Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации истории.




 

1) одной из важнейших проблем социальной философии, относящихся к вопросам социодинамики, является проблема направленности исторического процесса; социальной философии эта проблема досталась в наследство, а вообще эта проблема давным-давно интересовала культуру; эта проблема решается в двух основных вариациях;

2) нелинейные концепции;

3) линейные концепции.

 

Исторически первым возникает еще в глубокой древности представление о нелинейном развитии общества. Это вывели, посмотрев на циклические процессы, которым подчиняется природа. Человек перенес представления о цикличности природных процессов на жизнь общества. Это было в античной еще культуре. Такие представления обрамляются чувством ностальгии по прошлому, чувством тоски по уходящему хорошему времени. В древних культурах Востока везде преобладают нелинейные модели.

В христианстве начинается линейная модель. Все идет ко второму пришествию Христа, к Апокалипсису. Перед нами священная история, в культуру входит стрела времени.

Новая цивилизация – пронизана историческим оптимизмом, устремлена в будущее. Идеи исторического прогресса. Однако Руссо, например, говорит, что прогресс в областях науки и техники вовсе не обязательно несет в себе прогресс человеческой личности. В это же время в 18 в. возвращаются к идее круговорота. Но тут уже некая аналогия социального организма и биологического: юность, зрелость, упадок.

В 20-м в. есть и те и другие концепции. Линейные концепции – это все те, которые отслеживают изменение техногенного общества. Общество переживает доиндустриальную стадию, индустриальную, постиндустриальную. Концепция стадий роста – речь идет о линейном и прогрессивном развитии техногенной цивилизации. Процессы глобализации, унификации, сближения исторического организма. Имеют место быть процессы интегративного характера.

На заре своего появления линейные концепции – это просто выражение оптимистического мироощущения быстро развивающегося техногенного общества, теперь скорее они обусловлены процессами глобализации.

Но в 20 в. не меньший акцент делается на нелинейные концепции. Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Сорокин. Основная идея этих концепций – исторический процесс – это функционирование, эволюция отдельных социальных организмов, не сопоставимых друг с другом (множество цивилизаций). Эти организмы демонстрируют в своем развитии нелинейность. Культурно-исторический тип, наполненный пафосом развития, остывает, материальные ценности приумножаются, а духовные ценности трещат по швам. Культура превращается в цивилизацию. Утрата культуры и его творческого начала. Шпенглер – “Закат Европы”. Тойнби: в жизни цивилизации раньше или позже наступает эпоха вызова, цивилизация сталкивается с какой-то проблемой. На этот вызов должна ответить творческая элита. Она несет в себе программу действия, а нетворческое большинство начинает подражать.

Прогресс (от лат. progressus — движение вперед, успех) понимается как тип направленного развития, характеризующийся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить как применительно к системе в целом, так и по отношению к отдельным ее параметрам.

Представление о прогрессе — направленном изменении к лучшему возникло в древности. Однако поначалу оно носило в основном оценочный характер. Идея исторического прогресса родилась из отрицания христианской эсхатологии — религиозного учения о конечной судьбе мира и человека, цели космоса и истории. Прогресс был замечен сначала в сфере научного познания, а затем идея прогресса была распространена на сферу социальных отношений.
Просветители связывали с понятием прогресса царство разума и в ранг конечной цели истории возводили идеалы и иллюзии нарождающейся буржуазии. Невозможно не упомянуть имени итальянского философа 18 в. Вико, который наиболее тщательно разрабатывал идею общественного прогресса. Он утверждал, что все народы проходят три этапа своего развития: божественный, подчиненный жрецам, героический, реализующийся в аристократическом государстве, и человеческий, возможный в республике или представительной монархии. Пройдя эти этапы, человечество осуществляет движение по нисходящей линии. Начинается эпоха упадка, а затем все повторяется вновь. Таким образом, внимание было обращено на циклический и противоречивый характер исторического развития. Поэтому понятие прогресса необходимо соотносить с его противоположностью,
понятием регресса (от лат. regressus — обратное движение, движение вспять).

В целом прогресс характеризуется нарастанием темпов развития и принимается как объективный закон исторического развития. Однако одной из существенных особенностей прогресса является присутствие в нем регресса отдельных элементов, связей и функций. Французский социолог Р. Арон в своей книге "Разочарование в прогрессе" ссылается на разрушительные войны, катастрофические феномены, общую деградацию человечества. Пессимистические выводы сопровождаются рассуждениями о перенаселении земли, биологическом вырождении человека в условиях научно- технической революции и ставят под сомнение саму идею прогресса.

Однако вряд ли возможно представить себе всемирную историю, осуществляющую свою поступь без катаклизмов и потрясений. Желание видеть мир исключительно упорядоченным, с напрочь упраздненной хаосомностью и спонтанностью, представлять естественно-исторический процесс в картинках всеобщего благоденствия более относится к области утопических прожектов, нежели теоретических прогнозов.

Еще Гесиод в античности представлял историю, прошедшую пять веков, где каждый век был хуже предыдущего. Речь шла о "золотом веке", где царствовали благочестие и высокая мораль, затем о "серебряном", в котором началось их падение. Оно завершилось самым худшим из веков — "железным", демонстрирующим полный упадок нравственности. В рассуждениях Гесиода четко прослеживалась идея регресса. Позиция его объяснима и понятна: он жил в эпоху распада общинно-родового строя, и именно крушение старых устоев нашло отражение в его рассуждениях.
И хоть с общественным прогрессом всегда связывали восходящее поступательное развитие человеческого общества от низших ступеней к высшим, долгое время подлинная сущность, законы и движущие силы исторического прогресса оставались невыясненными. Идеалистически ориентированные философы и социологи отыскивали источник прогресса в духовном начале, в бесконечной способности к совершенствованию интеллекта, в уровне развития морали и правовых идей. Однако оставалось непонятным, что же заставляет развиваться эти высшие духовные силы.
Фаталистическое понимание прогресса, когда последний принимается как нечто неизбежное, настраивает на пассивность, созерцательное, безынициативное отношение к жизни. Волюнтаристское понимание прогресса связано с отрицанием объективных законов всемирной истории, стихийным волеизъявлением, изобретением произвольных оценок общественного развития.
Материалистическая позиция всегда настаивала на том, что корни исторического прогресса следует искать в сфере материального производства, в области экономики.
Высшим объективным критерием общественного прогресса в материалистической философии признается развитие производительных сил общества, включающих в себя человека и созданные им средства труда. В соответствии с развитием производительных сил определяется прогрессивность того или иного общественного строя.

При этом необходимо учитывать, что производительные силы определяют развитие общества только в конечном счете, во всемирно-историческом масштабе, в общем виде. Каждый достигнутый уровень производительных сил открывает веер различных возможностей, и путь социального движения зависит от многих обстоятельств, в частности от исторического выбора, сделанного субъектом социальной деятельности.
Развитие духовной культуры в целом невозможно вывести непосредственно из уровня развития производительных сил, потому что надстроечные явления обладают относительной самостоятельностью по отношению к экономике. Известно, например, что
Россия в 19 в. значительно отставала от Запада по уровню развития производительных сил. Однако это не помешало ей достичь высот культуры, явить свету великих композиторов, писателей, мыслителей и художников.

Прогресс — многогранное явление. Общество представляет собой сложную систему, включающую многообразное количество элементов и процессов. Они предстают как подсистемы, которые

также развиваются, способны к прогрессу и имеют собственные критерии прогрессивных изменений. Поэтому в качестве конкретных критериев общественного прогресса выделяют, наряду с экономическим, также социально-политический, идеологический и гуманистический. Вместе с тем эти частные критерии характеризуют лишь отдельные стороны общественной жизни и не дают представление о прогрессе в целом. Развитие общества как динамической саморазвивающейся системы вовсе не означает, что все ее подсистемы будут развиваться одинаково и с тем же темпом интенсификации. Как правило, их развитие осуществляется неравномерно, и прогресс одних сфер связан с регрессом или одно-плоскостным развитием других.
Западные социологи рекомендуют искать критерии прогресса в сфере сознания и ставят эту проблему в этической плоскости, в зависимости от того, чувствует ли себя человек наиболее счастливым и самоуспокоенным. Однако такого рода оценки неизбежно страдают субъективностью, поскольку цели, идеалы и настроения людей постоянно меняются. Поэтому именно непрерывное развитие производительных сил и принимается в качестве высшего критерия общественного прогресса. Более высокому уровню развития производительных сил соответствует и более сложная форма производственных отношений и общественной организации в целом.
Исторический прогресс особенно отчетливо обнаруживается в смене общественно- экономических формаций. На определенной стадии развития исторически ограниченный тип производственных отношений, господствующий в данной общественно- экономической формации, начинает тормозить развитие производительных сил, что в итоге ведет к смене общественно-экономической формации. Новая формация предлагает более быстрое развитие производительных сил, а следовательно, и рост темпов прогресса.
Понятие прогресса носит не универсальный, а относительный характер. Оно
неприменимо по отношению ко Вселенной в целом, так как невозможно предписать ей однозначно определенное
развитие. Неприменимо это понятие и ко многим процессам циклического характера. При рассмотрении прогресса в органической природе различают основную ветвь развития и побочные ветви. Существует мнение ученых, что общим критерием прогресса живой природы является его степень приближения к высшей, т.е. социальной, форме движения.
Возможность прогресса определяется наличием конкретно-исторических условий. Например, возникновение жизни зависит от множества физико-химических условий, температуры планеты, наличия атмосферы. Условия могут способствовать увеличению роста прогресса или же тормозить его, а быть может, и препятствовать ему. И хотя развитие в целом происходит по восходящей и прогрессивной линии, для сохранения "веры в прогресс" следует помнить о его противоречивом характере.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...