Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зодчество, живопись, Андрей Рублев




В середине XIV века начинается возрождение русской архитектуры. Раньше всего каменное строительство возобновилось в Новгороде, менее всех пострадавшем от монгольского нашествия. Новгородскими архитекторами были созданы оригинальные типы храмов, значительно отличавшиеся от византийских канонов.

В Москве первые монументальные здания возводятся при Иване Калите. В отличие от Новгорода и Пскова, где строительство велось по частным заказам бояр и купцов, здесь монументальное зодчество приобрело государственный характер. Основной заботой московских князей было украшение Кремля. В 1367 г. Дмитрий Донской возводит вокруг города каменные стены (взамен старых деревянных) – белокаменный Кремль. Современный ансамбль Московского Кремля в общих чертах складывается в эпоху Ивана III. Специально приглашенные итальянские архитекторы возводят храмы, дворцы и новые крепостные стены.

В 1479 г. заканчивается строительство пятиглавого Успенского собора архитектора Аристотеля Фиорованти.

По требованию великого князя за образец был взят Владимировский Успенский собор.

Постройка должна была символизировать переход статуса главного города от древней столицы Владимира к новой – Москве. В сочетании стилей древнерусского собора и итальянского дворца-палаццо выдержан Архангельский собор – усыпальница великих князей архитектора Алевиза Нового.

 

  Успенский собор в Москве 1479 г.   Архангельский собор в Москве 1508 г.

 

Русские зодчие из Пскова построили в Кремле Благовещенский собор – домовую церковь князей. Самым высоким строением в Москве стала колокольня Ивана Великого архитектора Бона Фрязина.

Благовещенский собор в Москве 1508 г.     Колокольня Ивана Великого в Москве 1508 г.

 

Итальянским мастером Марком Руффо и Пьетро Антонио Солари был возведен великокняжеский дворец, от которого до сегодняшнего дня сохранилась Грановитая палата, предназначенная для иноземных послов. Этими же мастерами были построены новые стены Кремля.

Грановитая палата в Москве 1491 г.  

Высочайшего уровня развития достигает на рубеже XIV-XIV вв. русская живопись. Расцвет иконописного искусства в этот период связан с деятельностью трех выдающихся мастеров: Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия.

Феофан Грек (1340-1410 гг.) – выходец из Византии, приехавший на Русь уже зрелым мастером. Работал в Новгороде, затем в Москве. Роспись новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице – единственная дошедшая до наших дней работа мастера, Художественная манера Феофана ярко индивидуальна, узнаваема, отличается экспрессивностью и темпераментом. В палитре преобладают коричневые оттенки, особую силу образам придают блики, нанесенными мазками чистой белой краской на оранжево- коричневую основу.

  Феофан Грек. Спас Вседержатель       Феофан грек. Роспись купола церкви Спаса Преображения

Андрей Рублев (1360-1430 гг.) – величайший художник, монах, постриженик Троице-Сергиева монастыря. Первое летописное упоминание об Андрее Рублеве относится к 1405 г., когда они вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывают Благовещенский собор Московского Кремля (не сохранившийся до сегодняшнего дня). Кисти Рублева принадлежат иконы так называемого «Звенигородского чина» (Спас, Архангел Михаил и апостол Павел). В 1408 г. Андрей Рублев и Даниил Черный заново расписывают древний Успенский собор во Владимире. До нашего времени дошли фрагменты фресок и часть иконостаса. Самым известным произведением Рублева является знаменитая икона «Троица», написанная для Троице-Сергиева монастыря. Она наполнена глубоким философским смыслом. Изображение трех склоненных ангелов вписано в круг, подчиняющий себе всю композицию, исполненную внутренней гармонией. Краски прозрачные, светлые: голубые, изумруд, киноварь, сливаются в тонко согласованную гамму. Художник отражает характерные черты русской природы и человеческой натуры.

  Андрей Рублев «Троица»     Андрей Рублев «Спас»   Андрей Рублев «Владимирская Богоматерь»

Продолжателем рублевской традиции в московской иконописной школе был Дионисий (1440-1503 гг.) Им были расписаны церкви в Панфутьево-Боровском и Ферапонтовых монастырях. Известность и славу мастер получил уже при жизни. В 1481 г. он выполнил почетный заказ: оформление кремлевского Успенского собора. С тех пор Дионисий становится олицетворением официальной столичной традиции в искусстве. Композиции его произведений отличаются строгой торжественностью, светлыми красками, удлиненностью фигур.

 

  Дионисий. Покров Богоматери   Дионисий. Роспись Ферапонтова монастыря

 

Высокий уровень живописного мастерства, гуманистическая направленность, художественное совершенство произведений, создаваемых иконописцами XIV-XV вв., позволяют исследователям говорить о вступлении Руси в эпоху, по многим чертам созвучную эпохе европейского Возрождения.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...