Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выдающиеся техники и изобретатели




XVIII век стал временем прорыва в научно-технической мысли России.

 

  Андрей Константинович Нартов   Построил первый токарный станок с суппортом и скорострельную батарею из 44 мортир
  Иван Федорович и Михаил Иванович Моторины Отлили Царь-колокол – самый большой в мире
  Михаил Васильевич Ломоносов Создал первую в мире действующую модель вертолета
  Родион Глинков Построил гребнечесальную машину, заменившую труд 30 человек
  Иван Иванович Ползунов - теплотехник Разработал проект универсального парового двигателя непрерывного действия, а затем создал для заводских нужд первую паровую машину
  Козьма Дмитриевич Фролов - гидротехник Создал на Змеиногорском руднике уникальную установку в виде системы водяных колес, с помощью которых производилась откачка воды и подача руды из шахты
!775 Иван Петрович Кулибин Усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов и создал уникальный микроскоп. Разработал и создал модель одноарочного моста через Неву с пролетом 298 м. Создал «зеркальный фонарь» - прототип прожектора. Был автором самодвижущейся коляски. Особенно много Кулибин сделал для двора: им были созданы уникальные дворцовые часы, разработан и построен для императрицы дворцовый лифт. Г.Державин назвал Кулибина Архимедом наших дней».

 

 

Художественная культура

Главной особенностью и характерной чертой развития отечественной художественной культуры в XVIII веке стало достижение сплава «европеизма» и национального своеобразия.

Впервые в русской истории интерес к художественной культуре оказался настолько велик: литературные произведения читались теперь не только в светских салонах, но и в среде зарождавшейся интеллигенции. Нормой жизни «просвещенного» общества стали спектакли и музыкальные вечера, признаком хорошего тона стало коллекционирование книг, картин, фарфора.

В развитии художественного творчества в XVIII веке можно выделить эпоху барокко (40-50-е годы) и эпоху классицизма, сентиментализма (вторая половина века).

 

Литература

Рубежом в развитии отечественной литературы стала середина XVIII века, когда сложилась развитая система жанров – ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман.

Литература второй половины XVIII века представлена тремя направлениями Первое из них - классицизм - направление в искусстве и литературе, для которого характерны высокая гражданская тематика, ориентация на античные образы и строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Зародился он еще во второй четверти XVIII века и проявился в творчестве А.д. Кантемира, В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова, расцвет достиг в произведениях Г.Р. Державина. Наиболее полно принципы классицизма проявились в творчестве Александра Петровича Сумарокова – создателя первых национальных русских образцов драматургии классицизма – трагедий и комедий. Основой трагическое конфликта в пьесах Сумарокова, в соответствии с канонами классицизма, является противоречие между гражданским долгом и любовью – выбор, который предстоит сделать главному герою. Характерной чертой драматургии русского классицизма является также то, что часто в качестве материала использовалась древнерусская тематика: трагедии «Хорев», «Ярополк и Димиза», «Дмитрий Самозванец» Сумарокова, «Вадим Храбрый» Я.Б. Княжина и др. Большое значение для литературы классицизма имела ода. Ода стала основным жанром поэзии М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина.

Второе направление в русской литературе – начало формирования реалистического. Наиболее ярким представителем этого направления является Денис Иванович Фонвизин – автор комедии «Недоросль». По форме произведения Фонвизина имеют еще очень много общего с литературой классицизма: соблюдается единство времени и места, пьесы состоят из пяти актов, героям даны говорящие фамилии: Простакова, Вральман, Скотинин, Правдин и др. Как и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей проблематике — осуждению традиционного дворянского воспитания и «злонравия», «дикости» провинциального дворянства; персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, Однако, огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за ярких образов отрицательных персонажей, живости диалога, юмора, вошедших в пословицу цитат: «Не хочу учиться — хочу жениться», Имена Митрофанушки и Простаковой стали нарицательными.

Творчество Фонвизина оказало огромное влияние на развитие русской литературы.

Третье направление – сентиментализм. Это направление повышенным интересом к человеческим чувствам, эмоциональному восприятию окружающего мира. Для сентиментализма характерна оценка человека исходя из того, в какой мере он способен на большие, искренние и глубокие чувства. В русской литературе сентиментализм представлен творчеством Николая Михайловича Карамзина, который был не только великим историком, но и популярным писателем. В его романе «Бедная Лиза» крестьянская девушка влюбляется в молодого дворянина, офицера Эраста. Незнатная героиня оказывается более способна любить, чем дворянин. Финал истории трагичен: соблазненная и брошенная Лиза кончает жизнь самоубийством.

Главными отличительными чертами этого времени были также новый литературный язык и новая система стихосложения.

Основоположником нового стихосложения, лежавшего в основе современной русской поэзии, был Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1768).

Гаврила Романович Державин (1743-1816) в оде «Фелица» попытался создать образ «идеального монарха», сравнения с которым не выдерживали современные ему правители. Державина, который едко высмеивал знатных бездарей и бездельников, Пушкин назвал «бичом вельмож». В своих патриотических одах он прославлял победу русской армии. Суворова он называл «вождем бурь полночного народа».

 

 

Театр

До середины XVIII века при царском дворе и во дворцах вельмож выступали в основном иностранные труппы. Однако подъем русской национальной культуры делал необходимым создание русского театра.

Уже при Елизавете Петровне возникли театры при учебных заведениях Петербурга (Шляхетском корпусе) и Москвы (в университете).Всероссийскую славу имели постановки ярославского актера и режиссера Федора Григорьевича Волкова (1729-1763).

Наслышанная о его успехах, Елизавета Петровна вызвала труппу Волкова в Петербург, где в 1756 году был учрежден «Русский для представления трагедий и комедий театр», в котором Волков стал не только актером, и режиссером, но и директором. Это был первый русский профессиональный публичный театр.

Ф.Г. Волков

Одной из ярких особенностей театральной жизни в XVIII веке стало появление крепостных театров, в которых играли крепостные актеры. Наиболее известными были крепостные актеры графов Шереметьевых в Кускове и Останкине, князей Юсуповых в Архангельском. Талантами и богатством постановок они порой превосходили казенные театры. Московских крепостных актрис П. И. Ковалеву-Жемчугову, Т.Н. Шлыкову-Гранатову приезжали слушать специально из Петербурга.

 

Портрет актрисы П.И. Ковалевой-Жемчуговой.

Художник Н. Аргунов

 

Уже в Петровскую эпоху развивалось домашнее музицирование на клавесинах и домашних гуслях.

При Анне Иоанновне была впервые создана придворная опера, в которой пели итальянские и французские певцы. Авторами музыки были также преимущественно мастера.

В средние века оперные постановки ставились не только в столицах, но и в провинциальных городах, а также в крепостных театрах.

При Екатерине II появились первые русские композиторы. Наиболее популярными были оперные произведения Дмитрия Степановича Бортнянского «Празднества сеньора», Василия Алексеевича Пашкевича «Скупой», Евстигнея Ипатовича Фомина «Ямщики на подстане» и др.

Большой популярностью пользовались концерты русской народной музыки. Бортнянский выступил создателем русского хорового концерта.

Живопись и скульптура

XVIII век стал периодом расцвета отечественной живописи и скульптуры.

Картины отличались разнообразием жанров от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни.

Наиболее известным мастером исторической живописи были Антон Павлович Лосенко с его картиной «Владимир перед Рогнедой». Рогнеда -княжна полоцкая, дочь князя полоцкого Рогволода, одна из жён великого князя киевского Владимира Святославича,

В 1769 г. Лосенко приехал в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Художник создает произведение на тему из русской истории – «Владимир и Рогнеда». Согласно древней летописи, новгородский князь Владимир, просил руки дочери полоцкого князя Рогвольда, но, получив отказ, напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды и силой взял ее в жены. В картине представлен кульминационный момент «прежалостной судьбы» Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею «незволено сочетался».

Однако Лосенко изобразил Владимира не вероломным завоевателем, а человеком, раскаявшимся в своих поступках, - и в этом выразились высокие идеалы нравственности и гуманизма века Просвещения. Новым было и содержание: национальное прошлое становилось сюжетом исторической картины, приравниваясь к общепринятым античным и библейским сюжетам по статусу иерархии жанра. Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором.

 

А.П. Лосенко. «Владимир перед Рогнедой»   Г.И. Угрюмов. Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года   Г.И. Угрюмов. Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года

 

Известным художником второй половины XVIII века, писавшим картины на исторические темы был также Г.И. Угрюмов.

Он принял участие в оформлении Михайловского замка, на строительство которого император Павел I тратил огромные деньги, чтобы сделать его «чудом роскоши и вкуса». На долю Угрюмова выпала спешная задача - написать для этого дворца две громадные картины из русской истории: «Взятие Казани» и «Избрание Михаила Федоровича на царство».

В картине, связанной с избранием Михаила, художник изобразил юного Михаила, приложившего правую руку к сердцу, а левой отстраняясь от явившегося к нему посольства, смущенный и опечаленный стоит среди толпы взывающих к нему людей. В передаче этого сюжета Угрюмов исходил из официальной (совершенно неверной) трактовки историками того времени этого события: якобы Михаил, поняв тяжелое положение, в котором находилась Россия, лишь уступает просьбам народа.

Построена картина по всем правилам академического «сочинения». Михаил и его родные выделены из массы народа и поставлены по традиции во главе композиционного треугольника. На этой центральной группе сосредоточена также интенсивная игра света и цвета.

Во «Взятии Казани» Угрюмов показывает не картину боя, а встречу царя Иоанна с побежденным татарским царем Эдигером у стен пылающей Казани. Приниженный Эдигер со своими женами и детьми «склонился перед Иоанном». Картина, изображающая один из важнейших моментов русской истории, проникнута патриотическим подъемом, хотя в ней есть некоторая доля преувеличенного, театрального пафоса с несколько сентиментальным оттенком, свойственным искусству ХVIII века. В колористическом отношении она подкупает живописной широтой манеры и красивым теплым тоном.

В развитии портретной живописи проявилось две особенности: все большее внимание к повседневному быту людей и повышение художественного мастерства. Даже на парадных портретах крупные государственные деятели и царствующие особы представали простыми людьми.

Одним из известных мастеров-портретистов был Алексей Петрович Антропов. Он обычно изображал людей среднего и пожилого возраста, выделяя их волевые качества, достоинство, уверенность в себе. Антропов являлся одним из основателей нового жанра живописи – камерного (небольшого) портрета.

 

  А.П. Антропов. Портрет Петра III     А.П. Антропов. Портрет Екатерины II во время коронации   А.П. Антропов Портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой

 

Мастером портретного жанра был также Иван Петрович Аргунов, создавший галерею парадных изображений графов Шереметевых. Являлся одним из родоначальников камерного портрета в России. В своем творчестве использовал приемы барокко, которые оказала огромное влияние на развитие русской реалистической портретной живописи. Аргунов владел западноевропейской манерой живописи и в своих работах гармонично сочетал иностранную технику с подлинно русской самобытностью. В его работах отражаются традиции европейского портрета и русской иконописной. Важное место среди работ Аргунова занимают парадные заказные портреты. Аргунов являлся придворным портретистом Шереметевых и поэтому неоднократно писал портреты Шереметевых Он стремился создать атмосферу изысканной и непринужденной светскости, изобразив, к примеру, графа Шереметьева в эффектной позе на условном пейзажном фоне, а графиню в роскошном парчовом платье, декорированном розами.

 

  И.П. Аргунов. И.П. Аргунов. Портрет графини Варвары Шереметевой     И.П. Аргунов. И.П. Аргунов. Портрет графа Петра Шереметева     И.П. Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки

 

Самое знаменитое его произведение – «Портрет неизвестной в русском костюме». Картина стала первым полотном на крестьянскую тему в русском искусстве. На картине изображена женщина в наряде крестьянки Московской губернии. Это светлый образ русской женщины, с чистой душой. В портрете художник воплотил спокойствие, величавость и внутреннее достоинство женщины из народа.

Его сын, Николай Иванович Аргунов прославился образами крепостных актрис графов Шереметевых, в частности портретом актрисы П.И. Ковалевой-Жемчуговой.

Особая душевная тонкость и многогранность личности отличала картины, написанные Федором Степановичем Рокотовым. Написанные им парадные портреты Екатерины II, ее сына Павла, графа Г.Г. Орлова отличало высокое мастерство. Выразительны были и камерные портреты, особенно А.П. Струйской.

 

  Ф.. С. Рокотов Портрет А.П. Струйской. Ф.С. Рокотов Портрет В.Н. Суровцевой.   Ф.С. Рокотов Портрет графа Г.Г. Орлова в латах.

Дмитрий Григорьевич Левицкий был учеником А.П. Антропова. Его работам была присуща яркая индивидуальность образов. Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков. Известный богач и самодур П. Демидов изображен им во весь рост на большом холсте, на фоне величавой архитектуры, в пышных складках алого одеяния. Но присмотревшись можно увидеть – это складки не мантии, а домашнего халата. Ведь Демидов не сановник и не полководец, он всего лишь опирается на садовую лейку, а торжественный жест руки указывает не на сражение, а лишь на цветочные горшки знаменитой демидовской оранжереи. И уж ничего величественного нет в его хитром немолодом лице, любезном и скаредном одновременно. Вершиной творчества Левицкого и всего русского портрета XVIII века стала серия портретов вольного института благородных девиц, Музицирующие, танцующие или разыгрывающие изящные «пиесы» смолянки исполнены девичьей грации, свежести и непосредственности, которые покоряют зрителя.

 

Портрет П. Демидова. Художник Д.Г. Левицкий   Портрет воспитанницы института благородных девиц. Художник Д.Г. Левицкий Портрет «Екатерина II – законодательница» Художник Д.Г. Левицкий

 

Новые черты в живописном искусстве проявились в творчестве Владимира Лукича Боровиковского, русского художника исторической, церковной и портретной живописи. Он был выходцем из казачьего рода. В 1787 он исполнил две аллегорические картины для украшения одного из «путевых дворцов» Екатерины II, возводившихся на пути её следования в Крым. Эти картины обратили особенное внимание императрицы. На одной из картин была изображена Екатерина II, объясняющая свой Наказ греческим мудрецам, на другой - Петр I - пахарь и Екатерина II - сеятельница. Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и советовала ему ехать в Петербург, в Академию Художеств. Со 2-й половины 1790-х гг. Боровиковский выражает черты сентиментализма в своих портретах особенно ярко. В противовес официальному сословному портрету, он разрабатывает тип изображения «частного» человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно на лоне природы. Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности. Написанный Боровиковским портрет М.И. Лопухиной принадлежит к числу этапных произведений в развитии русской портретной живописи. Портрет Лопухиной отмечен чертами глубокой и подлинной жизненности. Главная идея - слияние человека с природой. Боровиковский воспроизводит в портрете типичные особенности национального русского пейзажа - белые стволы берез, васильки и ромашки, золотые колосья ржи. Национальный дух подчеркнут и в образе Лопухиной, которому придано выражение нежной чувствительности. Таким образом, будучи автором в основном камерных портретов (лучший из них портрет М.И. Лопухиной), он впервые дает на них, кроме изображенного образа, также пейзажный фон.

 

  Портрет М.И. Лопухиной Художник В.Л. Боровиковский   Портрет императрицы Екатерины II Художник В.Л. Боровиковский   Портрет князя А.Б. Куракина Художник В.Л. Боровиковский

 

В самом конце века появляется целое направление в живописи, представленное картинами крестьянской жизни, портретами крестьян. Такими были, например, работы М. Шибанова «Крестьянский обед», Крестьянский обед - этюд с натуры, в котором художник с особым вниманием и точностью передает разновидности крестьян. Основная цель - показать живость картины, ее естественную основу.

«Празднество свадебного договора» - не менее важная картина, достаточно сложная и имеющая особое значение. Это уже не обыкновенный этюд, а полноценная картина, в которой хорошо подобран типаж, продумана многофигурная композиция, отражен нрав и психология русского народа.

Картины отражали идеи модного тогда сентиментализма, проявлявшегося здесь в идеализации крестьянского быта.

 

Художник М. Шибанов. Крестьянский обед Художник М. Шибанов Празднество свадебного договора

Во второй половине XVIII века были заложены основы русской скульптуры. Ее основоположником и крупнейшим представителем был Федот Иванович Шубин. Ему не было равных в виртуозном проникновении во внутренний мир своих персонажей и умении создать из мрамора тончайшие черты их образов. Наиболее удачными работами были бюст А.М. Голицина, статуя «Екатерина – законодательница», бюст П.А. Румянцева -Задунайского.

 

Федот Шубин. Екатерина II - Законодательница. Мрамор. Федот Шубин. Бюст - портрет князя А.М. Голицына. Мрамор Федот Шубин. Бюст - портрет российского императора Павла I. Бронза

 

Эстетика классицизма нашла выражение в творчестве Михаила Ивановича Козловского. Примером работ этого скульптора являются памятник А.В. Суворову, композиция «Самсон, раздирающий пасть льву».

 

Михаил Козловский Памятник Суворову   Михаил Козловский Самсон, раздирающий пасть льву Михаил Козловский Самсон, раздирающий пасть льву

 

Впервые на улицах столицы появляются памятники, поставленные в честь великих деятелей. Одним из шедевров мировой скульптуры стал «Медный всадник» Э.Фальконе, установленный в центре Петербурга в честь Петра I. Всю жизнь Фальконе мечтал о создании монументального произведения, — воплотить эту мечту ему удалось в России. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I.

Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». В статуе царя, усмиряющего коня, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. Непревзойденная по художественной силе, фигура Петра Великого на вздыбленном коне являет собой образ России, поднятой в титаническом скачке властной рукой царя-реформатора. Возвышаясь на постаменте из цельного камня в виде волны, памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая»)

Э.. Фальконе. «Медный всадник»

 

Практически все правители России XVIII века внесли большой вклад в собирание произведений художественной культуры. На покупку картин и скульптур, изделий декоративно-прикладного искусства не жалели денег даже в самые сложные периоды истории. На этой основе возникла крупнейшая художественная коллекция петербургского Эрмитажа.

Архитектура

Русское барокко

В творчестве крупнейших русских архитекторов XVIII столетия были воплощены лучшие национальные традиции русского зодчества, обогащенные мировым наследием. Самой крупной фигурой в архитектуре XVIII века был Варфоломей Растрелли. Он родился в Италии, в семье скульптора. Вместе с отцом 16-летним юношей приехал в Россию. Он был автором крупнейших дворцовых ансамблей, построенных в Петербурге и его пригородах: Зимнего дворца, Большого дворца в Петергофе, Большого Екатерининского дворца в Царском Селе, дворца Строгановых, Смольного монастыря, Андреевской церкви в Киеве. Они были выполнены в стиле барокко, для которого характерно обилие внешнего и внутреннего убранства зданий, обилие лепных украшений, растительный орнамент.

В. Растрелли. Зимний дворец В. Растрелли.Большой дворец в Петергофе
В. Растрелли. Большой Екатерининский дворец в Царском Селе,   В. Растрелли. Дворец графа Строганова
В. Растрелли. Здание Смольного монастыря   В. Растрелли. Андреевская церковь в Киеве

 

Русский классицизм

В архитектуре, как и в литературе, классицизм проявился, прежде всего, в ориентации на античную, т.е. древнегреческую и древнеримскую традицию. Строгость форм, наличие портиков и колоннад, сдержанный колорит – таковы характерные черты этого стиля.

Основоположником русского классицизма был Василий Иванович Баженов. По его проектам были построены Дом Пашкова в Москве, Царицынский дворцовый ансамбль под Москвой, Михайловский замок в Петербурге, несколько церквей. Характерной особенностью его творчества было то, что он первым предложил органично вписывать сооружения в пейзаж или городскую среду.

 

В. Баженов. Дом Пашкова в Москве   В.Баженов. Царицыно
  В. Баженов. Михайловский замок в Петербурге     В. Баженов. Внутренний двор Михайловского замка

 

Матвей Федорович Казаков был помощником и учеником Баженова. По его проектам были возведены здания Сената в Московском Кремле, Московского университета, Галицинской и Павловской больниц, дом-усадьба Демидовых, Петровский дворец. Он создал одно из известнейших и красивейших зданий Москвы - дом князей Долгоруких, переданный затем Дворянскому собранию (Дом Союзов).

 

М. Казаков. Здание Сената в Московском Кремле   М. Казаков. Здание Сената в Московском Кремле
М. Казаков. Московский университет   М. Казаков. Петровский дворец
М. Казаков. Дом-усадьба Демидовых   М. Казаков. Дом-усадьба князей Долгоруких

 

Иван Егорович Ста ров известен реконструкцией Александро-Невской лавры, строительством ряда усадеб под Петербургом. Однако самым крупным и известным его произведением стал Таврический дворец с множеством богато убранных помещений, зимним садом. Он был построен по заказу Екатерины II в подарок Г.А. Потемкину за героические победы, одержанные им в ходе русско-турецких войн.

 

И. Старов. Александро-Невская лавра   И. Старов. Таврический дворец

 

Особенностью архитектуры второй половины XVIII века стало развитие ансамблевой застройки не только столичных площадей, но и губернских и уездных городов. В центре всегда были административные здания – губернаторский дворец, здание суда, собор, театр, больница, гимназия, библиотека. Города были центрами культуры.

Художественная культура XVIII века нагляднее всего свидетельствовала о том, что Россия за короткий срок превратилась не только в великую державу, но и в одну из крупнейших и признанных культурных центров Европы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...