Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура второй половины XVIII века




Глава 6

Лекция № 26

Культура России в ХVIII в.

Изменения в культуре и быте в первой четвери XVIII века

Образование

Интерес к знаниям сохранялся у Петра на протяжении всей жизни. Именно при нем начала формироваться государственная политика в области образования. Царь-реформатор прекрасно понимал, что школа, основанная лишь на церковном знании, так же как и посылка талантливой молодежи для обучения за границу, не могут дать хорошего результата. В стране начала формироваться система профессионального образования.

Поначалу в школах могли учиться дети из разных слоев населения. Однако вскоре во многие специальные учебные заведения, где готовили офицеров-специалистов, стали принимать только детей дворян. Дети крепостных крестьян в государственных школах обучаться не могли.

Так как не все дети дворян желали учиться, царь приказал считать учебу одним из видов государственной службы. А чтобы никто не мог ее избежать, он запретил священникам давать разрешение на браки дворянам, не имеющим свидетельства об образовании.

Начало светскому образованию в России было положено открытием в 1701 г. Школы математических и навигацких наук, разместившейся в Сухаревой башне в Москве. Почти одновременно в Москве была создана Артиллерийская школа, и в 1712 г. – Инженерная. В этих школах преподавались точные науки: арифметика, геометрия, черчение и профессиональные знания по профилю школы. В 1707 году была создана Медицинская академия.

Развитие профессионального образования при Петре столкнулось с тем, что в России не было еще системы начального образования и не хватало грамотных учеников, поэтому в 1716 году начали создаваться цифирные школы. Но и церковное образование продолжало развиваться, создавалась сеть епархиальных школ.

Создание системы образования потребовало издания множества книг: учебников, справочников, наглядных пособий, В 1701 г. преподаватель Славяно-греко-латинской академии Федор Поликарпов выпустил «Букварь», а в 1703 г. вышла знаменитая «Арифметика» Леонтия Магницкого.

Резко возрастает объем печатной продукции. Только за первую четверть XVIII века в России было издано больше книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопечатания.

Большое значение для повышения уровня грамотности населения имело введение в 1710 году гражданской азбуки. Витиеватый церковно-славянский шрифт был заменен более простым. Как отмечал позже М.В. Ломоносов, «при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».

С 1703 г. начала издаваться первая печатная газета«Ведомости», в которой публиковалась в основном иностранная хроника.

Крупным научным учреждением стала основанная Петром в Петербурге в 1714 г. Кунсткамера – помещение для редкостей. В ней хранились собрания минералов, медицинских препаратов, древних монет, находились зоологический кабинет, этнографическая коллекция, несколько «земных» и «небесных» глобусов. Это был первый русский музей.

 

 

Здание Кунсткамеры в Петербурге

 

 

Тогда же в Петербурге были основаны Военно-морской и Артиллерийский музеи. В 1714 году в Петербурге была открыта старейшая в нашей стране научная библиотека.

Венцом петровских преобразований в области науки и просвещения стал указ 1724 года об учреждении Академии наук и художеств (открылась она уже после смерти царя).

Наука

При Петре I впервые сложились предпосылки для становления и развития российской науки.

Необходимость научных знаний объяснялась практическими потребностями государства. Она была связана с освоением огромных сибирских и дальневосточных территорий, поиском и использованием полезных ископаемых, строительством новых городов, ростом мануфактурного производства и торговли.

Были заложены основы отечественной медицины. В 1706 году в Москве был основан аптекарский огород, ставший основой будущего ботанического сада. А в 1707 году был открыт первый в России госпиталь и при нем врачебная школа. С 1718 года в Петербурге начали изготавливать первые отечественные хирургические инструменты.

В 1700 году по указу Петра была организована государственная горно-разведочная служба, занимавшаяся поиском полезных ископаемых. В 1703 году крестьянин Шилов открыл на Урале месторождение медных руд. А в 1714 году «молотовый мастер» Рябов открыл первые в России минеральные лечебные воды в районе Петрозаводска. В начале 20-х годов «рудознатец» Григорий Капустин открыл месторождения каменного угля на юге России. Тогда же бурые угли были обнаружены в Подмосковье.

В 1729 году была издана карта Каспийского моря.

Сподвижник Петра Яков Вилимович Брюс организовал Навигаацкую школу в Москве, в которой изучалась астрономия. Здесь же в 1702 году по его указанию была создана первая в России обсерватория, оборудованная в Суховской башне. На основе пятилетних наблюдений в 1707 году Брюс составил первую в России карту звездного неба. С 1725 года в Петербурге начались регулярные метеорологические наблюдения.

 

Андрей Константинович Нартов в 1712-1725 годах первым в мире изобрел и построил ряд токарных станков.

В 1724 году по проекту другого гениального русского механика - Никонова – была создана и испытана первая русская подводная лодка.

Научные и технические знания применялись при сооружении каналов и плотин, механизмов на мануфактурах, карабельных верфей.

В Петербург со всех концов страны и из-за границы начали свозить интересные документы и материалы, положившие начало русским архивам.

Огромные перемены требовали идейного оформления. Большую роль в развитии общественной мысли сыграл сподвижник Петра Феофан Прокопович. Блестящий оратор, выдающийся писатель-публицист и поэт, он был один из главных идеологов реформ. В своих проповедях он давал оценку наиболее значимым событиям, Петр ценил его способности и поручил ему разработку таких важных законодательных актов, как «Духовный регламент» и «Правда воли монаршей».

Выдающимся просветителем экономической мысли Петровской эпохи был Иван Посошков. Главный его труд «Книга о скудости и богатстве (1724), предназначавшаяся Петру, содержала много оригинальных мыслей. Взгляды Посошкова были близки концепции протекционизма и меркантилизма.

Художественная культура

При Петре I художественная культура заняла новое место в духовной жизни. Она становилась светской, более разнообразной в жанровом отношении, получила активную поддержку со стороны государства.

Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: используют прямую перспективу, позволяющую показать глубину и пространство, в бликах и тенях прослеживают направление света, используют многообразие образов и сюжетов.

Одной из самых интересных сфер развития изобразительного искусства была портретная живопись. Первыми художниками, чье творчество носило черты нового искусства, были И.Н. Никитин и А.М. Матвеев. Работ, принадлежавших кисти Никитина сохранилось немного, Наиболее известные из них – портрет канцлера графа Г.И. Головкина, замечательный не только точностью внешнего сходства, но, что особенно важно, передачей внутреннего облика умного, волевого государственного деятеля.

 

Н. Никитин. Портрет канцлера Г.И. Головкина.

 

Крупные работы А.М. Матвеева (росписи церквей, Сенатского зала Двенадцати коллегий и др.) не сохранились. Из нескольких известных портретов, наиболее выразителен автопортрет с женой, в котором замечательно переданы внутренняя близость обоих персонажей, их дружелюбие, внимание и нежность друг к другу. Лир ическая одухотворенность работ Матвеева отличает его от нередко суровых и несколько аскетичных работ Никитина.

 

А.М. Матвеев. Автопортрет с женой

 

Особое место в изобразительном искусстве первой половины XVIII века занимала гравюра. Это был наиболее доступный широким массам вид искусства, быстро реагирующим на все события времени. Виды морских сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей - таковы были сюжеты, над которыми работали мастера гравюры. Русскую гравюру XVIII века определяли мастера, сочетавшие в своих работах западную технику и национальный колорит. Иван и Алексей Зубовы, Излюбленной темой А. Зубова были виды Петербурга, в которые обязательно включались водные пейзажи с кораблями.

 

 

А. Зубов. «Панорама Санкт-Петербурга» Гравюра.

 

 

Музыка была представлена несложными бытовыми формами: танцевальными, военными, застольными мелодиями. Особенно популярны были канты (многоголосое бытовое пение, обычно звучавшее в дни государственных и военных праздников).

Архитектура Петровского времени представлена прежде всего строительством Санкт-Петербурга, для которого были приглашены лучшие зарубежные специалисты – Ж. Леблон, Д. Трезини, Ф. Растрелли. Но участвовали в этой работе и русские архитекторы И.Коробов и М. Земцов. Важнейшими памятниками архитектуры этого времени стали Петропавловский собор и Петропавловская крепость, Здание Двенадцати коллегий, Меншиковский дворец в Петербурге Меншикова башня в Москве, первые сооружения императорского ансамбля в Петергофе.

 

 

Д. Трезини. Петропавловский собор   Д. Трезини Здание 12 коллегий
  Д. Трезини. Дворец Меншикова Европейские архитекторы. Петергоф

 

Перемены в быте

По обилию новых явлений в образе жизни людей первая четверть XVIII века занимает особое место в отечественной истории.

По приказу царя для дворян было в обязательном порядке введено ношение европейской одежды – камзолов, чулок, башмаков, галстуков, шляп. Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбрить бороды. За ослушание им грозил в лучшем случае большой денежный штраф, а в худшем – ссылка.

Крестьяне за право носить бороду должны были платить налог, который взимался каждый раз, когда крестьянин выезжал в город. Лишь духовенство сохранило свое право на ношение традиционной одежды и бороды бесплатно.

С января 1700 года Петр ввел новое летоисчисление – от Рождества Христова, а не от сотворения мира. Поэтому теперь вслед за 7207 годом наступил 1700 год. К тому же год теперь начинался не с 1 сентября, как прежде, а с 1 января. На Новый год по примеру жителей европейских стран дома стали украшать еловыми ветками, на них вешали игрушки и ленты.

Из Европы царь привез и внедрил в Россию новые формы общения и развлечений, праздники с иллюминацией и фейерверками, маскарады. С 1718 года он специальным указом ввел ассамблеи, устраиваемые в домах знати. В них участвовали сановники, офицеры, духовенство, богатые купцы. Особенностью этих собраний стало разрешение участвовать в них женщинам. Вечер проходил в светских беседах, обсуждении последних новостей и сплетен, танцах и аттракционах. Обязательной частью ассамблеи был грандиозный ужин. Каждый хозяин ассамблеи стремился великолепием обстановки и новыми светскими манерами затмить своего предшественника.

Распространение получили игры на клавикордах – прототипах пианино, а также на скрипке и флейте. Популярными стали любительские оркестры, на концерты которых в обязательном порядке должны были ходить представители знати.

Новшеств в быте высших слоев общества было так много, что понадобилось специальное пособие с правилами хорошего тона. В 1717 году вышло в свет знаменитое «Юности честное зерцало», или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов».

Были сделаны первые шаги по созданию в России общедоступного театра. Для него было построено помещение на Красной площади в Москве, где всегда было многолюдно.

Главными чертами развития культуры в эпоху Петра I стали усиление ее светских начал и активное проникновение и даже насаждение западноевропейских образцов.

На основе грандиозных перемен Петровского времени зародилась и развилась отечественная наука, оформилась система образования, расцвела художественная культура.

Культура второй половины XVIII века

Образование

XVIII век вошел в историю как век Просвещения. Основной идеей Просвещения была идея о «естественном равенстве» всех людей независимо от сословной принадлежности. По мнению просветителей, путь к совершенствованию общества лежал через распространение знаний и образованности. В России идеи просвещения получили большую популярность. Ими увлекалась и сама императрица Екатерина II. Вторая половина XVIII века – это время особой популярности литературных журналов. Екатерина, не указывая своего имени, начинает издавать сатирический журнал «Всякая всячина», в котором основное внимание уделялось различным человеческим слабостям. Юмор журнальных публикаций был посвящен расточительству, женскому непостоянству и т.д. Ее издание стало объектом насмешек журнала «Трутень», издателем которого был наиболее видный представитель русского Просвещения Николай Иванович Новиков. В конце концов «Трутень» был закрыт. Но это не остановило Новикова – он начинает издание журнала «Живописец». В его статьях осмеивались сословные предрассудки, показывались ужасы крепостного права, утверждалась идея равенства людей. Объектом сатиры был и государственный строй, и правление Екатерины, хотя в целом Новиков оставался сторонником просвещенной монархии, постепенных реформ на основе «исправления нравов». Еще дальше в критике самодержавия и крепостничества пошел Александр Николаевич Радищев. Система его воззрений, в целом родственная идеям Просвещения, все же выходит за рамки этого течения. Основное отличие его идей от «классического» просвещения Н.И. Новикова в том, что Радищев, был сторонником революции. В оде «Вольность» А.Н. Радищев открыто приветствует народное восстание, суд над царем и его казнь. Главное произведение Радищева – «Путешествие из Петербурга в Москву», по недосмотру было принято цензурой за обычные путевые заметки и поэтому допущено к печати. Невежество и жестокость дворянства Радищев показывает в бытовых сценах, свидетелем которых становится по дороге из Петербурга в Москву. А крестьян Радищев показывает как людей бедствующих, но сохраняющих свое внутреннее достоинство и душевную красоту. Вскоре власти разобрались в антикрепостническом характере произведения, почти весь тираж был уничтожен, а автор отправлен в ссылку.

Просветительский характер эпохи проявился и в развитии системы образования. В ее развитии в России второй половины XVIII века прослеживаются две тенденции: первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности. Согласно Уставу народных училищ, утвержденному в 1786 г. в каждом губернском городе учреждались главные училища с четырьмя классами, а в уездных городах – малые народные училища с двумя классами. Тем самым была заложена основа системы начального образования. Наряду с расширением сети народных школ для низших слоев общества, увеличивалось число сословных учебных заведений, предназначавшихся исключительно для дворян. В конце XVIII века открываются кадетские корпуса, благородные пансионы и другие так называемые «закрытые» учебные заведения, в которых дети неотлучно жили и воспитывались с 5-6 до 18-20 лет: Сухопутный шляхетский корпус, Морской шляхетский корпус, Пажеский корпус, Смольный институт благородных девиц.

Закрытые учебные заведения были созданы и для детей купцов. На средства заводчиков Демидовых было открыто Коммерческое училище для детей купцов и мещан. Для девушек из этих сословий был открыт Екатерининский институт.

Появились и первые профессионально-художественные училища. Танцевальная школа в Петербурге, Балетная школа в Москве. Центром художественного обучения и воспитания стала созданная в 1757 году Академия художеств.

Крупнейшим событием в истории отечественного образования стало открытие в 1755 году Московского университета. Инициатором его создания был М.В. Ломоносов, стремившийся сделать доступным высшее образование для детей не только дворян, но и податных сословий. В отличие от зарубежных университетов, в Московском не было богословского факультета. Обучение здесь велось не на трудном латинском, а на родном - русском языке. Студенты учились сначала на трех факультетах – юридическом, философском и медицинском. Университет вскоре стал крупнейшим научным и образовательным центром России. При нем были созданы российские научные общества, стала выходить газета «Московские ведомости».

Таким образом, XVIII век стал временем создания и развития основ российской фундаментальной науки и значительного расширения системы образования.

 

 

Наука

XVIII век стал временем становления российской науки. Осенью 1724 года Петр I подписал указ о создании Академии наук. Ее открытие состоялось уже после смерти царя – реформатора – в 1725 году. Значительными были и средства, отпущенные государством на нужды академии. В ее составе действовали не только обсерватория, физическая и химическая лаборатория, но и музей, библиотека, типография, ботанический сад. В академии работали выдающиеся зарубежные ученые: знаменитый математик Л.Эйлер, историк Г.Миллер и др.

Особенностью академии наук России стало то, что она изначально была не только научным, но и учебным центром. При ней действовал академический университет, ставший центром подготовки первых отечественных научных кадров. В его стенах проходил обучение крупнейший русский ученый-энциклопедист XVIII века Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Он родился в крестьянской семье под Архангельском. С детства он помогал отцу в рыбном промысле. В дальних морских плаваниях доходил с ним до Шпицбергена. Едва научившись читать, Ломоносов изучал ночами «Арифметику» Л. Магницкого и «Грамматику» М. Смотрицкого. В возрасте 19 лет он уехал в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где пять лет изучал науки и иностранные языки. Как один из лучших студентов, Ломоносов был направлен на учебу в Германию.

М.В. Ломоносов

Здесь он постигал физику, химию, механику и горное дело, после чего вернулся в Петербург. В 1745 году молодой ученый стал первым в России академиком по отделению химии.

Однако круг научных интересов Михаила Васильевича не ограничивался только химией. С его именем связаны также открытия в области физики, астрономии, геологии, механики. Работы Ломоносова обогатили русскую историю и литературу. Многие его открытия опередили разработки крупнейших европейских ученых того времени. Он развивал молекулярную теорию строения веществ, открыл закон сохранения материи и движения, изучал явления атмосферного электричества, в 1761 году открыл наличие на Венере атмосферы и сделал вывод о том, что поверхность солнца представляет собой бушующий огненный океан.

 

Оценивая деятельность великого ученого, А.С. Пушкин писал: «Ломоносов обнял все отрасли просвещения». Историк, ритор (оратор, специалист в области художественной прозы), механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».

В биологии Ломоносов сделал вывод о том, что материальная основа живой и неживой природы едина и «во всех ее царствах действуют одни и те же законы».

Шло накопление новых материалов по ботанике и зоологии. М.И. Шеин в 1744 году издал первый русский анатомический атлас. В 1756 году в Москве был основан ботанический сад заводчиков Демидовых. В конце века в Москве и Петербурге были открыты первые медико-хирургические академии.

Географическая наука получили материалы многих экспедиций, которые позволили издать в 1745 году первый «Атлас Российской империи». Это было событие мирового значения, так как до этого подобный атлас имела только Франция, но ее размеры не шли ни в какое сравнение с российскими просторами.

В области геологии были накоплены богатые материалы о размещении месторождений угля, руд, нефти, минералов и горных пород. В конце века появились первые геологические карты различных регионов.

Астрономия была представлена в эти годы именами крупнейших ученых – Л.Эйлера и М. Ломоносова. Они продолжали наблюдение за звездным небом, начатые еще в начале века Брюсом. В стране была создана целая сеть обсерваторий для наблюдения за звездами. К концу века их насчитывалось уже около 70.

Выдающиеся открытия были сделаны русскими учеными в области физики. М.В. Ломоносов и Д. Бернулли создали кинетическую теорию газов. Г.В. Рахманом были сделаны первые шаги в создании электроизмерительной техники. Если работы М.В. Ломоносова в области химии носили теоретический характер, то его последователи в основном занимались практическими вопросами. Были созданы первые химические лаборатории на ряде предприятий, где создавались красители, клеи, фильтры и т. д.

Гуманитарные науки

Достижения исторической мысли были представлены именами М.В. Ломоносова и Василия Никитича Татищева. Написанный Ломоносовым «Краткий российский летописец» стал основным учебником по истории. «История Российская» Татищева была первым опытом научного освещения истории нашей страны.

В области филологии крупнейшим событием стало открытие в 1783 году Российской Академии – научного центра для изучения русского языка и литературы. Позже она вошла в состав Академии наук как отделение русского языка и словесности. С ее помощью произошло утверждение нового литературного языка, в основу которого был положен принцип «Писать, как говорят, и говорить, как пишут». Первым президентом Российской Академии стала Екатерина Романовна Дашкова.

 

Академические экспедиции

Одним из важнейших направлений развития науки в XVIII веке стала организация академических экспедиций для изучения новых, еще неизвестных науке территорий.

В начале века в поисках торговых путей в Индию Петром I была направлена экспедиция, изучавшая восточное побережье Каспия, земли Хивы и Бухары.

Важнейшим направлением последующих экспедиций было сибирское. В 1719 -1721 годах была составлена подробная карта Камчатки и Курильских островов.

В 1725 – 1729 годах состоялась Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга, которая исследовала также часть Аляски и Алеутских островов. Вслед за этим Беринг предпринял и Вторую Камчатскую экспедицию, которая исследовала также часть Аляски и Алеутских островов. Впервые участники экспедиции, подразделили Сибирь на Западную и Восточную, как особые физико-географические районы. Один из участников этой экспедиции, Степан Петрович Крашенинников, опубликовал в 1756 году крупное двухтомное «Описание земли Камчатки».

Открытые русскими землепроходцами земли Америки отошли к России, началось их освоение. В 1758-1774 годах были снаряжены пять экспедиций, собравших большой материал не только о природе, но и о населении и хозяйстве различных районов России.

Масштабы и итоги экспедиций были настолько велики, что в 1739 году был учрежден специальный Географический департамент.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...