Предмет труда отношения по поводу форм собств-сти
Средство труда (орудие труда, инфраструктура) отношения по поводу обмена рез-тами деят-сти Люди отношения по поводу распределения продукции Предмет труда + средства труда = средство производства. (вещественная часть ПС) Главный структурный элемент ПС-люди. Определяющим ПС являются средства труда. Источником прогресса ПС являются общественные потребности. Способ пр-ва - 1. соединение техники с человеком. 2. Способ добывания мат благ для к-рого характерны историч определенные отношения между людьми. Таким образом СП это не просто способ воздействия на природу, а вид жизнедеятельности людей их опред образ жизни. Показателем развития производительных сил является производительность О труда. Диалектика развтия ПО и ПС рабовладельческий труд-доиндустриальное пр-во,об-во; машинный труд-инд пр-во;(на этой базе могли сущ соц строй и кап строй;) кап строй ->след ступень, соц строй->кризис; автотруд-пост инд об-во; Почему так, рассказано в книге Маркса «Критики политэкономики. Предисловие» В данной книге Маркс пишет, что люди в пр-ве вступаюют в ПО=> ПО завис от ПС ПО, нах в завис-ти от ПС явл необх истор обусл условием для раз-тия ПС Люди довольно консервативны, поэтому ПО развивается медленнее ПС. Такое недоразв явл экон причиной соц рев в рез-те к-рой происходит смена пр-венных отношений в соответствии с уровнем развития ПС. Причина кризиса при соц строе - несоответствие (ПО создавались искуственно, подгонялись под соц идеологию;) Производственные отношения соответсвуют ПС. ПО==ПС; Взаимодействие ПС и ПО подчиняется общему, действующему на протяжении всей истории з-ну соответствия ПО уровню развития ПС. Этот з-н выраж объективно сущ зависимость ПО от развития ПС. Данный з-н был раскрыт Марксом в работе(см выше). В общ-ном пр-ве своей жизни люди вступают в опред, необходимые и не завис от их воли ПО, соответсв данному уровню раз-тия ПС. Данное положение выраж суть основного принципа мат понимания истории.
ПС опред ПО ПО есть соц- экон форма функционирования и раз-тия ПС Каждому ур-ню раз-тия ПС естественно-истор соотв только своя соц экон форма ПО. ПО призваны укреплять и способств саморазвитию породивших их ПС. ПС разв непрерывно, ПО - скачкообразно. На опред этапе раз-тия ПО нач отставать от ПС, тогда ПО превращаются в оковы ПС. Возникает конфликт, к-рый может разрешиться только соц революцией, в ходе происходит обновленииие ПО. Если же не происходит замены ПО то в об-ве неизбежно возникает кризис. Вывод: Современные ПО капитализма способств развитию ПС, о чем свид высокая произв труда в развитых странах. ПО, основанные на обществ соб-сти сдерживают развитие ПС, о чем свид низкая производ труда (например в России) Для вывода страны из кризиса и преодоления стогнации пр-ва следует установить такие произв отношения, к-рые способствовали бы развитию ПС об-ва; Базис и надстройка в развитии общества. Формационный анализ общества. Базис — это материальное производство, которое есть сочетание производительных сил (трудящейся массы людей и средств производства, которыми те пользуются) и производственных отношений (общественных отношений, неизбежно возникающих в связи с производством). Базис — основа и первопричина всех процессов, происходящих в обществе. По своей роли в производстве почти во всех формациях выделяются 2 «основных», антагонистических класса — трудящиеся-производители и собственники средств производства. Надстройка — совокупность политических, правовых, религиозных институтов общества, а также нравственных, эстетических, философских воззрений в нем. Для классовых обществ наличие классов отражается в надстройке в форме существования общественных стр-р, связанных с отношением классов к средствам производства и выражающих интересы этих классов. Надстройка вторична, зависима от базиса, но обладает относительной самостоят-тью и может в своём развитии как соответствовать базису, так и опережать его или отставать от него, таким образом, стимулируя или тормозя р-е общ-ва.
Отношения антагонистических классов определяются существованием прибавочной стоимости — разницы между стоимостью продуктов производства и стоимостью использованных для их создания ресурсов, в которую входит и стоимость рабочей силы, то есть выплачиваемая работникам заработная плата. Прибавочная стоимость присваивается классом собственников средств производства, которые, таким образом, эксплуатируют трудящихся. Анализ общества с позиций теории общемировой цивилизации близок к формационному подходу, сформированному в рамках марксизма. Под формацией понимается исторически определенный тип общества, возникающий на основе определенного способа материального производства. Ведущую роль играет базис - совокупность экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Совокупность политических, правовых, религиозных и иных взглядов, отношений и учреждений составляет надстройку. Культура и цивилизация Культура — совокупность проявлений жизни, творчества и достижений народа или группы народов. По своему содержанию культура расслаивается на самые разные области и сферы: — нравы и обычаи; — язык и письменность; — характер одежды, поселений, работы; — постановка воспитания; — экономика; — военное дело; — политическое и государственное устройство; — наука; — техника; — искусство; — религия; — все формы проявления объективного духа. Слово «культура» как научный термин стало употребляться в эпоху Просвещения (со второй половины XVII в.). В эпоху Просвещения термин «культура» трактовался с двух сторон:
— как способ возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправление пороков общества; — как действительно существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, который обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. Культура взаимосвязана с цивилизацией. Цивилизация — это все человечество в широком проявлении символических богатств. Культура — это достижение работы цивилизации, самое совершенное в которой — триумф человеческого. С точки зрения философии культура — это внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация — лишь внешняя материальная оболочка культуры. Культура представляет собой средство и способ развития духовного начала в человеке, своей целью имея формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация же дает людям средства существования, она направлена на удовлетворение их практических нужд. Культура являет собой духовные ценности, достижения науки, философии, искусства, образования, а цивилизация — это степень развития общества с технологической, хозяйственной, социально-политической стороны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|