Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену (темы рефератов при работе студента по индивидуальному плану)
1. Понятие науки.
2. Объект, цели научного познания и границы науки.
3. Наука и вненаучные формы познания.
4. Система наук.
5. Понятие научной картины мира.
6. Проблема истины в научном познании: объективность научного знания.
7. Понятие метода в научном познании. Методология наук.
8. Структура научного знания: эмпирический и теоретический уровни.
9. Эмпирические методы познания: наблюдение и эксперимент.
10. Теоретические методы познания.
11. Понятие научного закона. Законы природы и законы науки.
12. Генезис науки, основные стадии ее исторической эволюции.
13. Натурфилософия в период античности.
14. Научные знания в Средневековье.
15. Становление науки Нового времени.
16. Становление науки как социального института.
17. Понятие научных школ.
18. Становление научного метода в науке Нового времени.
19. Эмпиризм и рационализм о проблеме источников знания.
20. Позитивисткая парадигма познания.
21. Классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности.
22. Научно-техническая революция и научно-технический прогресс.
23. Наука в контексте техногенной цивилизации.
24. Проблема науки и нравственности.
25. Актуальные проблемы современных наук.
26. Система организации научных исследований в России и за рубежом.
27. Приоритетные направления развития науки и техники на современном этапе.
28. Государственные задачи модернизации экономики на основе интеллекта и высоких технологий и роль журналистики в их реализации.
29. Реформы науки и образования в современной России.
30. Предпосылки и обстоятельства возникновения социальных и гуманитарных наук.
31. Объект и структура социальных и гуманитарных наук.
32. Проблема истины в социогуманитарном познании.
33. Проблема метода в социальных и гуманитарных науках.
34. Герменевтико-феноменологическая программа современной гуманитаристики.
35. Проблема понятийного определения журналистики.
36. Объект и цели познания в журналистике.
37. Журналистика и публицистика, литература, наука.
38. Категория истины в журналистике. Проблема объективности журналистских сообщений.
39. Журналистика в системе социогуманитарного знания.
40. История исследований журналистики. Основные разделы теории журналистики.
41. Актуальные проблемы теории журналистики.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
Основная литература:
- Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. – СПб.: Азбука, 2000. – 332 с.
- Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники: Уч. пособие. – М.: Инфра-М, 2000. – 608 с.
- Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности / Пер. с англ. Т.В. Барчуновой. – Ярославль: Норд, 2004. – Т. 2., Кн. 1. – 380 с.
- История науки и техники: Конспект лекций. – Ростов н/Д., 2013. – 173 с.
- История философии: Энциклопедия. – Минск, 2002. – 1376 с.
- Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия: Уч. пособие. – М.: Логос, 2000. – 318 с.
- Касавин И.Т. Социальная эпистемология. Фундаментальные и прикладные проблемы. – М., 2013. – 557 с.
- Лебедев С.А. Философия науки. Терминологический словарь. – М., 2011. – 268 с.
- Лебедев С.А. Философия науки: Учеб. пособ. для магистров. – М., 2014. – 296 с.
- Микешина Л.А. Философия познания. Проблемы эпистемологии гуманитарного знания. – М., 2009. – 560 с.
- Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.
- Розин В.М. Типы и дискурсы научного мышления. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 248 с.
- Романовская Т.Б. Объективность науки и человеческая субъективность, или в чем состоит человеческое измерение науки. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 205 с.
- Степин В. С. Философия науки. – М., 2006.
- Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология». – М.: Праксис, 2007. – 208 с.
- Черникова И.В. Философия и история науки: Учебное пособие. – Томск: Изд-во НТЛ, 2001. – 255 с.
Дополнительная литература:
- Авдулов А.Н. Власть, наука, общество. Система государственной поддержки научно-технической деятельности: опыт США / Общ. ред. В.А. Виноградова. – М., 1994. – 284 с.
- Бровко Ю.П. Политика в науке и наука в политике. – М., 2003. – 158 с.
- Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII–XVIII вв.): Формирование научных программ Нового времени / Отв. ред. И.Д. Рожанский. – М.: Наука, 1987. – 447 с.
- Голованов Я.К. Этюды об ученых. 3-е изд., доп. – М.: Мол. гвардия, 1983. – 415 с.
- Грэхэм Л.Р. Очерки истории российской и советской науки. – М.: Янус-К, 1998. – 310 с.
- Зуев В.Е. История создания и развития академической науки в Томске. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1999. – 120 с.
- Коперник. Галилей. Кеплер. Лаплас и Эйлер. Кетле: Биографические повествования / Сост., общ. ред. И.Ф. Болдырева; Послесл. А.Ф. Арендаря. – Челябинск: Урал, 1997. – 452 с.
- Коптюг В.А. Наука спасет человечество. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1997. – 342 с.
- Коробкина З.В. Наука, которую мы можем потерять: Размышления о судьбах ученых в современной России. – М.: Логос, 2003. – 302 с.
- Кругляков Э.П. «Ученые» с большой дороги. – М.: Наука, 2001. – 319 с.
- Кузнецова И.И. Социо-культурные проблемы формирования науки в России (XVIII – середина XIX вв.). – М.: Эдиториал УРСС, 1997. – 264 с.
- Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. И.З. Налетова; Общ. ред. и послесл. С.Р. Микулинского, Л.А. Марковой. – М.: Прогресс, 1977. – 297 с.
- Куперштох Н.А. Научные центры Сибирского отделения РАН. – Новосибирск: Акад. изд-во «Гео», 2006. – 441 с.
- Наука в России: Современное состояние и стратегия возрождения. – М.: Логос, 2004. – 376 с.
- Нотман Р.К. Преемственность: Научные школы Сибирского отделения РАН / Отв. ред. В.И. Молодин. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2007. – 539 с.
- Осипов Ю.С. Академия наук в истории Российского государства. – М.: Наука, 1999. – 204 с.
- Панибратцев А.В. Просвещение разума. Становление академической науки в России. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2002. – 623 с.
- Паскаль. Ньютон. Линней. Лобачевский. Мальтус: Биографические повествования / Сост., общ. ред. И.Ф. Болдырева; Послесл. А.Ф. Арендаря. – Челябинск: Урал, 1998. – 448 с.
- Рассел Б. Человеческое сознание. Его сфера и границы. – М.: Изд-во иностр. лит., 1957. – 555 с.
- Российская академия наук. История и современность: Краткий очерк / Под ред. Ю.С. Осипова и др. – М.: Наука, 1999. – 269 с.
- Семенов Е.В. Явь и грезы российской науки. – М.: Наука, 1996. – 480 с.
- Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Путь в науку XXI века: руководство к действию. – М.: Синтаг, 2000. – 87 с.
- Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Университет как социальное изобретение: рождение, эволюция, неустойчивость. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. – 183 с.
- Сульман Р. Завещание Альфреда Нобеля: История Нобелевских премий / Пер. с англ. Д.Е. Лейкина, Е.М. Лейкина. – М.: Мир, 1993. – 142 с.
- Физики о физике и физиках / Под ред. И.А. Анохиной. – Томск: Изд-во НТЛ, 1998. – 220 с.
- Юревич А.В. Нужны ли России ученые? – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 198 с.
Читайте также:
Воспользуйтесь поиском по сайту: