Pull- и Push-модели коммуникации Internet
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Представленные модели выделили основные направления циркуляции информации, тем самым показав основное преимущество Интернет, заключающееся в возможности интерактивного взаимодействия. Другой стороной сравнения традиционных СМИ с Интернет является вопрос, кто является инициатором информационного взаимодействия. В отличие от пассивной, как бы "нисходящей" к потребителю модели маркетинга, в Интернет становится возможным осуществить такое взаимодействие поставщиков и клиентов, при котором именно последние занимают активную позицию. При этом они сами становятся поставщиками, в частности, поставщиками информации о своих потребностях. С этой точки зрения традиционные средства массовой информации (СМИ: телевидение, радио и т. д.) реализуют push-модель доставки информации потребителям, в которой потребители занимают пассивную роль и обладают только достаточно ограниченной возможностью выбора каналов информации. Представляемая информация обычно спонсируется фирмами, поэтому доступ к информации либо бесплатный (обычное телевидение, радио), либо предоставляется за незначительную плату (кабельное телевидение, журналы, газеты и т. д.). Такая модель создает взаимовыгодную ситуацию для всех ее участников: СМИ получают доход за представление информации (от фирм-рекламодателей и потребителей), фирмы получают доступ к потребителям, использующим СМИ, потребители получают доступ к информации и развлечениям (новости, спорт, отдых и т. д.). На рис. представлено схематическое изображение push-модели. В противоположность традиционным СМИ, реализующим push-модель доставки информации, в основе Internet лежит pull-модель, в которой информация предоставляется по запросу (demand pull). Эта особенность среды Internet связана с активной ролью потребителей, обусловленной контролем над поиском информации и образу навигации за счет использования механизмов поиска или других источников URL (uniform resource locator). Это выдвигает для фирм, использующих Internet как среду коммерции, сложную задачу, заключающуюся в необходимости приложения максимума усилий для привлечения пользователей и требует от них более пристального внимания к потребностям потребителей, использования новых подходов и применения технологий.
Рис. Push-модель доставки информации потребителям
Рис. Pull-модель доставки информации потребителям В Интернет также существует возможность реализация push-модели, применяемой традиционными СМИ. Интернет может следовать этой модели при помощи push-технологии, в соответствии с которой пользователям не требуется производить поиск информации в Интернет, а достаточно подписаться на каналы по интересующей тематике, а информация в дальнейшем будет автоматически доставляться на компьютеры подписчиков каналов. Использование push-модели не отрицает необходимости в Web-сайте фирмы, который в большинстве случаев остается основой маркетинговой кампании фирмы в Интернет. Средства, подобные push-технологии, не отменяют деятельность и меры по организации эффективного присутствия фирмы в Интернет или гиперссылки в виде баннеров, а в контексте представления какой-либо информации должны обладать способностью перемещать пользователя, в случае его заинтересованности, на Web-сервер фирмы для представления более подробной информации. Гипертекст содержит не только информацию, но и аппарат ее эффективного поиска. Таким образом, гипертекстовое представление информации обладает преимуществами перед обычным способом, позволяя производить более эффективное представление и усвоение информации.
Мультимедиа Благодаря появлению средств мультимедиа стала возможной компьютерная интеграция статического (текст, графики, рисунки) и динамического (аудио, видео, анимация) содержимого. Комбинация узлов и связей в системе гипертекста со средствами мультимедиа позволило создать новую среду, принципиально отличную от простого сочетания этих двух компонентов. Гипермедиа — это новая философия представления информации и доступа к ней. Ее концепция базируется на модели информационного пространства, представленного в виде графа, узлы которого содержат информацию, а семантические связи представлены дугами графа. Информация, хранящаяся в истинной системе гипермедиа, должна быть представлена всеми возможными формами, которые может воспроизвести современный компьютер. Таким образом, гипермедиа совмещает в себе радио (аудио), телевидение (динамическое изображение), прессу (текст, рисунки, фотографии) и компьютер (видеотерминал) посредством гипертекстовых связей, лежащих в основе компьютерной гиперсреды. Эффект присутствия Важной чертой коммуникационной модели Internet является понятие "эффект присутствия", характеризующее процесс общения клиента с окружающей средой, состоящей из: окружающей обстановки, помещения, рабочего места с компьютером и т. п., и среды, создаваемой компьютерными гиперсредствами. Соотношение степеней воздействия на клиента этих двух составляющих определяет степень "эффекта присутствия". Следует отметить, что "эффект присутствия" по своей природе в большей степени связан с интерактивным общением и с самой компьютерной гиперсредой, нежели с общением через нее. Важным свойством среды при этом является ее "прозрачность" для клиента, которая при персональном общении позволяет протекать диалогу наиболее естественно, а при общении с гиперсредой позволяет последней реализовать в полной мере присущие ей свойства "виртуальной реальности". Сетевая навигация Сетевая навигация может быть определена как процесс самоопределяемого движения в компьютерной гиперсреде. Метод нелинейного поиска и затребования информации, лежащий в ее основе, предоставляет клиенту как свободу выбора, так и возможность контроля, осуществляемого на более высоком уровне по сравнению с весьма ограниченными средствами навигации, доступными в обычных средствах массовой информации (телевидение, печать).
Результатами исследования сетевой навигации пользователей являются модели поведения и навигации пользователей в зависимости от ряда факторов. Одна из моделей представлена на рис. Одним из основополагающих моментов при навигации в среде Интернет авторы проекта считают достижение пользователями состояния "потока". Термин "поток" они определяют как состояние, достигаемое пользователями при навигации в среде Internet, которое характеризуется следующей совокупностью условий:
Рис. Модель достижения пользователем состояния "потока" при навигации в среде Интернет в зависимости от наличия опыта и мотивации пользователя.
Если Web-сайт, навигация по нему, представленная информация построены так, что пользователь ощущает внутреннее удовлетворение, увлеченность, присутствие в некой виртуальном мире и т. д., то есть переходит в состояние "потока", то возможности в налаживании взаимосвязи между средой Web-сайта, средой Интернет и пользователем значительно увеличиваются. Тем самым значительно увеличивается эффективность их коммуникации. За счет построения моделей навигации в среде Internet можно определить факторы, влияющие на возможность достижения состояния потока. И наоборот, зная критерии достижения пользователями состояния потока, можно оценить любой Web-сайт, насколько он способствует достижению этого состояния. Другими словами, насколько эффективна реализуемая им модель коммуникации.
Читайте также: Виды социальной коммуникации: макрокоммуникация. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|