Понятие социализации личности
Психология личности человека воплощает в себе то общее, что роднит его с другими людьми и придает ему индивидуальность. Она возникает и развивается у каждого человека прижизненно, что связано с его социализацией, под которой понимается процесс усвоения (от момента рождения и до конца жизни) и активного воспроизводства в особенностях своей личности и поведении опыта, накопленного человечеством и воплощенного в достижениях современной цивилизации Психологическое развитие человека, ограниченное только врожденными, генетическими предпосылками и механизмами, выражается в возрастных изменениях и физиологии центральной нервной системы. Это ограничиваемые психофизиологической сферой, изменения таких психологических особенностей человека, как чувствительность, эмоциональность, активность, выраженность и сила психических процессов, скорость их протекания и превращений, сбалансированность активизирующих и тормозящих механизмов, работоспособность психики, психофизиологическая устойчивость и т.п. Не требует доказательств заключение, что эти особенности не имеют выраженной социальной значимости и не играют сколько-нибудь заметной роли в социализации личности. Важнейшее значение для становления личности и приобретения ею социального облика имеют взгляды и убеждения по вопросам жизни в обществе, отношения к общечеловеческим ценностям, нормам морали и права, отношения к другим людям и самому себе, характер потребностей и интересов, к удовлетворению которых стремится человек, отношение к производительному труду, к участию в усилиях общества по улучшению условий жизни и др. Все эти особенности не присущи психике человека с рождения, не возникают сами собой. Это психологические новообразования, формирующиеся прижизненно, требующие приложения усилий, заботы, совершенствования. Человек не рождается коммунистом или либералом, ученым или бизнесменом, рабочим или министром, коллективистом или индивидуалистом, правозащитником или преступником. Он становится тем, кто он есть в результате прижизненного социально-психологического развития. Поэтому ведущую роль в социализации человека играет психологическая и педагогическая социализация: образование, воспитание, обучение, интеллектуальное развитие человека и соответствующие прижизненные влияния, воздействия, зависимости, закономерности.
Содержанием психологической социализации Главным содержанием психологической социализации выступают: Возникновение и развитие у личности основных (базовых) социально-значимых свойств; Возникновение и развитие социально-психологических свойств,обнаруживающихся при непосредственном контакте с социальной средой, регулирующих отношения с ней и выполнение различных социальных ролей; Психологическое развитие, сопровождающее педагогическую социализациюи связанное с формированием образованности, воспитанности, обученности личности. По социально значимым направлениям также выделить другие психологические аспекты социализации личности: политической, патриотической, гражданской, нравственной, правовой, культурной, образовательной, экономической, профессиональной, демократической, гуманистической и др. Социализация носит системный характер не только в силу тех причин, о которых шла выше речь, но и потому, что все объекты социально-психологической природы – личность, малая группа, большие общности, общество, человечество – системны по природе и находятся в иерархически-системных отношениях друг с другом Более мелкие выступают элементами, подсистемами более крупных. Системные свойства последних оказывают сильнейшее влияние на более мелкие. Например, психология малой группы, как выражаются, является «сколком» психологии той большой, в которую она включена. Так, психология студенческой группы или педагогического коллектива школы, обладая индивидуальностью, одновременно несет на себе и нечто общее, присущее всем студенческими группам и педагогическим коллективам, имеющимся в данном регионе и даже стране в целом. То же относится к психологии личности. На ней фокусируются социально-психологические влияния, исходящие, Никогда нельзя понять в полной мере психологию личности, малой группы, большой общности, даже общества, если рассматривать их изолированно, словно вырванными из живого системного социального организма. Надо всегда рассматривать их включенность в более широкую социальную сферу, понять взаимосвязи и влияния ее с ней. Только так можно до конца и правильно понять, почему у членов данной группы – большой или малой – присутствуют именно эти, а не иные мнения, настроения, ценностные ориентации и прочее, и как можно повлиять на них.
Перед каждым входящим в самостоятельную жизнь человеком, вокруг него огромный арсенал достижений человеческого ума, творений рук, упорного труда, уроков жизни, успехов и страданий предшествующих и живущих поколений людей. Появившись на свет, он застает их готовыми и воплощенными в богатстве знаний, учений, книг, методов познания, обилие объектов, созданных людьми (производства, техника, транспорт, связь, строительство, быт, сервис, искусство, развлечения и пр.), уроков истории и прожитых по-разному жизней, социальных отношений, общественного устройства, норм поведения, способов его регулирования, знаний и советов родителей, старших, учителей и пр. и т.п. Может быть, допустимо сравнение этой реальности с огромным магазином «социальных товаров». Что выберет из него для себя данный индивид, что сделает своей «психологической собственностью» – это зависит от особенностей социальных условий его жизни, открывающих доступ к богатству «социальных товаров», но обязательно и от него самого, от его активности, определяемой выбором на основе уже имеющихся у него запасов знаний о мире и жизни, уже начинающих складываться интересов, отношений, желаний, позиций.
Поэтому процесс и продукты социализации каждого индивида, то, что становится принадлежащим его сознанию, способностям, отношениям, – это изначально всегда берущееся и взятое имот других, от человечества, от общества. Продукты социализации, превратившие его в личность, это не только и даже не столько то, что сделала с ним жизнь, но то, что сделал с собой он самв уготованных для него другими объективных условиях. В принципиально одинаковых условиях у разных людей социализация нередко протекает со значительными различиями, и личности получаются разные. Так бывает, например, даже в семье где несколько детей. То, что каждый из них индивидуально своеобразен – это норма. Но бывают существенные социальные различия: один становится трудолюбивым, второй бездельником, первый – честным человеком, второй – аморальным типом и определяется это собственным активным выбором,который далеко не всегда бывает правильным. При одинаковых вроде бы внешних условиях для разных индивидов их социально-психологическая подоплека может сильно различаться, что определяется опять-таки во многом активностью и выбором каждого, и, как следствие, будут различаться процессы и результаты их социализации. Таким образом, социализацию нельзя понимать только как воздействие социальных условий на человека. Она – процесс и продукт его активного отношения к ним. Человек не только объект, но и субъект своей собственной социализации, своей судьбы, своих успехов. Непосредственныефакторы, влияющие на процесс социализации, связаны с системным социально-психологическим феноменом, известным под название образ жизни человека. Это – целостная микросистема, в которой сплетены воедино все описанные выше факторы и влияния: и материальные условия, и круг людей, с которыми человек постоянно общается, и его собственная активность, слитая в единый социально – психологически воздействующий на него комплекс. Это индивидуальный микромир, вобравший в себя сфокусировавший все человечество, все общество, всю политику, всю экономику, все высокие идеалы в их индивидуализированную для данного человека «правду жизни», то, что реально он видит вокруг, что реально определяет именно его жизнь. Важно оценивать, как этот микромир влияет на социализацию человека, попытаться усовершенствовать его, стимулировать активность человека по изменению и созданию благоприятного для себя образа жизни. Многое зависит от того, примеряется ли человек с образом жизни, «засасывается» ли им, приспосабливается к нему, одобряет его или пытается сменить, изменить, сломать. Очень психологична марксистская формула: обстоятельства в такой же степени творят человека, в какой он творит обстоятельства.
Структурно социализация разных людей протекает в своей основе примерно одинаково. Каждый человек овладевает речью, с помощью ее развивается человеческое мышление, усваиваются знания, навыки, умения, складываются привычки, отношения к людям и происходящим событиям, возникают жизненные цели, интересы, увлечения, осваиваются социальные роли сына или дочери, мужа или жены, отца или матери, обучающегося, специалиста и т.п. Но весь вопрос в том – каковы они по содержанию, по качественным особенностям,что это за интересы, какие привычки и др.? Каково качественное своеобразие сформировавшейся в социальном отношении личности? Мера успешности процесса и продуктов социализации – это степень соответствия их критериям современной человеческой цивилизованности, реализации человеком своих индивидуальных возможностей в жизни, самоутверждения среди людей и как члена общества. Поэтим критериям люди, имея и нечто общее, различаются существенно, обнаруживая себя в качестве индивидов. Индивидуальность не противоречит критерию социального совершенства личности, а напротив, выступает одним из важных показателей его, если в ней нет ничего, что противопоставляет индивида другим людям и их сообществам (например, агрессивность, жестокость, маниакальность, крайний индивидуализм и эгоизм, бескультурье, паразитизм и др.). По показателям меры и критериям социализации выделяются разные типы личностей. Социализация человека протекает как единство стихийного и регулируемого, неосознаваемого и осознаваемого. Преобладание стихийности всегда чревато задержками и деформациями в социализации. В условиях современных противоречивых и нередко негативных процессов в развитии российского общества преобладание стихийности особенно нетерпимо и не допустить такого хода развития обязан каждый, желающий достойно прожить жизнь.
Процесс и результаты социализации более успешны при определенных социально-психологических условиях. Основные из них: •свобода выбора личностью самосоциализации в сочетании с ответственностью «за последствия выбора; • выбор доступно-напряженного психологического склада жизни. Легкий путь с преобладающими развлечениями, бездельем, «расслаблениями» приводит, как правило, к дефектам в социализации и даже асоциальным деформациям личности. Такой выбор психологически облегчен, привлекателен, в подростковом июношеском возрасте кажется безобидным, а его малопродуктивное и опасности для самой личности, ее самореализации и самоутверждения не осознаются; • повышение уровня осознанности выбора путей и способов самосоциализации, оказания помощи в осуществлении такого выбора в подростковом и юношеском возрасте, когда многим из-за отсутствия жизненного опыта и беспечно-завышенной самооценки трудно сделать правильный выбор; • включение социализирующейся личности с раннего детского возраста в постепенно расширяющуюся и интенсифицирующуюся активность по освоению социального опыта; • регулирование процесса социализации созданием благоприятной социальной среды там, где влияния на личность имеют решающий характер (в семье, в учебном, трудовом, коллективе). Важно, чтобы психологическая атмосфера этой среды привлекала, притягивала к себе, а не отталкивала или выталкивала; • обеспечение динамичности жизни в группах, членом которой выступает социализирующаяся личность, повышения уровня ее социальной зрелости, участия в активной борьбе за достижение общественно значимых результатов. Социализация более эффективна в совершенствующейся социальной среде. Условия, господствующие в определенный отрезок времени в обществе, придают процессу социализации его граждан определенные черты одинаковости, что закономерно приводит к возникновению в обществе социально-психологического типа личности, преобладающего среди его граждан. Общество, порождая определенный тип, само становится его «заложником»: личности определенного типа сильно влияют на развитие общества на 30- 50 лет вперед, положительно или отрицательно в зависимости от присущих типу достоинств или недостатков. Общество может в ближайшие десятилетия стать лучше, если сегодняшние условия в массе порождают социально-психологический тип граждан, превосходящий по своим социально значимым достоинствам тип личности старшего поколения. Современная российская действительность характерна разнотипностью, отсутствием преобладающего типа личности среди граждан, выступает одной из причин социальных напряжений в обществе и сложностей его развития в последние 10-15 лет. Особенности социализации молодого поколения в эти годы – продукт не очень благоприятных для него социальных условий и резкого возрастания стихийности социализации. Формирующийся среди молодежи и части взрослого населения новый социально-психологический тип личности неоднозначен, но среди его разновидностей распространен такой, про который нельзя сказать, что он совершеннее формировавшегося в предшествующие десятилетия. Такое положение предопределяет и сложности, с которыми столкнется в ближайшие десятилетия новое общество, должное быть болеесовершенным, чем прежнее. В целом общество нуждается в осмыслении значимости социализации населения и особенно молодого поколения. Необходимо принятие комплексных мер на федеральном, региональном и местном уровнях по преодолению преобладающей стихийности и устранению негативных явлений в общественной жизни, психологически негативно сказывающихся на формирующийся социально-психологический тип личности, социализацию отдельных групп и граждан.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|