Одним из самых интересных представителей постпозитивизма является современный английский философ Карл Поппер.
По мнению Поппера, задача философии научного познания состоит в разрешении проблемы роста знания. Рост знания может произойти в процессе рациональной дискуссии, выступающей критикой существующего знания. Философия Поппера по праву считается критическим рационализмом. Согласно Попперу, ученые делают открытия, переходя от гипотез к единичным высказываниям, вопреки существующему мнению индуктивистов — от фактов к теории. Научной теорией Поппер называет концепцию, поддающуюся сопоставлению с опытными данными, а значит, в любой момент она может быть сфальсифицирована. Философия не поддается фальсификации, а значит, философия не имеет научного характера. Философия у Поппера выступает как осмысление роста научного знания и включает принципы рационально-критической дискуссии, фальсифика-ционализма, фаллиболизма. Другим представителем английского постпозитивизма является Имре Лакатос, выдвинувший методологию научно-исследовательских программ. Согласно Лакатосу, важно сравнивать теории друг с другом. Лакатос как истинный постпозитивист обратил внимание на необходимость тщательного изучения истории развития научного познания. Научные исследования, не сопровождающиеся изучением истории науки, ведут к одностороннему знанию, создают условия для догматизма. Пол Фейерабенд — американский философ, выступающий с критикой кумулятивизма, согласно которому развитие знания происходит в результате постепенного накопления знаний. Этот мыслитель является сторонником тезиса о несоизмеримости теорий. По мнению Фейерабенда, плюрализм должен господствовать как в политике, так и в науке.
Заслугой американского мыслителя является настойчивый отказ от приобретших устойчивые черты идеалов классической науки, наука представляет собой процесс размножения теорий, в котором нет единой линии. Другой американский философ Томас Кун вслед за Фейерабендом критикует схему развития науки, предложенную Поппером. Основной идеей Куна является то, что в развитии научного знания большую роль играет деятельность научного сообщества и особую значимость имеют социальные и психологические моменты. Философия экзистенциализма. Экзистенциализм (лат. exsistentia - существование) или философия существования - самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века. Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после войны - в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия. Теоретические истоки экзистенциализма весьма обширны и уходят вглубь XIX в. К ним относятся: религиозно - мистическое учение датского философа С. Кьеркегора (1813-1855), иррационализм и нигилизм немецкого мыслителя Ф. Ницше (1844-1900), интуитивизм французского идеалиста А. Бергсона (1859-1941), феноменологические концепции. Близки к экзистенциализму были и позиции выдающегося испанского философа и писателя Х. Ортеги-и-Гассета (1883-1955). В самом экзистенциализме выделяются две ветви: религиозная, которую за рубежом представляли К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер (в России Н. Бердяев, Л. Шестов), и атеистическая - М. Хайдеггер. Ж.-П. Сартр, А. Камю. Обе эти ветви различаются по ряду позиций. В то же время экзистенциализм в целом как современное западное философское течение содержит ряд принципиальных общих черт.
Философия экзистенциализма в качестве своего основного понятия оперирует экзистенцией, или человеческим существованием. Главные свойства, или модусы, этого существования: страх, совесть, забота, отчаяние, неустроенность, одиночество и др. Человек осознает свою сущность не в обычной, будничной обстановке, а в особых пограничных ситуациях (война и другие бедствия). Только тогда, прозревая, он ощущает свою ответственность за все то, что происходит в окружающем его мире. Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Экзистенциализм поставил очень важные вопросы, которые всегда волнуют людей: "Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каков выбор им своего жизненного пути? Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого-бытия. Немецкий экзистенциализм (К. Ясперс, М. Хайдеггер) В Германии, где экзистенциализм стал развиваться после Первой мировой войны 1914-1918 гг., крупным представителем этого течения был Карл Ясперс (1883-1969). По образованию медик, написал специальные работы «Всеобщая психопатология», «Психология мировоззрений». В 1937г. За свои демократические убеждения был удален фашистами из Гейдельберского университета, где занимал должность профессора. Основные философские труды мыслителя: трехтомник «Философия»; написанные в 30-е годы «Разум и экзистенция», «Ницше», «Декарт и философия», «Экзистенциальная философия», и др. Экзистенциалистическая философия во Франции (Ж. П.Сартр, А. Камю, Г. Марсель) Во французском экзистенциализме можно выделить две его формы: консервативно-католический и радикальный атеистический. Философия фрейдизма Фрейдизм – это названное по имени австрийского психолога З. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, противоположными сознанию психическими принципами и применяющее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Образовавшись как концепция объяснения и лечения неврозов, фрейдизм (Ф.) в дальнейшем возвел свои положения в категорию общего учения о человеке, обществе и культуре, приобретя большое влияние. Ядро Ф. определяет представление об вечной скрытой войне между спрятанными в глубинах индивида бессознательными психическими возможностями и необходимостью выжить во враждебной данному индивиду социальной среде. Вето со стороны последней, нанося душевную травму, подавляет энергию бессознательных желаний, которая пробивается обходными путями в виде невротических симптомов, а также сновидений, ошибочных действий (оговорок, описок), забывания неприятного и т. д.
В структуре личности выделяют три компонента: ид («оно»), эго («я») и супер-эго («сверх-я»). Ид – средоточение слепых инстинктов, либо сексуальных, либо агрессивных, которые стремятся к незамедлительному удовлетворению независимо от того, как относится субъект к внешней реальности. Способствует приспособлению к реальному окружению эго, которое считывает информацию об окружающей действительности и состоянии организма, запоминает ее и регулирует ответные действия индивида в интересах его самосохранения. Супер-эго использует моральные стандарты, запреты и поощрения, которые усваиваются личностью в основном бессознательно в процессе воспитания, чаще всего от родителей. Возникая в результате механизма идентификации ребенка со взрослым, оно может проявляться в виде совести и способно вызывать чувства страха и вины. Так как требования, предъявляемые к эго со стороны ид, супер-эго и внешней реальности (к которой индивид вынужден приспособиться), несовместимы, человек неизбежно пребывает в ситуации конфликта. Это приводит к невыносимому напряжению, от которого индивид уходит при помощи «защитных механизмов» – вытеснения, сублимации, рационализации, регрессии. Важную роль в формировании мотивации Ф. отводится детству, которое якобы однозначно определяет роли характер и установки взрослой личности. Задача психотерапии рассматривается в том, чтобы определить травмирующие переживания и освободить от них личность путем катарсиса, осознания вытесненных влечений, понимания причин, повлекших невротические симптомы. Для этого используется анализ сновидений, метод «свободных ассоциаций» и др. Ф. ввел в психологию ряд важных проблем – бессознательной мотивации, соотношение нормальных и патологических проявлений психики, ее защитных механизмов, влияния сексуального фактора, роли детских травм на поведение взрослого человека и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|