Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объективный идеализм Гегеля.




1. Одно из основных достижений Гегеля – разработка целостного учения о законах и категориях диалектики. Диалектика у него понимается как учение о развитии, единстве и борьбе противоположностей. Противостояние противоположностей – причина развития по Гегелю. Противоположности заключены как в абсолютной идее так и в ее порождениях –природных вещах. Гегель вывел три закона диалектики:

1) Закон единства и борьбы противоположностей;

2) Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;

3) Закон отрицания отрицания.

Важнейшее место в философской системе Гегеля занимает учение об абсолютной идее (учение об абсолютном духе). Абсолютная идея обладает к способности саморазвития и самопознания. В своем развитии абсолютная идея проходит ряд стадий. Сначала абсолютная идея существует сама по себе, до того как ей были порождены природа и человек. На следующей стадии абсолютная. идея самореализуется в многообразии природы. Природу Гегель понимает как систему ступеней где каждая выходит из предыдущей. При этом эволюционную теорию Гегель отвергает. Т.к. по его теории развивается не природа, а ее источник или основа, т.е. абсолютная идея. На следующей стадии абсолютная идея самораскрывается в истории человечества. Гегелевское понятие идеи близко к понятию Бога, но в отличии от Бога абсолютная идея саморазвивается. Вне человека до его появления она существует как внутренняя закономерная необходимость.

В учении об объективном духе рассматриваются вопросы истории человечества, а так же права и морали. Объективный дух – это историческая жизнь человечества в ее объективной закономерности. В ней проявляется хитрость абсолютного разума, который позволяет людям действовать в соответствии со своими личными частными интересами, но, в то же время, реализует свою изначальную цель. Исторический процесс Гегель определяет как прогресс духа в реализации свободы. Стадии:

1 Восточное общество. Здесь прогресс духа в реализации свободы минимален. Свободен один человек (восточный деспот).

2 Античное общество. Свободна часть населения.

3 Общество современное Гегелю. Прогресс духа достигает максимальной стадии (свободны все). В учении Гегеля так же есть понятие субъективных дух. В учении о субъективном духе рассматривается человек и его сознание.

Антропологический материализм Фейербаха.

Развивая учение о материи, Фейербах отмечает, что материя существует вечно и ни от кого не зависит. При этом сам термин материя Фейербах не использует, а заменяет его термином природа. Материализм Фейербаха носит антропологический характер. По мнению Фейербаха, философия должна в центр своего исследования ставить человека. По мнению Фейербаха, человек представляет из себя существо, которое гармонично сочетает в себе духовные и природные качества. Фейербах отмечал, что человек – существо материальное и духовное.

Гносеология Фейербаха. В этой теории Фейербаха. рассматривает проблему познания с позиции сенсуализма и эмпиризма. Познающий субъект получает информацию из окружающего мира благодаря ощущениям. Ощущения дают импульс к работе мышления.

Атеизм и критика религии. Ф. писал, что философия и религия – это взаимно исключающие друг друга мировоззрения. Ф. указывал на то, что Бог – это выдумка человека. Не Бог создал человека, а человек придумал Бога. По мнению Ф. религия препятствует человеку к переустройству жизни в лучшую сторону.

Характеристика философии 19-20 веков.

Примерно с середины 19 века философия начинает претерпевать значительные изменения. Их причинами явились социально-исторические процессы этого периода, ряд научных открытий, а так же особенности философского мышления нового времени. В классической европейской философии 17-го начала 19-го века господствовала рациональная парадигма (некий эталон решения каких-то вопросов). Её главный принцип – принцип разумности бытия. Предполагалось, что природа и общество устроены разумно и управляются разумными законами. Преобладало убеждение, что эти законы познаваемы человеком с помощью разума или чувственного опыта. Философы не сомневались, что, используя полученные знания можно заставить природу служить человеку, а общество и человека разумно усовершенствовать. Но действительность как научная, так и социально-историческая оказалась намного сложнее и неоднозначнее. В силу этого классический рационализм начал рушиться. Начались активные поиски новых идей, подходов и концепции миропонимания. Именно в этот период зарождаются новые философские направления:

1 Критика и отказ от классического рационализма.

2 Продолжение рационалистической традиции.

3 Синтез классической рациональной философии, различных научных и религиозных теорий на основе эзотерической (учение со скрытым смыслом) философии.

1 линия проявилась в возникновении таких направлений как философия жизни, экзенциализм, интуитивизм. В этих направлениях на первый план выходят различные иррациональные понятия и явления (интуиция, воля, жизнь смерть, страх, вина, бессознательное и т.д.)

2 линия проявилась в возникновении и развитии таких направлений как марксизм и позитивизм.

3 линия появилась в развитии таких направлении как Агни йога, теософия и др.

Позитивизм.

Возник в середине 19 века. Основатель позитивизма Огюст Конт, который так же является основателем социологии как самостоятельной науки. Конт написал работу «Курс позитивной философии». Здесь он пишет, что необходимо радикально переосмыслить философию. Необходимо создать новую философию. Надо отказаться от решения вопросов, с которыми имеет дело традиционная философия. Эти вопросы Конт называл метафизическими. Например, в чем смысл жизни? Что есть мир в целом? Бессмертна ли душа? и т.д. Т.е. это такие проблемы, которые невозможно решить с помощью опытов, экспериментов, измерений и наблюдений. Конт отмечал, что эти вопросы пытаются решить в течение тысячелетий, но не могут, т.к. эти вопросы вообще решить нельзя. А раз их решить нельзя – значит, от их решения надо отказаться. Новая философия не имеет дело с метафизическими проблемами. Эта философия принципиально отличается от традиционной. Конт отмечал, что для полного целостного познания действительности недостаточно отдельных дисциплин. Необходимо находить связи между отдельными науками. Создать систему наук. Раскрывать связь отдельных наук и должна новая философия. Самые общие закономерности должна исследовать философия, а менее общие – более узкие научные дисциплины.

Марксизм.

Основоположники марксизма являются немецкие философы Маркс и Энгельс. Предпосылками марксисткой философии явились немецкая классическая философия (прежде всего идеи Гегеля и Фейербаха), английские учения, французский утопический социализм (Фурье, Сен-Симон), естественно научные открытия того времени. Опираясь на материализм Фейербаха и диалектику Гегеля, Маркс и Энгельс создали диалектический материализм.

Считали, что материя первична к сознанию. Она существует вечно, и никем не создавалась. Она является единственной субстанцией. Сознание это свойство высоко организованной материи. Оно возникает на высших стадиях эволюции природы. Развитие природы человека и общества подчиняется законам диалектики. Природа в своем развитии проходит множество последовательных стадий. Высшая, из которых стадия разумной жизни. Таким образом, развитие человека объясняется естественными причинами.

Социально-философский аспект Марксизма. Важное место занимает проблема отчуждения. Маркс рассматривает проблему отчуждения человека в обществе, где господствует частная собственность. Маркс выделяет несколько видов отчуждения, и главным видом отчуждения является экономическое или отчужденный труд. Он возникает в ситуации, когда один вынужден работать на другого. Причина – частная собственность. Процесс обратный отчуждению – это процесс присвоения человеком своей родовой сущности. Когда частная собственность устранена, труд становиться свободным, творческим, и превращается в средства саморазвития человека. Другая идея Маркса – это обоснование социально-практической сущности человека. Маркс отходит от метафизической позиции Фейербаха и рассматривает человека как существо деятельное. Человек преобразует природу и себя самого. В практической деятельности человека ведущая роль отводится производственной деятельности. Она определяет уровень развития и тип организации общества. Такие типы организации обществ Маркс называет общественно экономическими формациями. В общем виде организация общественно-экономических формаций следующая:

- доклассовое общество;

- классовое общество;

- бесклассовое общество.

При более детальном подходе классификация выглядит следующим образом. Во-первых, Маркс выделял:

- первобытно-общинную формацию;

- рабовладельческую формацию;

- феодальную формацию;

- капиталистическая формация;

- коммунистическая формация.

Основу экономической формации составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем развития производительных сил и производственных отношений. При этом производительные силы играют определяющую роль. Само понятие формация Маркс заимствовал из современного ему естествознания, в котором этим понятием обозначались определенные структуры, связанные по разным признаком.

Экзистенциализм.

Это иррационалистическое направление философии. Возник в начале 20-го века в России, а, затем, в Германии и Франции, а позднее в других европейских странах. Общие концептуальные идеи следующие:

Подлинная реальность, заслуживающая внимание философии – это существование человека. Человек сначала существует (живет, мыслит, действует) и в процессе этого обретает свою сущность. Свою сущность как и цель жизни человек выбирает сам. Свою сущность, свою экзистенцию человек осознает в критических состояниях (пограничные ситуации).

Жизнь абсурдна и бессмысленна.

В экзестенционализме выделяется два направления:

- религиозное (Бердяев, Ясперс и др.);

- атеистическое (Сартр, Камю, Хайдеггер).

Карл Ясперс

Главная цель философии – помочь человеку понять себя и свое место в мире. Это достигается с помощью философской веры. С помощью рассудка, науки человек не может найти смысл жизни. Наука лишена ценностной ориентации и исключает многие важные проблемы. Познать свою сущность, свою экзистенцию человек может, находясь в кризисе, пограничной ситуации между жизнью и смертью. Важнейшим понятием философии Ясперса является так же коммуникация. Т.е. способность воспринимать экзистенцию других людей (духовное взаимопонимание между людьми). Большое внимание Ясперс выделяет изучению исторического процесса. Объяснению истории Ясперс относит религиозный характер. Человеческая история однажды имела свое начало и, однажды, она закончится. Историческое развитие управляется божественным провидением. Значительное место здесь Ясперс относит философской вере, которая должна сыграть свою роль в интеграции народов(примирение и объединение). Философская вера возникла в осевое время, когда в Греции, Индии, Китае формировались крупные учения, и происходило становление философии.

Философия Мартина Хайдеггера

Человек – главный объект философского познания. Надо познавать бытие, существование, экзистенцию человека. Он задавался вопросом что является главной характеристикой экзистенции человека, ответ – ее конечность. Неизбежная смерть – самый несомненный факт человеческого существования. Существование ограничено во времени. Поэтому понятие времени занимает важнейшее место в философии Хайдеггера. Его работа «Бытие и время». Но время для Хайдеггера, это не физическое, а психологическое явление. Человек переживает прошлое, настоящее и будущее в своем сознании. Поэтому все временные измерения тесно переплетены в сознании человека. Большинство людей, по его мнению, не замечают своего трагического существования. Люди находятся в ситуации, которую экзистенциалисты называют неподлинным существованием. Такое положение мешает людям понять их истинную экзистенцию, с ее неминуемым завершением, смертью, переходом в ничто.

Жан Поль Сартр

В своем творчестве он рассматривает понятие свободы, а так же сущность и существование. Свобода является для Сартра основной особенностью экзистенцию. Человеку присуща свобода выбора действий, той или иной линии поведения. Свобода налагает на человека ответственность за свои поступки. Сартр считает, что никакие обстоятельства не могут помешать человеку сделать тот или иной выбор. По выражению Сартра человек обречен на свободу. Если человек не борется против зла, значит он добровольно с ним соглашается.

Пропустил пару строк

Т.е. никто не предписывает человеку его сущность. Человек творит себя сам и несет ответственность за свой выбор.

Альберт Камю

В своем творчестве рассматривает проблему смысла жизни и в связи с ней поднимает проблему самоубийства. Задается вопросом, стоит ли жизнь труда быть прожитой. Жизнь абсурдна и бессмысленна, но она должна быть прожита. При этом он указывает, что не стоит этого доказывать.

И Камю и Сартр большое значение предавали пограничным ситуациям. Когда человек задумывается о смысле жизни и осмысливает свою подлинную экзистенцию. Таким образом, мировоззрение экзистенциалистов пронизано пессимизмом. В центр философии они поставили личность призывали делать свободный выбор и нести за него ответственность.

Философия жизни.

Это неоднородное явление. Его представителей объединяет интерес к феномену жизни, которая понимается не столько в биологическом, сколько в философском смысле.

Представители: Шопенгауэр, Ницше, Швейцер.

Родоначальником философии жизни считается Шопенгауэр. Свое учение он изложил в работе «Мир как воля и представление». Он понимал волю как первоначало мира. Воля – это вечная иррациональная сила. Она бессознательно и не имеет разумных целей. Воля – это причина активности и изменений в мире. На уровне животного мира воля проявляется как воля к жизни. У человека она получает наибольшее развитие. При этом воля к жизни заставляет человека страдать. Воля к жизни является причиной несчастий человека. Учение Шопенгауэра о воле к жизни во многом сходно с учением буддизма.

В целом, мировидение Шопенгауэра пессимистично. Мир наполнен злом бессмысленностью и несчастьем. Мир человека наихудший из возможных.

Фридрих Ницше

Основу учения составляют учения о воле к власти, учение о сверхчеловеке и идея кризиса цивилизации, и ее критика. Центральное понятие «волю к жизни» Ницше трансформирует вволю к власти, которая понимается как универсальная сила присущая всему бытию. Вся жизнь стремится к власти. Т.е. к доминированию и самоутверждению.

Важнейшее место занимает учение о сверхчеловеке. Здесь Ницше заимствовал древние учения о превращении обычного земного человека в высшее духовное существо. Но в сознании Ницше совершенный богочеловек представился в виде сильного, но аморального существа. Белокурая бестия. Сверхчеловека характеризует развитая воля к власти, способность покорять и повелевать, так же свобода от моральных предписаний, делающих человека, по мнению Ницше слабым. С другой стороны Ницше пишет, что сверхчеловек стремиться к духовному развитию, развитию своей индивидуальности, свободной воли. Его отличают величие духа и высота устремлений. Таким образом, учение Ницше учение о сверхчеловеке противоречиво.

Общество, по мнению Ницше, поражено разложению и упадкам. В этом Ницше обвиняет Христианскую религию. Вместе с тем самого Христа он называл самым благородным человеком. Ницше проводит различие между Иисусом и христианством. Вместе с ним умерло его учение, переродившись в церковь.

Альберт Швейцер

Исходный принцип своего учения Швейцер выразил в тезисе «я жизнь, которая хочет жить среди жизни». Отсюда Швейцер выводил основной этический принцип преклонения перед жизнью, требующий сохранения и совершенствования жизни. Преклонение перед жизнью по мысли Швейцера, должно стать основой для обновления человечества, выработки норм универсальной космической этики. Критерием развития культуры Швейцер считал уровень гуманности, достигнутый обществом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...