Линия идеализма в философии Нового Времени ( Берклин, Юм)
Философия И. Канта - основатель теории познания с точки зрения бытия и его сущности - впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика Познающего субъекта рассматривает как главный фактор, определяющий способ Познания - анализирует структуру субъекта. В отличии от Бэкона и Декарта, где Субъективное является препятствием (см идолы пещеры у Бэкона), Кант Решает установить различие между субъективными и объективными элементами знания, Исходя их самого субъекта. - В субъекте 2 слоя: эмпирический (индивидуально-психологические особенности человека) И трансцедентальный (всеобще определяющий, составляет принадлежность человека как Такового). Трансцедентальный дает объективные знания – надындивидуальное Начало. - Считал гносеологию (науку о познании) главной проблемой философии. Надо Изучать не сами вещи, а познавательную деятельность. - Критический анализ познавательных способностей, чтобы выяснить их природу и Возможности. - Мир явлений и мир «вещей в себе». В мире явлений все зависит друг от Друга, вещь в себе как субстанция, то есть нуждается только в самой себе. - Разум руководит поступками человека. Исходя их мира явлений и мира вещей В себе: мир природы, где чувства, все есть причина чего-то, у всего есть Причина – действуют законы природы и мир свободы, где разумное существо Есть цель сама по себе, следовательно она не может быть причиной – законы Разума. Философия Г. Гегеля - разделил познание на: инструмент (логическое мышление) и основную форму (понятие). - В основе рационального познания лежит диалектическая логика.
- Переосмыслить природу понятия: Абсолютное понятие (абсолютная идея) – абсолютное Тождество субъекта и объекта. Такое понятие – истинная сущность вещества, Но это идеал. - Саморазвитие понятия подчинено законам диалектики: единство и борьба Противоположностей. - Абсолютное понятие проходит тройственный цикл развития: утверждение, отрицание и Отрицание отрицания - постоянно пока не получится высший синтез. Философия Л. Фейербаха - в середине 19 века острая критика идеализма, религии. Идеализм = рационализированная религия. Философия и религия противоположны! - Критика религии: человек считает, что он сотворен Богом, но на самом деле человек Сотворил Бога сам. - Человек – часть вечной природы. - Человек – психофизическое единство души и тела. - Человеческая природа рассматривается биологически, а не духовно как у Гегеля. - Человек - лишь звено в развитии человеческого рода. Маркс не согласен: человек – историческое и социальное существо. Его сущность – не абстракт, присущий Отдельному индивиду. Она есть совокупность всех общественных отношений. - Фейербах: ощущения – единственный источник познания. Философия марксизма Карл Маркс (1818-1883) - создатель диалектико-материалистической философии (совместно с Ф. Энгельсом) - основоположник марксизма, философского, экономического и политического учения. К. Маркс решает традиционную для европейской мысли проблему отчуждения человека в обществе, где господствует частная собственность на средства производства, и ищет пути преодоления этого отчуждения. Поскольку базисом любого вида отчуждения выступает экономическое отчуждение или отчужденный труд, К. Маркс занимается концептуальным анализом природы и особенностей капиталистической системы экономики. Проблемы конкретного человека заменяются социальными. К. Маркс усваивает диалектический метод, разработанный Г. В.Ф. Гегелем. У него движущая сила - не дух, а материя.
К. Маркс подчеркивает, что для него идеальное – не демиург всего, а «материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Движущей силой в обществе является деятельное отношение человека к окружающему миру, главное звено которого - материальное производство. Материя при подобной интерпретации - не некая неизменная субстанция, она исторична и динамична. На этом построена и теоретико-познавательная концепция. К. Маркс реинтерпретирует традиционную онтологию материализма, где только познающий субъект активен, а познаваемый объект всегда пассивен. Исследователь в процессе познания имеет дело не с природой самой по себе, а с природой, данной субъективно, как чувственная деятельность, практике. Познание - сложный процесс взаимодействия субъекта и объекта. По К. Марксу, философия призвана помочь не только объяснять мир, но и изменять его. В социально-философском плане К. Маркс продолжал традиции Просвещения и Г. В.Ф. Гегеля, верил в науку и прогресс, рассматривая развитие общества как естественный исторический процесс смены общественно-экономических традиций. В разработку философской концепции внес вклад Фридрих Энгельс (1820-1895). Ф. Энгельс разрабатывал материалистическую концепцию бытия и концептуально оформлял («Анти-Дюринг», «Диалектика природы», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»). Уделял взимание сущности диалектического способа мышления в сопоставлении с метафизическим, осмыслению достижений естественно-научного знания. Оба разработали теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме. Материалистическое понимание истории К. Маркса - исторический материализм – распространение материализма на общественную жизнь, историю. К. Маркс абсолютизировал социальные антагонизмы, классовую борьбу и насилие, отрицал возможность прогрессивной эволюции общества. Философию К. Маркс рассматривал как руководство к действию, имея в виду революционное преобразование общества. Революция должна была ознаменовать начало новой истории, которая не будет знать классовых антагонизмов.
Несмотря на различные подходы, в целом марксизм исходил из признания большой роли злого разума в решении комплекса социальных, экономических, экологических, антропологических и других проблем. Философия позитивизма и постпозитивизма Позитивизм — направление в науке и философии, исходящее из «позитивного», т. е. из данного, устойчивого, фактического, несомненного, и ограничивает им свое изложение и исследование, а метафизические объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. Логический позитивизм — философское течение, современная форма позитивизма. Постпозитивизм — множество концепций, пришедших на смену логическому позитивизму (неопозитивизму). Сторонники различных постпозитивистских направлений во многом не согласны друг с другом, критикуют устаревшие представления неопозитивизма, при этом сохраняя по отношению к нему преемственность. Основной идеей постпозитивизма является рациональный метод познания. Ярчайшие представители постпозитивизма: — Карл Поппер; — Имре Лакатос; — Пол Фейерабенд; — Томас Кун.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|