавателя).
Читайте также: DML. Изменение данных Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|