Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возникновение философии в Греции. Милетская школа.




Философия, и её предмет и роль в обществе. Основные разделы философии.

Термин философия – любовь к мудрости. Впервые употребил Пифагор, как сфера знаний использовалась Платоном. Философия ­– это форма общественного сознания обучение об общих принципах бытия, познания, об отношении человека к миру. Рассматривает законы развития природы, общества познания и мышления. Вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место человека в этом мире.

Философия включает в себя вопросы:

Что представляет из себя мир в целом? По каким законам он развивается, каково место человека в мире? Познаваем ли мир и как соотноситься материя и сознание? Наряду с мифологией и религией философия является одним из основных типов мировоззрения. Более того философия ­– это теоретический уровень мировоззрения. Характерная особенность философского объяснения действительности это универсализм. Т.е. философия стремиться найти всеобщие или универсальные принципы развития материального и духовного мира.

Функции философии.

1. Мировоззренческая. Она связана с абстрактно теоретическим объяснением мира..

2. Методологическая выступает как общее учение о методе как совокупность наиболее общих методов сознания и освоения действительности.

3. Прогностическая. Подразумевает формирование гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания человека и окружающего мира.

4. Аксиологическая – любая философская система содержит в себе оценку исследовательского объекта с точки зрения различных ценностей.

5. Социальная. Объясняет социальную жизнь и способствует ее духовному и материальному прогрессу.

2. Основной вопрос философии. Его различные трактовки.

Первая сторона основного вопроса философии отвечает на вопрос что является определяющим (первичным) – материальное начало или духовное. Два направления: Гностицизм и агностицизм. Гностицизм утверждает, что мир познаваем, а агностицизм – непознаваем.

Материализм и идеализм как мировоззренческие системы.

Материализм – это филе направление, которое решает основной вопрос философии в пользу материи. Согласно материализму первичная материя это природа. Осознание и мышление – это свойства материи (осознанно относиться к окружающей природе) материализм признает, что материя никем не сотворена и существует вечно. Материя и её свойства могут адекватно отражаться в человеческом сознании. Т.е. согласно материализму – мир познаваем. Материалистическое учение известно до н.э. В основном они были развиты в античной философии. Примером является философское учение Демокрита. Существовал и в древнеиндийской философии, но не так развит.

В средние века происходило вытеснение материализма средневековым идеализмом. Материализм в то время существовал в виде учения авероизма, в последующее время происходило развитие материализма 17-18 вв. – механический материализм. Все процессы и явления объяснялись с точки зрения механики.

Развитие материализма в 19 веке связано с немецкими философами Марксом и Энгельсом. Развили материализм, включив в него принципы диалектики. Они являлись основоположниками диалектического материализма. Соответственно этапом исторического развития материализма различают три его основных вида:

1. Стихийный

2. Механический

3. Диалектический

Идеализм – это философское направление, которое решает философский вопрос в пользу духа и сознания. Существует два вида идеализма: объективный (утверждает, что существующий мир существует реально и объективно, независимо от воли и сознания людей – Платон, Гегель, Соловьев). Субъективный – окружающий мир такой, какой мы его видим и осознаем. Т.е. он зависит от нашего сознания (Фихте и Юм).

История развития.

Идеологические учения были известны ещё с древности. Древнеиндийская философская система веданта. Свое дальнейшее развитие в средние века, где преобладал религиозный вариант идеализма. В период нового времени 17-19 вв. они интенсивно развивались в трудах немецкой классической философии Кант, Гегель, Фихте, Фейербах.

Возникновение философии в Греции. Милетская школа.

Фалес.

Считается, что именно Фалес установил не своим светом. Разработал календарь, определил продолжительность года в 365 дней и разделил год на 12 30-дневных месяца. Внес определенный вклад в развитие геометрии. Первоосновой всего Фалес считал воду. Т.е. Фалес считал, что произошло из воды. Вода и все что произошло одушевлены. Считал, что мир полон божеств.

Анаксимандр.

Полагал, что если в мире существуют различные стихии (вода, земля, воздух, огонь) и они превращаются друг в друга, то у них есть нечто общее, которое само по себе не является ни водой, ни огнем, ни землей, ни воздухом. Таким общим началом Анаксимандр считал апейрон – нечто беспредельное, которое бесконечно и неопределенно. Апейрон вечен, неуничтожим и находится в движении. Согласно Анаксимандру жизнь зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. Первые живые существа жили в море, а потом они вышли на сушу. Ввел в практику солнечные часы, занимался астрономией и математикой.

Анаксимен.

Первоначалом всего он считал воздух. По мнению Анаксимандра все возникает из воздуха через его разряжения и сгущения. Разряжаясь воздух становиться огнем. Сгущаясь воздух образует ветер, облака, воду и землю. Солнце – это земля, которая раскалилась от быстрого движения. По мнению Анаксимена, Солнце, Земля и другие небесные тела парят в воздухе. Движение небесных тел происходит под воздействием космического ветра. При этом он указал, что звезды находятся дальше Луны и Солнца. Он признавал существование богов, и их возникновение объяснял из воздуха.

8. Философия Пифагора.

Считал основой всего число. Согласно Пифагору числа это фундамент, который образует порядок во вселенной и обществе. Все возникает согласно числу. Поэтому изучать природу надо через познание чисел. Основой всех чисел Пифагор признавал единицу, которую он считал четно-нечетным числом. Такой подход способствовал развитию математики из эмпирической практики в теоретическую науку. Пифагором и его последователи были заложены основы целого ряда наук: астрономии, математики, медицины. Пифагор был сторонником учения о переселении душ. Он считал, что душа человека претерпевает несколько перевоплощений. Целью является освобождение души от необходимости перерождаться. Катарсис – очищение для тела и для души. Очищение для тела происходит по средствам вегетарианства, а очищение души происходит через постижение гармонии и космоса. Ему принадлежит учение о гармонии сфер. По его мнению, каждая планета производит монотонный звук той или иной высоты. И совместно все эти звуки образуют гармоничную мелодию.

9. Философия Гераклита.

Гераклит выдвинул идею о всеобщем движении. Гераклит считал, что все в мире движется и ничто не находится в покое. Движение – это наиболее общая характеристика процесса мировой жизни. В основе движения, в основе всех изменений лежит борьба противоположностей. В процессе борьбы противоположности переходят одна другую. Холодное в теплое, темное в светлое и т.д. Постоянное движение, изменение, борьба противоположностей обусловливают относительность всех вещей. Первоначалом всего Гераклит считал огонь. Все предметы, все явления природы возникают из огня и, исчезая, снова превращаются в огонь. Логос – всеобщий закон и космический разум. Все в космосе совершается согласно логосу.

Философия Демокрита.

Демокрит считал, что все существующее состоит из атомов и частиц. Атомы – неделимые частицы. Атомы соединяются и образуют вещи. Когда атомы разъединяются, разрушаются и вещи. Кроме атомов есть и пустота. Она должна обязательно существовать т.к. без нее не было бы возможности перемещения атомов. Атомы обладают свойством движения. Движение передается по средствам столкновения атомов. Но при этом он указывал, что первого импульса, положившего начало движению, никогда не было. При этом Демокрит считал, что сами атомы не содержат пустоты. Они совершенно плотные, непроницаемые и неизменные. Внутри атомов не происходит никаких движений. По внешнему виду атомы бывают шарообразными, угловатыми, крючкообразными и др. Кроме этого Демокрит выдвинул метод о причинно следственной связи – в мире все взаимосвязано. Каждое явление, каждое действие имеет свою причину. Каждое следствие какой-то причины является причиной другого следствия. Демокрит отрицал случайность.

Теория познания Демокрита. В теории познания Демокрит выделяет два вида познания – темное и истинное. Темное – познание посредствам чувств. К темному познанию относятся зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Истинное – познание посредствам мысли. Только этот вид познание приводит к истине. Например, атомы и пустота лежат за пределам чувственного познания, и открыть их можно только в результате размышления.

Учение Демокрита о человеке. Демокрит понимал человека как материальное существо, как и весь живой мир. Согласно Демокрита человек отличается от животных тем, что он получил больше теплоты, т.к. материя из которой состоит его тело, является более чистой и лучше впитывает в себя теплоту. У человека есть душа, которая, как и тело состоит из атомов. Душа все время обменивается своими атомами с окружающей средой через дыхание. Выдох означает, что душа стремится покинуть тело и частично из него вырывается. При вдохе человек возвращает атомы души обратно. Источник слуха – сгущение воздуха.

Философия Сократа.

В центре его внимания находится проблема человека. Изучение природы, космоса, мироздания поиски первоначала мира Сократ считал бесполезным занятием. Таким образом, Сократ резко меняет предмет философии с природы на человека. При этом Сократ рассматривал человека с этических позиций, как этическое существо. Учение Сократа получило название этический рационализм. С точки зрения Сократа добродетельными людей делает знание добра и зла. Добро – это следствие знаний. Делать добро можно лишь зная, в чем оно состоит. Важным так же является вопрос о соотношении философии Сократа с философией софистов. Сократ был учеником софистов, но сам он софистом не был. Софисты считали, что нет объективных норм, не существует объективных истин. А раз нет объективной истины, то можно считать истиной то, что тебе выгодно. Сократ напротив считал, что существует объективная истина. Люди могут иметь разное мнение, но истина от них не зависит.

Философия Платона.

Антология. Платон делил мир на материальный и идеальный. Мир вещей и мир идей. Идеи – это высшие сущности невидимые для человека. Они неизменны и вечны. Мир идей – это высший прекрасный истинный мир. Подлинное бытие. Согласно Платону существуют идеи разных видов. Есть идеи естественных и искусственных тел. Идеи четырех стихий. Идеи видов живых существ. Идеи действий, идеи эмоций и т.д. Высшей идеей является идея блага. Она источник истины гармонии, добра, справедливости. Идея блага подобна солнцу. То что в материальном мире является солнцем в идеальном – благо. Мир материи это лишь отблеск, тень мира идей. Материальный мир не истинный. Каждая вещь согласно Платону – это соединение идеи этой вещи и материи. Все идеи – идеи пользы. Болезнь – отсутствие идеи здоровья.

Теория познания Платона

Когда душа вселяется в тело, она забывает о мире идей. Процесс познания – это вспоминание душой идей. Платон выделял виды знаний:

1. Совершенно достоверное знание –знание идей, которое получается до вселение души в тело.

2. Знание, близкое к достоверному. Это знание чисел и основанных на них науках.

3. Мнимое знание. Это эмпирическое опытное знание вещей чувственно воспринимаемого мира. Это знание опирается на чувственное восприятие, в котором нет истины.

17. Учение о субстанции Б. Спинозы и Г. Лейбница.

Субстанция означает некое первоначало, т.е. то, что лежит в основе всех вещей. Согласно Спинозе субстанция – это то, что является причиной самой себя. Это Бог, отожествляемый с природой (пантеизм). Это не Божественная личность, а безличная духовная сущность выступающая причиной всего бытия. Субстанция имеет два важнейших атрибута – мышление и протяженность. Все остальное это только видоизменение субстанции. К ним Спиноза относит предметы и живые существа. Эти видоизменениями Спиноза называет модусами. Модусы зависят от божественной субстанции.

Лейбниц выдвинул учение о множественности субстанций. Субстанции Лейбниц называл монадами. Монада – нечто вроде атома, но понимаемого в духовном смысле. Монады неделимы, активны и нематериальны. Воспринимаются монады только разумом. В монадах вследствие их активности происходит постоянная смена внутренних состояний и это ведет к их развитию. Лейбниц выделяет два различных вида причин развития:

1 – действующие причины. Они порождают преобразования в соединениях монад.

2 – целевые причины – внутренние причины развития отдельных монад.

Уровень развития монад неодинаков. Низшие монады – обладают только способностью к восприятию. 2 – монады-души. Они имеют чувства и способны к четким представлениям. 3 – монады-духи. Они обладают разумом.

Невидимые и не воспринимаемые монады образуют видимые и воспринимаемые предметы. В своем непрерывном развитии они образуют иерархическую цепь тел. 1 – минералы, 2 – растения, 3 – животные, 4 – человек, 5 – Бог. Лейбниц первым среди философов нового времени выдвинул идею всеобщего развития в природе.

18. Социально-философские концепции Нового времени. Т. Гоббс, Дж. Локк.

Томас Гоббс. Он рассматривает общество в двух состояниях. Естественное – до государственный период, 2 – с появлением государства. В первом состоянии люди находились в состоянии войны всех против всех. Каждый делал, что хотел и никто не был в безопасности. Согласно Гоббсу человеком руководят два основных стремление к наживе. И стремление к безопасности. Стремление к наживе толкает людей к войне все против всех. А стремление к безопасности и явилось стимулом создать государства. Теория общественного договора. Люди отдали часть своей неограниченной свободы в пользу государства в лице монарха. Т.е. главное назначение государства – обеспечение безопасности граждан.

Гоббс считал, что природа человека антисоциальна. А общества и государства – это вынужденные искусственные образования.

Дж. Локк. Он так же сторонник теории общественного договора, и так же выделяет два состояния общества. Естественное и гражданское. Естественному состоянию соответствуют естественные права человека. Это право на жизнь, на свободу, собственность, защиту этих прав. Эти права являются неотъемлемыми. Эти естественные права Локк переносит в гражданское состояние человека. При этом Локк отмечает, что в обществе свобода человека не может быть безгранична. Она ограничена разумом и законами. Такое ограничение – благо для человека. Т.к. без закона нет свободы и нет прав человека. Локк один из первых предложил разграничить ветви власти. Законодательную и исполнительную.

Философия И. Канта.

Творчество Канта делится на два периода: докритический и критический. В первый период Кант в основном занимался естествознанием. Теория происхождения солнечной системы. Согласно Канту наша планета образовалась из некой туманности, которая состояла из мельчайших частиц вещества. Эту туманность сотворил Бог, но в планетную систему она трансформировалась естественным путем. Позднее такую же теорию создал французский ученый Лаплас. Теория Канта-Лапласа. Другая проблема, интересовавшая Канта – можно ли доказательно рассуждать о сверхопытных предметах. Кант пришел к выводу, что такие явления нельзя ни доказать ни опровергнуть.

Критический период творчества Канта посвящен вопросам гносеологии, этики и социальной философии.

Кант поставил вопрос об особенностях и возможностях человека как субъекта познания. Кант ставит вопрос возможно ли полное объективное знание об окружающем мире. Согласно Канту существуют так называемые сущности и явления. еще он их называет вещи-в-себе и вещи в нас. Первые относятся к трансцендентному миру, или к трансцендентной сфере. А вещи для нас относятся к трансцендентальной сфере. Трансцендентная сфера – выходит за пределы возможностей нашего познания. А трансцендентальная – в области, которую можем постигнуть. Мир явлений, это то, что доступно нашему рассудку.

Учение Канта об априорных знаниях, т.е. знаниях доопытных. К таким знаниям Кант относил пространство и время.

Моральный закон, который состоит из двух правил:

1. Поступай так, чтобы правила твоего поведения могли лечь в основу всеобщего законодательства;

2. Не используй людей как средства для достижения своих целей.

Социально философские воззрения Канта. Права и свободы человека могут быть обеспечены благодаря воли всего человечества. При этом каждый должен подчиняться правовым законам. Социальная свобода состоит в следованиям законам, которым должны подчинятся все члены общества. Лучшая форма организации политической власти общества – это парламентская республика.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...