Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура и быт Руси XIII–XV вв.




Лекция № 10

Развитие русской культуры в этот период было обусловлено раздробленностью, нашествием монголо-татар, вторжением крестоносцев. Раздробленность привела к появлению многих местных центров культуры, ордынское иго нанесло страшный урон культурным ценностям, привело к упадку культуры, а затем к ее возрождению.

Фольклор

Устное народное творчество - былины, песни, пословицы и поговорки, сказки, обрядовая поэзия – отразило представления русских людей о своем прошлом, об окружающем мире. Былины о Василии Буслаеве и Садко воспевают Новгород с его бурной городской жизнью, торговыми караванами, плывущими в заморские страны.

Именно в эти столетия окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко и его любимом богатыре Илье Муромце, и других богатырях земли русской. В былинах отражаются факты из древнерусской истории

 

Русский богатырь

 

Фольклорные черты имеют многие произведения литературы – сказания, например, «О Битве на реке Калке».

«В год 6732. Пришло неслыханное войско, безбожные моавитяне, называемые татарами; пришли они на землю Половецкую. Половцы хоть и вышли на сражение, но даже самый сильный из них Юрий Кончакович не мог им противостоять и бежал, и многие были перебиты - [вплоть] до реки Днепра. Татары же повернули назад и пошли в свои вежи. И вот, когда половцы прибежали в Русскую землю, то сказали они русским князьям: "Если вы нам не поможете, то ныне мы были порублены, а завтра вы порублены будете". Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: "Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей". На этом совете были Мстислав Романович Киевский, Мстислав Козельский и Черниговский и Мстислав Мстиславич Галицкий - они были старейшими князьями Русской земли. Юрия же, великого князя Суздальского, на том совете не было. Притом же были младшие князья - Даниил Романович, Михаил Всеволодич, Всеволод Мстиславич Киевский и многие иные князья. Тогда же крестился великий князь половецкий Басты. Василька же не было там, так как был по молодости во Владимире.

 

 

Сказание о Битве на Калке

«Повесть о разорении Рязани Батыем и о Евпатии Коловрате».

Евпатий Коловрат - рязанский боярин, воевода и богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя.

Узнав о вторжении монголов в Рязанское княжество, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань. Но застал город уже разорённым «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены»... Тут к нему присоединились уцелевшие «…коих Бог сохранил вне города», и с отрядом в 1700 человек Евпатий пустился в погоню за монголами. Настигнув их в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребил их арьергард. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Изумлённый Батый послал против Евпатия богатыря Хостоврула, брата своей жены, «…а с ним сильные полки татарские». Хостоврул обещал Батыю привести Евпатия Коловрата живым, но погиб в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…». Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия — «Что вы хотите?» И получил ответ — «Умереть за мой народ и веру Христову!». Согласно некоторым преданиям, монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений. Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказав О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!, отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.

«Задонщин а» - памятник древнерусской литературы конца 14 в., повествующий о Куликовской битве 1380 года. Об авторе «Задонщины» известно лишь, что его звали Софонием и что он был родом из Рязанщины.

В XIV веке в русской литературе появился новый жанр ─ воинская повесть. В основе произведений этого жанра лежали конкретные исторические факты и события, а персонажами были реальные исторические лица. Одной из главных тем воинских повестей стала победа над ордынцами на Куликовом поле в 1380 году. Автор воспел великую победу над ненавистным врагом, прославил ее организаторов и участников. Характерная особенность «Задонщины» - ее связь со «Словом о полку Игореве». Оттуда заимствованы отдельные литературные образы, стилистические приемы, выражения, обороты и даже целые отрывки.

Благословение Дмитрия Донского

Сергием Радонежским

 

 

Но это не простое подражание, а вполне сознательное сопоставление событий прошлого и настоящего, подчеркивающее основную идею автора: несогласие в действиях князей ведет к поражению, объединение же их для борьбы с врагом — залог победы. Поэтому автор отмечает единодушие князей, их решимость совместно выступить против врага под руководством великого князя. Автор перечисляет города, откуда стекаются войска под знамя Дмитрия Донского, подчеркивает роль Москвы в организации победы. Сопоставление со «Словом о полку Игореве» выражало также и одну из ведущих идей того времени — мысль об органической связи Московской Руси с Киевской Русью. Куликовская победа — это возмездие за поражение в 1185 года, она положила, как считал автор, конец длительному периоду господства степняков над Русью.

«Сказание о Мамаевом побоище» – наиболее обширный памятник Куликовского цикла. В нем содержится самый подробный рассказ о битве. В «Сказании» дается описание приготовления к походу, маршрут русского войска через Коломну на Куликовское поле. Перечисляются имена князей, принявших участие в сражении, рассказывается о переправе русских через Дон. Только из «Сказания» мы узнаем, что исход сражения решил полк князя Владимира Серпуховского: он был в засаде и неожиданным нападением с флангов и тыла нанес врагу сокрушительное поражение. Из памятника мы узнаем также, что великий князь Дмитрий Иванович был ранен и найден в бессознательном состоянии после сражения.

Дмитрий Донской

Главный герой «Сказания» — Дмитрий Донской, ведь это не только воинская повесть, рассказывающая о походах и битвах, но и произведение, восхваляющее великого князя Московского. Автор изображает князя мудрым и мужественным полководцем, подчеркивает его воинскую доблесть и отвагу.

«Историческая песня о Щелкане Дудентьевиче» - первое крупное произведение тверской литературы. Борьба с Москвой обострялась. Ярлык на великое княжение получил сын Михаила, Дмитрий, прозванный Грозные Очи. Находясь в Орде, перед лицом хана, он убил Юрия московского, «мстя кровь отчу». За это сам был изрублен. Несмотря на то, что были убиты два тверских князя, хан отдал ярлык брату Дмитрия — Александру Михайловичу... Признал его князем и Новгород, заключивший договор на обыкновенных условиях. Но недолго оставалось первенство в руках Александра.

В 1327 г. случилось событие, которым воспользовался московский князь Иван Данилович Калита для дальнейшего разгрома Твери. В Тверское княжество приехал татарский посол Шевкал (Щелкан). Причина появления Шевкала точно неизвестна, но свита татарина сразу начала вести себя вызывающе. Шевкал выгнал князя из его дворца, вселился туда, грабил, чинил надругательства. Оскорбленный народ восстал и жестоко отомстил насильникам. «И бысть между ними бой. Татарове же, надеющиеся на самовластие, начаша сечи. И абие стекашася человеци и смятошася людие и удариша в колоколы и сташа вечием. И поворотися весь град, и весь народ том часе собрашася, и бысть в них замятия. И кликнуша тверичи и начаша избивати татар…».

В песне, с одной стороны, довольно точно изображен ход восстания 1327 года, а с другой - игнорируется тот факт, что татары в конце концов отомстили тверичам. Составители песни, не принимая это обстоятельство во внимание, исходя из правоты народа, утверждают иное: «Ни на ком не взыскалося».

Но Тверь была разгромлена войском московского князя Ивана Калиты, после чего он получил ярлык на великое княжение.

 

Литература. Историческая мысль

В литературе большое место заняли героическая и «житийная» или биографическая темы. В ряде воинских повестей рассказано о нашествии монголо-татар, борьбе с ними.

Возвышенную и патриотическую повесть об Александре Невском написал, по предположению ученых, его дружинник. Он воспевает «мужество и житие» своего героя – «великого князя нашего и умного, и кроткого, и смышленого, и храброго», «непобедимого николе же», - описывает битвы, выигранные «многомысленным» полководцем, его поездку в Орду и кончину.

Позднее на основе этой повести создано «Житие святого Александра Невского». Его герой изображен идеальным правителем, подобным библейским и римским героям, лицом подобен Иосифу, силой – Самсону, премудростью – Соломону, храбростью – римскому императору Веспасиану.

 

«…В 1262 году во Владимире, Суздале, Переяславле, Ростове, Ярославле и других городах ударили в набат. По старому обычаю, собрали народное вече, на котором решено было ненавистных откупщиков истребить. Бунт, естественно, вызвал ханский гнев. В Орде собирались полки для наказания непокорных, когда св. Александр, в который уже раз «избавы ради христианския» приехал в Сарай. Ему снова удалось уладить дело благополучно - хан Берке оказался даже более милостив, чем можно было ожидать: он не только простил русским избиение бесерменов, но и освободил Русь от обязанности поставлять воинов для своего ближайшего похода.

 

Святой Благоверный Князь Александр Невский

 

Достигнуть этого оказалось не просто, и князю пришлось провести в Орде всю зиму и лето. Осенью, возвращаясь на родину с радостными вестями, он заболел и умер, приняв перед смертью монашеский постриг с именем Алексий. Весть о кончине св. Александра достигла Владимира в то самое время, когда народ молился в соборном храме о его благополучном возвращении на родину. Митрополит Кирилл, выйдя к народу, со слезами воскликнул: «Чада мои милые! Закатилось солнце земли Русской!»

Под влиянием «Жития святого Александра Невского» подверглось переделке «Житие святого Довмонта», псковского князя XIII века, победителя литовских князей и ливонских рыцарей. Краткое и сухое первоначальное житие превратилось в пространное, наполненное возвышенными и живописными описаниями подвигов псковского героя повествование.

Другие повести и жития посвящены князьям, погибшим в Орде: ростовскому князю Васильку Константиновичу, черниговскому князю Михаилу Всеволодовичу и Александру Михайловичу и др. Все они представлены как неустрашимые защитники христианской веры, т.е. своей земли, народа.

Нанесённое Мамаю поражение в Куликовском сражении привело вскоре к его гибели в борьбе с ханом Синей орды Тохтамышем, который овладел всеми землями Золотой Орды. Новый хан, убедившись в нежелании русских князей признать прежние отношения зависимости, нанёс им неожиданный удар.

В 1382 Тахтомыш «изгоном» пришёл на Русь, ещё не оправившуюся от жестоких потерь, нанесённых ей на Куликовом поле.

Узнав о приближении ордынцев, Дмитрий Иванович отправился на север собирать войско.

 

1382 г.

Оборону города,1382 г., возглавлял внук Ольгерда князь Остей. Вместе с новгородцамиТохтамыш сжёг Москву, которой не помогли и впервые применённые пушки – «тюфяки». 24 тыс. человек погибли, остальные были угнаны в плен. Были сожжены так же Можайск, Дмитриев, Переяславль.

Москве пришлось возобновить выплату дани Орде. Хотя окончательное падение ига надолго отодвинулось, в отношениях с Ордой уже произошли необратимые сдвиги. Когда Михаил Тверской, пользуясь ситуацией, попытался в 1383 взять у Тохтамыша ярлык на великое владимирское княжение, хан отказал ему, не желая вступать в новый конфликт с Москвой. Произведение дает нам высокие образцы народно-поэтической речи. Это произведение – лирический плач: «Кто бо не восплачется таковыя погыбели славного града сего». В разоренной столице, продолжает автор, «царили плач и рыдание, и вопль мног, и слезы, и крик неутешимый. И стенание многое, и печаль горькая, и скорбь неутешимая, беда нестерпимая, нужа ужасная, и горесть смертная, страх, ужас и трепет».

В житиях митрополита Петра и Алексея прославляется деятельность этих сторонников Москвы. Они полны описаний подвигов и чудес, связанных с их именами.

«Житие митрополита Петра»

Митрополиты Петр и Алексей за свою активную поддержку политики московских князей в их борьбе с другими князьями были вскоре после их смерти канонизированы. В связи с этим появилось житие митрополита Петра. Житие Петра составлено, несомненно, по инициативе Ивана Калиты, Начало жития написано просто, без риторики, в стиле старых проложных статей («Сей Петр... родился от родителю крестьяну»), но далее в описании фактов, современных автору, последний переходит к манере, близкой к летописной публицистике. Он рассказывает о поездке в Константинополь двух кандидатов, претендовавших на московскую митрополичью кафедру: Петра и Геронтия. Патриарх «провидел» по «благоуханию» в церкви, что Петр «осенен благодатью божией»; он рукоположил его в митрополиты, а Геронтия, «испытав, не освяти». «Дьявол вложил в сердце» Андрею, епископу тверскому, послать «хулу» на Петра Константинопольскому патриарху. Патриарх созывает собор в Переяславе, на который собрались князья и епископы; тверской епископ «был посрамлен». Обходя города, Петр обрел «град честен кротостью, зовомый Москва». В житии дана характеристика князя Ивана Даниловича Калиты в духе житийной похвалы.

 

«Житие митрополита Алексея»

Алексей был вторым русским по происхождению митрополитом Киевским и всея Руси, сменив в 1354 г. на митрополичьем престоле грека, преемника Петра.

Митрополит Алексей был уроженец Москвы, сыном служилого боярина и крестником самого Ивана Калиты. Митрополит также был монахом, но очень скоро, благодаря природным дарованиям и, вероятно происхождению, был вовлечен в дела Московского государства, набирающего мощь.

Митрополит грек Феогност намечает его своим преемником, и после его смерти в Константинополе утверждают избрание Алексея митрополитом Киевским и всея Руси. Однако, получив этот сан, Алексей становится главой не только Церкви, но и государства. Он становится практически регентом-правителем сначала при слабом князе Иване Ивановиче, а затем при малолетнем Дмитрии Донском. Митрополит Алексей за годы своего правления больше расширяет границы Московского государства, чем сделали это до него наследники Ивана Калиты. Он сумел наладить отношения с Ордой, исцелив любимую жену хана Тайдуллу. Он умело смирял княжеские междоусобицы, утверждал главенство Москвы.

Но в деятельности митрополита Алексея политический размах был неотделим от широкой идеи национального возрождения, от объединения земель Руси вокруг Москвы. Недаром в своей деятельности митрополит Алексей получал поддержку Сергия Радонежского, игумена подмосковного Троицкого монастыря, имевшего при жизни авторитет величайшего духовного подвижника, а после смерти ставшего самым прославленным русским святым. Сергия Радонежского хотел сделать митрополита Алексея своим преемником (но тот отказался от этого), с ним советовался, у него просил учеников для устроения новых монастырей.

В XV в. появляются произведения, рассказывающие о путешествиях в дальние страны – «хождения». Самым интересным и оригинальным произведением этого жанра является «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Отправившись в дорогу по торговым делам, недалеко от Астрахани он оказался жертвой грабителей. Возвращение домой грозило полным разорением, В надежде поправить положение Афанасий решает двигаться вперед в поисках выгодных закупок восточных товаров. «Три моря», за которые совершил свое вынужденное путешествие Афанасий Никитин, - это Каспийское, Черное и Индийский океан. С 1468 по 1475 год он посетил Кавказ, Персию, Индию, Турцию, Крым. Перед ним предстали восточные страны, увиденные глазами русского человека, изложившего увиденное и пережитое простым безыскусным языком.

Летописание

Ведущее место в исторической мысли занимало летописание. В московских летописных сводах конца XIV-XV в. проводится идея единства Руси, сохранения в Москве киевского и владимирского наследия, ведущей роли Москвы в объединении русских земель и борьбе с Ордой. В конце XIV в. был составлен «Летописец Великий Русский», а в 1408 г. по инициативе митрополита Киприана - Троицкая летопись, ставшая основой последующего московского летописания.

Изложение мировой истории, с включением и русской, дается в «Русском хронографе», в котором впервые русская история и история южных славян рассматривалась наряду с историей всемирной.

В начале излагается библейская история и приводятся сведения о царях Лидии и Персии; далее следуют главы, посвященные Александру Македонскому и его наследникам - династиям Птолемеев и Селевкидов; 106-я глава содержит Повесть о создании и попленении Тройском» из рассказа о Троянской войне. Далее повествуется об истории Рима и римских императорах, излагается история Византии, начиная с Константина Великого. Параллельно с историей Византии приводятся сведения по истории Руси и южных славян.

Хронограф отражал настроение русского общества в период, когда после падения Византии Московская Русь осознавала себя как законная наследница великих держав прошлого, «Москва - третий Рим», так как оставалась единственной православной страной на востоке Европы. Эта мысль отчетливо выражена в заключительных словах: турки «поплениша» другие «благочестивые царствия» (католическая Европа в расчет не принималась), а Русское государство, напротив, «растет и младеет и возвышается».

Хронограф - выдающийся литературный памятник. Его составитель умело связал извлечения из различных источников в единое повествование с четкой композицией, в основе которой хронологически последовательное изложение всемирной истории.

В первые десятилетия XVII в. хронограф включены многочисленные дополнительные источники - исторические сочинения и документы. Завершаются редакции Xронографа созданные в XVII в., сообщением о воцарении Михаила Романова.

Чрезвычайно велика была в духовной жизни русского общества роль церкви. Огромное значение для культурного и общественного развития в XIV в. имела деятельность подвижника и реформатора Сергия Радонежского. Им был основан Троицкий монастырь (Троице-Сергиева лавра), воплотивший в себе новые принципы монастырской жизни. На смену келиотским монастырям в которых монахи жили, сохраняя при себе все свое мирское имущество и ведя подчас совсем не подобающий образ жизни, пришли монастыри общежитийные, в которых монахи не имели личного хозяйства, жили тем, что давал монастырь. Житие святого преподобного Сергия было написано монахом Троице-Сергиева монастыря Епифанием Премудрым.

Парадоксальным образом о глубоком проникновении христианства в сознание народа свидетельствует распространение в XIV в. всевозможных ересей: «жидовствующие» и стригольники.

Одним из самых значимых споров являлось противостояние «иосифлян» и «нестяжятелей». Основным предметом спора был вопрос о монастырском землевладении. По мнению Иосифа Волоцкого, основателя и игумена Успенского монастыря под Волоколамском, монастыри и церковь должны иметь большие владения и пользоваться трудом работающих на земле крестьян. Богатая церковь - это сильная церковь – залог процветания веры.

Противоположную точку зрения высказывали «нестяжатели», по мнению их духовного лидера Нила Сорского, жившего в скиту недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря, монахи должны жить своим трудом, главная их задача – духовное самосовершенствование. Княжеская власть поддержала иосифлян.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...