Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Существует Две позиции в отношении абсолютного и относительного моментов истины. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента, релятивизм - изменчивой стороны каждой истины.




В свое время Г. В.Ф. Гегель справедливо подчеркивал, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

Это значит, что любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые познание должно стремиться учесть как можно точнее. Игнорирование определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы его действительной применимости неминуемо превращает истину в антипод - в Заблуждение.

Историческое развитие истины. Абсолютное и относительное в истине. (см. 37)

Критерии истины.

Вопрос о возможности Разграничения истины и заблуждения всегда интересовал познающую мысль.

Собственно в этом и заключается вопрос о критериях истины. В истории философии и науки высказывались различные точки зрения на сей счет.

Так, Р. Декарт Критерием истинных знаний считал их ясность и отчетливость. Л. Фейербах такой критерий искал в чувственных данных. Но оказалось, что ясность и отчетливость мышления - вопрос крайне субъективный, а чувства нередко нас обманывают.

В Качестве критериев истины выдвигались общезначимость (то, что признается многими людьми); прагматизм (то, что является выгодным, полезным, приводит к успеху); конвенционализм (то, что соответствует условному соглашению); авторитетность (то, во что люди сильно верят, то, что соответствует мнению авторитетов) и т. д.

В каждой из приведенных точек зрения о критерии истины содержались отдельные рациональные идеи: важная роль чувственности в постижении истины, требование ясности, простоты и красоты при построении тех или иных форм знания и др. Однако указанные концепции не смогли удовлетворительно решить проблему критерия истины, ибо в его поисках не выходили за пределы самого знания.

Критерий истины (греч. kriterion - «мерило для оценки чего-либо») - средство проверки истинности или ложности того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. Критерием истины является общественная практика. Научные теории получают свою окончательную проверку в практике: в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в революционной деятельности масс по переустройству общества. Если теория успешно применяется на практике, то это означает, что она является истинной. Способы проверки той или иной мысли на практике могут быть различными.

Часто практическая проверка осуществляется опосредствованным путем.

Так, установление истинности того или иного утверждения проходит путь логического доказательства и в результате опирается на практическую проверку некоторых исходных положений теории, которые в ее рамках специально не доказываются.

Однако проверка на практике научных теорий не означает превращения их в абсолют, научные теории развиваются, обогащаются, уточняются, некоторые их положения заменяются новыми.

Это связано с тем, что сама общественная практика и способы сопоставления через практику научных теорий с действительностью постоянно развиваются, совершенствуются. Поэтому лишь развивающаяся общественная практика может полностью подтвердить или опровергнуть то или иное человеческое представление.

Проверка знания «на истину» практикой не есть какой-то одноразовый акт, нечто неизменное или «зеркальное сличение», а она есть процесс, т. е. носит исторический, диалектический характер.

Это значит, что критерий практики одновременно определен и неопределен, абсолютен и относителен.

Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения.

Общество как система. Методологические подходы к объяснению общества.

Существует несколько подходов к классификации структуры общества как системы:

• субъективно-деятельностный подход («кто действует?»). Согласно этому подходу общество состоит из: индивида (человека), больших группы индивидов (этнос, класс, слой, страт) и малых социальных групп (семья, школьный класс);

• функциональный подход («на что направлена деятельность?»). Сторонники этого подхода делят общество в зависимости от видов деятельности людей на следующие сферы: политику, экономику (включая производство и торговлю), науку, культуру, транспорт и связь, образование, экологию, сферу информационно-компьютерного обеспечения;

• социокультурный подход предлагает деление на подсистемы: социально-классовую (классы, страты, сословия), этническую (этнос, нация, народ), демографическую (половозрастная), поселенческую (селяне и горожане), профессиональную (работники физического и умственного труда).

В обществоведении чаще всего используется деление общества по функциональному признаку. Выделяют: социальную, экономическую, политическую (регулятивную) и духовную сферы. Социальная сфера изучает социальные отношения и социальное неравенство. Экономическая сфера занимается экономикой: хозяйством, производством, торговлей и потреблением. Предметом политической сферы является политика и власть, политические системы, формы правления, идеология, политические партии и движения. Духовная сфера рассматривает духовную жизнь общества, культуру: материальную – архитектуру, скульптуру, живопись и нематериальную – музыку, театр, литературу, науку, религию и мораль.

Социальная система – самоуправляемая целостность общественных отношений, в которые вступает человек. Общественные отношения не существуют в чистом виде, они принимают форму экономических, юридических, политических, нравственных, семейных и других отношений. Устойчивые комплексы таких отношений называют общественными (социальными) институтами. Общественные отношения – взаимодействие между отдельными людьми и социальными группами в процессе деятельности.

Социальный институт (от лат. установление, учреждение) – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей. Выделяют следующие виды социальных институтов: институт семьи, образования, здравоохранения, государства и т. д.

Социальный институт образуется на основе общественных отношений и социальных связей. Каждый социальный институт выполняет определенную функцию: воспроизводство членов общества (социальный институт семьи); социализация, т. е. обучение и воспитание (семья, образование, религия); производство (экономические институты); управление и контроль (государство).

Понятие способа производства. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

Предметом социальной философии является общество, наиболее общие з-ны его развития. Чтобы вскрыть эти з-ны, нужно было прежде всего выявить роль материального производства в жизни об-ва. Понятно, что О не может существовать без пр-ва материальных благ. Заслуга Маркса

Энгельса состоит в том, что они открыли закономерную зависимость системы всех об-венных отношений от способа производства материальных благ. В процессе пр-ва люди создают не только мат блага но и самих себя, свои отношения. Поэтому исследование О пр-ва позволяет проникнуть в суть истор процесса, раскрыть механизмы, действующие в обществе.

Поизводство- это процесс взаимодействия общества и природы в рез-те к-рого люди добывают все необходимые ср-ва существования. Совершенствуя пр-во, человек изменяет и самого себя. Согласно материалистическому пониманию истории, СП материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. И поэтому последние могут быть поняты и объяснены только из конкретно-исторически существующего способа производства, т.е каждая ступень эконом развития, определяемая СП образует основу из к-рой развиваются гос-венные учреждения, правовые воззрения (искусство, религия и т.д) из к-рых они поэтому и должны быть объяснены.

СП__________________________________________________

| |

ПС --------- ПО

| |

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...