Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Pull- и Push-модели коммуникации Internet




Представленные модели выделили основные направления цир­куляции информации, тем самым показав основное преимуще­ство Интернет, заключающееся в возможности интерактивного взаимодействия. Другой стороной сравнения традиционных СМИ с Интернет является вопрос, кто является инициатором информа­ционного взаимодействия.

В отличие от пассивной, как бы "нисходящей" к потребителю модели маркетинга, в Интернет становится возможным осущест­вить такое взаимодействие поставщиков и клиентов, при кото­ром именно последние занимают активную позицию. При этом они сами становятся поставщиками, в частности, поставщиками информации о своих потребностях.

С этой точки зрения традиционные средства массовой инфор­мации (СМИ: телевидение, радио и т. д.) реализуют push-модель доставки информации потребителям, в которой потребители занимают пассивную роль и обладают только достаточно огра­ниченной возможностью выбора каналов информации. Пред­ставляемая информация обычно спонсируется фирмами, поэто­му доступ к информации либо бесплатный (обычное телеви­дение, радио), либо предоставляется за незначительную плату (кабельное телевидение, журналы, газеты и т. д.). Такая модель создает взаимовыгодную ситуацию для всех ее участников: СМИ получают доход за представление информации (от фирм-рекламодателей и потребителей), фирмы получают доступ к потре­бителям, использующим СМИ, потребители получают доступ к информации и развлечениям (новости, спорт, отдых и т. д.). На рис. представлено схематическое изображение push-модели.

В противоположность традиционным СМИ, реализующим push-модель доставки информации, в основе Internet лежит pull-мо­дель, в которой информация предоставляется по за­просу (demand pull). Эта особенность среды Internet связана с активной ролью потребителей, обусловленной контролем над поиском информации и образу навигации за счет использования механизмов поиска или других источников URL (uniform re­source locator). Это выдвигает для фирм, использующих Internet как среду коммерции, сложную задачу, заключающуюся в необ­ходимости приложения максимума усилий для привлечения пользователей и требует от них более пристального внимания к потребностям потребителей, использования новых подходов и применения технологий.

 

 
 

Рис. Push-модель доставки информации потребителям

 

 

Рис. Pull-модель доставки информации потребителям

В Интернет также существует возможность реализация push-мо­дели, применяемой традиционными СМИ. Интернет может следо­вать этой модели при помощи push-технологии, в соответствии с которой пользователям не требуется производить поиск ин­формации в Интернет, а достаточно подписаться на каналы по интересующей тематике, а информация в дальнейшем будет ав­томатически доставляться на компьютеры подписчиков каналов.

Использование push-модели не отрицает необходимости в Web-сайте фирмы, который в большинстве случаев остается основой маркетинговой кампании фирмы в Интернет. Средства, подобные push-технологии, не отменяют деятельность и меры по органи­зации эффективного присутствия фирмы в Интернет или гипер­ссылки в виде баннеров, а в контексте представления какой-либо информации должны обладать способностью перемещать пользователя, в случае его заинтересованности, на Web-сервер фирмы для представления более подробной информации. Гипертекст содержит не только информацию, но и аппарат ее эффективного поиска. Таким образом, гипертекстовое представ­ление информации обладает преимуществами перед обычным способом, позволяя производить более эффективное представ­ление и усвоение информации.

Мультимедиа

Благодаря появлению средств мультимедиа стала возможной ком­пьютерная интеграция статического (текст, графики, рисунки) и динамического (аудио, видео, анимация) содержимого. Комби­нация узлов и связей в системе гипертекста со средствами муль­тимедиа позволило создать новую среду, принципиально отлич­ную от простого сочетания этих двух компонентов.

Гипермедиа — это новая философия представления информации и доступа к ней. Ее концепция базируется на модели инфор­мационного пространства, представленного в виде графа, узлы которого содержат информацию, а семантические связи пред­ставлены дугами графа. Информация, хранящаяся в истинной системе гипермедиа, должна быть представлена всеми возмож­ными формами, которые может воспроизвести современный компьютер. Таким образом, гипермедиа совмещает в себе радио (аудио), телевидение (динамическое изображение), прессу (текст, рисунки, фотографии) и компьютер (видеотерминал) посредст­вом гипертекстовых связей, лежащих в основе компьютерной гиперсреды.

Эффект присутствия

Важной чертой коммуникационной модели Internet является по­нятие "эффект присутствия", характеризующее процесс общения клиента с окружающей средой, состоящей из: окружающей об­становки, помещения, рабочего места с компьютером и т. п., и среды, создаваемой компьютерными гиперсредствами.

Соотношение степеней воздействия на клиента этих двух со­ставляющих определяет степень "эффекта присутствия". Следует отметить, что "эффект присутствия" по своей природе в большей степени связан с интерактивным общением и с самой компьютерной гиперсредой, нежели с общением через нее. Важ­ным свойством среды при этом является ее "прозрачность" для клиента, которая при персональном общении позволяет проте­кать диалогу наиболее естественно, а при общении с гиперсре­дой позволяет последней реализовать в полной мере присущие ей свойства "виртуальной реальности".

Сетевая навигация

Сетевая навигация может быть определена как процесс самооп­ределяемого движения в компьютерной гиперсреде. Метод не­линейного поиска и затребования информации, лежащий в ее основе, предоставляет клиенту как свободу выбора, так и воз­можность контроля, осуществляемого на более высоком уровне по сравнению с весьма ограниченными средствами навигации, доступными в обычных средствах массовой информации (теле­видение, печать).

Результатами исследования сетевой навигации пользователей являются модели поведения и навигации пользователей в зави­симости от ряда факторов. Одна из моделей представлена на рис.

Одним из основополагающих моментов при навигации в среде Интернет авторы проекта считают достижение пользователями со­стояния "потока". Термин "поток" они определяют как состоя­ние, достигаемое пользователями при навигации в среде Internet, которое характеризуется следующей совокупностью условий:

 

 
 

Рис. Модель достижения пользователем состояния "потока" при навигации в среде Интернет в зависимости от наличия опыта и мотивации пользователя.

 

Если Web-сайт, навигация по нему, представленная информация построены так, что пользователь ощущает внутреннее удовле­творение, увлеченность, присутствие в некой виртуальном мире и т. д., то есть переходит в состояние "потока", то возможности в налаживании взаимосвязи между средой Web-сайта, средой Интернет и пользователем значительно увеличиваются. Тем самым значительно увеличивается эффективность их коммуникации. За счет построения моделей навигации в среде Internet можно оп­ределить факторы, влияющие на возможность достижения со­стояния потока. И наоборот, зная критерии достижения пользо­вателями состояния потока, можно оценить любой Web-сайт, насколько он способствует достижению этого состояния. Други­ми словами, насколько эффективна реализуемая им модель коммуникации.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...