Специфика социального познания
Стр 1 из 21Следующая ⇒ Предмет и функции философии Предмет философии — наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции. Таким образом, главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания. Философия по сравнению с естественными науками является многофункциональным предметом и в этой связи возникают трудности с определением предмета философии. 1) общенаучная функция (в рамках философии создаются базисные, т.е. философия — есть наука о всеобщем.) 2) методологическая функция (философия является всеобщим теоретическим базисом для всех остальных наук). 3) социальная функция (в рамках философии исследуются всеобщие закономерности развития общества как целостной системы) 4) нормативная функция (в рамках философии создаются этические теории, т.е. философия является и этикой). 5) мировоззренческая функция (философия является теоретическим мировоззрением в отличие от других типов мировоззрения) Исходя из рассмотренного подхода к философии как типу мировоззрения и науке, можно выделить. Методологическая функция (философия являет собой всеобщий метод организации и построения теоретической деятельности, ибо ее предметом исследования в данном случае выступают наиболее универсальные принципы мышления, всякого познания. Это вовсе не значит, что философия в силу всеобщности своего метода способна давать истинное знание в конкретной научной области. Философские методы, будучи универсальными, являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных частнонаучных методов, а конкретизируются ими. В силу этого философия выполняет методологическую функцию для всего научного познания).
Мировоззренческая функция (формирует представление об устройстве мира и месте в нем человека, обосновывая ценности и цели человеческой жизни, вырабатывая принципы практического взаимодействия с миром и т. д.) Познавательная функция. Философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Важное место среди них занимают философские категории, к которым относят такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, изменение, различие, причина — следствие, случайное — необходимое, часть — целое, элемент — структура. Ни один ученый, будь он историк, естествоиспытатель, экономист, литературовед, не может обойтись без этих понятий. Также философия выполняет воспитательную и критическую функции.
Философские воззрения Сократа Сократ (469-399 гг. до н. э.) - первый философ-афинянин - все свое время посвящал философским беседам с молодыми людьми, философами, художниками. Он был убежден, что избран Богом и приставлен к афинскому народу, как овод к коню, дабы не давать ему впадать в духовную спячку и заботиться о своих делах больше, чем о своем нравственном и интеллектуальном совершенствовании. Многие видные афинянине не могли простить Сократу того, что он указывал на несправедливости, ими совершаемые. Формы этического рационализма: проблема выбора критериев выбора I метод фактич. установление статуса понятий "Истина" и "Ложь", этапы беседы. Начиная с Сократа, стало употребляться слово "философия". Сократ иронизировал над тем, что софисты берутся обучать мудрости, а сами отрицают возможность всякого знания. В противоположность софистам Сократ приписывал себе не саму мудрость, а только любовь к мудрости и называл себя не мудрым, как софисты, а философом, то есть любящим мудрость. В этом значении слово "философия" стало употребляться учениками Сократа и с тех пор обозначает особую сферу интеллектуальной деятельности.
Выступая против софистов, Сократ в то же время в своих взглядах выражал те особенности философской деятельности, которые были характерны для софистов. Прежде всего, Сократа сближала с софистами гуманистическая, человековедческая направленность его интересов. Познание природы он полагал делом ненужным и безбожным. Философия должна заниматься рассмотрением человека, его нравственных качеств. Но в отличие от софистов все внимание Сократа сосредоточивается не на человеке чувствующем, а на человеке нравственном и познающем. Кроме того, Сократа отличала от софистов вера в существование объектной истины и в возможность ее отыскания. Важнейшим для человека Сократ считал самопознание. Девиз "Познай самого себя" становится главным девизом его философии. Познать самого себя означало для Сократа познать себя как общественное и нравственное существо. Поэтому основное содержание философии Сократа составляет этика. В его этике отчетливо выражается рационализм: добродетель у Сократа неотделима от знания. Добродетель - это знание того, что хорошо и вместе с тем полезно человеку, а дурное - это незнание. Философ был убежден в том, что никто не грешит сознательно, что совершающий зло делает это по незнанию. Добродетели можно обучить, так как знание прирождено человеку. Стремление к добру существует у каждого человека от рождения и для превращения его в добродетель необходимо его вспомнить. Процессу воспоминания должен способствовать разработанный Сократом диалектический метод, посредством которого развиваются, обосновываются этические понятия. Сократ не сообщал своим ученикам никакого знания, да и не мог этого сделать, ибо говорил: "Я знаю только то, что ничего не знаю". Это утверждение следует рассматривать в связи не столько с человеческим знанием, сколько с божественным. В сравнении себя со всеведущим Богом очевидной становится вся ничтожность человеческого знания, в том числе и его, Сократа, мудрости. Среди сократических школ наибольшую известность получили киническая (циническая) и гедонистическая. Символом движения киников стал Диоген (ум. ок. 330-320 гг. до н.э.), прославившийся тем, что жил в бочке и днем среди толпы с фонарем искал того, кого мог бы назвать человеком.
Специфика социального познания Предметом социального познании выступает сфера человеческой деятельности в многообразных формах ее общественного проявления. Социум самый сложный объект познания, так как- представляет высшую форму развития материального мира, которая преобразует себя со временем в духовных, культурных и моральных областях своего существования. Кроме того, на жизнедеятельность социума влияют такие факторы, как климатический, географический, исторический, политический, ментальный и т. п. Мее это делает общественную жизнь настолько сложной и многообразной, что обнаружить в ней определенные закономерности очень трудно. А между тем, приступая к социальному познанию, выделим две сферы, которые втио связаны друг с другом. Это область объективного становления социума, которая может быть представлена социальными и общественными законами; и облаем, субъективного становления, где преобладают индивидуальные интересы, цели и намерения. Оговоримся сразу, что чрезмерное увлечение и концентрация внимания па одной из этих областей приведет к деформированному знанию об обществе в виде двух крайностей. М первом случае социум будет натурализироваться, во втором психологизироваться. Рассмотрим эти крайности подробнее. Натурализм, не видя различий между социальным и естественно-научным познанием, фактически отождествляет их друг с другом. Подобный прием есть абсолютизация роли естественных наук, выступающих образцом для подражания в процессе социального познания. Психологизм стирает различия между социумом и сознанием человека, полагая, что всякое общество есть высшая форма материализации психических механизмов человека, а все, что создано людьми, есть опредмеченная в общественных связях свобода.
Следующей особенностью социального познания выступает его ориентированность па процессы. Главный интерес здесь - динамика, а не статика социальных явлений. В связи с тем, что общество лишено стационарных состояний, особую значимость приобретает принцип историзма - изучение социальных явлений в их возникновении, развитии и преобразовании. Очередной особенностью социального познания становится включенность субъекта в предмет знания. Отвлечься от субъекта здесь нельзя, ибо именно он играет главную роль в общественной жизни. Поэтому одной из задач выступает постижение чужого «Я» как носителя субъективно-деятельного начала. Особо важное значение для социального познания имеет сто незримая органическая связь с гносеологией как одним из фундаментальных разделов философии. Мы помним, что в гносеологии выделяются четыре важнейших направления общефилософского познания, к которым относятся иррационализм, рационализм, эмпиризм и сенсуализм. Эти четыре философских направления в познании трансформируются в специфические формы социального познания, каждая из которых является продолжением основных разделов гносеологии. Так, сенсуализм находит свое продолжение в методе социального наблюдения. Эмпиризм преобразуется в социальном познании в социальный эксперимент (инженерию). Рационализм чаще всего приобретает формы социального моделирования. А иррационализм обнаруживает себя, например, в социальном предвидении. Рассмотрим эти методы социального познания несколько подробнее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|