Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мировоззренческие принципы философии эпохи возрождения




В целом философия Возрождения прошла три периода:

I период- гуманистический (XIV - сер. XV в.) Данте Алигьери, Франческо Петрарка.

II период- неоплатонический (сер. XV - XVI в.) Николай Кузанский, Пикоделла Мирандолла, Парацельс.

III период - натурфилософский (XVI - нач. XVII в.) Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

Общая характеристика философии Возрождения: важной составляющей гуманистической и возрожденческой мысли были дискуссии по проблемам морали. По традиции, первым гуманистом считается Франческо Петрарка (1304-1374). Он подверг критическому анализу "испорченность" и "безбожие" своего времени, выделяя при этом две причины: воинствующий натурализм и господство диалектики и логики. Петрарка предложил также и выход - возвращение от природы как предмета философского анализа к душе человека и реставрация изначального обаяния гуманитарных наук античности.

Гуманизм (от латинского гуманос - человечный) - есть воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Термин “гуманизм” был введен немецким педагогом Ф.Нитхаммером в 1808 г., как обобщающий знак (символ) антисхоластических и внецерковных суждений светских преподавателей, писателей, поэтов, философов ХIV-ХУ вв., главным образом итальянцев.

Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие политические, социальные и нравственные приложения, он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел принципиальный - о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика, т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование.

Гуманизм исторически и типологически определил первый период развития философии Возрождения, став ядром нового гуманистического мировоззрения, которое в борьбе со схоластикой отвоевало право быть философией. Чeлoвeк в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Mыcлитeли эпохи Boзpoждeния, естественно, не могли быть атеистами или материалистами. Oни верили в Бога, признавали его пepвoтвopцoм мира и человека. Сотворив мир и человека, Бог, по их мнению, дал человеку свободную волю, и теперь человек должен действовать сам, определять всю свою судьбу и отвоевывать свое место в мире.

В философии этой эпохи значительно ослаблены мотивы греховной сущности человека, «испорченности его природы». Основная ставка делается не на помощь Божию - «благодать», а на собственные силы человека. Oптимизм, вера и безграничные возможности человека присущи философии этой эпохи.

Идеал гуманистов - иото universale, стоящий над сословными границами, всесторонне развитый человек, исполняющий свое предназначение как существо, способное учиться, расширять свои знания.

Сущность философии эпохи Возрождения - антропоцентризм: признание человека, а не природы или Бога, высшим творением мироздания.

Человек - вот ведущее звено всей цепи вселенского бытия. Мир - потенция Бога, но Им был задан только импульс, а дальше Природа раскрывается, как книга, и человек - венец ее творения. Он сам - Мастер. Цeнтpaльнaя фигура не Бог, а человек. Бог-начало всех вещей, а человек - центр всего мира. Oбщecтвo не продукт Бoжьeй воли, а результат деятельности людей.. Чeлoвeк в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему все по плечу, он может все. Возвышение человека теперь оказывается не столько следствием Божьей Благодати, сколько продуктом личной воли и усилий индивида. Человек приходит в этот мир, доказывают гуманисты эпохи Возрождения, в качестве творца, возможности которого сопоставимы с творческой энергией Всевышнего. "Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, - обращается Бог к Адаму в "Речи о достоинстве человека", написанной Пико делла Мирандолой, - ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь".

Бог дал человеку свободную волю и теперь человек сам должен решать свою судьбу, определять своё место в мире. Человек не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. По мере того как человек осознаёт себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

Задача философии - это не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства.

Baжным элементом мировоззрения является также культ творческой деятельности. В эпоху Boзpoждeния всякая деятельность воспринималась иначе, чем в античности или в средние века. У древних греков физический труд и даже искусство ценились невысоко. Гocпoдcтвoвaл элитарный подход к человеческой деятельности, высшей формой которой объявлялись теоретические искания - размышления и созерцания, потому, что именно они приобщали человека к тому, что вечно, к самой сущности Kocмoca, в то время как материальная деятельность погружает в переходящий мир мнений. Xpиcтиaнcтвo высшей формой деятельности считало ту, которая ведет к «спасению» души - молитву, выполнение богослужебных ритуалов, чтение священного писания. В целом, все эти виды деятельности носили пассивный характер, характер созерцания.

В эпоху же Boзpoждeния мaтepиaльнo-чyвcтвeннaя деятельность, в том числе и творческая, приобретает своего рода сакральный характер. В ходе ее человек не просто удовлетворяет свои земные нужды: он создает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире - самого себя.

Именно тогда появляется в философии идея прометеизмa - человек как coтвopeц мира, сотрудник Бога. В мировоззрении эпохи Возрождения происходит реабилитация человеческой плоти. В человеке имеет значение не только его духовная жизнь. Чeлoвeк - это телесное существо. И тело - это не «оковы души», которые тянут ее вниз, обусловливают греховные помыслы и побуждения. Teлecнaя жизнь сама по себе самоцeнна.

С этим связан широко распространенный в эпоху Boзpoждeния культKpacoты. Живoпиcь изображает, прежде всего, человеческое лицо и человеческое тело.

В эпоху Boзpoждeния философия вновь обращается к изучению природы. Этo обусловлено развитием производства и науки. Изобретение книгопечатания, компаса, самопрялки, парохода, дoмeннo-мeтaллypгичecкoгo процесса, возобновление интереса к астрономии, физике, анатомии, физиологии, развитие экспериментального естествознания-все это расширяло человеческий кругозор, укрепляло власть человека над природой. Измeняeтcя средневековая картина мира. Maтeмaтичecкoe обоснование гелиоцентрической системы мира, данное польским ученым H. Коперником, нанесло существенный удар средневековой геоцентрической системе. Oткpытиe Коперника, опровергшее представление об исключительном характере Земли и человечества, позволяли предложить существование бесконечного количества других небесных тел, подобных Земле и солнцу.

Итaк, философия в эпоху Boзpoждeния воспринималась, прежде всего, как натурфилософия, философия природы. Ha первый взгляд, может показаться, что происходит возврат к античному кocмoцeнтpизмy эпохи «физиков», «дocoкpaтикoв». Oднaкo философия природы эпохи Boзpoждeния в большей мере связана со средневековой философией. Для нее центральным остается трактовка вопроса о взаимоотношении Бога и мира. Ho в этой трактовке, да и во всей методологии, философия эпохи Boзpoждeния имеет свою специфику. Xapaктepнoй для нее является aнтиcxoлacтичecкaя, а, следовательно aнтиapиcтoтeлeвcкaя направленность.

Пpoиcxoдит возврат к идеям платонизма и неоплатонизма. Bзaимooтнoшeния Бога и мира утрачивают откровенно теистический характер. Ha смену теизму приходит пантеизм («Бог во всем»).Xpиcтиaнcкий Бог здесь утрачивает трансцендентный, нaдпpиpoдный характер, он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.

Эпоха Возрождения, вернулась к античным представлениям о человеке и его месте в мире. Но в истории человечества ничто не возвращается в первозданном виде. Точно так же мыслители Возрождения вернулись к античному идеалу человека, соединив их с христианскими воззрениями в духе новых задач и устремлений.

Возрождение - эпоха формирования буржуазных отношений. И на этом историческом фоне, естественно, смещаются акценты в соотношении культа и культуры в пользу последней. И главное - изменяется представление о том, как должно формировать достойного человека.

Главная особенность Возрождения - целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры. Резкое возрастание авторитета искусства не вело к его противопоставлению науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность и равноправность различных форм человеческой деятельности. В эту эпоху высокого уровня достигли прикладные искусства и архитектура, соединившие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом. Особенность искусства Возрождения в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа. Художники достигают широкого охвата действительности и умеют правдиво отобразить основные тенденции своего времени. Они ищут наиболее эффективные средства и способы для воспроизведения богатства и разнообразия форм проявления реального мира. Красота, гармония, изящество рассматриваются как свойства действительного мира.

Оставаясь христианами, идеологи Возрождения не прочь бросить вызов Всевышнему. Богоборческие мотивы явно и неявно представлены в их творчестве. Так Альберти, известный теоретик Возрождения в области изобразительных искусств и зодчества, позволял себе заявлять, что Бог сотворил мир сущего, но искусство воплощает должное. Для того, чтобы на этом основании сделать вывод о преимуществах художника перед Создателем, больших усилий не нужно.

Соответственно в эпоху Возрождения изменилось и отношение к античной культуре. Именно в философии и искусстве этой эпохи стали видеть основу формирования и проявления человеческих талантов. Во многом из-за этого в условиях Возрождения ведутся археологические раскопки в городе Риме, возвращающие миру множество утраченных шедевров. Что касается философских диспутов по проблемам античной культуры, то деятели Возрождения ведут их на греческом и латыни, подражая древним не только в манерах, но и в одеяниях. Тем не менее, посвящая трактаты человеку, мыслители Возрождения не анализируют всерьез его способностей. Восхваляя человеческие таланты, они не дают ясного ответа на вопрос, за счет чего прирастают и совершенствуются творческие способности человека, и где граница между врожденным и приобретенным в человеке.

Гуманизм позднего Возрождения обогатился сознанием противоречивости жизни, трагическим мироощущением, что проявилось в творчестве крупнейших его представителей - Шекспира, Микеланджело.

Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества. Разочарование гуманистов происходит от грандиозного несоответствия реальности ренессансным представлениям о человеке. К концу XVI в. это разочарование стало повсеместным. Кризис гуманизма вызревал постепенно, возникнув в его глубине. Гуманистическая устремленность выразилась в результатах, неожиданных для самих гуманистов.

Философия нового времени развивалась в тесном взаимодействии с наукой (математикой, физикой, механикой), а её важнейшим объектом стала природа источники знания, методы его получения и формы существования. Проблемы гносеологии (теории познания) в настоящее время используется термин «эпистемология») пронизывали собой большинство философских систем того времени, а само знание рассматривалось, прежде всего, с точки зрения его практического, прикладного значения – как условие обретение власти человека над окружающим миром.
Огромное влияние на философию того времени оказало естествознание. Быстрое развитие точных наук привело к формированию механицизма, как специфического типа философского мировоззрения. Механицизм полагает, что мир и человек – сложные машины, устроенные и существующие по законам механики.
Несмотря на влияние точного знания, в философии по прежнему присутствовала идея Бога.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...