Как же решается проблема сознания?
Уже в древности существовало представление о самостоятельном существовании души. Например, у Платона душа живет то в мире идей, то вселяется в тело. В христианстве разум человека — искра божьего разума, дарованная при рождении, после смерти она покидает тело. Душа бессмертна. У Декарта материя и сознание сосуществуют независимо друг от друга. Для субъективного идеализма, кроме явлений сознания, ничего не существует, сознание является субстанцией. Для материализма сознание есть свойство материи. Объяснить это свойство — одна из главных проблем для материализма. Данная проблема существует и в естествознании. Это психофизиологическая проблема — как связано мышление с нейродинамическими процессами головного мозга и психофизическая проблема — как связаны психика и материальные процессы в веществе мозга. Материализм решает данную проблему на основе теории отражения. Сознание считается свойством материи — свойством отражения. Этим свойством материя обладает на всех уровнях. Отражение — это свойство взаимодействующих тел воспроизводить в своей внутренней структуре особенности друг друга. Это свойство в неживой природе слабо выражено, например, железо изменяет внутреннюю структуру под воздействием магнита и т.п. У растений — это уже раздражимость, у животных — это чувствительность и далее сложная психика у позвоночных, особенно обезьян. Качественно иная психика у человека. Психика животных предназначена для приспособления к среде, у человека — для ее преобразования. Отсюда проблема происхождения этой качественно новой психики — сознания. Вопрос об отношении сознания и материи в диалектическом материализме считается основным вопросом философии. Впервые о наличии основного вопроса философии было сказано Ф.Энгельсом. Он его впервые и сформулировал: что первично: материя или сознание? Он утверждал, что это великий, основной вопрос, на который любой философ вынужден отвечать, прежде чем решать какие-то другие философские проблемы. Отсюда пошло и деление философов на материалистов и идеалистов, монистов и дуалистов. У материалистов материя первична, сознание вторично, а у идеалистов наоборот. У монистов в основе мира лежит одно первоначало: материя или сознание, у дуалистов оба начала существуют независимо друг от друга.
1. Субстанциальной концепции сознания придерживались идеалисты. Они понимали сознание предельно широко, как субстанцию, первооснову мира, Мировой Разум. Мировой Разум обеспечивает мировой порядок и гармонию. Человеческий разум является порождением и отдельным проявлением Мирового Разума. 2. Функциональной концепции сознания придерживаются материалисты. Они считают, что сознание появилось в ходе длительной эволюции живых существ и является исключительно человеческим свойством, результатом деятельности такой материальной по своей природе системы как мозг. Для науки остается загадкой механизм порождения мозгом сознания. Мозг является весьма специфическим органом тела, который, даже будучи здоровым, не выполняет функцию порождения идеальных образов так же физиологически-автоматически, как, например, печень вырабатывает желчь. Случаи из жизни показывают, что ребёнок, силой обстоятельств лишённый людского сообщества, вернувшись в него через продолжительный отрезок времени уже никогда в полной мере не может овладеть речью, приобрести достаточно сложные трудовые навыки. Реализация интеллектуального генетического потенциала ограничена во времени жесткими возрастными рамками. Если сроки пропущены, потенциал гаснет, а человек остается на уровне тех животных, среди которых рос. Маугли – это не реальный, а сказочный персонаж.
Таким образом, хотя сознание считается функцией мозга, но для реализации этой функции необходима социальная среда. Мыслит не сам мозг, а ведущий социальный образ жизни человек. И начинка сознания определяется обществом, в котором живёт человек. Содержание сознания составляют знания, нормы, ценности, идеалы и т.п., принятые в обществе и усвоенные человеком. В философии сложились и сохраняют свое значение в современной культуре следующие концепции сознания. 1. Объективно-идеалистическая интерпретация сознания как сверхчеловеческой, надличностной, в конечном счете трансцендентальной идеи (мир идей у Платона; абсолютная идея у Гегеля; Бог у теологов; инопланетный разум у уфологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание есть частица, продукт или инобытие мирового разума. 2. Субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р.Декарт, Дж. Беркли, Э. Гуссерль). 3. Гилозоизм (овеществленная жизнь) утверждает, что вся материя мыслит, сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению. (Фалес, Анаксимандр, Аристотель, Дж. Бруно, Б.Спиноза). 4. Вульгарный материализм как редукционистское отождествление сознания с вещественными образованиями в мозгу человека. Сознание имеет чисто материальный характер, оно результат функционирования определенных частей или образований мозга (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт). 5. Социологизация сознания. Сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды (Дж. Локк, Вольтер, П.А. Гольбах). 6. Диалектический материализм подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального (К. Маркс, Ф. Энгельс).
Сознание и эволюция форм отражения. Многомерность и системная
Природа сознания. Созна́ние — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях[1]. Эволюция форм отражения: 1) Раздражимость – исходная форма отражения, способность к реакции. 2) Чувствительность – способность к ощущению, являющаяся начальной формой психики животных. Чувствительность подразумевает наличие нервной ткани – «особой материальной структуры, ответственной за отражение». 3) Восприятие – не только дифференцированное восприятие свойства и отношения вещей, но и отражение значительного числа существенных в биологическом отношении связей в окружающем мире. 4) Сознание – предполагает не только воздействие на субъект извне, но активное действие самого субъекта, его творческая активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и фиксировании других, в превращении чувств, образа в логическую мысль, в оперировании понятийными формами знания. Отражение – способность матер. объектов оставлять отпечатки, следы при их взаимодействии. Материи присуще свойство, сходное с созн - отражение. Отражением облад все мат образования. Оно явл моментом любого взаимодействия. Отраж - это изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе распроствранены изоморфные отражения - отпечатки, следы... Как свойство жив организмов выступает раздражимость – ответная реакция на воздейств. – 1 форма биологич. отраж. (присущ. растениям). Дальнейший этап развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением чувствительности – 2 форма биологич. отраж. (присущ. организму, у кот сущ. элементарн. нервная система), т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Психич. форма отраж. – 3 форма (у всех животных и человека), строится на условных и безусловных рефлексах. Из психич. формы возникает сознание. Ощущ составляют нач форму психики.
Психика - это способность ж существ создавать чувственные и обобщеные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям. Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы. Сознание – важнейшая сущностная характеристика человека. Одновременно это и один из наиболее сложных объектов научного и философского анализа. Сознание исследуют биофизика, органическая химия, физиология, антропология, психология, языкознание, кибернетика, информатика и ряд других областей научного познания. При рассмотрении сознания как сложного природно-психического, индивидуально-личностного и социокультурного образования можно выделить четыре уровня его организации: 1) Бессознательное, абсолютно неосознаваемое, недоступное рефлексивному контролю (область врожденных инстинктов, которые локализованы в подкорке). 2) Неосознаваемое в данный момент, забытое, выпавшее «в осадок», «мертвая информация», которая в принципе может стать осмысленной, рефлексируемой (основание коры больших полушарий). 3) Индивидуальное, персонифицированное сознание, личностное Я, душа человека. 4) Внедренные, привнесенные в сознание из вне коллективные представления (третий и четвертый уровни функционируют в коре больших полушарий, в органической взаимосвязи).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|