Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Линия идеализма в философии Нового Времени ( Берклин, Юм)




Философия И. Канта

- основатель теории познания с точки зрения бытия и его сущности

- впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика

Познающего субъекта рассматривает как главный фактор, определяющий способ

Познания

- анализирует структуру субъекта. В отличии от Бэкона и Декарта, где

Субъективное является препятствием (см идолы пещеры у Бэкона), Кант

Решает установить различие между субъективными и объективными элементами знания,

Исходя их самого субъекта.

- В субъекте 2 слоя: эмпирический (индивидуально-психологические особенности человека)

И трансцедентальный (всеобще определяющий, составляет принадлежность человека как

Такового). Трансцедентальный дает объективные знания – надындивидуальное

Начало.

- Считал гносеологию (науку о познании) главной проблемой философии. Надо

Изучать не сами вещи, а познавательную деятельность.

- Критический анализ познавательных способностей, чтобы выяснить их природу и

Возможности.

- Мир явлений и мир «вещей в себе». В мире явлений все зависит друг от

Друга, вещь в себе как субстанция, то есть нуждается только в самой себе.

- Разум руководит поступками человека. Исходя их мира явлений и мира вещей

В себе: мир природы, где чувства, все есть причина чего-то, у всего есть

Причина – действуют законы природы и мир свободы, где разумное существо

Есть цель сама по себе, следовательно она не может быть причиной – законы

Разума.

Философия Г. Гегеля

- разделил познание на: инструмент (логическое мышление) и основную форму (понятие).

- В основе рационального познания лежит диалектическая логика.

- Переосмыслить природу понятия: Абсолютное понятие (абсолютная идея) – абсолютное

Тождество субъекта и объекта. Такое понятие – истинная сущность вещества,

Но это идеал.

- Саморазвитие понятия подчинено законам диалектики: единство и борьба

Противоположностей.

- Абсолютное понятие проходит тройственный цикл развития: утверждение, отрицание и

Отрицание отрицания - постоянно пока не получится высший синтез.

Философия Л. Фейербаха

- в середине 19 века острая критика идеализма, религии. Идеализм =

рационализированная религия. Философия и религия противоположны!

- Критика религии: человек считает, что он сотворен Богом, но на самом деле человек

Сотворил Бога сам.

- Человек – часть вечной природы.

- Человек – психофизическое единство души и тела.

- Человеческая природа рассматривается биологически, а не духовно как у Гегеля.

- Человек - лишь звено в развитии человеческого рода. Маркс не согласен: человек

– историческое и социальное существо. Его сущность – не абстракт, присущий

Отдельному индивиду. Она есть совокупность всех общественных отношений.

- Фейербах: ощущения – единственный источник познания.

Философия марксизма

Карл Маркс (1818-1883) - создатель диалектико-материалистической философии (совместно с Ф. Энгельсом) - основоположник марксизма, философского, экономического и политического учения.

К. Маркс решает традиционную для европейской мысли проблему отчуждения человека в обществе, где господствует частная собственность на средства производства, и ищет пути преодоления этого отчуждения. Поскольку базисом любого вида отчуждения выступает экономическое отчуждение или отчужденный труд, К. Маркс занимается концептуальным анализом природы и особенностей капиталистической системы экономики. Проблемы конкретного человека заменяются социальными. К. Маркс усваивает диалектический метод, разработанный Г. В.Ф. Гегелем. У него движущая сила - не дух, а материя.

К. Маркс подчеркивает, что для него идеальное – не демиург всего, а «материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Движущей силой в обществе является деятельное отношение человека к окружающему миру, главное звено которого - материальное производство. Материя при подобной интерпретации - не некая неизменная субстанция, она исторична и динамична.

На этом построена и теоретико-познавательная концепция. К. Маркс реинтерпретирует традиционную онтологию материализма, где только познающий субъект активен, а познаваемый объект всегда пассивен.

Исследователь в процессе познания имеет дело не с природой самой по себе, а с природой, данной субъективно, как чувственная деятельность, практике. Познание - сложный процесс взаимодействия субъекта и объекта.

По К. Марксу, философия призвана помочь не только объяснять мир, но и изменять его. В социально-философском плане К. Маркс продолжал традиции Просвещения и Г. В.Ф. Гегеля, верил в науку и прогресс, рассматривая развитие общества как естественный исторический процесс смены общественно-экономических традиций.

В разработку философской концепции внес вклад Фридрих Энгельс (1820-1895). Ф. Энгельс разрабатывал материалистическую концепцию бытия и концептуально оформлял («Анти-Дюринг», «Диалектика природы», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»). Уделял взимание сущности диалектического способа мышления в сопоставлении с метафизическим, осмыслению достижений естественно-научного знания.

Оба разработали теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме.

Материалистическое понимание истории К. Маркса - исторический материализм – распространение материализма на общественную жизнь, историю.

К. Маркс абсолютизировал социальные антагонизмы, классовую борьбу и насилие, отрицал возможность прогрессивной эволюции общества.

Философию К. Маркс рассматривал как руководство к действию, имея в виду революционное преобразование общества. Революция должна была ознаменовать начало новой истории, которая не будет знать классовых антагонизмов.

Несмотря на различные подходы, в целом марксизм исходил из признания большой роли злого разума в решении комплекса социальных, экономических, экологических, антропологических и других проблем.

Философия позитивизма и постпозитивизма

Позитивизм — направление в науке и философии, исходящее из «позитивного», т. е. из данного, устойчивого, фактического, несомненного, и ограничивает им свое изложение и исследование, а метафизические объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными.

Логический позитивизм — философское течение, современная форма позитивизма.

Постпозитивизм — множество концепций, пришедших на смену логическому позитивизму (неопозитивизму).

Сторонники различных постпозитивистских направлений во многом не согласны друг с другом, критикуют устаревшие представления неопозитивизма, при этом сохраняя по отношению к нему преемственность.

Основной идеей постпозитивизма является рациональный метод познания.

Ярчайшие представители постпозитивизма:

— Карл Поппер;

— Имре Лакатос;

— Пол Фейерабенд;

— Томас Кун.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...